Научная статья на тему 'Применение методики прогнозирования с целью определения объёмов потребления основных продуктов питания в Оренбургской области'

Применение методики прогнозирования с целью определения объёмов потребления основных продуктов питания в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / FOOD MARKET / FOOD SECURITY / SUPPLY AND DEMAND / PREDICTION METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Елена Анатольевна, Корнева Татьяна Вячеславовна

В статье представлены результаты исследования потребления основных продуктов питания в Оренбургской области. Показаны спрос и предложение основных видов продовольствия на региональном рынке. Выявлены коэффициенты эластичности основных видов продовольствия. Описана трендовая модель с линейным видом зависимости, позволяющая определить объём прогнозного потребления основных видов продовольствия на душу населения в Оренбургской области. Представлены соответствующие уравнения для расчётов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PROCEDURE OF PREDICTING THE VOLUME OF BASIC FOODSTUFFS CONSUMPTION IN ORENBURG REGION

The article presents the results of the study on the basic food products consumption in the Orenburg region. The supply and demand of basic foodstuffs on the regional market are shown. The basic foodstuffs elasticity coefficients have been calculated. The trend model with a linear type of dependence, allowing the determination of the amount of the predicted basic foodstuffs per capita consumption in the Orenburg region is described. The corresponding calculation equations are suggested.

Текст научной работы на тему «Применение методики прогнозирования с целью определения объёмов потребления основных продуктов питания в Оренбургской области»

Применение методики прогнозирования с целью определения объёмов потребления основных продуктов питания в Оренбургской области

Е.А. Белякова, к.э.н., Т.В. Корнева, магистрант, ФГБОУ ВПО Оренбургский ГАУ

Условия современной макроэкономической ситуации в мире указывают на необходимость усиления экономического потенциала предприятий АПК, являющихся основой для обеспечения продовольственной безопасности России. В соответствии с этим выбор направлений и сфер деятельности для оказания основной поддержки развития определяется объективными экономическими, а также политическими факторами и зависит от спроса на определённую сельскохозяйственную продукцию и продукты её переработки.

Современный рынок продовольствия способствует развитию экономических отношений между потребителями и производителями. Именно успешное их взаимодействие отражается в дифференциации предложения основных продовольственных товаров и прибыли товаропроизводителей [1].

Процесс прогнозирования спроса и потребления населением основных продуктов питания осуществляется в три этапа. На первом этапе выявляются и обосновываются основные закономерности ряда динамики спроса на продукты питания и основные факторы, которые влияют на структуру. На втором этапе выбираются методы прогнозирования, и на их основе на третьем этапе проводятся прогнозные расчёты уровня спроса и потребления продуктов питания.

В процессе исследования выявляются и обосновываются принципы, определяющие динамику продовольственного обеспечения. Выбор правильного метода определяет непосредственно качество прогноза. Развитие средств вычислительной техники и информатики значительно расширило возможности использования методов прогнозирования.

Конечно, в условиях сложностей системы продовольственного обеспечения и достаточно

значительной степени неопределённости, а также случайности применяться в числовом виде ни один из существующих факторов не может. В процессе исследования в основу эффективного прогнозирования должен быть положен системный научный подход, который заключается во всестороннем и последовательном изучении состояния объекта.

Нельзя не отметить, что современные условия макроэкономической нестабильности указывают на необходимость дополнительных сил для усиления экономического потенциала предприятий агропромышленного комплекса России. В современных условиях особое значение имеет проблема определения стратегически значимых направлений развития сельского хозяйства страны. Объёмы производства в области АПК в Приволжском федеральном округе в 2013 г. составили 994145,6 млн руб.

Потребление различных продуктов питания отличается объёмами. Наибольший объём среднедушевого потребления в год приходится на молоко и молочные продукты. Объём потребления молочных продуктов питания в 2013 г. имел наибольший удельный вес и составлял 27,49% от всего объёма потребляемых продуктов питания населением ПФО. Наименьшую долю потребления составляли рыба и рыбные продукты. Потребление картофеля за последние три года увеличилось — с 61,7 кг в 2011 г. до 63,3 кг в 2013 г. В целом, по данным статистики, потребление всех видов продукции увеличилось на 19,2 кг (табл. 1).

Оренбургская область входит в состав Приволжского федерального округа и является одной из наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении областей России. По структуре экономики Оренбургская область является индустриально-аграрной с достаточно высокой концентрацией промышленности и развитым сельским хозяйством [2]. Прогнозирование среднедушевого потребления продуктов питания в области рассмотрим на при-

1. Состав и структура потребления продуктов питания в Приволжском федеральном округе [3]

Продукт питания Год

2011 2012 2013

количество, кг в % к итогу количество, кг в % к итогу количество, кг в % к итогу

Хлеб и хлебные продукты 104,4 11,11 105,4 10,90 101,5 10,58

Картофель 61,7 6,56 67,1 6,94 63,3 6,60

Овощи и бахчевые 95,6 10,17 97,4 10,07 93,8 9,78

Фрукты и ягоды 69,3 7,37 73,3 7,58 77 8,03

Мясо и мясные продукты 78,5 8,35 79,3 8,20 81,4 8,49

Молоко и молочные продукты 251,2 26,72 263,9 27,28 263,7 27,49

Яйца, штук 215 22,87 215 22,23 213 22,21

Рыба и рыбные продукты 20,2 2,15 21 2,17 21,7 2,26

Сахар и кондитерские изделия 33,4 3,55 34,1 3,53 33,5 3,49

Масло растительное и другие жиры 10,7 1,14 10,7 1,11 10,3 1,07

Итого 940 100,00 967,2 100,00 959,2 100,00

2009 2010 2011 2012 2013

■■ Потребление молока и молочных продуктов в Оренбургской области в среднем на потребителя в год, кг

Рис. - Динамика потребления молока и молочных продуктов в Оренбургской области [3]

мере потребления молока и молочных продуктов населением в среднем на потребителя в год (рис.).

Динамика потребления молока свидетельствует, что за последние 5 лет объёмы потребления данного вида продукта питания неоднородно распределены, следовательно, необходимо провести расчёты прогнозных значений на период 2015—2017 гг., чтобы выявить, какой примерный объём молока и молочных продуктов будет потребляться в следующие периоды и сравнить с прогнозными значениями производства молока и молочных продуктов в Оренбургской области.

При помощи метода, основанного на инерционном трендовом моделировании и расчёте коэффициентов эластичности основных видов продовольствия, решим поставленную задачу. Прогнозирование с использованием трендового моделирования показывает общее направление изменения среднедушевого потребления продуктов питания в определённом горизонте с учётом динамики основного показателя в прошлом периоде. При этом используется система линейных и нели-

2. Прогноз потребления молока и молочных продуктов на душу населения в Оренбургской области с использованием трендовых моделей, кг/год [3]

Потребление молока Расчёт прогнозных значений

Год и молочных продуктов виды зависимостей

на душу населения в год, кг

линейная логарифмическая полиномиальная степенная

2003 196,3 198,6 189,8 191,7 190,7

2004 199,2 202,7 202,4 199,9 202,3

2005 206,5 206,7 209,8 207,2 209,4

2006 209,8 210,8 215,1 213,5 214,5

2007 213,7 214,8 219,2 219,0 218,6

2008 214,6 218,8 222,5 223,5 222,0

2009 241,3 222,9 225,3 227,0 225,0

2010 240,6 226,9 227,7 229,7 227,5

2011 222,4 230,9 229,9 231,4 229,8

2012 234,0 235,0 231,8 232,2 231,9

2013 229,3 239,0 233,6 232,1 233,8

2014 243,0 235,1 231,0 235,5

2015 247,1 236,6 229,0 237,1

2016 251,1 238,0 226,1 238,6

Я-квадрат Дисперсия 0,71 73,3 0,73 68,4 0,78 61,9 0,76 67,1

Уравнение тренда у = 4,04х + + 194,61 у = 18,26 1п(х) + + 189,78 у = -0,46л2 + + 9,59 + 182,59 у = 190,74х008

3. Расчёт эластичности спроса на молоко и молочные продукты в Оренбургской области по доходу в натуральном выражении с использованием степенных функций [3]

Год Потребление молока и молочных продуктов на душу населения в год, кг Потенциально возможное потребление продукта на сумму среднедушевого дохода, кг/мес Доля расходов на питание в общем объёме потребительских расходов, % Скорректированное потенциальное приобретение продуктов на сумму среднедушевого дохода, кг/мес

2003 196,3 409 7,73 7,4

2004 199,2 546 7,36 3,4

2005 206,5 675 6,19 55,0

2006 209,8 852 5,41 78,7

2007 213,7 896 4,38 286,2

2008 214,6 886 3,34 334,1

2009 241,3 926 3,66 287,7

2010 240,6 813 3,26 272,9

2011 222,4 736 2,28 338,5

2012 234,0 836 2,38 390,1

2013 229,3 716 1,86 474,2

Степенная функция у = аХ у = 455,96л52-4

Коэффициент эластичности 52,4

4. Прогноз покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения Оренбургской области в пересчёте на молоко и молочные продукты с использованием трендовых моделей, скорректированной на долю расходов на питание, кг/мес [3]

Скорректированное потен- Расчёт прогнозных значений

ТШС1ТГТ.11ЛР ТТШТЛ1ЛЛРТРШ1Р

1 Ща.1Ы ЮС 111 )С1 С11И С

Год молока и молочных про- виды зависимостей

дуктов на сумму средне- логарифмическая

душевого дохода, кг/мес линейная полиномиальная степенная

2003 7,4 198,8 190,1 192,0 191,1

2004 3,4 202,8 202,6 200,1 202,5

2005 55,0 206,9 210,0 207,3 209,5

2006 78,7 210,9 215,2 213,6 214,6

2007 286,2 214,9 219,2 219,0 218,7

2008 334,1 218,9 222,5 223,4 222,1

2009 287,7 222,9 225,3 227,0 225,0

2010 272,9 226,9 227,7 229,6 227,5

2011 338,5 230,9 229,8 231,4 229,8

2012 390,1 234,9 231,8 232,2 231,8

2013 474,2 238,9 233,5 232,1 233,7

2014 242,9 235,1 231,2 235,4

2015 247,0 236,5 229,3 237,0

2016 251,0 237,8 226,5 238,5

Дисперсия 73,3 68,4 61,9 66,8

Я-квадрат 0,707 0,7266 0,7775 0,7509

Уравнение у = 4,01х + у = 18,09 1п(х) + у = -0,45л2 + у = 191 05г°°8

тренда + 194,82 + 190,09 + 9,45 + 183,03 у 1 У 1

нейных трендов. Наиболее достоверный результат отбирается по основному критерию — наименьшая величина дисперсии.

В расчётах с целью прогнозирования применяется функция для определения коэффициентов эластичности основных видов продукции. Для достижения поставленной цели используется степенная функция (у = аХ), которая представляет собой парную нелинейную корреляцию. При этом степень при х — это численное значение коэффициента эластичности, который показывает, насколько изменится значение у при изменении значения х на 1%.

Прогноз среднедушевого потребления молока и молочных продуктов населением Оренбургской

области на 2014—2016 гг. с одновременным расчётом трендовых моделей с различными видами зависимостей — линейной, логарифмической, экспотенциальной, степенной, — представлен в таблице 2.

В процессе проведения расчётов было выявлено, что наименьшая величина дисперсии — при использовании трендовой модели с полиномиальным видом зависимости, что позволяет выявить соответствующий прогнозный результат 231,0; 229,0; 226,1 кг за 2014-2016 гг.

Прогнозный расчёт среднегодового потребления молока и молочных продуктов с применением степенных функций и коэффициента эластичности делают по определённому логарифму, где

кроме значений динамики основного показателя в уравнение включён ещё один фактор — доход или цена. В связи с тем что показатели дохода и цены разнонаправлены, результаты таких прогнозов невозможно каким-либо образом совместить. Поэтому для решения возникшего противоречия есть возможность использовать приём, заключающийся в расчёте агрегированного показателя функции полезности Кобба — Дугласа:

X = В^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

! Р'

где В — доля расходов на продукт в общей сумме потребительских расходов, %; / — среднедушевой денежный доход, руб/мес; Р — цена товара, руб/кг [4].

На основании полученного результата рассчитаем скорректированные показатели потенциально возможного объёма приобретения населением молока и молочных продуктов на сумму среднедушевого месячного дохода с учётом доли расходов на питание (табл. 3). На следующем этапе спрогнозируем показатель с использованием трендовых моделей (табл. 4).

На основании полученных расчётов скорректированной покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения области

выберем прогнозные показатели с наименьшей дисперсией, которые соответствуют трендовой модели с полиномиальным видом зависимости: в 2013 г. - 232,1 кг и в 2016 г. - 226,5 кг. По данным проведённого анализа, рост покупательной способности по отношению к 2013 г. составит 102,5% в 2016 г.

В настоящее время большая часть продовольственных товаров поступает в Россию достаточно крупными объёмами из-за границы. Это происходит в связи с недостаточной поддержкой государством отечественных производителей. При развитии тенденции и дальше появляется вероятность развития современного продовольственного обеспечения нашей страны в целом, а также отдельных регионов по инерционному сценарию.

Литература

1. Белякова Е.А., Шумилова Ю.А. Уровень обеспеченности мясо-молочной продукцией продовольственного рынка Оренбургской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 1 (36). С. 191-194.

2. Белякова Е.А., Шумилова Ю.А. Предпосылки формирования продовольственных кластеров в Оренбургской области // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 2. С. 101-104.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения 20.05.2015).

4. Печеневский В.Ф. Методика прогнозирования спроса и потребления продовольственных товаров в регионе на среднесрочную перспективу // АПК: экономика, управление. 2011. № 3. С. 32-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.