Научная статья на тему 'Применение методов математического моделирования при проектировании учебного процесса'

Применение методов математического моделирования при проектировании учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПАРАМЕТРЫ / ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА (ЛС) / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГА (КВ) / ОБУЧАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ (ОБ) / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (МО)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишина Е. М.

В данной статье рассмотрены способы математического моделирования в разработке технологий педагогического процесса. В результате чего создаются условия для повышения эффективности управления учебно-воспитательным процессом. Расширяются возможности стимулирования всех субъектов педагогического процесса. Создаются новые возможности для обеспечения условий деятельности. Разработана математическая модель учебного процесса в виде геометрической конструкции, функционирующей в пятимерном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методов математического моделирования при проектировании учебного процесса»

Компетентность - это интегральное качество личностей, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Хотелось бы отметить, что владение иностранными языками со всей определенностью можно квалифицировать как компонент общей культуры личности, с помощью которого она (личность) приобщается к мировой культуре. Но реальная межкультурная коммуникация, как форма общения представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе подготовки к ней значительное место отводится родной национальной культуре. Поэтому мы широко привлекаем местный краеведческий материал при обучении иностранным языкам как в аудиторное, так и вне аудиторное время. Традиционной стала викторина на китайском языке «как хорошо вы знаете свой край?». При изучении, например, темы «Наша Родина», студентам предоставляется активная лексика для составления предложений. По опорам студенты составляют микротексты о социальной жизни страны, о ее истории, о достопримечательностях, о больших и маленьких городах и поселках своего края, о красоте природы, о государственных символах (герб, флаг, гимн). Такое содержание учебного материала формирует чувство любви к родному краю, сознательное отношение к окружающему миру, бережное отношение к достигнутому, способствует становлению высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей историческое и культурное прошлое своей страны.

Вывод:

В заключение хотелось бы отметить, что в связи с расширением, углублением экономических и культурных связей между Россией и Китаем изучение китайского языка посредством включения в учебный процесс знаний о культурных реалиях современного китайского общества является приоритетной задачей современной молодежи, которая изучает язык. Вместе с тем, вопрос обучения китайскому языку, как с точки зрения преподавания его аспектов, так и с точки зрения содержания, форм и методов ознакомления студентов с китайской культурой остается практически неизученным.

Список использованной литературы:

1. Титаренко М.Л. Китай цивилизации и реформы. Москва 1999 г.

2. Академия Наук СССР институт Дальнего Востока. Информационный бюллетень. Культура КНР на современном этапе. Москва 1985 г.

3. Усвят Н.Д. Формирование профессионально ориентированной иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей ВУЗ.

© Тимчишена Е.А., 2017

УДК 378.1

Е.М. Тишина

ст. преподаватель каф. «НГиГ», ПГУАС

г. Пенза, РФ E-mail: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В данной статье рассмотрены способы математического моделирования в разработке технологий педагогического процесса. В результате чего создаются условия для повышения эффективности управления учебно-воспитательным процессом. Расширяются возможности стимулирования всех субъектов педагогического процесса. Создаются новые возможности для обеспечения условий деятельности. Разработана математическая модель учебного процесса в виде геометрической конструкции,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

функционирующей в пятимерном пространстве.

Ключевые слова

Математическое моделирование, педагогический процесс, параметры, логическая структура учебного курса (Лс), квалификация педагога (Кв), обучаемость студентов (Об), материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо).

Важная роль в научно-техническом прогрессе принадлежит техническим научно-квалифицированным специалистам, поскольку от них во многом зависит развитие экономической и политической жизни в стране. Поэтому для качественного роста промышленного и строительного производства в Российской Федерации необходима подготовка высококвалифицированных инженеров, которых в настоящее время не хватает. В отечественной высшей школе имеются определенные достижения в разработке технологий и методик подготовки высококвалифицированных специалистов-инженеров[1].

С помощью методов математического моделирования можно влиять на закономерности педагогического процесса [2]. В результате чего происходят следующие изменения: увеличивается динамика педагогического процесса; растет общий уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса; повышается уровень воспитательной и образовательной работы; создаются условия для повышения эффективности управления учебно-воспитательным процессом; расширяются возможности стимулирования всех субъектов педагогического процесса; создаются новые возможности для обеспечения условий единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности; расширяются границы обусловленности педагогического процесса.

Получение качественного образования невозможно без эффективного функционирования процесса обучения. Для этого необходимо выявить механизмы, определяющие закономерности протекания учебного процесса. Их исследование - занятие трудное, в силу его динамичности и многопараметричности. Сложность ситуации заключается в возможности получения ошибочных решений на конечном этапе, что является не приемлемым. С целью недопустимости подобной ситуации требуется использовать заменитель исследуемого процесса - модель [3]. Следовательно, необходимо составить модель учебного процесса. Нами предлагается математическая модель учебного процесса в виде геометрической конструкции, функционирующей в пятимерном пространстве. Благодаря предлагаемой модели преобразуются четыре параметра входа в один параметр выхода. К параметрам входа были отнесены: логическая структура учебного курса (Лс), квалификация педагога (Кв), обучаемость студентов (Об) и материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо). Параметром выхода оказалась обратная связь (Ос) [4].

Построение структуры указанной геометрической конструкции осуществлялось с помощью метода предельного геометрического моделирования [5]. Сущность, которого заключается в представлении моделируемого явления в виде геометрической конструкции в многомерном пространстве, размерность которого равна сумме параметров входа и выхода. В нашем случае размерность предельного пространства равна пяти. (Четыре параметра входа и один параметр выхода, трансформированные в соответствующие шкалы).

Для нанесения пометок на шкалы, решалась квалиметрическая задача по определению обобщенных показателей качества и обоснования условий их использования. В результате были выделены три варианта изменения параметров входа (Кв, Мо, Лс, Об, отложенные на соответствующих шкалах): 1 - ниже нормы, 2 - норма, 3 - выше нормы. Выявление структуры многомерной конструкции осуществлялось методом четырехмерных сечений, позволяющих установить закономерность влияния уровней обратной связи на характеристики, определяющие эффективность процесса обучения [5].

Таким образом, предложенная математическая модель учебного процесса, позволяет выбирать совокупности исходных параметров, обеспечивающие повышение качества функционирования учебного процесса, за счет, нахождения оптимальных значений обучаемости студентов, квалификации педагогов, материально-технического обеспечения учебного процесса, логической структуры учебного курса с учетом соответствующего уровня обратной связи.

Список использованной литературы: 1. Найниш, Л.А. Использование организационных связей в учебном процессе [Текст]. Л.А. Найниш, Е.М.

Тишина / Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. №5. С. 30-39.

2. Тишина, Е.М. Алгоритм и формы реализации процесса обучения [Текст]. Е.М. Тишина / Вестник Кострамского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология Социальная работа. Ювенология. Социскинетика. 2016. Т22. №4 С.25-27.

3. Вальков К.И. Введение в теорию моделирования [Текст]. - Л.: ЛИСИ, 1974. - 151с.

4. Тишина, Е.М. Системный метод оптимизации форм образования [Текст]. Е.М. Тишина / Образование и наука в современном мире. Инновации. 2016. №4. С. 83-88.

5. Тишина, Е.М. Повышение эффективности процесса обучения методами математического моделирования [Текст]. Е.М. Тишина / Вестник Томского государственного университета. 2008. №307. С.145-148.

© Тишина Е.М., 2017

УДК 378.147.88

Е. Д. Трофимов

магистрант 1 курса механического факультета Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Целью исследования является изучение методов совершенствования практических заданий в высшей школе.

Ключевые слова

Практическое занятие, высшая школа, студент, преподаватель, совершенствование,

педагогика, учебный процесс.

В педагогике практическое занятие определяется как занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения.

Анализ процесса обучения показывает, что существует противоречие между необходимостью готовить студентов к жизни в условиях иного типа социокультурного развития и существующей системой обучения, которая не создает условий для развития самостоятельности в обучении, внутренней мотивации деятельности студента, умения планировать собственную деятельность, принимать решения. В связи с этим совершенствование практических занятий и повышение мотивации в высшей школе всегда является актуальной проблемой [1].

Проведённое исследование позволяет выделить основные задачи практических занятий. К ним относятся [2, 3]:

- получение возможности черпать знания из новейших источников;

- приобретение студентами навыков самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию по завершении обучения в вузе;

- дать возможность снизить негативный эффект некоторых индивидуальных особенностей студентов и максимально использовать сильные стороны индивидуальности благодаря самостоятельному выбору времени и способов работы, предпочитаемых носителей информации;

- углубление теоретической и практической подготовки студентов, что позволяет отработать навыки работы с информацией, ее поиском и обработкой для последующего использования;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.