Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Сельскохозяйственные науки»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОНОМИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭТАП НАУЧНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОД НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / АГРОТЕХНИКА / AGRONOMY / SCIENTIFIC RESEARCH / STAGE OF SCIENTIFIC WORK / METHODOLOGY / SCIENTIFIC RESEARCH METHOD / AGRICULTURAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по Сельскохозяйственные науки, автор научной работы — Жамбурин Ж.Ж., Антропов В.А.

Научные устремления человека распространяются на окружающий мир, все сферы человеческой деятельности. Человек в этой области использует определенные методы и действует в установленном порядке. Такой подход организует научную работу и ведет к постепенному разрешению выявленных проблемных ситуаций и последовательному достижению поставленных научных целей. Этап и методология исследовательской деятельности в основном зависят от направления науки и предмета исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF RESEARCH METHODS IN AGRICULTURE

The scientific aspirations of man extend to the world around, all spheres of human activity. A person in this area uses certain methods and acts in a prescribed manner. This approach organizes scientific work and leads to the gradual resolution of the identified problem situations and the consistent achievement of the set scientific goals. The stage and methodology of research activities mainly depend on the direction of science and the subject of research.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

УДК 551.4.013

статья поступила 31.03.2023

Ж.Ж. Жамбурин, магистрант, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, В.А. Антропов, кандидат биологических наук, доцент кафедры математики и информатики, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Научные устремления человека распространяются на окружающий мир, все сферы человеческой деятельности. Человек в этой области использует определенные методы и действует в установленном порядке. Такой подход организует научную работу и ведет к постепенному разрешению выявленных проблемных ситуаций и последовательному достижению поставленных научных целей. Этап и методология исследовательской деятельности в основном зависят от направления науки и предмета исследования.

Ключевые слова: агрономия, научные исследования, этап научной работы, методология, метод научных исследований, агротехника.

J.J. Jambourine, V.A. Antropov,

Northern Trans-Ural State Agricultural University

APPLICATION OF RESEARCH METHODS IN AGRICULTURE

The scientific aspirations of man extend to the world around, all spheres of human activity. A person in this area uses certain methods and acts in a prescribed manner. This approach organizes scientific work and leads to the gradual resolution of the identified problem situations and the consistent achievement of the set scientific goals. The stage and methodology of research activities mainly depend on the direction of science and the subject of research.

Key words: agronomy, scientific research, stage of scientific work, methodology, scientific research method, agricultural technology.

Число людей на Земле неуклонно растет, и этот фактор ставит перед нами новые задачи в области сельского хозяйства, поскольку необходимо обеспечить людей продовольствием. Эта проблема невозможна без активной интеграции в науку. Важным аспектом внедрения науки в сельском хозяйстве является разработка высококачественных исследовательских материалов в эффективном и продуктивном агропроизводстве в области сельскохозяйственной инженерии, ведь сегодня разведение растений и скота не обходится без передовых технологий.

Другим важным аспектом развития сельского хозяйства является математическое моделирование, которое сводится к изучению закономерностей, а также к моделированию различных условий с использованием компьютерных технологий для предварительного устранения воздействия неблагоприятных факторов и достижения максимальной выгоды и производительности. Рациональное и эффективное использование знаний в агрономии требует серьезной математической подготовки [1].

Научные исследования - это такой вид человеческой деятельности, который заключается в нахождении и упорядочивания знаний.

Во внимании ученых уже долгое время находятся методология и порядок проведения научных исследований. В первую очередь это связано с тем, что у каждой дисциплины и направления профессиональной деятельности свои методологические особенности.

Умное земледелие -будущее сельского хозяйства

^вл__-___*Э[-

Рис. 1. Демонстрация применения информационных технологий

в сельском хозяйстве

На сегодняшний день эта тема актуальна, поскольку при проведении исследований проблем сельского хозяйства уделялось слишком мало внимания изучению организационных функций и методологий.

В нашей работе предметом изучения выступает исследовательская деятельность.

Целью работы является создание методологии и порядка исследований, непосредственно связанных с сельским хозяйством, учитывая особенности этой сферы.

Существует три основных понятия: методология, метод и техника, которые соотносятся друг с другом.

Термин «методология» характеризуется набором методов исследования. Каждая область науки может иметь как общий метод, так и конкретный метод для всех наук.

В сельскохозяйственных науках этот процесс обычно наблюдается на практике в лаборатории, то есть они описывают опыт «описательным сравнением измерений».

В зависимости от объекта определяется метод исследования объекта.

Шаг 2 - этап проекта.

Шаг 3 - эмпирический.

Шаг 4 - анализ.

Первый шаг - сбор и обработка всей информации, чтобы отделить зерна от плевел [2]. Это означает, что необходимо понимать качество информации, на которой основаны дальнейшие исследования. Информационная работа является одним из наиболее важных методов написания академических работ - от общих научных статей до диссертаций. Чтобы найти качественные научные статьи и информацию, можно обратиться к списку журналов, одобренных ВАК.

В результате первого этапа необходимо определить следующие характеристики и критерии для выбранной исследовательской работы: концепции, научные противоречия, научные проблемы, гипотезы, актуальность, степень развития, новизну, объекты, объекты, цели, задачи, темы. Эта идея - желаемый результат научной работы.

Основные принципы формулировки и проверки гипотез:

- гипотезы должны быть последовательными или согласованными со всеми влияющими факторами;

- гипотезы, объясняющие большинство фактов, должны быть предпочтительными среди множества противоречивых гипотез, представленных для объяснения многих фактов;

- гипотезы, которые противоречат друг другу, не могут быть правдой. Исключения могут быть сделаны, если они описывают разные аспекты одного и того же объекта [3].

Вторым шагом в научной работе будет подготовка к полевым экспериментам, которая включает в себя программу с их подробным описанием. Важно полностью продумать и описать условия проведения полевого эксперимента, учесть максимальное количество задействованных параметров, которые соответствуют собранному на первом этапе теоретическому материалу.

Изучение агрономии основано на одном или нескольких полевых экспериментах. Полевые испытания определены таким образом, чтобы можно было получить ответы на основные поставленные вопросы, основанные на выбранном предмете, объекте исследования для решения проблемы и проблемной ситуации. Чтобы решить эту проблему, условия и интенсивность воздействия факторов на исследуемый объект должны быть ограничены и стабилизированы [4].

Основные результаты исследований на объектах, полученные из реального полевого опыта, требуют научного обоснования. Он также изучает состав математических моделей и зависимость полученных данных [5].

На третьем этапе исследования происходит разработка и проведение эмпирических экспериментов с соблюдением всех требований и методологий.

На четвёртом этапе идёт одно из самых важных исследований, связанных с экономическими показателями, ведь если эффективность будет низкой, то применение научных достижений нецелесообразно в дальнейшем.

Позднее происходит сравнение с ранее опубликованными работами, и на пятом этапе данные формируются в виде отчетов, создаются научные статьи, и по возможности исследование представляется на научной конференции. Далее работа публикуется в журналах в виде научной статьи [6].

Так как сельское хозяйство в условиях севера достаточно затруднено, необходимо качественно подходить к проводимым экспериментам, задействовать большое количество образцов, для того чтобы выявить наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Развитие науки в Сибири принято определять с 1828 года, как время зарождения сельскохозяйственных наук в этом регионе. В этот период на территории фермы «Шив-ни» была создана экспериментальная ферма (поле). Прародителями сельскохозяйственных наук в Сибири были Обухов и Щербаков, окончившие сельскую школу и прибывшие в Омск на службу. Кроме профессиональной военной карьеры, казаки занимались ведением сельского хозяйства, поэтому неудивительно, что, остановившись в Сибири, они стали одними из организаторов первого опытного хозяйства.

Очень важное достижение в области растениеводства и ботаники для тех времен сделал в 1885 году Крылов. Приехав в Томск, он организовал ботанический сад и музей [7]. Также важным событием стало открытие в 1888 году Томского университета, который и сегодня считается престижным учебным заведением.

В Омске развитие сельского хозяйства продолжалось открытием опытного поля в 1905 году, тогда же прошли эксперименты по созданию лесополосы для защиты полей от засухи. В период с 1904 по 1918 годы в разных областях Сибири открылись опытные поля. В 1911-1913 годы началась селекционная работа по созданию новых сортов растений [8].

В советский период происходили полная реструктуризация опытного сельского хозяйства и переход к зональной системе, а также раздел области на 17 округов, где были созданы контролирующие организации [9].

В 1937 году в стране уже насчитывалось около 400 экспериментальных участков и исследовательских станций, что является очень хорошим показателем.

Делая выводы по данной работе, можно сказать, что любая научная работа требует обстоятельной и многоплановой мыслительной деятельности. Качественно проведенные теоретические исследования, выделение определенных этапов и разработка методологии научной работы способствуют ее успешности, снижают вероятность неудачности в решении научной проблемы и достижении поставленных целей. Как мы видим из истории нашей страны, необходимо расширять количество опытных хозяйств, на которых можно проводить эксперименты и сравнивать результаты исследования по разным вопросам, что очень активно происходило раньше, и насколько это было возможно. Можно создавать и стимулировать разработку различной техники в сельском хозяйстве на базе университетов, что позволит разрабатывать новую эффективную методологию тестирования сельскохозяйственной техники повышать эффективность информационных технологий.

Библиографический список

1. Черятьева, М. И. Математические методы в агрономии и сельском хозяйстве / М. И. Черятьева, В. А. Антропов. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LIV студенческой научно-практической конференции, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Тюмень, 19-20 марта 2020 года. Часть 2. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2020. - С. 271-276. - EDN AGGEIC.

2. Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - Москва : СИН-ТЕГ, 2007. - 668 с. - Текст : непосредственный.

3. Пономарев, А. Б. Методология научных исследований : учебное пособие / А. Б. Пономарев, Э. А. Пикулева. - Пермь : Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2014. - 186 с. - Текст : непосредственный.

4. Колмацкий, В. И. Планирование и организация научных исследований / В. И. Колмацкий, С. В. Логинов, Г. В. Колмацкий. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 208 с. -Текст : непосредственный.

5. Каткова, В. С. Роль математики в жизни человека / В. С. Каткова, В. А. Антропов. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения. Сборник материалов LV студенческой научно-практической конференции, Тюмень, 17-19 марта 2021 года. Часть 2. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2021. - С. 284-289. - EDN WHNETE.

6. Бузат, Дж. Л. Диаграмма дивергенции таксонов Дарвина как причинно-следственная модель происхождения видов / Л. Дж. Бузат. - Текст : непосредственный // Ежеквартальный обзор биологии. - 2014. - Том 89. - Изд. 1. - С. 21-38.

7. Липчиу, Н. В. Методология научного исследования / Н. В. Липчиу, К. И. Лип-чиу. - Краснодар : КубГАУ, 2013. - 290 с. - Текст : непосредственный.

8. Кравцова, Е. Д. Логика и методология научных исследований / Е. Д. Кравцова, А. Н. Городищева. - Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. - 168 с. -Текст : непосредственный.

9. Лебедев, С. А. Структура современной методологии научного познания / С. А. Лебедев. - Текст : непосредственный // Европейский исследователь. - Серия A. - 2015. -Том 90. - Изд. 1. - С. 61-68.

References

1. CHeryat'eva, M. I. Matematicheskie metody v agronomii i sel'skom hozyajstve / M. I. CHeryat'eva, V. A. Antropov. - Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye voprosy nauki i ho-zyajstva: novye vyzovy i resheniya. Sbornik materialov LIV studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj 75-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne, Tyumen', 19-20 marta 2020 goda. CHast' 2. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2020. - S. 271-276. - EDN AGGEIC.

2. Novikov, A. M. Metodologiya / A. M. Novikov, D. A. Novikov. - Moskva : SIN-TEG, 2007. - 668 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Ponomarev, A. B. Metodologiya nauchnyh issledovanij : uchebnoe posobie / A. B. Ponomarev, E. A. Pikuleva. - Perm' : Permskij nacional'nyj issledovatel'skij politekhnicheskij universitet, 2014. - 186 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Kolmackij, V. I. Planirovanie i organizaciya nauchnyh issledovanij / V. I. Kolmackij, S. V. Loginov, G. V. Kolmackij. - Rostov-na-Donu : Feniks, 2014. - 208 s. - Tekst : neposredstvennyj .

5. Katkova, V. S. Rol' matematiki v zhizni cheloveka / V. S. Katkova, V. A. Antropov.

- Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye voprosy nauki i hozyajstva: novye vyzovy i resheniya. Sbornik materialov LV studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tyumen', 17-19 marta 2021 goda. CHast' 2. - Tyumen' : Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2021. - S. 284-289. - EDN WHNETE.

6. Buzat, Dzh. L. Diagramma divergencii taksonov Darvina kak prichinno-sledstvennaya model' proiskhozhdeniya vidov / L. Dzh. Buzat. - Tekst : neposredstvennyj // Ezhekvartal'nyj obzor biologii. - 2014. - Tom 89. - Izd. 1. - S. 21-38.

7. Lipchiu, N. V. Metodologiya nauchnogo issledovaniya / N. V. Lipchiu, K. I. Lipchiu.

- Krasnodar : KubGAU, 2013. - 290 s. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Kravcova, E. D. Logika i metodologiya nauchnyh issledovanij / E. D. Kravcova, A. N. Gorodishcheva. - Krasnoyarsk : Sibirskij federal'nyj universitet, 2014. - 168 s. - Tekst : neposredstvennyj .

9. Lebedev, S. A. Struktura sovremennoj metodologii nauchnogo poznaniya / S. A. Lebedev. - Tekst : neposredstvennyj // Evropejskij issledovatel'. - Seriya A. - 2015. - Tom 90.

- Izd. 1. - S. 61-68.

Контактная информация:

Жамбурин Жакслык Жаныбекович. E-mail: zhamburin.zhzh@edu.gausz.ru Антропов Валерий Анатольевич. E-mail: antropovva@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.