Научная статья на тему 'Применение методов имитационного моделирования при управлении непрерывностью бизнеса'

Применение методов имитационного моделирования при управлении непрерывностью бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА (УНБ) / АНАЛИЗ РИСКОВ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / RISK ANALYSIS OF BUSINESS CONTINUITY / УГРОЗЫ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / BUSINESS CONTINUITY THREATS / РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА (СУНБ) / BUSINESS CONTINUITY MANAGEMENT SYSTEM ENGINEERING / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / SIMULATION MODELING OF BUSINESS CONTINUITY / BUSINESS CONTINUITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чусавитин М. О.

В условиях высококонкурентной среды нарушения непрерывности бизнеса становятся все более критичными, даже минимальные простои могут нанести вред репутации организации и обернуться значительными убытками. В статье проведен анализ возможностей использования методов имитационного моделирования на всех этапах жизненного цикла системы управления непрерывности бизнеса (СУНБ). Производя имитационные эксперименты с использованием различных наборов деструктивных факторов в комбинации с мерами, снижающими уязвимость системы и препятствующими возникновению угроз непрерывности бизнес-процессов, вычисляются ключевые показатели эффективности бизнес-процессов, а также производится индикация критических элементов инфраструктуры. Обработка результатов моделирования и оценка альтернативных сценариев, позволяет разрабатывать и совершенствовать существующие СУНБ в организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF SIMULATION MODELLING METHODS FOR BUSINESS CONTINUITY MANAGEMENT

In conditions of the competitive environments of infringement of business continuity becomes more and more critical, even the minimum idle times can be harmful for reputation of an organization and turn back substantial damages. The article analyses the possibilities of using methods of simulation modeling at all stages of a control system life cycle of business continuity. Making imitating experiments with use of various sets of destructive factors in a combination with the measures reducing vulnerability of system and interfering occurrence of business continuity threats, we calculate the key indicators of efficiency of business processes and indicate the critical elements of the infrastructure as well. Processing of the results of modeling and estimating of alternative scenarios allow developing and improving the factual CSCB in the organization.

Текст научной работы на тему «Применение методов имитационного моделирования при управлении непрерывностью бизнеса»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА

THE APPLICATION OF SIMULATION MODELLING METHODS FOR BUSINESS CONTINUITY MANAGEMENT

Чусавитин M.O. - аспирант, ассистент кафедры информационных технологий Магнитогорского государственного университета

Chusavitin M. O - Postgraduate, Assistant of the Department for IT, Magnitogorsk State University

Аннотация

В условиях высококонкурентной среды нарушения непрерывности бизнеса становятся все более критичными, даже минимальные простои могут нанести вред репутации организации и обернуться значительными убытками. В статье проведен анализ возможностей использования методов имитационного моделирования на всех этапах жизненного цикла системы управления непрерывности бизнеса (СУНБ). Производя имитационные эксперименты с использованием различных наборов деструктивных факторов в комбинации с мерами, снижающими уязвимость системы и препятствующими возникновению угроз непрерывности бизнес-процессов, вычисляются ключевые показатели эффективности бизнес-процессов, а также производится индикация критических элементов инфраструктуры. Обработка результатов моделирования и оценка альтернативных сценариев, позволяет разрабатывать и совершенствовать существующие СУНБ в организации.

Abstract

In conditions of the competitive environments of infringement of business continuity becomes more and more critical, even the minimum idle times can be harmful for reputation of an organization and turn back substantial damages. The article analyses the possibilities of using methods of simulation modeling at all stages of a control system life cycle of business continuity. Making imitating experiments with use of various sets of destructive factors in a combination with the measures reducing vulnerability of system and interfering occurrence of business continuity threats, we calculate the key indicators of efficiency of business processes

and indicate the critical elements of the infrastructure as well. Processing of the results of modeling and estimating of alternative scenarios allow developing and improving the factual CSCB in the organization.

Ключевые слова: управление непрерывностью бизнеса (УНБ); анализ рисков непрерывности бизнес-процессов; угрозы непрерывности бизнес-процессов; разработка системы управления непрерывности бизнеса (СУНБ); имитационное моделирование непрерывности бизнес-процессов.

Key words: business continuity management; risk analysis of business continuity; business continuity threats; business continuity management system engineering; simulation modeling of business continuity

В современных условиях деятельность любой организации подвержена угрозе возникновения нештатных ситуаций, например, в случае аварии, пожара, отключения электроэнергии, компьютерных сбоев и т.п. В условиях высококонкурентной среды нарушения непрерывности бизнеса становятся все более критичными, даже минимальные простои могут нанести вред репутации организации и обернуться значительными убытками [1, 2, 3]. Исследование в области управления непрерывностью бизнеса (УНБ), проведенное Техасским университетом, показало: 85% организаций сильно или полностью зависят от вычислительных систем. В среднем на 6-й день перерыва в работе компания теряет 25% ежедневного дохода, а на 25-й день -40%; спустя две недели после прекращения работы вычислительных систем у 75% компаний потеря функционирования становится критической или полной; 43% компаний, испытавших бедствие и не имевших плана обеспечения бесперебойного функционирования, не возобновляют свою деятельность, а спустя два года продолжает функционировать лишь 10% компаний. По оценке экспертов, потери доходов организаций были бы в 2,5 раза выше, если бы при возникновении чрезвычайной ситуации группы они не привели в исполнение соответствующие планы УНБ [12, 13].

В настоящее время в разных странах появилось новое поколение стандартов в интересующей нас области, содержащих лучшие практики УНБ и восстановления инфраструктуры компании в чрезвычайных ситуациях. Это прежде всего практики непрерывности бизнеса британского института BCI (www.thebci.org), а также американских институтов DRI (www.drii.org) и SANS (www.sans.org); британские стандарты и спецификации BS 25999, Publicly Available

Specification, PAS 56, Publicly Available Specification, PAS 77; стандарты США NIST SP800-34. Contingency Planning Guide for Information Technology, NYSE Rule 446 — Business Continuity and Contingency (SR-NYSE-2002-3 5), NFP A 1600 Standard on Disaster/Emergency Management and Business Continuity Programs; австралийские руководства ANAO, в частности, Business Continuity Management Handbook HB 221:2003; 14-й раздел международного стандарта по информационной безопасности ISO/IEC 27001; стандарты и библиотеки COBIT, ITIL, MOF в части непрерывности бизнеса и некоторые другие, аналогичные имени

В России также известны отраслевые (указания Банка России) и внутренние корпоративные нормативные документы (для операторов связи, объектов ФОМС, энергетических компаний и пр.).К настоящему времени во всем мире наибольшее распространение получили стандарты BS 25999-х Business Continuity Management. Данные стандарты послужили основой для российских стандартов по непрерывности бизнеса, которые вступят в действие с 1.12.2010 года. Эти стандарты ГОСТ Р 53647.1 - 2009 «Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство» и ГОСТ Р 53647.2 - 2009 «Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Требования».

В стандарте [7] приведено следующее определение процесса УНБ: «Целостный процесс управления, в рамках которого идентифицируются потенциальные угрозы деятельности организации, оцениваются возможные воздействия на бизнес-операции в случае осуществления этих угроз, а также создается основа для обеспечения способности организации восстанавливать свою деятельность и эффективно реагировать на инциденты, что позволяет гарантировать соблюдение интересов заинтересованных сторон, обеспечить защиту репутации, бренда и создающих стоимость операций». Таким образом, процесс УНБ представляет собой важную стратегическую задачу для руководства компаний. Технология УНБ является неотъемлемой частью производственной деятельности крупных компаний и государственных организаций, что позволяет им обеспечить практически бесперебойное функционирование в случае чрезвычайных происшествий малого и среднего масштаба и восстанавливать свою деятельность с минимальными, заранее просчитанными убытками в случае широкомасштабных бедствий. УНБ сегодня рассматривается не как дорогостоящий процесс планирования, а как непрерывный бизнес-процесс, который повышает стоимость организации.

В связи с этим возрастает необходимость в системном исследовании проблем разработки моделей СУНБ, что позволит организации:

1) оказывать клиентам услуги на заявленном уровне качества даже при наличии существенного негативного внешнего воздействия, что является конкурентным преимуществом, повышающим доверие клиентов к организации, позволяющим удержать существующих клиентов и привлечь новых;

2) укрепить репутацию (бренд) организации за счет минимизации последствий от наступления негативных событий;

3) сохранить активы и снизить зависимость от ключевых активов;

4) укрепить собственный рейтинг, повысить привлекательности организации для инвесторов и др. [4, 8,11, 12, 13].

При разработке СУНБ менеджеры должны постоянно отслеживать состояния бизнес-процессов и их составляющих, вырабатывать эффективные превентивные меры воздействия на потенциальные угрозы и определять способы реагирования на нештатные ситуации и сбои системы. Очевидно, что эксперименты с реальными объектами, как правило, невозможны, а создание прототипов очень дорого. Одним из путей поиска решения данных проблем является применение компьютерного имитационного моделирования (ИМ).

Под имитационным моделированием понимают создание компьютерной модели реальной или предполагаемой системы (физической, технологической, финансовой) и проведение на построенной модели экспериментов с целью описания наблюдаемых результатов и предсказания будущих результатов. Очевидно, замена реального эксперимента имитационным моделированием позволяет сократить затраты, необходимые для проведения исследований. Кроме того, в некоторых ситуациях эксперименты на реальных системах могут быть чрезвычайно опасны или невозможны.

Необходимость применения технологий ИМ для рассматриваемого круга задач обусловлена тем, что материальные, информационные, финансовые потоки бизнес-процессов имеют характеристики, изменяющиеся во времени по случайным законам. Следствием этого является существенная неравномерность использования материальных, информационных, людских и финансовых ресурсов. Использование методов ИМ позволяет добиться существенного результата, произведя небольшой объем инвестиций в обеспечение непрерывности деятельности компании [10, 12, 13, 14].

Использование методов ИМ при управлении непрерывностью бизнеса позволяет, как разрабатывать, так и совершенствовать,

существующие СУНБ организаций не экспериментируя над компанией и сотрудниками. Имитационное моделирование - метод исследования, основанный на том, что изучаемая система заменяется моделью, имитирующей эту систему. Над моделью проводят эксперименты и в результате получают информацию о реальной системе. В нашем исследовании мы будем строить имитационные модели воздействия различных наборов деструктивных факторов на эффективности выполнения критичных бизнес-процессов организации в комбинации с мерами, снижающими уязвимость системы и препятствующими возникновению угроз непрерывности бизнес-процессов. В результате чего, производя индикацию критических элементов инфраструктуры, мы разработаем обобщенные рекомендации по развитию СУНБ организации с учетом оптимизации капитальных и операционных вложений в поддержание и развитие её функциональной стабильности.

Любой деструктивный фактор влияет в первую очередь на затраты процесса, продолжительность процесса, количество обслуженных клиентов или количество произведенного продукта. Неудовлетворительные значения этих показателей неизбежно снижают эффективность процесса, что приводит к потере денежных средств компании и недовольству руководителя. Высокая стоимость процесса напрямую увеличивает затраты компании. Длительное выполнение процесса увеличивает вероятность того, что его результат будет получен не вовремя и к этому времени уже может быть никому не нужен. Недостаточное количество продукта процесса ведет к аналогичным проблемам.

Проведение имитационного моделирования предполагает осуществление четырех основных этапов: построение модели одного или нескольких процессов, выполнение которых необходимо оптимизировать; запуск имитации выполнения процессов модели; анализ полученных показателей; повторение п.1-3 для альтернативных сценариев выполнения процесса и выбор наиболее оптимального.

Метод имитационного моделирования позволяет имитировать выполнение процесса так, как оно происходило бы в действительности, но в режиме ускоренного времени.

Рассмотрим подготовку бизнес-процесса к проведению имитации.

Первое, что необходимо сделать, это выделить событие, которое является сигналом для начала выполнения процесса - стартовое событие процесса. Например, сигналом для начала выполнения процесса «Подготовка коммерческого предложения» является событие «От клиента поступил запрос на коммерческое предложение». Стартовое событие может возникать с разной периодичностью,

например, клиенты приходят каждые 30-40 минут, локальные вычисления производятся 4-6 раз в день, а дневная отчетность формируется раз в сутки. Очевидно, что часть событий возникает в определенные моменты времени, часть - через интервалы. Причем и момент времени, и интервал между повторениями событий могут быть случайными величинами, для которых указываются законы их возникновения.

Для каждого шага процесса необходимо задать длительность, которая может быть константой или случайной величиной. При описании бизнес-процесса важно обращать внимание на то, что это не всегда линейная последовательность шагов. Часто выбор следующего шага зависит от ряда условий, или выбор дальнейшего шага носит вероятностный характер.

Для того чтобы в результате имитации оценить стоимость процесса, для каждого шага необходимо задать перечень и стоимость ресурсов, используемых при его выполнении. Все ресурсы в зависимости от логики переноса стоимости на процесс делятся на 2 группы: трудовые и материальные. Трудовые ресурсы - это ресурсы, стоимость использования которых зависит от времени их использования в процессе. Ярким примером трудового ресурса является сотрудник. Стоимость материальных ресурсов от времени их использования не зависит и переносится на стоимость шага процесса сразу. Стоимость единицы материального ресурса задается в виде фиксированного значения. Стоимость единицы времени работы трудового ресурса может зависеть от смены, в которую используется трудовой ресурс.

Спроектировав и настроив модель процессов, можно запускать имитацию. Поскольку временные параметры процессов и времена возникновения событий - случайные величины, один эксперимент с моделью даст только один вариант развития процесса. На основе множества повторов измерений можно получить более точные оценки показателей. Целесообразно проводить имитацию за весь период, интересующий аналитика, например, за квартал.

Таким образом, в результате проведения имитации получаются распределения значений стоимости и времени процесса, причем не только полезного времени выполнения процесса, но и времени, затраченного на ожидание необходимого количества или доступности материальных или временных ресурсов. Но механизм имитационного моделирования может дать интересную информацию не только о выполнении бизнес-процессов, поскольку он также имитирует работу

трудовых ресурсов, производство и потребление материальных. В результате, можно:

1) идентифицировать «узкие места» среди трудовых ресурсов -перегруженные ресурсы, к которым постоянно выстраивается очередь задач (шагов процессов), в результате чего они задерживают выполнение всех процессов;

2) выявить трудовые ресурсы с низкой загрузкой;

3) проанализировать производство и потребление материальных ресурсов и определить, возникает ли проблема дефицита или перепроизводства ресурсов.

Дефицит приводит к увеличению времени выполнения процесса, а перепроизводство или закупка ресурсов в количестве, превосходящем потребности, влекут издержки на запасы.

Если в результате анализа полученные значения показателей процесса оказались неудовлетворительными, модель можно изменить в соответствии со следующей идеей по оптимизации и провести имитацию снова. По результатам всех экспериментов можно выбрать вариант с наиболее оптимальными значениями показателей. При этом хочется еще раз отметить, что проведение экспериментов не останавливает работу всего предприятия и не нарушает текущее выполнение операций.

Наравне со многими плюсами метода имитационного моделирования процессов существует и ряд минусов. Нельзя не отметить тот факт, что для получения валидных результатов необходима работа по определению законов распределения случайных величин и внимательная работа по внесению всех данных для проведения имитации. Известное выражение наиболее ярко характеризует эту ситуацию. Кроме того, само по себе имитационное моделирование не дает ответов на вопросы, эффективно ли работает система, являются ли значения показателей оптимальными и как перестроить бизнес-процесс. Для этого необходим бизнес-аналитик. Но только с помощью механизмов имитационного моделирования и функционально-стоимостного анализа в ряде случаев бизнес-аналитик может быстро получить и обработать ту ценную информацию, которая абсолютно необходима руководителю для принятия важных управленческих решений. Причем принять эти решения руководитель сможет на основании сравнения значений ключевых показателей, а не поверив консультантам на слово.

Таким образом, в рамках рассмотрения целостного процесса управления организацией, показано, что в современных условиях возрастает зависимость ее материальных и нематериальных активов, в

том числе и репутации, от негативных воздействий природного, техногенного или социального характера. Продемонстрировано, что наиболее эффективным подходом к развитию устойчивость бизнеса является подход, основанный на методологии управления непрерывностью деятельности организации.

На всех этапах жизненного цикла СУНБ менеджеры должны постоянно отслеживать состояния бизнес-процессов и их составляющих, вырабатывать эффективные превентивные меры воздействия на потенциальные угрозы и определять способы реагирования на нештатные ситуации и сбои системы. Очевидно, что эксперименты с реальными объектами, как правило, невозможны, а создание прототипов очень дорого. Одним из путей поиска решения данных проблем является применение компьютерного имитационного моделирования (ИМ). Необходимость применения технологий ИМ для рассматриваемого круга задач обусловлена тем, что материальные, информационные, финансовые потоки бизнес-процессов имеют характеристики, изменяющиеся во времени по случайным законам. Следствием этого является существенная неравномерность использования материальных, информационных, людских и финансовых ресурсов.

Показано, что использование методов имитационного моделирования позволяет, произведя небольшой объем инвестиций в обеспечение непрерывности деятельности компании добиться существенного результата. Проведение ИМ предполагает осуществление четырех основных этапов : построение модели одного или нескольких процессов, выполнение которых необходимо оптимизировать; запуск имитации выполнения процессов модели; анализ полученных показателей; повторение предыдущих этапов для альтернативных сценариев выполнения процесса и выбор наиболее оптимального.

Разработанная методика применения методов ИМ для УНБ может быть применена к любым производственным системам, которые требуют анализа большого количества альтернатив для различных сценариев производственных бизнес-процессов.

Библиографический список

1. Альтерман Б. УНБ и управление операционными рисками. Где курица и где яйцо? // Jet Info, 2008, №7.

2. Альтерман Б.Д., Дрожжинов В.И., Моисеенко Г.Е. Обеспечение непрерывности деятельности организации в нештатных ситуациях. // Jet Info, 2003, №5.

3. Альтерман Б.Д., Задорожный В.В., Лукин Р.В., Лукичев А.Е., Мусатов К.В., Шилин С.Н. Обзор технологий обеспечения непрерывности ИТ- сервисов в чрезвычайных ситуациях. // Jet Info, 2005, № 11.

4. ГОСТ Р 53647.1 - 2009 «Менеджмент непрерывности бизнеса -Часть 1 :Практическое руководство» идентичен BS 25999-1:2006. Business continuity management -Part 1: Code of practice. -Part 2: Specification.

5. Емельянов, A.A. Имитационное моделирование экономических процессов: Учеб. пособие/ A.A. Емельянов. - М.: Финансы и статистика; 2006. - 416 с.

6. Мусатов К. Комментарии ко второй части стандарта «BS 25999: УНБ. Спецификации». // Jet Info №7, 2008 г. - C. 3-25.

7. Мусатов К. Непрерывность бизнеса. Подходы и решения.// Jet Info №5, 2007 г. - C. 4-19.

8. Мусатов К. Этюды об управлении непрерывностью бизнеса // Jet Info №11, 2008 г.

9. Пестун В., Андреев Н., Гуткин Б., Поздняков В. Функциональная стабильность и непрерывность бизнес-процессов на основе динамического моделирования// Intelligence. №13 (188), 11 сентября 2008 г.

10. Петренко С.А., Беляев A.B. Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для менеджера. - М.: ДКМ Пресс; М.: Компания АЙТИ, 2011. - 400 с.

11. Управление рисками: обзор употребительных подходов (часть 1) // Jet Info, 2006, №11.

12. Управление рисками: обзор употребительных подходов (часть 2) // Jet Info, 2006, №12.

13. Цисарь, И.Ф. Компьютерное моделирование экономики / И.Ф Цисарь, В.Г. Нейман. - М.- «Диалог-МИФИ», 2002. -304 с.

Контактная информация:

455021 Российская Федерация, г. Магнитогорск, Сиреневый пер., 27, кв. 67

Тел.: +7 (499) 236-7373; Email: [email protected]

Contact links:

Sireneviy per., 27-67, Magnitogorsk, 455021, Russia

Tel.: +7 (499) 236-7373; Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.