Научная статья на тему 'Применение методов психологической диагностики для определения текущего состояния профессионально важных качеств моряков'

Применение методов психологической диагностики для определения текущего состояния профессионально важных качеств моряков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая диагностика / профессиональные компетенции / профессиональноважные качества / моряки / sailors. / psychological diagnosis / professional competence / important professional skills

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панков Игорь Иванович, Смягликова Анастасия Петровна, Окунев Василий Николаевич

В статье поднимается вопрос ценности использования психологических методов диагностики в ходе процедуры отбора кандидатов для работы на судах как способа определения их уровня профессионально важных качеств. Авторы описывают первые результаты работы по данному направлению, а также обозначают возможности и перспективы применения профессиональной психологической диагностики в комплексе с традиционным подходом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панков Игорь Иванович, Смягликова Анастасия Петровна, Окунев Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT METHODS AS MEASURE OF CURRENT STATE OF SAILOR’S IMPORTANT PROFESSIONAL SKILLS

The article addresses the value of psychological diagnostic methods as the way of determining professionally important qualities of individual seafarers in the process of recruiting them for sea service. Authors report on the initial results and highlight potential and prospects of further use of psychological diagnostic methods in line with the traditional approach.

Текст научной работы на тему «Применение методов психологической диагностики для определения текущего состояния профессионально важных качеств моряков»

УДК 62-05 И. И. Панков,

директор, ЧОУ «Учебно-тренажерный центр «Совкомфлот»;

Санкт-Петербург, Россия;

А. П. Смягликова,

педагог-психолог, ГУМРФ имени адмирала С. О.Макарова,

Санкт-Петербург, Россия;

В. Н. Окунев,

канд. техн. наук, доц., помощник генерального директора, ООО «СКФ Арктика»,

Санкт-Петербург, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ МОРЯКОВ

PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT METHODS AS MEASURE OF CURRENT STATE OF SAILOR’S IMPORTANT PROFESSIONAL SKILLS

В статье поднимается вопрос ценности использования психологических методов диагностики в ходе процедуры отбора кандидатов для работы на судах как способа определения их уровня профессионально важных качеств. Авторы описывают первые результаты работы по данному направлению, а также обозначают возможности и перспективы применения профессиональной психологической диагностики в комплексе с традиционным подходом.

The article addresses the value ofpsychological diagnostic methods as the way of determining professionally important qualities of individual seafarers in the process of recruiting them for sea service. Authors report on the initial results and highlight potential and prospects offurther use ofpsychological diagnostic methods in line with the traditional approach.

Ключевые слова: психологическая диагностика, профессиональные компетенции, профессиональноважные качества, моряки.

Key words: psychological diagnosis, professional competence, important professional skills, sailors.

Н

ЕОБХОДИМОСТЬ повышения надежности человека как элемента комплексной системы управления предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам моряков и эффективности процедуры отбора кандидатов для работы на судах. Решение этой задачи требует от судоходных компаний и индустрии в целом совершенствовать систему профессионального отбора плавсостава и внедрять в практику современные методы психологической диагностики, позволяющих определять текущее состояние профессионально важных качеств (ПВК) моряка. Под ПВК здесь понимается совокупность ряда когнитивных и личностных характеристик, которыми должен обладать моряк для успешного функционирования в рамках заданных профессиональных компетенций [1], [2].

В соответствии с программой инновационного развития ПАО «Совкомфлот» (СКФ) на период 2011-2015 гг., включающей, в том числе, создание единой профессиональной школы подготовки рядового и командного состава с учетом профессиональных, психофизиологических и личностных качеств моряков, на базе частного образовательного учреждения «Учебно-тренажерный центр «Совкомфлот» совместно с Государственным университетом морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ) в июле 2014 г. была создана лаборатория психологического сопровождения профессиональной деятельности плавсостава. Основной задачей лаборатории

C33

Выпуск 4

|Выпуск4

на данном этапе является обеспечение возможности проведения комплексной профессиональной психологической диагностики плавсостава, позволяющей:

- определять текущее состояние ПВК у моряков;

- внедрять программы развития ПВК плавсостава как на этапе получения профессионального образования (в ГУМРФ или в УТЦ СКФ), так и в условиях работы на судах группы компаний;

- разрабатывать методические рекомендации по кадровой работе с учетом профессиональных, психофизиологических и личностных качеств моряков (профотбор, аттестация, назначение на вышестоящие должности).

Первым шагом в работе лаборатории стало проведение психологического тестирования курсантов ГУМРФ перед прохождением ими плавательской практики в 2014-2015 учебном году. Цель тестирования - выявить курсантов наиболее расположенных по своим личностным характеристикам к морской профессии.

В качестве основных параметров, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, были определены характеристики следующих качеств:

1) внимание (концентрация, переключаемость, помехоустойчивость);

2) мышление (оперативность, гибкость, скорость переработки информации);

3) коммуникативность (умение работать в команде, конфликтность);

4) индивидуальные характерологические особенности (способность к прогнозированию, стиль принятия решений, эмоциональные особенности состояния) [3].

Инструментом для выявления заявленных характеристик выступила психодиагностическая система (ПДС) «ЮНИПРО» (свидетельство о государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) № 2013660981 от 26.11.2013 г.). Система была разработана по заказу Группы компаний «Совкомфлот» в 2013 г. Фондом «Транспортная безопасность» с участием НОУ ВПО «Высшая школа психологии» в рамках научно-исследовательской работы по теме «Исследование и создание отвечающих современным требованиям программнометодических и диагностических средств инструментального измерения и оценок ПВК и ПНК моряков при профотборе и аттестации».

Для проведения психологической диагностики курсантов были использованы следующие методики: стандартизированный многофакторный метод исследования личности по Л. Н. Соб-чик (СМИЛ), тест определения работоспособности по Э. Крепелину, методика профиля состояния по Майерс-Бриггс. С помощью пакета этих методик в период с ноября 2014 г. по февраль 2015 г. было протестировано 85 курсантов ГУМРФ, обучающихся на факультете навигации и связи на 3-м (76 % от общего числа тестируемых) и 4-м (24 %) курсе. Из них 93 % - юноши, 7 % - девушки. Средний возраст тестируемых составил 20 лет.

В ходе тестирования был составлен психологический портрет курсанта как человека в относительно равной степени обладающего чертами как интроверсии (11,7 баллов из максимально возможных 29), так и экстраверсии (16,8 баллов), с преобладающим сенсорным способом получения информации (23,9 баллов) в противоположность интуитивному (7,9 баллов), мыслительным типом принятия решений (20,6 баллов) против чувствующего (8,6 баллов) и превалирующей решающей жизненной позиции (19,9 баллов) в сравнении с созерцательной (9,4 баллов). Высокие показатели по методике СМИЛ, определяющие ведущий пик личности, были выявлены по шкале «оптимистичность» (64,6 баллов), что отражает активную жизненную позицию, уверенность, позитивную самооценку и высокую мотивацию достижений; а низкие - по шкале «интроверсия» (43,8 баллов), что свидетельствует об общительности, открытости и высокой способности адаптации к стрес-6 совым ситуациям. Коэффициент работоспособности равен 0,92 (при максимальном значении равном 1), что сигнализирует о наступлении определенного, но не критичного, уровня утомляемости в ходе выполнения монотонной деятельности.

Таким образом, в усредненном виде будущий выпускник ГУМРФ проявляет активную позицию, реалистичен, берет на себя ответственность за осуществляемые действия, склонен опираться на имеющийся опыт и использовать привычные способы решения проблем, предпочитает заранее

планировать свою деятельность, способен держать себя в руках в стрессовой ситуации, обладает высоким уровнем мотивации. Вместе с тем, возможны проявления затруднений и неэффективного поведения в неоднозначных ситуациях, упущение из виду изменений в окружающей обстановке, нетерпеливость и как следствие ошибки при длительных и монотонных работах.

Полученные психологические портреты курсантов были соотнесены с представленным в ПДС «ЮНИПРО» «средним портретом» фокус-группы, состоящей из 305 моряков СКФ (капитаны, старшие помощники капитана и старшие механики) для определения наиболее успешных претендентов среди учащихся.

На основе полученных результатов были составлены психологические заключения и разработаны рекомендации для круинговой компании ООО «Юником СПб», с учетом которых была набрана целевая группа из 15 человек для прохождения практики на судах Группы компаний «Совкомфлот» в 2015 г.

В заключение необходимо отметить, что психологическое тестирование может быть применено как при профотборе для выявления текущих профессионально важных качеств моряков, так и для совершенствования выявленных ПВК в ходе специализированных тренингов.

Список литературы

1. Даниленко А. А. Психологические основы управления на морском транспорте: учебник. — СПб. 2011. — 512 с.

2. Козик С. В. Профессионально важные качества судоводителя и их формирование: учебно-методическое пособие. — СПб., 2013. — 134 с.

3. Отчет к договору № БН от 1 августа 2012 / Фонд «Транспортная безопасность». — М., 2013. — 57 с.

C33

Выпуск 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.