Научная статья на тему 'Применение методов нематериального стимулирования труда к разработчикам в IT-проектах'

Применение методов нематериального стимулирования труда к разработчикам в IT-проектах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА / IT-КОМПАНИИ / РАЗРАБОТЧИКИ / DEVELOPERS / ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ / PRODUCTIVITY INCREASE / IT-ПРОЕКТ / IT PROJECT / МЕТОДЫ / METHODS / NON-MATERIAL STIMULATION OF WORK / IT-COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовский И. Д.

В статье раскрываются основные принципы и способы нематериального стимулирования труда персонала в различных организациях. Также подробно рассматриваются нюансы нематериального стимулирования труда в IT-проектах. Даётся обоснование какие методы нематериального стимулирования труда и почему следует применять, чтобы повысить заинтересованность, лояльность и производительность разработчиков в компании. Объясняется, что требуется разработчику для комфортной работы в IT-организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF METHODS OF INTANGIBLE LABOR SATISFACTION TO DEVELOPERS IN IT PROJECTS

The article reveals the main principles and methods of non-material incentives for staff in various organizations. Also in detail are considered the nuances of non-material incentives in IT projects. It gives a justification of what methods of non-material stimulation of labor and why should be applied to increase the interest, loyalty and productivity of developers in the company. It explains what is required for the developer to work comfortably in the IT organization.

Текст научной работы на тему «Применение методов нематериального стимулирования труда к разработчикам в IT-проектах»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА

К РАЗРАБОТЧИКАМ В ГГ-ПРОЕКТАХ

И.Д. Садовский, студент

Сибирский федеральный университет

Институт космических и информационных технологий

(Россия, г. Красноярск)

Аннотация. В статье раскрываются основные принципы и способы нематериального стимулирования труда персонала в различных организациях. Также подробно рассматриваются нюансы нематериального стимулирования труда в ^-проектах. Даётся обоснование какие методы нематериального стимулирования труда и почему следует применять, чтобы повысить заинтересованность, лояльность и производительность разработчиков в компании. Объясняется, что требуется разработчику для комфортной работы в ^-организации.

Ключевые слова: нематериальное стимулирование труда, ^-компании, разработчики, повышение производительности^-проект; методы.

Как гласит крылатое выражение: «Не в деньгах счастье». И с ним отчасти мы можем согласиться. Методов материального стимулирования труда в различных организациях существует не мало, и все они более-менее известны. Это оклады, надбавки, премии, бонусы и многое другое. Но в данной статье мы рассмотрим методы нематериального стимулирования труда, в частности осветим какие из примеров лучше всего будут действовать в 1Т-компании. Чем можно стимулировать работу 1Т-разработчиков?

Во-первых, мы должны определится с понятием, что такое нематериальное стимулирование труда. Под нематериальным стимулированием понимаются такие поощрения, которые не выдаются сотрудникам в виде наличных или безналичных средств [1]. Прежде всего данные поощрения направлены на повышение заинтересованности сотрудников работы в данной компании, повышение лояльности и производительности труда. Также стоить отметить, что некоторые методы нематериального стимулирования труда могут требовать материальных затрат, но по сравнению с материальным стимулирование, данные затраты будут малы, а также распределяются безадресно [2, 3].

Для начала рассмотрим основные методы, которые могут работать для компаний абсолютно различных областей:

- Своевременно поздравление сотрудников с различными праздниками, будь то дни рождения, общеизвестные или профессиональные праздники. Любому человеку будет приятно, что руководство помнит о нем и дружелюбно к нему настроено. Также не лишним будет, если со временем руководство узнает о человеке больше и будет поздравлять с датами, которые важны лишь для конкретного человека.

- Доска почета. В организации должно быть какое-либо публичное место на которое будут вывешены лучшие сотрудники компании, а также их заслуги; будет отлично если их достижения будут связаны с целями и планами компании.

- Обратной стороной доске почета можно ввести доску позора. На которой будут отмечаться сбои и промахи в работе отдельных сотрудников. Но следует отметить, что с данной идеей нужно быть осторожным, так как данная доска может, как мотивировать сотрудников не допускать чужих ошибок, так и наоборот заставить сотрудников, попавших на нее перестать верить в свои силы.

- Грамоты, кубки, вымпелы. Многим покажется, что это неважный пункт, но если компания достаточно большая, то обладание какой-либо отличительной вещью будет мотивировать как самого сотрудника получившего ее, так и заставлять других стремиться заполучить аналогичную вещь.

- Как известно на многих компаниях идет командная работа. Следовательно, одним из видов нематериального стимулирования может служить перевод сотрудника в лучшую команду. Это не означает, что он будет получать больше денег, но зато сотрудник будет осознавать, что он работает с лучшими людьми компании, а, следовательно, таковым и является.

- Назначение наставников новым кадрам. Если в начале карьеры человеку будет предоставлена полная и понятная информация о работе компании, а также помощь и советы по работе на начальном этапе, то все это повысит у сотрудника чувство защищенности и лояльности в компании.

- Очень важным пунктом можно считать предоставление привилегий отличившимся сотрудникам. Это могут быть абсолютно различные способы. Например, предоставление гибкого графика работы, или сотрудник сможет сам выбрать место в офисе. Вариантов может быть много, в зависимости от специфики работы. Но важно то, что каждый человек любит работать в комфорте.

- Примером нематериального стимулирования, требующего каких-либо затрат можно считать организацию питания за счет компании, предоставление проездных сотрудникам, у которых отсутствует личный транспорт, организация развлекательный мероприятий, корпоративов, предоставление медицинской страховки и так далее.

Теперь, когда мы имеем представление что такое нематериальное стимулирование труда, рассмотрим пример в отдельной области - 1Т. Основываясь на опыте разработки программных проектов, мы можем сказать, что из вышеперечисленных методов можно использовать все, но есть нюансы, которые очень полезно будет учесть руководству. Разработчики, программисты, верстальщики по своей натуре очень творческие и любознательные люди. Одной из важных особенностей их работы является участие в интересных им проектах. Каждый разработчик будет работать усерднее, а, следовательно, приносить большую прибыль компании, если руководство сможет периодически назначать его

на работу в инновационных, интересных разработчику проектах.

Участие в различных конференциях также стимулирует разработчика на активную мозговую деятельность. Отдельно можно выделить так называемые МееШр-ы. МееШр - это встреча специалистов в неформальной обстановке для обсуждения какой-либо темы или ряда тем. Коротко сущность МееШр-а можно описать в четырех словах: делай, учись, делись, меняй [4]. Под «делай» понимается то, что разработчик должен не сидеть и не ждать пока кто-то другой реализует возникшую у него в голове идею, а действовать и как можно скорее приступать к ее выполнению. «Учись», сфера разработки очень обширна, ни один специалист в мире 1Т не может знать всё, поэтому очень важно общение с людьми, которые могут научить его чему-то новому. «Делись» соответственно означает противоположное «учись». «Меняй», когда идея становится достоянием общественности, она приобретает совсем иную форму, которую можно потрогать и ощутить, а это означает что вы начали менять мир. Итак, обобщая, мы можем сказать, что участие в конференциях по типу МееШр-ов, вдохновляет разработчиков, а также позволяет набираться опыта, что является полюсом для любой 1Т -компании.

Стоит отдельно заострить внимание на уже рассматриваемом выше пункте. Это нематериальное стимулирование, требующего каких-либо затрат. В общем случае мы можем назвать это социальным пакетом. Для 1Т специалистов, будет актуально чтобы он включал:

- какой-либо абонемент в фитнес центр, так как работа разработчика в своей основе - сидячий образ жизни;

- ДМС (полис добровольного медицинского страхования) - один из самых популярных элементов соц. пакета среди ГГ компаний. Под полной оплатой ДМС понимается как простой ДМС от малоизвестной страховой компании, так и «навороченный» со стоматологией и прочими дополнительными и полезными процедурами. Частичная оплата - это когда сотруд-

нику предлагают внести за полис ДМС немного своих денег [5];

- Предоставление бесплатных проездных билетов будет приятным бонусом, так как специалисты в IT разработке - люди мобильные. Они могут начать работу дома, продолжить в кафе, а закончить в офисе, поэтому требуется постоянный доступ к какому-либо транспорту.

Также нельзя ни сказать про гибкий график работы. Все люди разные, и действительно, кто-то лучше работает днем, а кто-то вечером. Следовательно, давая возможность выбирать сотруднику, когда ему удобнее работать, вы резко увеличиваете его производительность, а также повышаете интерес к вашей компании. Данный пример отлично работает во многих гигантских IT- компаниях, например, как Google или Яндекс. В данных корпорациях человек может сам решать, когда и где ему

чтобы она была готова в определенные сроки. А удобные офисы с диванами и дополнительными элементами комфорта, обеспечивают приятную работу разработчику.

Из важных «мелочей» можно выделить наличие чая или кофе-машины в офисе, так как постоянная работа за компьютером требует периодической энергетической подзарядки.

Итак, в данной статье мы рассмотрели основные методы нематериального поощрения сотрудников, а также подробно углубились в ^ сферу. Стоит заметить, что для успешной мотивации, требуется взаимодействие материального и нематериального поощрения, так как не случайно в пирамиде А. Маслоу физиологические потребности являются первоочередными, а для их удовлетворения нужны материальные средства [6].

следует выполнять свою работу, главное,

Библиографический список

1. Нематериальное стимулирование // pmguide.info [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmguide.info/2012/02/blog-post_27.html .

2. Евдокимов И.В. Кадровое обеспечение внедрения SCADA-систем на предприятиях // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. -2005. - Т.1. - С. 116-119.

3. Евдокимов И.В. Информационные технологии в деятельности службы по подбору персонала / И.В. Евдокимов, А.Ш. Фаста // Социально-экономические проблемы развития трудовых отношений в инновационной России материалы Международной научно-практической конференции. - Омск: Омский государственный технический университет, 2015. - С. 81-86.

4. Долгополова И.В.Эффективность фирменного социального пакета: мнение сотрудников // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. -2015. - №1.

5. Что такое Meetup? // meetup.by [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://meetup.by/about-meetup.

6. Евдокимов И. В. Экономическое обоснование эффективности ИТ-проектов в регионе крайнего севера на основе метода Function points / И.В. Евдокимов, В.В. Макеев, В.В. Какташев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. -Т.2. №3. - С. 141-146.

APPLICATION OF METHODS OF INTANGIBLE LABOR SATISFACTION TO DEVELOPERS IN IT PROJECTS

I.D. Sadovsky, student

Siberian federal university

Institute of space and information technologies

(Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The article reveals the main principles and methods of non-material incentives for staff in various organizations. Also in detail are considered the nuances of non-material incentives in IT projects. It gives a justification of what methods of non-material stimulation of labor and why should be applied to increase the interest, loyalty and productivity of developers in the company. It explains what is required for the developer to work comfortably in the IT organization.

Keywords: non-material stimulation of work, IT-companies, Developers, productivity increase, IT project, Methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.