Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКУПОЧНОГО БАЛАНСА К ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКУПОЧНОГО БАЛАНСА К ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупки / государственные и муниципальные нужды / 44-ФЗ / 223-ФЗ / контракт / КТРУ / математические методы / баланс / регион / Дальневосточный федеральный округ. / procurement / state and municipal needs / 44-FZ / 223-FZ / contract / KTRU / mathematical methods / balance sheet / region / Far Eastern Federal District.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загорский И. О., Ланюгова А. Э.

В статье описана методика расчета регионального закупочного баланса для государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона 44-ФЗ, а также для нужд организаций иной формы собственности в рамках Федерального закона 223-ФЗ. Описаны результаты применения методики к отдельной группе закупок с учетом информации, полученной из открытых источников и аналитических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Загорский И. О., Ланюгова А. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the Regional Procurement Balance Calculation Method to a Separate Procurement Group for State and Municipal Needs

The authors of the article describe the methodology for calculating the regional procurement balance for state and municipal needs within the framework of Federal Law № 44-FZ, as well as for the needs of organizations of a different form of ownership within the framework of Federal Law№ 223-FZ. The results of applying the methodology to a separate group of purchases are described, taking into account information obtained from open sources and analytical programs.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКУПОЧНОГО БАЛАНСА К ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 330.45

И. О. Загорский, А. Э. Ланюгова

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКУПОЧНОГО БАЛАНСА К ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Загорский И. О. - канд. экон. наук, доц. каф. «Эксплуатация автомобильного транспорта», тел.: (4212) 25-13-70, e-mail: [email protected]; Ланюгова А. Э. - асп. кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», e-mail: [email protected] (ТОГУ)

В статье описана методика расчета регионального закупочного баланса для государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона 44-ФЗ, а также для нужд организаций иной формы собственности в рамках Федерального закона 223-ФЗ. Описаны результаты применения методики к отдельной группе закупок с учетом информации, полученной из открытых источников и аналитических программ.

Ключевые слова: закупки, государственные и муниципальные нужды, 44-ФЗ, 223-ФЗ, контракт, КТРУ, математические методы, баланс, регион, Дальневосточный федеральный округ.

В одной из наших предыдущих работ [1] мы обозначили наше представление общей картины закупок в регионе. Исследования основаны на научных трудах российских ученых, в том числе по анализу международного опыта [2-9] и аналитических данных аккумулируемых современными информационными платформами. В исследовании приведены математические приемы, наиболее подходящие, по нашему мнению, к данной методике. Методика основана на всемирно известном методе расчета системы национальных счетов Леонтьева В.В. [10]. Данная методика может применяться для определения доминантов на рынке, для определения объемов закупок конкретного вида товаров, работ, услуг, как в разрезе заказчиков, так и в разрезе поставщиков.

На сегодняшний день нами проведена работа по практическому применению методики, на основании данных, представленных несколькими заказчиками. Данные также были добраны с открытых источников, таких как Единая информационная система [11], электронные торговые площадки [12-14] и программный комплекс Спарк-маркетинг (Интерфакс) [15].

По данным Счетной Палаты Российской Федерации в стране 149 427 заказчиков по состоянию на 1 января 2019 года. Объем заключенных контрактов в 2018 году 6842,3 млрд. рублей [16]. Это более чем достаточный объем выборки

© Загорский И. О., Ланюгова А. Э., 2021

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

для проведения исследования, такие объемы информации возможны для расчета только с применением программных продуктов. Учитывая относительно небольшое количество поставщиков в Дальневосточном федеральном округе (табл. 1), возможно пилотное применение методики именно в нем.

Таблица 1

Объем контрактов и количество поставщиков в ДФО в 2019г._

Регион России Сумма контрактов в 2019 г., руб. Количество поставщиков, ед.

Хабаровский край 376 972 595 765,21 6481

Приморский край 330 425 955 884,10 6671

Республика Саха (Якутия) 247 420 917 308,56 6219

Амурская область 112 676 285 817,27 2618

Камчатский край 54 034 172 970,25 2042

Чукотский АО 26 936 922 872,67 387

Еврейская АО 10 118 697 039,13 531

Магаданская область 32 901 608 767,77 903

Сахалинская область 112 421 541 569,08 3065

Республика Бурятия 51 712 698 211,45 3117

Забайкальский край 71 170 008 966,54 2296

ИТОГО 1 426 791 405 172,02 34 330

Для формирования представления о величинах предполагаемой выборки, в работе представлен анализ объема и количества контрактов по выбранной группе товаров, закупленных заказчиками Дальневосточного федерального округа в 2019 году (табл. 2).

Таблица 2

Объем и количество контрактов в ДФО по группе товаров в 2019г._

Группа товаров, сгруппированная по позициям КТРУ Сумма исполнения контрактов в 2019г на территории ДФО, руб. Количество контрактов, ед.

17.12.14.129-00000040 Бумага для офисной техники белая 118 543 681,9 447

26.20.18.000-00000001 Многофункциональное устройство (МФУ) 335 571 690,0 485

26.20.16.120-00000001 Принтер 203 190 102,0 248

26.20.15.000-00000001 Системный блок 326 231 114,0 462

26.30.11.120-00000001 Маршрутизатор 82 429 334,0 54

Исходя из высокой динамики изменения законодательства в контрактной системе [3] считаем необходимым в этой статье повторить основные выклад-

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКУПОЧНОГО БАЛАНСА К ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

ки методики расчета регионального закупочного баланса с некоторыми эволюционными изменениями (рис. 1).

1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Р|

1 ¿12 ¿13 ¿14 ¿15 ¿1, Р11 Р12 Р13 Р14 Р15 Р1,

2 ¿21 ¿22 ¿23 ¿24 ¿25 ¿2, Р21 Р22 Р23 Р24 Р25 Р2,

3 ¿31 ¿32 ¿33 ¿34 ¿35 ¿3, Р31 Р32 Р33 Р34 Р35 Р3,

4 ¿41 ¿42 ¿43 ¿44 ¿45 ¿41 Р41 Р42 Р43 Р44 Р45 Р4,

5 ¿51 ¿52 ¿53 ¿54 ¿55 Р51 Р52 Р53 Р54 Р55 Р5,

2,1 ¿,2 ¿,3 ¿14 Р,1 Р,2 Р,3 Р,4 Р,5 Р,,

ъ ¡1 ъ ¡2 ъ ¡3 ъ ¡4 ъ ¡5 ъ Р ¡1 Р ¡2 Р ¡3 Р ¡4 Р ¡5 Р

1 ¿11 ¿12 ¿13 ¿14 ¿15 ¿1, Р11 Р12 Р13 Р14 Р15 Р1,

2 ¿21 ¿22 ¿23 ¿24 ¿25 ¿26 Р21 Р22 Р23 Р24 Р25 Р2,

3 2,1 ¿32 ¿33 ¿34 ¿35 ¿36 Р31 Р32 Р33 Р34 Р35 Р3,

4 ¿41 ¿42 ¿43 ¿44 ¿45 ¿46 Р41 Р42 Р43 Р44 Р45 Р4,

5 251 ¿52 ¿53 ¿54 ¿56 Р51 Р52 Р53 Р54 Р55 Р5,

■ 2,1 ¿,2 ¿,3 ¿,4 ¿,5 Р,1 Р62 Р63 Р64 Р65 Р,,

Рис. 1. Региональный закупочный баланс

где: О] - Позиция Каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) j -той группы.

YJZi - ,-тый заказчик, осуществлявший закупки в заданном периоде.

П - ,-тый поставщик в выборке, осуществляющий поставки в заданном периоде.

Р] - j-тый поставщик в выборке, осуществляющий поставки в заданном периоде.

OZ]i - сумма контрактов, заключенных ,-тым заказчиком по группе товаров, отнесенным к КТРУ j-той группы в заданном периоде.

ОР] - сумма контрактов, заключенных ,-тым поставщиком по группе товаров, отнесенным к КТРУ j-той группы в заданном периоде.

PZ]i - сумма контрактов, заключенных между j-тым поставщиком и ,-тым заказчиком в заданном периоде.

РР] - сумма контрактов, заключенных между поставщиками, в рамках исполнения контрактов для нужд компаний с государственным участием

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

(PPn, PP22, PP33 и т.д. - сумма исполненных контрактов за собственные средства поставщика).

Суммирование объемов позволяет определить общую потребность в том или ином виде товаров, потенциал мощностей региональных поставщиков, объемы взаимоотношений заказчиков с конкретными поставщиками.

sji = '^Sji = '^Sfi = Sfi = Z Sfi lili Данная формула отображает равенство общих сумм по каждому квадранту, проверочной величиной является показатель Sj¡.

ozji=Z opji

7 I

Сумма контрактов, заключенных по группе товаров отнесенным к КТРУ дифференцировано по каждому поставщику, дает представление о занимаемой доле рынка каждым из них и потенциале дальнейшего развития отрасли в целом.

sñ = Zozji = Zpzji

Сумма контрактов, заключенных заказчиками в заданном периоде, дифференцирована по группам товаров, а также по конкретным поставщикам, определяет величину потребности в конкретном товаре, а также возможный потенциал работы с иными поставщиками.

$ =^0РЛ = ^РРЛ

1 1

Сумма контрактов, заключаемых поставщиками в заданном периоде, определяет возможность выявления доли рынка, занимаемой конкретными поставщиками, а также объемы их взаимодействия между собой.

Учитывая, что справедливы равенства Бд = ; БД = Б? = Б?, существует возможность систематизации определения весовых зависимостей между величинами сумм контрактов дифференцировано по заказчикам и по КТРУ. Одной из основных задач исследования является определение ниш для региональных поставщиков, исходя из данных об объемах контрактов по группам товаров, производство которых можно перенести в регион, встречающихся наиболее часто у поставщиков из других территорий, а также наличие исполнения данных контрактов, на условиях субподряда региональными поставщиками.

Также необходимо учитывать, что доступна сортировка поставщиков по месту регистрации, то можно утверждать, что общий объем контрактов, заключенных поставщиками, зарегистрированными в регионе, есть величина определяемая и должна максимизироваться для развития региона.

Р = ^(ТлБ?*) ^ тах,

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКУПОЧНОГО БАЛАНСА К ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

где Ь^ - сумма контрактов, заключенных поставщиками, зарегистрированными на территории региона в заданном периоде.

Следовательно, данную величину необходимо сформулировать в целевую функцию матричного поля (квадранта) и учитывая принцип однозначности [11] интегрировать в общую целевую функцию, стремящуюся к максимуму значения доли региональных поставщиков.

F = ^(Эу-; ЭД; Э^) ^ тах

Каждая из функций данных матричных полей значений, приведенных нами, является целевой функцией отдельного экономического процесса.

Полученные поля значений и целевая функция являются лишь статичной картинкой сложившейся ситуации. Для придания модели функциональности необходимо разработать механизм реализации управленческих воздействий, способствующий оптимальному принятию решений. Механизм, моделирующий экономические процессы, выражен через совокупность целевых функций, которая подлежит оптимизации. Выразим целевые функции для каждого из квадрантов.

Наиболее полезной и удобной формой для целевой функции качества $ является взвешенная квадратичная форма [17]. Такая форма определяет оптимальное протекание процесса как состояние, при котором сумма квадратов разностей между требуемыми значениями переменных состояния 5рй и фактическими их значениями Эу^минимальна. Переменные состояния могут быть либо измерены, либо вычислены косвенным путем.

Целевую функцию, присущую установившемуся состоянию, можно представить в виде

/ Рй \ 2

сРЯ

где Ьу1 - сумма контрактов, заключенных поставщиками, зарегистрированными на территории региона в заданном периоде.

Ьу1 - сумма контрактов, заключенных поставщиками, зарегистрированными на территории других регионов Российской Федерации в заданном периоде.

Установившееся состояние целевой функции неизменно подлежит параметрической оптимизации, в которой производится выбор конечного числа параметров в системе управления при заданной ее структуре [18, 19]. Решение задачи анализа детерминированных систем управления не вызывает принципиальных затруднений и может быть сведено к численному решению системы обыкновенных дифференциальных уравнений с помощью электронных программных продуктов.

Проведенные расчеты показали, что статистических данных, находящихся в системе достаточно для проведения полного расчета баланса по трем квадрантам, однако недостаточно для определения сумм контрактов между поставщиками. Такая информация является коммерческой тайной и доступна только Федеральной налоговой службе. Без персонализации данные могли бы быть использованы для расчетов нашего исследования.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

Также при проведении исследования необходимо учитывать контракты, которые в силу разных причин, были расторгнуты. В связи с тем, что Единая информационная система не автоматизирует указанные данные, выборку необходимо производить в ручном режиме. Большое количество данных имеет некоторые свойства небольших выборок, поэтому данные теоретически можно отнести к погрешности исследования в переделах 10 %. К тому же существует ряд контрактов, по которым оплата произведена не в полном объеме. Такие контракты можно отнести к той же погрешности. Однако, при внедрении системы полного мониторинга можно учитывать и эти величины. Более того, система полного мониторинга позволит увеличить доступность информации для исследовательских целей.

Практическое применение методики регионального закупочного баланса может быть отражено как исследованием общего количества исполненных контрактов, так и выборкой, составленной по отдельной группе товаров, по нескольким заказчикам. Использование принципа метода индукции представлено и в данной статье. Группа товаров выбрана авторами в случайном порядке, без привязки к общеэкономической ситуации. Выборка составлена для примера, в качестве наглядного отображения возможности практического применения методики (табл. 3). Расчет регионального баланса, по всем исполненным контрактам связан с обработкой в ручном режиме большого количества информации. Такое исследование проводится и будет представлено в следующих работах.

Таблица 3

Расчетный лист регионального закупочного баланса, тыс. руб._

п И гз Жл Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Жр1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.12.14.129

-00000040

Бумага для офисной

техники

белая 2835 377 1250 7556 180 12198 2835 9363 0 0 0 12198

26.20.18.000

-00000001

Мно-

гофункцио-

нальное

устройство (МФУ) 12537 112 2012 0 0 14661 0 0 12537 2124 0 14661

26.20.16.120

-00000001

Принтер 0 0 32 0 75 107 0 0 0 107 0 107

26.20.15.000

-00000001

Системный

блок 0 63 901 3599 44 4607 0 0 0 1008 3599 4607

26.30.11.120

-00000001

Маршрутизатор 0 12 0 254 7 273 0 0 0 0 273 273

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКУПОЧНОГО БАЛАНСА К ОТДЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Продолжение таблицы 3

2835 13101 4270 11409 231 31846 2835 9363 12537 3239 3872

P1 2835 0 0 0 0 2835 2333 0 0 0 2333

P2 0 377 1250 7556 180 9363 0 0 0 0 0

P3 0 12537 0 0 0 12537 0 0 0 0 0

P4 0 175 3020 0 44 3239 0 0 2075 0 2075

P5 0 12 0 3853 7 3872 0 0 0 0 0

Проведенные исследования в этой работе показали, что методика вполне работоспособна и может применяться для научных и практических целей. Полученные данные свидетельствуют о том, что финансовые потоки, расходуемые за счет использования механизмов контрактной системы в сфере закупок, распределяются среди поставщиков неравномерно, что вполне соответствует принципам экономической теории [20]. Однако методика позволяет определить величину распределяемых потоков в наглядном сравнении, количество «единственных» поставщиков у конкретных заказчиков, профильные группы товаров отдельных поставщиков. Методика позволяет выделить среди поставщиков тех, кто зарегистрирован на территории региона и выделить величину налоговой базы по каждому, в том числе по каждой группе товаров и по каждому заказчику. Полученные данные можно использовать для расчета эффективности закупок в разрезе заказчиков, групп товаров, работ, услуг. Еще одним функционалом методики является возможность определения коррупционной составляющей в закупках сразу нескольких заказчиков, разделить их на группы опасности и использовать информацию при контрольно (надзорных) мероприятиях.

Библиографические ссылки

1. Загорский И. О., Карловская Е.А. Региональный закупочный баланс как инструмент развития производственного сектора экономики региона // Вестник ТОГУ. Хабаровск, 2018. № 3. С. 43-48.

2. Андреев Н.Ю. Методология управления процессами формирования и размещения заказов в системе электронных торгов : дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2016. 306 с.

3. Вайпан В.А. Состояние, проблемы и перспективы развития контрактной системы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 4. С. 14-18.

4. Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике : дис. ... канд. эконом. наук. М., 2010. 206 с.

5. Попова О.А. Государственные закупки как эффективный инструмент регулирования развития экономики региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6. С. 61-63.

6. Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 5. С. 520-527.

7. Юрченко Е.В., Юрченко А.А. Государственные закупки: современные проблемы // Вестник финансового университета. 2015. № 4. С.18-23.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 4 (63)

8. Островная М.В. Издержки участия и уровень конкуренции в государственных закупках в условиях фаворитизма : дис. ... канд. эконом. наук. М., 2016. 148 с.

9. Никифорова Л.В. Государственные закупки как фактор развития регионального промышленного комплекса : дис. ... канд. эконом. наук. М., 2010. 169 с.

10. Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. М. : Экономика, 1997. 477 с.

11. Единая информационная система в сфере закупок : портал. URL: https://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 10.10.2020).

12. Перечень извещений на Электронной торговой площадке // РАД. Электронные закупки : сайт. URL: https://gz.lot-online.ru/etp_front/ (дата обращения: 10.10.2020).

13. Перечень извещений на Электронной торговой площадке // Роселторг : сайт. URL: https://www.roseltorg.ru/ (дата обращения: 10.10.2020).

14. Перечень извещений на Электронной торговой площадке // РТС-Тендер : сайт. URL: https://www.rts-tender.ru/(дата обращения: 10.10.2020).

15. Система аналитики госзакупок Спарк-маркетинг // Информационное агентство Интерфакс : сайт. URL: https://marker-interfax.ru/(дата обращения: 10.10.2020).

16. Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2018 год // Счетная палата РФ : сайт. URL: https://ach.gov.ru/promo/goszakupki-2018/index.html (дата обращения: 10.10.2020).

17. Понтрягин Л.С. Знакомство с высшей математикой: Дифференциальные уравнения и их приложения. М.: Наука, 1988.

18. Ли Т.Г., Адамс Г.Э., Гейнз У.М. Управление процессами с помощью вычислительных машин. Моделирование и оптимизация. М.: Сов. радио, 1972. 311 с.

19. Батков А.М. Методы оптимизации в статистических задачах управления. М. : Машиностроение, 1974. 240 с.

20. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под общ. ред. В.И. Кушлина. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Изд-во РАГС, 2003. 828 с.

Title: Application of the Regional Procurement Balance Calculation Method to a Separate Procurement Group for State and Municipal Needs

Authors' affiliation:

Zagorskiy I. O. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Laniugova A. E. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The authors of the article describe the methodology for calculating the regional procurement balance for state and municipal needs within the framework of Federal Law #44-FZ, as well as for the needs of organizations of a different form of ownership within the framework of Federal Law #223-FZ. The results of applying the methodology to a separate group of purchases are described, taking into account information obtained from open sources and analytical programs.

Key words: procurement, state and municipal needs, 44-FZ, 223-FZ, contract, KTRU, mathematical methods, balance sheet, region, Far Eastern Federal District.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.