Научная статья на тему 'Применение методологического принципа иерархии в экономической теории'

Применение методологического принципа иерархии в экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пирамида (иерархия) потребностей Маслоу / пирамида (иерархия) жизненных благ человека / пирамида (иерархия) ресурсов общественного производства / пирамида (иерархия) факторов общественного производства / пирамида (иерархия) труда в сфере общественного производства и воспроизводства / Pyramid (hierarchy) of Maslow's needs / pyramid (hierarchy) of human welfare / pyramid (hierarchy) of resources of social production / pyramid (hierarchy) of factors of social production / pyramid (hierarchy) of labour in the sphere of social production and reproduction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашмаров Игорь Анатольевич

В данной статье на основе анализа пирамиды (иерархии) потребностей, предложенной А. Маслоу, предложено более широкое применение методологического принципа иерархии в экономической теории, чем это было применимо до сегодняшнего дня. В частности, мы рассмотрели более предметно одну-единственную тему общественного производства, которая является одной из центральных в экономической теории, и применили к ней методологический принцип иерархии, сформировав дополнительные новые иерархии (пирамиды), о которых, естественно, ничего не писал А. Маслоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, based on the analysis of the pyramid (hierarchy) of needs, proposed by A. Maslow, it was proposed to use the methodological principle of hierarchy in economic theory more widely than it was applicable up to the present day. In particular, we examined more specifically one single topic of social production, which is one of the central themes in economic theory, and applied the methodological principle of hierarchy to it, forming additional new hierarchies (pyramids), of which, naturally, A. Maslow wrote nothing.

Текст научной работы на тему «Применение методологического принципа иерархии в экономической теории»

УДК 330.101.5 ББК 65.011

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ИЕРАРХИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Ашмаров Игорь Анатольевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Воронежский государственный институт искусств,

394077, г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, 42, Россия, E-mail: dobrinka75@mail.ru, 8-951-851-6-111

Ashmarov Igor A. Application of the Methodological Principle of Hierarchy in Economic Theory

Annotation. In this article, based on the analysis of the pyramid (hierarchy) of needs, proposed by A. Maslow, it was proposed to use the methodological principle of hierarchy in economic theory more widely than it was applicable up to the present day.

In particular, we examined more specifically one single topic of social production, which is one of the central themes in economic theory, and applied the methodological principle of hierarchy to it, forming additional new hierarchies (pyramids), of which, naturally, A. Maslow wrote nothing.

Keywords: Pyramid (hierarchy) of Maslow's needs, pyramid (hierarchy) of human welfare, pyramid (hierarchy) of resources of social production, pyramid (hierarchy) of factors of social production, pyramid (hierarchy) of labour in the sphere of social production and reproduction.

Theses. The dialectical principle of hierarchy can be applied in many areas of human life, including in the scientific sphere. The most famous case of its application is the so-called Maslow's pyramid of needs, which from psychology gradually migrated to other sciences, including economic theory.

The author has tried to approach the application of the hierarchy (pyramid) of needs, which are traditionally studied in the section devoted to social production and reproduction. Because of the application of this methodology, new pyramids and hierarchies have appeared which only have to be analysed and discussed in the scientific sphere. The author refers to these new hierarchies the following constructs, namely: the pyramid (hierarchy) of the person's life benefits, the pyramid (hierarchy) of resources of social production, the pyramid (hierarchy) of factors of social production, the pyramid (hierarchy) of labour in the sphere of social production and reproduction.

Ашмаров И. А. Применение методологического принципа иерархии в экономической теории

Аннотация. В данной статье на основе анализа пирамиды (иерархии) потребностей, предложенной А. Маслоу, предложено более широкое применение методологического принципа иерархии в экономической теории, чем это было применимо до сегодняшнего дня.

В частности, мы рассмотрели более предметно одну-единственную тему общественного производства, которая является одной из центральных в экономической теории, и применили к ней методологический принцип иерархии, сформировав дополнительные новые иерархии (пирамиды), о которых, естественно, ничего не писал А. Маслоу.

Ключевые слова: Пирамида (иерархия) потребностей Маслоу, пирамида (иерархия) жизненных благ человека, пирамида (иерархия) ресурсов общественного производства, пирамида (иерархия) факторов общественного производства, пирамида (иерархия) труда в сфере общественного производства и воспроизводства.

Тезисы. Диалектический принцип иерархии можно применить во многих областях человеческой жизнедеятельности, в том числе и в научной сфере. Наиболее известным

случаем его применения является так называемая пирамида потребностей А. Маслоу, которая из психологии постепенно перекочевала в другие науки, в том числе и в экономическую теорию.

Автор попытался творчески подойти к применению принципа иерархии (пирамиды) потребностей, которые традиционно изучаются в разделе, посвящённом общественному производству и воспроизводству. В результате применения данной методологии появились новые пирамиды и иерархии, которые только предстоит проанализировать и обсудить в научной сфере. К этим новым иерархиям автор относит следующие конструкты, а именно: пирамиду (иерархию) жизненных благ человека, пирамиду (иерархию) ресурсов общественного производства, пирамиду (иерархию) факторов общественного производства, пирамиду (иерархию) труда в сфере общественного производства и воспроизводства.

Введение. Применение методологического принципа иерархии (пирамиды) в изучении и исследовании экономической теории было начато ныне широко известным американским ученым, социологом и психологом, Абрахамом Маслоу (1908-1970), предложившим специальную иерархию личных потребностей человека, в которой все потребности расположены в иерархической последовательности от основания до самой вершины пирамиды.

Эта теория иерархии потребностей, первоначально как теория в психологии, была впервые предложена А. Маслоу в 1943 году в научной статье «Теория человеческой мотивации», а затем была полностью сформулирована им в его книге «Мотивация и личность» в 1954 г. [1].

Данная иерархия до сих пор остается очень популярной в рамках социологических исследований, исследований в области экономической теории, управления обучением и психологии. Сегодня данная иерархия потребностей, по Маслоу, часто изображается именно в форме пирамиды с самыми большими фундаментальными потребностями внизу и необходимостью самореализации и самоактуализации индивида на самой её вершине. Теория иерархии потребностей Маслоу достаточно широко применяется не только в области психологии, откуда она, так сказать, естественным образом вышла, но и в современной экономической теории, теории менеджмента, маркетинге и т.д.

«Пирамида Маслоу» представляет собой, по сути, диаграмму, иерархически представляющую основные группы человеческих потребностей и нужд. Эта модель иерархии потребностей нашла широкое применение в современной экономической теории и маркетинге [7-11], занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей (рис. 1). Кстати отметим, что понятие пирамиды сегодня также довольно широко используется в других сферах экономики, например, в сфере долгосрочного (стратегического) планирования в Российской Федерации и сформированной в ней «пирамиды» документов [12].

Методы и организация исследования. При подготовке данной работы автором использовались классические для исследований такого рода общенаучные и частно-научные методы, включая анализ и синтез, сравнительный анализ, буквальный и расширительный текстуальный анализ.

Результаты и их обсуждение. Для начала необходимо отметить, что в отличие от большинства научных теорий, иерархия потребностей («пирамида потребностей») А. Маслоу имеет весьма широкое влияние и в научной среде, и за пределами академических кругов, то есть среди специалистов-практиков, занимающихся стимулированием персонала в системе управления персоналом организации [13, 14,

15]. Эта тенденция, её актуальность и популярность ещё раз подтверждает значимость выдвинутой концепции, в которой большинство людей видят именно самих себя и свои собственные потребности. Все основные потребности человека взаимосвязаны и могут проявить себя одномоментно, то есть на более чем одном уровне в определенный момент времени.

66

Самореал изация

4. Потребности в уважении

3. Социальные потребности

2. Потребности в безопасности

1. Базовые (физиологические) потребности человека

Рис. 1. Пирамида (иерархия) личных потребностей человека по А. Маслоу [1].

В теме общественного производства, в рамках которой находится изучение потребностей, последние напрямую взаимосвязаны с благами. Потребности и блага взаимодействуют через человека, приобретение и удовлетворение его основных нужд. Поэтому мы попытаемся представить также и блага в виде специальной пирамиды, которая бы наилучшим образом проиллюстрировала нам их взаимное расположение по отношению друг к другу (рис. 2).

66

5. Частные блага

4. Клубные блага

3. Коллективные блага

2. Экономические (общественные) блага

1. Природные блага

Рис. 2. Пирамида (иерархия) жизненных благ человека. Источник: собственная разработка автора.

Как известно, все природные блага есть, прежде всего, блага естественного происхождения, то есть чистая вода, чистый воздух, и все другие природные ресурсы, которые могут быть ограниченными или же неограниченными [2].

С другой стороны, существуют и экономические (общественные) блага. Это - все блага, созданные обществом (все блага, кроме природных благ), то есть блага общего пользования, предназначенные для удовлетворения потребностей всего общества в целом (защита государственных границ, правопорядок, услуги образования, здравоохранения и медицины, жилищно-коммунальные услуги и др.).

Коллективные, или корпоративные, блага - это все блага, предназначенные для удовлетворения коллективных, совместных потребностей людей, одним словом, отдельных коллективов (трудовых коллективов, семей и др.). Что касается семей, то каждая семья, по сути, представляет собой тоже отдельную корпорацию, более или менее замкнутую или, наоборот, открытую для общества.

И вот эти самые коллективные (корпоративные) блага на практике отличаются от т.н. «клубных благ».

Клубные блага, точно так же, как и общественные, коллективные блага рассчитаны на их коллективное, точнее - клубное (в рамках конкретного клуба) потребление. Использование и употребление клубных благ, как правило, ограничено количеством возможных потребителей. Например, число посадочных мест является ограниченным в транспорте, автобусе, вагоне поезда или самолете, в кинозале, театре и т.д.

Различие здесь, прежде всего, состоит ещё и в том, что если «коллективное благо предполагает абсолютное отсутствие соперничества потребителей блага, то клубное благо — до определённого предела (даже в условиях бесплатного пользования этим благом, что практически в рыночной экономике бывает редко)» [4].

Частные, или личные, блага - это блага личного потребления, удовлетворяющие потребности каждого человека в отдельности (одежда, обувь, еда, то есть продукты питания и т. д.). Таким образом, частные блага обладают свойством делимости и удовлетворяют потребности конкретных людей на индивидуальной основе, особенно в условиях рыночного хозяйства.

66

5. Людские ресурсы

А

4.Информационные ресурсы

3. Материальные, нематериальные ресурсы

2. Экономические (общественные) ресурсы

1. Природные ресурсы

Рис. 3. Пирамида (иерархия) ресурсов общественного производства. Источник: собственная разработка автора.

С проблематикой потребностей и жизненных благ человека связана проблематика экономических ресурсов и факторов производства, которые в своей совокупности представляют вещественную сторону общественного производства [2].

Мы попытаемся здесь изобразить экономические ресурсы в виде отдельной пирамиды ресурсов, венцом которой, как мы полагаем, являются людские (человеческие) ресурсы, то есть кадры общественного производства.

На следующем рисунке 4 представлены взаимодействующие с ресурсами факторы общественного производства в виде т.н. пирамиды факторов производства, как классических факторов (труд, земля, капитал), выделенных Ж. Б. Сэем, так и новых факторов, таких, как предпринимательские способности (Й. Шумпетер) [3], энергия, информация. Не случайно говорят, что тот, кто владеет информацией, владеет всем миром. Поэтому сегодня информация превращается в весьма значимый фактор общественного производства.

Вполне возможно также, что в ближайшее время, в будущем, могут появиться другие новые вещественные факторы производства, о которых мы сейчас можем, в лучшем случае, только догадываться.

66

Рис. 4. Пирамида (иерархия) факторов общественного производства. Источник: собственная разработка автора.

Рис. 5. Пирамида (иерархия) труда в сфере общественного производства. Источник: собственная разработка автора.

Процесс труда, как также можно заметить, включает в себя следующие компоненты, а именно: сам труд, то есть живой труд, рабочую силу (услуги труда) человека; предмет труда, то есть то, на что направлен труд; и средство (средства) труда, посредством чего труд воздействует на предмет труда. В результате на выходе мы получаем некий более или менее конкретный результат общественно полезного труда в сфере общественного производства (рис. 5). И хотя помимо указанных в таблице факторов, влияющих на результаты труда в сфере общественного производства, можно назвать дополнительно целый ряд факторов, как-то: предпочтения индивидов и барьеры на рынке труда [16, 17], принципы организации труда [18], производительность труда [19], условия труда [20].

Несмотря на то, что некоторые недавние научные исследования зарубежных специалистов Ханса Вилльярика и др. ставят под сомнение иерархию потребностей, предложенную А. Маслоу, и утверждают существование «универсальных человеческих потребностей, которые делают нас счастливыми» [5, 6], тем не менее, применение методологического принципа пирамиды (иерархии) в изучении и исследовании экономической или социологической теории позволяет получить следующие неоспоримые преимущества, а именно: 1. Систематизировать имеющуюся информацию; 2. Повысить логичность изложения и наглядность представляемого научного или учебного материала; 3. Прийти к совершенно новым логическим выводам и умозаключениям в рамках той или иной научной теории.

Заключение. Таким образом, всё вышеизложенное убеждает нас в том, что построение иерархий в любой сфере и отрасли и практически на любую тему позволяет нам выделить более фундаментальные и общие свойства явлений и переходить от них к более частным и специфическим проявлениям вещей согласно философским законам диалектики, которым подчиняется в том числе и экономика, и тем более им подчиняется общественное устройство. Любое общество, пусть даже и самое простое, примитивное, подчиняется законам иерархии, и по этой самой причине имеет иерархическое устройство, что мы и можем наблюдать, начиная с первобытного общества вплоть до современного общества, то есть до сегодняшнего дня.

На этом основании мы делаем следующий вывод о том, что закон иерархического устройства является универсальным социологическим, экономическим, политологическим и так далее законом, который обязательно необходимо принимать во внимание и никак нельзя сбрасывать со счетов при изучении самых различных общественных реалий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маслоу А.Х. Мотивация и личность / Перевод А.М. Татлыбаевой. Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYLIB, 2004. URL: http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (дата обращения: 13.06.2018)

2. Общая экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. И.Т. Корогодина. - 2-е изд., перераб. и доп. -Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. - 392 с.

3. Предпринимательские способности как фактор производства [электронный ресурс] // Economics.Studio. URL: https://economics.studio/mikroekonomika/predprinimatelskie-sposobnosti-kak-faktor-87589.html (дата обращения: 13.06.2018)

4. Коллективные блага [электронный ресурс] // Энциклопедия. URL: http://knowledge.su/k/kollektivnye-blaga32152 (дата обращения: 13.06.2018)

5. Tay, L., Diener, E. Needs and Subjective Well-Being around the World // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. № 101 (2). Pp. 354-365.

6. Villarica H. Maslow 2.0: A New and Improved Recipe for Happiness // Health. August 17, 2011. [электронный ресурс] // URL: https://www.theatlantic.com/health/archive/2011/08/maslow-20-a-new-and-improved-recipe-for-happiness/243486/ (дата обращения: 13.06.2018)

7. Гольдман С.М. Сегментация как метод получения конкурентного преимущества / С.М. Гольдман, М.В. Радостева // Научный журнал «Дискурс». - 2018. - 6 (20). - С. 98-106. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/6-2018/98-106.pdf

8. Конорева К.В. Маркетинг персонала как главный инструмент привлечения высококвалифицированных кадров / К.В. Конорева // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - 1 (3). -С. 263-271. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/83-1-2017/262-konoreva-k-v-2-3-vyp

9. Кузьбожев И.Н. Маркетинг в социальных сетях - ключ к успеху малого бизнеса / И.Н. Кузьбожев, О.С. Егорова // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - 12 (14). - С. 214-222. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/12-2017/214-222.pdf

10. Мезенцева В.Г. Последовательность этапов и методы разработки стратегии маркетинга / В.Г. Мезенцева, М.А. Меньшикова // Научный журнал «Дискурс». - 2016. - 2 (2). - С. 480-485. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/82-2-2016/224-mezentseva-v-g-menshikova-m-a-2-vyp

11. Милютина Ю.В. Инновационный маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности организации / Ю.В. Милютина, С.А. Гальченко // Научный журнал «Дискурс». - 2016. - 1 (1). - С. 265-270. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/81-1-2016/114-milyutina-yu-v-galchenko-s-a-1-vyp

12. Мореева С.Н. «Пирамида» документов стратегического планирования в РФ: текущее состояние и направления «достройки» / С.Н. Мореева // Научный журнал «Дискурс». - 2018. - 3 (17). - С. 283294. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/3-2018/283-294.pdf

13. Мельников С.Л Исследование профессиональной мотивации управленческого персонала / С.Л. Мельников, Н.А. Третьякова // Научный журнал «Дискурс». - 2018. - 3 (17). - С. 174-188. http://journal-discurs.ru/index.php/98-3-2018/564-melnikov-s-l-tretyakova-n-a

14. Сонина Л.А. Стимулирование труда персонала дорожного строительства в КНР / Л.А. Сонина, А.Е. Шастина // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - 10 (12). - С. 121-134. http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/10-2017/121-134.pdf

15. Строкова А.Р. Стимулирование как механизм повышения эффективности персонала / А.Р. Строкова, И.А. Демененко // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - 4 (6). - С. 96-100. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/4-2017/96-100.pdf

16. Абрамов А.П. Профессиональная социализация офицеров запаса на российском рынке труда: предпочтения и барьеры / А.П. Абрамов // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - 8 (10). - С. 53-65.

17. Экономические и институциональные барьеры в посткризисной экономике России: моногр. / Д.А. Мещеряков, И.А. Ашмаров и др.; под ред. Д.А. Мещерякова. - Воронеж: Изд-во «Наука-Юнипресс», 2012. - 191 с.

18. Смурыгина Е.А. Основные принципы организации труда в системе государственного и муниципального управления / Е.А. Смурыгина, И.И. Какадий // Научный журнал «Дискурс». - 2017 - 2 (4). - С. 127-132.

19. Столбов К.Л. Актуальные проблемы оценки производительности труда работников социальной сферы / Столбов К.Л., Савченко И.А. // Научный журнал «Дискурс». - 2017. - 4 (6). - С. 90-95.

20. Хвостенко Г.А. Проектирование модели совершенствования условий труда для главного управления МЧС России по Белгородской области / Г.А. Хвостенко // Научный журнал «Дискурс». -2017. - 1 (3). - С. 298-303.

REFERENCES

1. Maslow A.H. Motivation and personality. Tatlybaeva. Terminological correction V. Danchenko. - K .: PSYLIB, 2004. URL: http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (reference date: June 13, 2013)

2. General economic theory: Textbook. allowance / Ed. I.T. Korogodin. - 2 nd ed., Pererab. and additional. -Voronezh: Publishing house Voronezh. state. University, 2003. - 392 p.

3. Entrepreneurial abilities as a factor of production [electronic resource] / / Economics.Studio. URL: https://economics.studio/mikroekonomika/predprinimatelskie-sposobnosti-kak-faktor-87589.html (date of circulation: June 13, 2013)

4. Collective benefits [electronic resource] / / Encyclopedia. URL: http://knowledge.su/k/kollektivnye-blaga32152 (reference date: June 13, 2013)

5. Tay, L., Diener, E. Needs and Subjective Well-Being around the World // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. No. 101 (2). Pp. 354-365.

6. Villarica H. Maslow 2.0: A New and Improved Recipe for Happiness // Health. August 17, 2011. [electronic resource] // URL: https://www.theatlantic.com/health/archive/2011/08/maslow-20-a-new-and-improved-recipe-for-happiness/243486 / (date of circulation: June 13, 2013)

7. Goldman S.M. Segmentation as a method of obtaining a competitive advantage / SM. Goldman, M.V. Radostev // Scientific journal "Discourse". - 2018. - 6 (20). - P. 98-106. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/6-2018/98-106.pdf

8. Konoreva K.V. Marketing of personnel as the main tool for attracting highly qualified personnel / K.V. Konoreva // Scientific journal "Discourse". - 2017. - 1 (3). - P. 263-271. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/83-1-2017/262-konoreva-k-v-2-3-vyp

9. Kuzbozhev I.N. Marketing in social networks is the key to the success of small businesses / I.N. Kuzbozhev,

0.5. Egorova // The scientific journal "Discourse". - 2017. - 12 (14). - P. 214-222. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/12-2017/214-222.pdf

10. Mezentseva V.G. Sequence of stages and methods of developing a marketing strategy / V.G. Mezentseva, M.A. Menshikov // Scientific journal "Discourse". - 2016. - 2 (2). - C. 480-485. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/82-2-2016/224-mezentseva-v-g-menshikova-m-a-2-vyp

11. Milyutina Yu.V. Innovative marketing as a tool to improve the competitiveness of the organization / Yu.V. Milyutina, S.A. Galchenko // Scientific journal "Discourse". - 2016. - 1 (1). - P. 265-270. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/81-1-2016/114-milyutina-yu-v-galchenko-s-a-1-vyp

12. Moreeva S.N. "Pyramid" of strategic planning documents in the Russian Federation: the current state and directions of "completion" / S.N. Moreeva // Scientific journal "Discourse". - 2018. - 3 (17). - P. 283-294. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/3-2018/283-294.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Melnikov SL Research of professional motivation of management personnel / S.L. Melnikov, N.A. Tretyakova // Scientific journal "Discourse". - 2018. - 3 (17). - P. 174-188. http://journal-discurs.ru/index.php/98-3-2018/564-melnikov-s-l-tretyakova-n-a

14. Sonina L.A. Stimulation of labor of road construction personnel in China / L.A. Sonina, A.E. Shastina // Scientific journal "Discourse". - 2017. - 10 (12). - P. 121-134. http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/10-2017/121-134.pdf

15. Strokova A.R. Stimulation as a mechanism for increasing staff efficiency / A.R. Strokova, I.A. Demenenko // Scientific journal "Discourse". - 2017. - 4 (6). - P. 96-100. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/4-2017/96-100.pdf

16. Abramov A.P. Professional socialization of reserve officers in the Russian labor market: preferences and barriers / A.P. Abramov // Scientific journal "Discourse". - 2017. - 8 (10). - P. 53-65.

17. Economic and institutional barriers in the post-crisis economy of Russia: monogr. / YES. Meshcheryakov,

1.A. Ashmarov and others; Ed. YES. Meshcheryakova. - Voronezh: Publishing house "Nauka-Unipress", 2012. - 191 p.

18. Smurygina E.A. Basic principles of labor organization in the system of state and municipal government / E.A. Smurygina, I.I. Kakadiy // Scientific journal "Discourse". - 2017 - 2 (4). - P. 127-132.

19. Stolbov K.L. Actual problems of assessing the productivity of workers in the social sphere / Stolbov KL, Savchenko IA // Scientific journal "Discourse". - 2017. - 4 (6). - P. 90-95.

20. Khvostenko G.A. Designing a model for the improvement of working conditions for the Main Directorate of the Ministry of Emergencies of Russia in the Belgorod Region / G.A. Khvostenko // Scientific journal "Discourse". - 2017. - 1 (3). - P. 298-303.

SPISOK LITERATURY

1. Maslou A.H. Motivaciya i lichnost' / Perevod A.M. Tatlybaevoj. Terminologicheskaya pravka V. Danchenko.

- K.: PSYLIB, 2004. URL: http://psylib.org.ua/books/masla01/index.htm (data obrashcheniya: 13.06.2018)

2. Obshchaya ehkonomicheskaya teoriya: ucheb. posobie / Pod red. I.T. Korogodina. - 2-e izd., pererab. i dop.

- Voronezh: Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2003. - 392 s.

3. Predprinimatel'skie sposobnosti kak faktor proizvodstva [ehlektronnyj resurs] // Economics.Studio. URL: https://economics.studio/mikroekonomika/predprinimatelskie-sposobnosti-kak-faktor-87589.html (data obrashcheniya: 13.06.2018)

4. Kollektivnye blaga [ehlektronnyj resurs] // EHnciklopediya. URL: http://knowledge.su/k/kollektivnye-blaga32152 (data obrashcheniya: 13.06.2018)

5. Tay, L., Diener, E. Needs and Subjective Well-Being around the World // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. № 101 (2). Pp. 354-365.

6. Villarica H. Maslow 2.0: A New and Improved Recipe for Happiness // Health. August 17, 2011. [ehlektronnyj resurs] // URL: https://www.theatlantic.com/health/archive/2011/08/maslow-20-a-new-and-improved-recipe-for-happiness/243486/ (data obrashcheniya: 13.06.2018)

7. Gol'dman S.M. Segmentaciya kak metod polucheniya konkurentnogo preimushchestva / S.M. Gol'dman, M.V. Radosteva // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2018. - 6 (20). - S. 98-106. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/6-2018/98-106.pdf

8. Konoreva K.V. Marketing personala kak glavnyj instrument privlecheniya vysokokvalificirovannyh kadrov / K.V. Konoreva // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017. - 1 (3). - S. 263-271. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/83-1-2017/262-konoreva-k-v-2-3-vyp

9. Kuz'bozhev I.N. Marketing v social'nyh setyah - klyuch k uspekhu malogo biznesa / I.N. Kuz'bozhev, O.S. Egorova // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017. - 12 (14). - S. 214-222. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/12-2017/214-222.pdf

10. Mezenceva V.G. Posledovatel'nost' ehtapov i metody razrabotki strategii marketinga / V.G. Mezenceva, M.A. Men'shikova // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2016. - 2 (2). - S. 480-485. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/82-2-2016/224-mezentseva-v-g-menshikova-m-a-2-vyp

11. Milyutina YU.V. Innovacionnyj marketing kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti organizacii / YU.V. Milyutina, S.A. Gal'chenko // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2016. - 1 (1). - S. 265-270. URL: http://journal-discurs.ru/index.php/81-1-2016/114-milyutina-yu-v-galchenko-s-a-1-vyp

12. Moreeva S.N. «Piramida» dokumentov strategicheskogo planirovaniya v RF: tekushchee sostoyanie i napravleniya «dostrojki» / S.N. Moreeva // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2018. - 3 (17). - S. 283-294. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/3-2018/283-294.pdf

13. Mel'nikov S.L Issledovanie professional'noj motivacii upravlencheskogo personala / S.L. Mel'nikov, N.A. Tret'yakova // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2018. - 3 (17). - S. 174-188. http://journal-discurs.ru/index.php/98-3-2018/564-melnikov-s-l-tretyakova-n-a

14. Sonina L.A. Stimulirovanie truda personala dorozhnogo stroitel'stva v KNR / L.A. Sonina, A.E. SHastina // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017. - 10 (12). - S. 121-134. http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/10-2017/121-134.pdf

15. Strokova A.R. Stimulirovanie kak mekhanizm povysheniya ehffektivnosti personala / A.R. Strokova, I.A. Demenenko // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017. - 4 (6). - S. 96-100. URL: http://journal-discurs.ru/files/arkhiv-zhurnala/4-2017/96-100.pdf

16. Abramov A.P. Professional'naya socializaciya oficerov zapasa na rossijskom rynke truda: predpochteniya i bar'ery / A.P. Abramov // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017. - 8 (10). - S. 53-65.

17. EHkonomicheskie i institucional'nye bar'ery v postkrizisnoj ehkonomike Rossii: monogr. / D.A. Meshcheryakov, I.A. Ashmarov i dr.; pod red. D.A. Meshcheryakova. - Voronezh: Izd-vo «Nauka-YUnipress», 2012. - 191 s.

18. Smurygina E.A. Osnovnye principy organizacii truda v sisteme gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya / E.A. Smurygina, I.I. Kakadij // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017 - 2 (4). - S. 127-132.

19. Stolbov K.L. Aktual'nye problemy ocenki proizvoditel'nosti truda rabotnikov social'noj sfery / Stolbov K.L., Savchenko I.A. // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017. - 4 (6). - S. 90-95.

20. Hvostenko G.A. Proektirovanie modeli sovershenstvovaniya uslovij truda dlya glavnogo upravleniya MCHS Rossii po Belgorodskoj oblasti / G.A. Hvostenko // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». - 2017. - 1 (3). - S. 298303.

© H. A. ArnMapoB, 2019 © Igor A. Ashmarov, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.