УДК 159.9.07 Е. А. Гришина
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ, практикующий психолог-консультант; e-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ Р. БЕЙЛЗА ДЛЯ АНАЛИЗА ТЕКСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
В статье описаны результаты использования методики структурированного наблюдения за взаимодействием Р. Бейлза для анализа взаимодействия «психолог-клиент» в ходе психологической консультации. Предложены шаги по адаптации данной методики для применения, а также намечены перспективы ее использования для анализа критериев эффективности психологической консультации, сформулированных по результатам исследования.
Ключевые слова: психологическое консультирование; инструмент анализа взаимодействия; категории взаимодействия; область позитивных эмоций; область постановки проблем; область решения проблем; область негативных эмоций.
Grishina E. A.
Ph. D. (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, MSLU; Psychological Counsellor; e-mail: [email protected]
R. BALES' INTERACTION PROCESS ANALYSIS APPLICATION FOR THE ANALYSIS OF A PSYCHOLOGICAL COUNSELLING SESSION TEXT
The article deals with the results of an attempt to apply R. Bales' Interaction Process Analysis for the research of the interaction between a psychologist and a client in the course of a psychological counselling session. Step are offered how to adapt Bales' tool for this particular use, and some prospects are outlined how to use the adapted tool for the analysis of the efficiency criteria of a psychological counselling session which have been worked out as the result of this pilot research.
Key words: psychological counselling; interaction analysis tool; interaction categories; positive emotions area; problem setting area; problem solving area; negative emotions area.
Психологическое консультирование представлено в современном обществе, с одной стороны, как практическая деятельность, с другой - как прикладная отрасль психологической науки и учебная
дисциплина. В учебниках по психологическому консультированию обычно пишут о целях и задачах консультирования, приводят модели консультативных сессий с особым акцентом на первичную сессию, перечисляют принципы и технологии консультирования в разных модальностях, дают ориентировочные схемы консультирования по отдельным запросам, предлагают упражнения для отработки навыков ведения консультативного интервью [1; 3; 5]. Все это, бесспорно, очень важная и нужная информация и ценное пособие для обучения. При этом создается впечатление, что большая часть литературы в этой области носит описательный или умозрительный характер, без опоры на четкие и точные инструменты ее сбора и обработки. Попытки создать инструменты такого рода предпринимаются [2], но в общем потоке литературы по психологическому консультированию их пока еще крайне мало. В данной работе описывается опыт применения в качестве такого инструмента методики структурированного наблюдения за групповым взаимодействием, предложенной Р. Бейлзом [4]. Объектом нашего исследования было взаимодействие «психолог-клиент», предметом - критерии эффективности данного взаимодействия. При этом истинной целью исследования является поиск инструментов для анализа взаимодействия «психолог-клиент», определения критериев его эффективности, а также для обучения психологов-консультантов и рефлексии ими собственного опыта. Таким образом, исследование является поисковым, это проверка пригодности применения методики Р. Бейлза к ситуации психологической консультации.
По мнению Р. Бейлза, весь спектр межличностных взаимодействий может в интересах изучения быть описан при помощи четырех категорий: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем. В свою очередь, каждая категория раскрывается через несколько важнейших проявлений, образуя следующую схему регистрации взаимодействия.
А. Область позитивных эмоций: А1 - демонстрация солидарности, повышение статуса партнера, предложение / предоставление помощи, вознаграждения; А2 - демонстрация разрядки напряжения, шутка, смех, проявление удовлетворения; А3 -выражение согласия, понимания, принятия, уступки.
Б. Область решения проблем: Б1 - предложение, указание, совет, ориентирование партнера, подразумевающее его автономию;
Б2 - мнение, оценка, анализ, выражение чувств и желаний; Б3 - общее ориентирование, информирование, повторение, уточнение, подтверждение.
В. Область постановки проблем: В1 - просьба об общих ориентирах, информации, повторении, уточнении, подтверждении; В2 - просьба высказать мнение, оценку, анализ, чувства партнера; В3 - просьба о предложении, указании, совете, ориентирах, возможных способах действия.
Г. Область негативных эмоций: Г1 - выражение несогласия, возражения, пассивного отвержения, формализма, отказа в помощи; Г2 - демонстрация напряжения, просьба о помощи, отказ от задачи; Г3 - демонстрация антагонизма, принижение статуса партнера, защита, самоутверждение [4].
В нашем исследовании взаимодействия «психолог-клиент» данные категории составили категориальную сетку для контент-анализа вербальной продукции участников психологической консультации. Материалом для анализа стал текст дистанционной психологической консультации, проводившейся в текстовом режиме на форуме интернет-сайта www.b17.ru. Этот сайт представляет собой интернет-площадку для общения его посетителей с профессиональными психологами. Среди разнообразных форм взаимодействия предлагаются бесплатные демо-консультации: посетитель сайта открывает новую тему на форуме с формулировкой своего запроса, а один из специалистов берется провести с ним открытую консультацию. В теме демо-консультации писать могут только инициировавший ее посетитель (клиент) и консультирующий его психолог, при этом она открыта для просмотра, копирования и печати всем посетителям сайта. Психолог и клиент договариваются об удобном для обоих режиме: частоте и периодичности публикации сообщений, общей длительности консультации и т. д.
Мы выбрали консультацию средней длины и короткую по длительности, в которой женщина обратилась за помощью психолога по поводу отношений с сыном-подростком. В тексте консультации в общей сложности 144 сообщения. Она длилась два дня, переписка велась в вечернее время. Завершилась консультация по договоренности сторон, при том что клиентка нашла для себя приемлемое решение
и написала слова благодарности в адрес психолога. Таким образом, консультацию можно считать успешной.
Анализируя текст сообщений, мы разделили некоторые из них на более мелкие функциональные единицы, получив, таким образом, 433 высказывания, каждое из которых было промаркировано одной или более категориями по Р. Бейлзу (А1, А2 и т. д. - см. выше). Обрабатывались данные с помощью описательной статистики и вычислением процентных соотношений. Приведем результаты проведенного анализа и проиллюстрируем их примерами из текста консультации (в примерах сохраняется исходная орфография).
Вербальная активность клиентки в течение консультации в целом выше, чем у психолога, хотя разница не очень значительная: клиентке принадлежит 56 % всех высказываний, психологу - 44 %.
Рассмотрим подробнее распределение вербальной продукции участников консультации по четырем областям взаимодействия (рис. 1). Как показано на рисунке, высказывания распределеныпо четырем областям взаимодействия неравномерно. Доля каждой из областей составляет от 3 0% (область негативных эмоций) до 68 0% (область решения проблем).
Наименьшая нагрузка общей вербальной активности в ходе консультации приходится на область негативных эмоций, к которой отнесены единичные реплики психолога и клиентки. Со стороны психолога это целенаправленная стимуляция рабочего напряжения посредством применения приема конфронтации, заключающегося в акцентировании противоречий в словах, реакциях, установках, невербальном поведении и т. д. клиентки и акцентировании этих противоречий 1 . Со стороны клиентки это несколько реплик, демонстрировавших напряжение вследствие конфронтаций и интерпретаций психолога, передаваемое изменениями шрифта, дублированием знаков препинания и т. д. 2 Общая доля взаимодействия в области негативных эмоций составляет 3 %, доля индивидуальной вербальной активности каждого из участников консультации также составляет по 3 %.
1 Примером конфронтации в данной консультации могут быть слова психолога: «... вы мне писали раньше про манипуляторов... Вам самой это манипуляцией не кажется?»
2 Как, например, в этом высказывании клиентки: «согласна что приемы запрещенные, а как по другому...??? или спустить на тормозах, будь что будет ?»
Область Область Область Область
позитивных решения постановки негативных
эмоций проблем проблем эмоций
1 Клиент ■ Психолог
Рис. 1. Распределение вербальной активности клиента и психолога по областям взаимодействия (вертикальная шкала - это кол-во реплик)
Следующей по степени выраженности оказалась область позитивных эмоций, к которой относится 9 % всего вербального взаимодействия. При этом у клиентки на нее приходится 8 %% всей текстовой продукции, у психолога эта доля несколько выше - 11 %. К этой области отнесены приветственные и прощальные фразы участников консультации; со стороны клиентки это также выражение благодарности и апелляция к статусу и опыту психолога 1, со стороны психолога - слова поддержки 2 и проявление сочувствия 3. Очевидно, что большая активность психолога в этой области связана с тем, что она, как профессионал, больше внимания уделяет средствам установления контакта и поддержания доброжелательной атмосферы в ходе консультирования, на что клиентка с готовностью откликается.
1 Например, реплика клиентки: «Вы дипломированный психолог, Вы такого на своем веку повидали, и как женщина и как человек...»
2 Например, реплика психолога: «Мне очень приятно это читать.»
3 Например, слова психолога: «Я сочувствую Вашему состоянию...»
В области постановки проблем, которая занимает 20 % всей коммуникации, психолог выступает значительно активнее, чем клиентка. Доля непосредственных обращений клиентки к психологу с просьбой высказать мнение, дать совет, предоставить информацию или сориентировать занимает только 9 % в ее общей коммуникации 1. У психолога доля таких обращений значительно выше и составляет 34 % вербальной активности. При этом следует отметить, что данный показатель включает большое количество вопросов психолога к клиентке. Вопросы при этом формально относятся к области постановки проблем (категория В2 - «Просьба высказать мнение, оценку, анализ, чувства партнера»), но по сути представляют категорию области решения проблем (Б1 - «Предложение, указание, совет, ориентирование партнера, подразумевающее его автономию») 2. Большинство вопросов психолога получило двойную маркировку - В2 и Б1.
Наконец, самая значительная доля вербальной активности приходится на область решения проблем (68 %) - именно здесь сосредоточено взаимодействие между клиенткой и психологом в рассматриваемой консультации, при этом активность клиентки в 1,94 раза выше, чем психолога. К этой области относится 80 % всех высказываний клиентки и 56 % - психолога. Столь высокая клиентская активность естественна для такого вида взаимодействия, как психологическое консультирование, так как именно материал клиента служит основой для поиска решения его трудностей.
Распределение высказываний участников консультации по трем категориям, в совокупности составляющим область решения проблем, - крайне неравномерно, что проиллюстрировано отдельным графиком, представленным на рисунке 2.
На нем видно, что клиентка существенно более активна, чем психолог, в категориях Б2 «Выражение мнения, оценка, анализ, выражение чувств и желаний» (в 23,7 раз) и Б3 «Общее ориентирование, информирование, повторение, уточнение, подтверждение» (в 4,7 раз).
1 Например, реплика клиентки: «...я на перепутье, как сделать правильно, и я соглашаюсь с Вами, принимаю ваш совет»
2 Примером такого высказывания с двойной нагрузкой может быть вопрос психолога: «Какойрезультат этой темы был бы для Вас хорошим?»
160 140 120 100 30 60 40 30
о
Предложение, указание, совет, ориентирование партнера
Мнение, оценка,
анализ, выражение чувств и желаний
Общее ориентирование, повторение, уточнение, подтверждение
Клиент
Психолог
Рис. 2. Распределение вербальной активности клиента и психолога по категориям, составляющим область решения проблем (вертикальная шкала - кол-во реплик)
Рассказывая о своих затруднениях, она не только подробно описывает ситуацию (Б3), но и откровенно делится своим мнением, говорит о чувствах (Б2) ^ Это крайне позитивный аспект данной консультации, который обусловлен, очевидно, и подготовленностью клиентки, и компетентностью психолога. При этом в категории Б1 «Предложение, указание, совет, ориентирование партнера, подразумевающее его автономию» отмечается значительное преобладание активности психолога по сравнению с клиенткой (в 83 раза). Примечательно, что лидирование психолога в основном мягкое, в виде точных и тонких
1 Например, слова клиентки: «... у меня прямо сердце болит, от этой ситуации, и что это сделал мой сын (не могу поверить!((»
вопросов, подводящих клиентку к самостоятельным выводам 1. В целом важно отметить, что удельный вес проблемо-ориентированных областей взаимодействия (область постановки проблем и область решения проблем) значительно выше, чем связанных с отношениями между партнерами по коммуникации (области позитивных и негативных эмоций) - 88 % и 12 %, соответственно. Можно предположить, что это соотношение было бы другим при консультации в другой модальности. Напомним, что в отсутствие акцента взаимодействия на отношениях между психологом и клиенткой в данной консультации, чувствам клиентки по поводу ее ситуации уделялось достаточно внимания как в ее собственных высказываниях, так и в вопросах, кон-фронтациях и интерпретациях психолога 2.
Консультация завершается признанием клиенткой нового видения ситуации и нового представления о своем поведении в ней, а также словами благодарности психологу. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что консультация оказалась результативной, с положительным эффектом.
Анализ вербальной деятельности в ходе данной консультации с применением категорий структурированного наблюдения Р. Бейлза позволяет выдвинуть гипотезу о том, что эффективное взаимодействие психолога с клиентом обеспечивается следующими составляющими:
- вербальная активность клиента выше активности психолога;
- область негативных эмоций сведена к минимуму, конфронтации психолога немногочисленны и аккуратны;
- присутствует область позитивных эмоций - психолог заботится о контакте, доброжелательной атмосфере, поддержке клиента;
- проблемо ориентированные области взаимодействия преобладают над областями эмоций;
- область решения проблем преобладает над областью постановки проблем (вопросы психолога формально относятся к области постановки проблем, но по сути служат ориентирами для клиента и принадлежат области решения проблем);
1 Например, вопрос психолога: «...станете ли Вы доверять человеку, который тайком читает Вашу личную переписку?...»
2 Например, интервенция психолога: «То есть Вы нарушаете его доверие, его границы, чтобы успокоить свой страх?»
- в области решения проблем преобладает активность клиента, особенно в сфере выражения мнения, оценки, анализа, выражения чувств и желаний и сфере общего ориентирования, информирования, повторения, уточнения, подтверждения;
- активность психолога в области решения проблем сосредоточена в сфере предложения, указания, совета, ориентирования партнера, подразумевающее его автономию, при этом лидирование психолога ненавязчивое, в виде точных и тонких вопросов, ответы на которые помогают клиенту прийти к собственному решению.
Проверить данную гипотезу предполагается в ходе исследования, предусматривающего анализ текста значительного количества консультаций как с положительным, так и с отрицательным результатом.
Таким образом, методика Р. Бейлза может быть полезна для анализа взаимодействия «психолог-клиент» и рекомендуется к использованию в качестве исследовательского и учебного инструмента, однако нам представляется целесообразным предпринять следующие шаги по ее адаптации:
- категорию А1 разбить на подкатегории согласно перечисляемым Р. Бейлзом проявлениям положительных эмоций (А 1а, А1б и т. д.) и добавить к ним подкатегории формальной вежливости и поддержки;
- в категории Б2 выделить подкатегории мнения, оценки, анализа, ввести отдельные категории выражения эмоций, отношения, желаний, мотивов;
- категории А2, Б1, Б3, а также все категории области постановки проблем и области негативных эмоций разбить на перечисляемые Р. Бейлзом подкатегории.
Нам представляется, что контент-анализ текста психологических консультаций с использованием выделенных Р. Бейлзом областей в качестве категорий с вышеперечисленными модификациями может стать полезным инструментом для исследования эффективности психологического консультирования, сравнения подходов к консультированию в разных модальностях, обучения студентов психологическому консультированию, супервизии практикующих психологов и профессионального саморазвития и самоконтроля психолога-консультанта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М. : Класс, 2007. - 208 с.
2. Бобкова М. Г. Методика анализа вербального взаимодействия субъектов консультационного процесса // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - с. 119 - 132.
3. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая терапия. -М. : Академический проект, 2010. - 464 с.
4. Парсонс Т., Бейлз Р. Ф., Шилз Э. А. Рабочие тетради по теории действия (фрагменты) // Вопросы социальной теории. - 2008. Том II. Вып. 1(2). -С. 248 - 249.
5. Ягнюк К. Анатомия терапевтической коммуникации. Базовые навыки и техники: учеб. пособие. - М. : Когито-Центр, 2014. - 176 с.