2. Зауторова Э.В. Использование методов арт-педагогики в воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными: Методические рекомендации для сотрудников воспитательных колоний. Вологда, 2004. 58 с.
3. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных. Учебное пособие. М., 2004. 464 с.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ Зауторова Э.В.
Зауторова Эльвира Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт ФСИНРоссии,
г. Москва
Аннотация: в статье показаны возможности различных направлений арт-терапии в работе с несовершеннолетними осужденными.
Ключевые слова: осужденный, несовершеннолетний возраст, особенности личности, арт-терапия и ее потенциал, методы арт-терапии.
Подростковый возраст характеризуется рядом физических и психологических изменений, происходит интенсивное развитие личности, появляется чувство взрослости, отсюда проявляется невероятно сильная жажда самоутверждения. Вместе с тем, подростки крайне не уверены в себе, стремятся доказывать всем и себе самим свою самостоятельность, что часто приводит к противоправным поступкам [1]. Для несовершеннолетних осужденных характерно проявление эгоцентризма, отсутствие сочувствия, неподатливость на сопереживание другому человеку.
Особенности личности осужденных требуют применения разнообразных методов и приемов в процессе их исправления. В последнее время в пенитенциарной практике широко стали применяться методы арт-терапии с целью гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации: искусство в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [2]. Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.
Арт-терапия предоставляет несовершеннолетнему возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию, ведь сам подросток, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит [2].
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием различных видов искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства:
1) музыкотерапия является психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии; именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе, особенно с детьми) [3];
2) изотерапия (рисунок, лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности; направления этого метода: использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации и побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности. Изобразительное пространство является средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах [3];
3) имаготерапия - основой является театрализация психотерапевтического процесса; опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа, что способствует укреплению и обогащению эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»; тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции [2];
4) библиотерапия (терапия через книгу) - использование специально подобранного для чтения литературного материала (произведения различных литературных жанров, как проза (рассказы, повести, романы, сказки и т.д.), так и поэзия (стихи, поэмы)) как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения [3];
5) кинезитерапия - использование движения, как отражение жизни в двигательных образах; способствует изменению общей реактивности организма, повышает его устойчивость.
Таким образом, применение разнообразных методов арт-терапии в работе с несовершеннолетними осужденными, находящимися в местах лишения свободы, будет способствовать расширению психологических мер воздействия на подростков в условиях изоляции, тем самым создает условия для большей эффективности процесса их исправления.
Список литературы
1. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старшеклассников // Вопросы психолололгии, 1995. № 2. С. 47-59.
2. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство, 1999. № 1. С. 42-58.
3. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков: Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000. 448 с.