Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ MICROSOFT EXCEL В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ MICROSOFT EXCEL В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
690
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная таблица / табличный процессор / Microsoft Excel / адрес ячейки / формула / стандартные функции / spreadsheet / table processor / Microsoft Excel / cell address / formula / standard functions

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Монгуш Марьям Маадыр-Ооловна, Тугар-Оол Эрес Чкаловович

В данной статье авторы делятся своим опытом применения в профессиональной деятельности табличного процессора на примере Microsoft Excel. Современные электронные таблицы позволяют применять многочисленные средства автоматизации решения задач, которые содержат формализуемые данные. Основное назначение табличного процессора – автоматизация расчѐтов в табличной форме. В ячейки таблицы можно вносить данные, типом которых могут быть числа различных форматов, текст, логические величины, формулы, функции. Формулы при изменении исходных данных позволяют моментально производить пересчѐт, выводить в соответствующей ячейке новый результат и изменить вид графического его представления. Табличный процессор позволяет автоматизировать процесс обработки формализованных данных, осуществлять сложные вычисления, анализировать их и представлять в наглядном виде (графики, диаграммы). Эти возможности позволяют активно применять электронные таблицы почти во всех сферах деятельности человека, в частности, в профессиональной деятельности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MICROSOFT EXCEL IN THE TEACHER’S PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article the authors share their experience of using a spreadsheet processor in their professional activities on the example of Microsoft Excel. Modern spreadsheets allow the use of numerous automation tools for solving problems that contain formalized data. The main purpose of a tabular processor is to automate calculations in tabular form. You can enter data into the table cells, the type of which can be numbers of various formats, text, logical quantities, formulas, functions. Formulas, when changing the source data, allow you to instantly recalculate, output a new result in the corresponding cell and change the appearance of its graphical representation. The tabular processor allows you to automate the process of processing formalized data, perform complex calculations, analyze them and present them in a visual form (graphs, diagrams). These capabilities allow you to actively use spreadsheets in almost all areas of human activity, in particular, in the professional activity of a teacher.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ MICROSOFT EXCEL В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

УДК 004.43:37

doi 10.24411/2221-0458-2022-95-16-26

ПРИМЕНЕНИЕ MICROSOFT EXCEL В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Монгуш М.М., Тугар-оол Э.Ч.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE USE OF MICROSOFT EXCEL IN THE TEACHER'S PROFESSIONAL

ACTIVITY

M.M. Mongush, E.Ch. Tugar-ool Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье авторы делятся своим опытом применения в профессиональной деятельности табличного процессора на примере Microsoft Excel. Современные электронные таблицы позволяют применять многочисленные средства автоматизации решения задач, которые содержат формализуемые данные. Основное назначение табличного процессора - автоматизация расчётов в табличной форме. В ячейки таблицы можно вносить данные, типом которых могут быть числа различных форматов, текст, логические величины, формулы, функции. Формулы при изменении исходных данных позволяют моментально производить пересчёт, выводить в соответствующей ячейке новый результат и изменить вид графического его представления. Табличный процессор позволяет автоматизировать процесс обработки формализованных данных, осуществлять сложные вычисления, анализировать их и представлять в наглядном виде (графики, диаграммы). Эти возможности позволяют активно применять электронные таблицы почти во всех сферах деятельности человека, в частности, в профессиональной деятельности преподавателя.

Ключевые слова: электронная таблица; табличный процессор; Microsoft Excel; адрес ячейки; формула; стандартные функции

In the article the authors share their experience of using a spreadsheet processor in their

professional activities on the example of Microsoft Excel. Modern spreadsheets allow the use

of numerous automation tools for solving problems that contain formalized data. The main

purpose of a tabular processor is to automate calculations in tabular form. You can enter data

16

into the table cells, the type of which can be numbers of various formats, text, logical quantities, formulas, functions. Formulas, when changing the source data, allow you to instantly recalculate, output a new result in the corresponding cell and change the appearance of its graphical representation. The tabular processor allows you to automate the process of processing formalized data, perform complex calculations, analyze them and present them in a visual form (graphs, diagrams). These capabilities allow you to actively use spreadsheets in almost all areas of human activity, in particular, in the professional activity of a teacher.

Keywords: spreadsheet; table processor; Microsoft Excel; cell address; formula; standard functions

В 1979 году была создана первая электронная таблица VisiCalc. Её разработали американские студенты Дэн Бриклин и Бобом Фрэнкстон для осуществления простейших табличных расчётов. После появления VisiCalc разными фирмами были выпущены другие электронные таблицы с более развитыми функциями и возможностями. К ним относятся SuperCalc, Lotus 1-2-3, Quattro Pro и Microsoft Excel [1].

В настоящее время в Тувинском государственном университете (далее -ТувГУ) для обучения студентов используется электронная таблица Excel американской корпорации Microsoft (MS), которая входит в состав офисного пакета Microsoft Office. Табличный процессор Microsoft Excel работает под управлением операционной системы Windows.

Основными причинами использования электронной таблицы Microsoft Excel в процессе обучения являются:

- удобный и понятный пользовательский интерфейс;

- наличие в ней обширных стандартных функций расчётов;

- возможность автоматического пересчёта формул при изменении входных данных;

- не требует квалификации программиста;

- способы ввода информации и методы работы с электронной таблицей интуитивно понятны пользователю;

- представление информации в виде таблицы, ячейки которой имеют свои адреса;

- удобное воспроизведение число-вых и других операций в столбцах и строках;

- наличие так называемых мастеров построения диаграмм на основе табличных данных и многое другое.

В арсенал инструментов MS Excel входят следующие компоненты:

- вычислительные функции,

- финансовые операции,

- математические формулы,

- средства статистики,

- средства вариации и анализа данных в виде логических функций,

- средства быстрого построения итоговых таблиц,

- средства вставки графической информации.

- диаграммы,

- средства вывода на печать и т.д.

На занятиях преподаватели кафедры информатики ТувГУ используют табличный процессор для таких целей как:

1. Проверка знаний обучающихся по определённой теме в виде тестов, кроссвордов и т.п.;

2. Создание журнала успеваемости;

3. Формирование различного вида отчётности и наглядного её представления;

4. Составление учебной нагрузки преподавателя;

5. Составление карточки учебных поручений;

6. Совместная работа над одним файлом с общим доступом и т.д.

Рассмотрим коротко некоторые пункты из вышеперечисленного списка, раскрывая подробности только в отдельных моментах.

Проверка знаний студентов с помощью, например, кроссворда

Кроссворд является одним из видов контрольно-измерительных материалов. Можно изобрести разные способы осуществления проверки отгадывания ответов, составить различные критерии оценивания. Приведём один из вариантов составления кроссворда.

Проверка полученных знаний у студентов может осуществляться по любой теме. Например, по теме «Устройство компьютера». Фрагмент построенного в табличном процессоре кроссворда показан на рисунке 1.

Р18

А В С D Е F G H 1 J К L M N О Р Q R S Т и V W X Y

1 3

2 По горизонтали

3 1 1, Устройство для вывода инф оргаации

4 2 2. Устройство для ввода информации

5 По вертикали

S 3. Маленькая программа для управления тем ил и иным устройство м

7

8

Рис. 1. Фрагмент построенного в Microsoft Excel кроссворда

Принцип построения кроссворда Шаг 1. На одном из листов

следующий: (например, на «Лист 1») MS Excel

построить сетку кроссворда (рис. 1) и введённого текста, нужно построить

рядом написать вопросы по горизонтали такую же сетку. После этого в

и по вертикали. соответствующие ячейки нужно ввести

Шаг 2. На втором листе (например, формулы (Таблица 1). на «Лист 2»), для проверки правильности

Таблица 1. Формулы в соответствующих ячейках

Адрес ячейки Формула

C3 =ЕСЛИ(Лист1!С3="М";"М";"?")

D3 =ЕСЛИ(Лист1!С3="О";"О";"?")

E3 =ЕСЛИ(Лист1!С3="Н";"Н";"?")

F3 =ЕСЛИ(Лист1!С3="И";"И";"?")

G3 =ЕСЛИ(Лист1!С3="Т";"Т";"?")

Y3 =ЕСЛИ(Лист1!С3="О";"О";"?")

I3 =ЕСЛИ(Лист1!С3="Р";"Р";"?")

Шаг 3. Аналогично шагу 2 необходимо ввести в ячейки формулы (Таблицы 2 и 3).

Таблица 2. Формулы в соответствующих ячейках

Адрес ячейки Формула

G3 =ЕСЛИ(Лист1Ю3="К";"К";"?")

Ю =ЕСЛИ(ЛистШ3="Л";"Л";"?")

В =ЕСЛИ(ЛистШ3="А";"А";"?")

J3 =ЕСЛИ(ЛистШ3="В";"В";"?")

ю =ЕСЛИ(Лист1!K3="И";"И";"?")

L3 =ЕСЛИ(Лист1! L3="A";"A";"?")

M3 =ЕСЛИ(Лист1!M3="Т";"Т";"?")

N3 =ЕСЛИ(Лист1!N3="У";"У";"?")

O3 =ЕСЛИ(Лист1!O3="Р";"Р";"?")

P3 =ЕСЛИ(Лист1! H3="A";"A";"?")

Таблица 3. Формулы в соответствующих ячейках

Адрес ячейки Формула

I2 =ЕСЛИ(ЛистШ2="Д";"Д";"?")

I3 =ЕСЛИ(ЛистШ3=мРм;мРм;м?м)

I4 =ЕСЛИ(ЛистШ4=мАм;мАм;м?м)

I5 =ЕСЛИ(ЛистШ5=мИм;мИм;м?м)

I6 =ЕСЛИ(ЛистШ6=мВм;мВм;м?м)

I7 =ЕСЛИ(ЛистШ7=мЕм;мЕм;м?м)

I8 =ЕСЛИ(ЛистШ8=мРм;мРм;м?м)

Шаг 4. На третьем листе (например, показан на рис. 2. В тех ячейках, где на «Лист 3») создать сетку. Пример сетки стоят нули, должна быть введена

следующая формула для ячеек С3-13: формуле после Лист2! также меняются =ЕСЛИ(Лист2!С3="?";0;1). В данной буквы С3-13.

СЗ • f* =ЕСЛИ (Лист2! СЗ-0; 1)

А В С D Е F G н 1 J к L М N О р а R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1

2 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1

3 i| 0 .4 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 0

4 1 1 1 1 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

5 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1

6 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1

7 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1

8 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1

Э

10 0

Рис. 2. Сетка для подсчёта баллов

Шаг 5. Аналогично в тех ячейках, в Шаг 6. В следующие ячейки нужно

которых стоят нули вводится формула ввести соответствующие формулы =ЕСЛИ(Лист2!Ячейка="?";0;1), где (Таблица 4):

ячейка - это соответствующий адрес ячейки.

Таблица 4. Формулы в ячейках

Лист Адрес ячейки Формула

3 Я3 =ПРОИЗВЕД(С3 :I3)

3 Я4 =ПРОИЗВЕД^4:Р4)

3 111 =ПРОИЗВЕД(12:18)

3 Я12 =CyMM(R3:R4;I10)

2 Р10 =Лист3Ш2

2 Р11 =ЕСЛИ(Р10>=1;3;ЕСЛИ(Р 10>=2;4;ЕСЛИ(Р10>=3 ;5)))

Результат угадывания кроссворда показан на рисунке 3.

А В С D Е F G н 1 J К L М N О Р Q R S Т и V W X Y

1 3

2 д По горизонтали

3 1 М О Н И Т О р 1. Устройство для вывода инф оргаации

4 2 К л А В и А т У Р А 2. Устройство для ввода информации

5 Й По вертикали

6 В 3. Маленькая про грамма для управления тем ил и иным устройство м

7 Е

8 Р

9

10 Количество правильных ответов 3

11 Оценка 5

Рис. 3. Результат угадывания кроссворда 20

После составления кроссворда листы MS Excel, где находятся формулы для подсчёта баллов, защитить от изменения содержимого листа, выполнив следующие команды:

1. Выбрать нужный лист.

2. Вызвать контекстно-зависимое меню выбранного листа, установив указатель мыши на имени листа щелчком правой кнопки мыши (Рис. 4).

Вставить...

[^3 ^алить

Переименовать

Переместить или скопировать,,,

С^ И но дн ый текст

Защитить л ист...

Двет ярлычка ►

Скрыть

Показать—

л, Выделить все листы ^ л*

Рис. 4. Контекстно-зависимое меню выбранного листа

3. Выбрать пункт меню «Защитить лист».

4. Ввести пароль, например, 123 (Рис. 5).

Рис. 5. Окно для ввода пароля 5. Для подтверждения пароля, нужно повторно ввести придуманный ранее пароль.

Подтверждение пароля Введите пароль еще раз:

X

ВНИМАНИЕ! Способа узнать забытый пароль не существует. Рекомендуется составить спиаок паролей и имен соответствующим книг и листов и хранить его в надежном месте, Помнитег что в паролям различаются прописные и строчные буквы.

OK

Отмена

Рис. 6. Окно повторного ввода пароля

6. Возможен вариант скрытия листа. Для этого нужно выполнить команду «Скрыть» в вызванном контекстно-зависимом меню листа (Рис. 4).

Составление одного из вариантов электронного журнала успеваемости

В деятельности преподавателя определённый интерес при

использовании табличного процессора представляют их встроенные

стандартные функции, которые можно дополнить своими пользовательскими.

Также современные электронные таблицы обладают широкими

графическими возможностями при наглядном представлении числовой информации.

Так как основным назначением компьютерной программы MS Excel является автоматизация расчётов данных, представленных в табличной форме, приведём пример её применения для такого ведения документации

преподавателя, как электронный журнал об успеваемости обучающихся (Рис. 7).

Модель электронного журнала преподавателем составляется в удобном

и наглядном для себя виде, в котором учтены все необходимые данные,

подлежащие автоматическому расчёту. Основной шаблон этой модели журнала разработан и используется одним из авторов данной статьи много лет. В начале учебного семестра преподаватель показывает студентам электронный журнал, объясняет, обсуждает с ними все требования, которые они должны выполнять в течение учёбы по указанной дисциплине. Ознакомление с

требованиями, с их различными условиями, должно настроить студентов на достижение успешных результатов обучения.

На рисунке 7 представлен один из вариантов создания и ведения электронного журнала, содержащий информацию об успеваемости студентов по одной дисциплине.

Прямоугольниками с границами синего цвета выделены те области, которые можно редактировать. Остальная область вне прямоугольников защищена от случайного изменения, а возможно и от несанкционированного доступа.

Из большого количества стандартных функций программы Excel понятной и самой полезной является логическая функция ЕСЛИ, так как с её помощью происходит проверка заданного условия (логического выражения), затем выбор и исполнение того или иного действия в зависимости от истинности этого условия. Условие по

своему составу может быть как простым (одно условие), так и сложным (несколько простых условий,

объединённых логическими функциями И или ИЛИ).

Для построения более сложных проверок функция ЕСЛИ может использоваться как вложенная функция, то есть она может включать в себя несколько функций ЕСЛИ. Так, в созданном журнале для отображения результатов набранных студентом баллов, влияющих на оценку дифференцированного зачёта, была создана следующая формула:

=ЕСЛИ(И(СЧИТАТЬПУСТОТЫ^ 27)=0; CyMM(P27;T27;Y27)>6); СРЗНАЧ (P27;T27;Y27);

ЕСЛИ(ИЛИ(ПРАВСИМВ(В27;1)="ч"; ПР АВСИМВ(В27;2)="лу"); "не явился"; "не явилась"))

В данном случае логическая функция является вложенной и составлены сложные условия. На рисунках 8, 9 и 10 выделены аргументы (параметры) применённой функции ЕСЛИ. Для этого в режиме редактирования ячейки или в строке формул нужно щёлкнуть мышкой на название интересующей функции. При этом на экране появится панель, содержащая её синтаксис. На этой панели, щёлкая мышкой по аргументам

выбранной функции, можно увидеть их выделенными курсором редактирования.

тест2 балл за ТЕСТ Зачёт с оценкой

100 5 балл оценка

90 5 4,0 ЕЕЙПШи( СЧИТАТЫТУ СТО ТЫ (W2 7)=0 ;СУММ(Р2 7;Т2 7;Y2 7 )>б) Я

69 3 3,0 СР ЗНАЧ(Р2 7;Т2 7;Y2 7) ;ЕС ЛИ(ИЛИ(ПРAB СИМВ(В2 7; 1 )="ч"; ПРАВСИМВ(В27;2)="лу");,,не явился";"не явилась"))

92 5 5,0

80 4 4,0 л ЕСЛИ (лог выражение: [значение если —-1—*- истина]; [значение_если_ложь]] |

Рис. 8. Аргумент функции ЕСЛИ - «Логическое выражение»

тест2 балл за ТЕСТ Зачёт с оценкой

100 5 балл оценка

90 5 4,0 =ЕС ЛИ(И( СЧИТАТЫТУ ( :TOIbI(W27)=0;CyMM(P27;T27;Y27)>6); С ЛИ(ИЛИ(ПРАВ СИМВ (В2 7; 1)="ч"; );"не явился";"не явилась"))

69 3 3,0 CP3HA4(P27;T27;Y27)IK

92 5 5,0 ПРАВ СИМВ (В2 7;2 )=" лу"

80 4 4,0 ЕСЛИ (л о г выражение; [значение если истина]!; [значение если ложь]) |

Рис. 9. Аргумент функции ЕСЛИ - «Значение_если_Истина»

тест2 балл за Зачёт с оценкой

100 5 ТЕСТ балл оценка

90 5 4,0 -ECffli(H(CLniTATbnyCTOTbI(W27)—0;СУА'Ш(Р27;Т27;У27)>6);

69 3 3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

92 5 5,0 |пРАВСИМВ(В27;2)="лу");"не явился";"не явилась

80 4 4,0 ЕСЛИ(лог выражение; [значение если истина]; [значение если ложь]] ]

Л А г- г f\ Гт^-1

Рис. 10. Аргумент функции ЕСЛИ - «Значение_если_Ложь»

В рассматриваемом примере условие состоит из логической функции И, содержащей два параметра (Рис. 8). Данная функция возвратит значение ИСТИНА, если в результате вычисления всех её параметров получится значение ИСТИНА. Если в результате вычисления хотя бы одного из параметров получится значение ЛОЖЬ, то эта функция возвратит тоже значение ЛОЖЬ.

Параметрами являются условия, которые можно сформулировать в виде следующих вопросов: сколько пустых ячеек в заданном диапазоне и превышает ли сумма значений в трёх указанных ячейках число 6? Если пустых ячеек не найдено, то есть их количество равно нулю, и сумма в трёх ячейках оказалась больше заданного числа, то в ячейке будет отображаться результат

вычисления среднего арифметического

значения указанных ячеек (Рис. 9). В противном случае будет выполняться вложенная функция ЕСЛИ (Рис. 10).

Таким же образом, как и выше, можно выделить аргументы вложенной функции ЕСЛИ (Рис. 11, Рис. 12, Рис. 13).

Рис. 11. Аргумент вложенной функции ЕСЛИ - «Логическое выражение»

Рис. 12. Аргумент вложенной функции ЕСЛИ - «Значение_если_Истина»

Рис. 13. Аргумент вложенной функции ЕСЛИ - «Значение_если_Ложь»

Во вложенной функции ЕСЛИ проверяется окончание (суффикс) отчества обучающегося, чтобы по определившемуся его биологическому полу вывести соответственно одно из двух сообщений - «не явился» или «не явилась».

В рассматриваемом примере конкретные фамилии, имена и отчества студентов заменены на абстрактные слова, но суффиксы или слова в тувинских отчествах перечислены: «евна», «овна», отображение в ячейке соответствующего

«ична», «уруу», «кызы», «евич», «ович», «ыч», «оглу». Первые 5 из перечня определяют женский пол, остальные -мужской пол, который заканчивается буквой "ч" или буквами «лу» [2]. Сравнивая эти буквы с результатами выполнения текстовой функции ПРАВСИМВ, которая возвращает с правого конца текстовой строки заданное количество символов, реализовано

полу сообщения о неявке на зачёт по указанной дисциплине.

Для вывода оценки

дифференцированного зачёта по пятибалльной шкале логическая функция ЕСЛИ в данном электронном журнале содержит три вложенных функций ЕСЛИ.

Одним из способов наглядного представления данных в табличном

процессоре является условное форматирование. С её помощью можно изменять оформление ячеек в зависимости от находящихся в них данных. В рассматриваемом примере задано несколько условных

форматирований, например, для каждой

Библиографический список

1. Википедия : [сайт]. - URL: https: //m.wikipedia.org/wiki/Электронная_т аблица (дата обращения: 12.05.2022). -Текст : электронный

2. Сувандии, Н. Д. Становление фамилий и отчеств в тувинском языке. - Тамбов : Грамота, 2015. - № 12 (54). - С. 171-173. -URL:

https://www.gramota.net/artides/issn_1997-2911_2015_12-1_46.pdf (дата обращения: 13.05.2022). - Текст : электронный.

оценки зачёта установлен определённый цвет отображения в ячейке.

В данной статье были вкратце рассмотрены возможности применения табличного процессора на примере MS Excel в профессиональной деятельности преподавателя.

References

1. [online] Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Electronic table (access date: 12.05.2022) (In Russian)

2. Suwandii N.D. Formation of surnames and patronymics in the Tuvan language. Tambov: Diploma, 2015. No. 12 (54). pp. 171-173. [online] Available at: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2015_12-1_46.pdf (access date: 13.05.2022) (In Russian)

Монгуш Марьям Маадыр-ооловна, старший преподаватель кафедры информатики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: mmmnadya 1@yandex.ru

Тугар-оол Эрес Чкаловович, старший преподаватель кафедры информатики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: teresch1@rambler.ru

Maryam M. Mongush, Senior Lecturer of the Department of Informatics, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: mmmnadya1@yandex.ru

Eres Ch. Tugar-ool, Senior Lecturer of the Department of Informatics, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: teresch1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 1.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.