Научная статья на тему 'Применение метода swot анализа в исследовании системы управления организации'

Применение метода swot анализа в исследовании системы управления организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4508
571
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЕ SWOT-АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуркина В., Сухова О.В.

В процессе управления организацией любой менеджер сталкивается с проблемами выбора методов и инструментов анализа потенциальной интеграционной среды предприятия. В настоящей статье описаны возможности применения SWOT-анализа при процессах принятия управленческих решений о выборе возможности интеграционных взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чуркина В., Сухова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода swot анализа в исследовании системы управления организации»

Материалы научно-практической конференции Общество и цивилизация: Тенденции и перспективы развития современного общества в XXI веке» (30 сентября 2016 г.) г. Воронеж

УДК 33

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА SWOT АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Чуркина В., Сухова О.В.

Уральский государственный университет путей сообщений кафедра «Управление персоналом и социология», г. Екатеринбург, Россия.

Аннотация. В процессе управления организацией любой менеджер сталкивается с проблемами выбора методов и инструментов анализа потенциальной интеграционной среды предприятия. В настоящей статье описаны возможности применения SWOT-анализа при процессах принятия управленческих решений о выборе возможности интеграционных взаимодействий.

Ключевые слова: стратегическое управление, внешняя и внутренняя среда, возможности и угрозы, исследование систем управления, методы исследования, практика применение SWOT-анализа

Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. При стратегическом управлении компанией, анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы, которые является важными в достижении поставленных целей. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет увидеть взаимосвязь внешней и внутренней среды. А также сильные и слабые стороны компании, что, несомненно, поможет в решении возникающих проблем на пути достижения генеральных целей организации. О пользе системного анализа, изучения и исследования бизнес-процессов знает каждый. Никогда и никому еще не удавалось построить эффективно функционирующую и активно развивающуюся организацию без обратной связи: анализ настоящего положения дел и достигнутых результатов, корректировка целей и задач в соответствии со стратегией и миссией, постоянное отслеживание показателей — что было запланировано и что в итоге получилось — без аналитических методов здесь не обойтись.

Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ (СВОТ-анализ). Метод

SWOT анализа в области персонала был создан гарвардскими учеными в 1963 году, а, начиная с 1965 года, получил активное распространение в бизнес-среде: тогда его в основном использовали для качественного и количественного анализа состояния финансовых дел компаний. Сегодня этот метод с успехом можно применять к любым бизнес-процессам.

Аббревиатура SWOT расшифровывается следующим образом:

S - Strengh - сильные стороны, преимущества компании перед конкурентами, достоинства и плюсы, которые нужно понимать и использовать максимально, для чего проводится swot анализ.

W - Weaknesses - слабые стороны, недостатки, минусы, те особенности, по которым компания проигрывает конкурентам. Что позволяет swot анализ? Обнаружить их и ликвидировать.

O - Opportunities - возможности, силы, ресурсы для повышения конкурентоспособности. Выявить их и использовать — вот в чем состоит цель swot анализа.

T - Threats - угрозы для организации, которые необходимо предвидеть заранее, для чего используется swot анализ (возможные действия со стороны конкурентов, возможные изменения в законодательстве, спросе потребителей — все, что может негативно сказаться на прибыли компании), форс-мажорные обстоятельства. В общем виде матрица SWOT-анализа представлена в таблице 1.

Таблица 1 Матрица SWOT-анализа в общем виде

Положительные стороны Отрицательные стороны

Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны

Внешняя среда Возможности Угрозы

Основными целями проведения SWOT-анализа могут стать определение стратегии, выявления комплекса проблем развития, а также маркетинговых возможностей. В частности, компании могут использовать данный вид анализа для следующих целей:

• определение кадрового, производственного потенциала;

• оценка целесообразности инвестиционных вложений;

• реализация рекламных кампаний;

• определение перспективных направлений развития;

• анализ конкурентов и конкурентного окружения и т. д.

После проведения SWOT-анализа у руководства появляется более ясное представление о преимуществах и недостатках своего предприятия, что помогает в разработке компенсационных мер, направленных на предотвращение убытков, и в выборе оптимального пути развития. SWOT является наиболее подходящим для анализа относительно статичных событий, которым свойственна некоторая стабильность и долговременность тенденций, или при динамичных изменениях, в которых прослеживается длительная закономерность.

Для наглядности применения SWOT - анализа на практике было проведено исследование в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области. Учреждение имеет 66 структурных подразделений. Руководство и ряд структурных подразделений Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской обл., штатная численность предприятия составляет 760 единиц. SWOT - анализ составлен на основании учета результатов работы предприятия с использованием модели стратегического планирования.

Основа стратегического планирования Росреестра - Дорожная карта «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастра недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - дорожная карта), принятая Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р, которая представляет собой план мероприятий по повышению качества услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета.

Итак, проведенный анализ внутренней и внешней среды выявил ряд проблем, решать которые необходимо. Исходя из этого, по нашему мнению, можно предложить ряд мероприятий, например, такие как:

- обеспечение организационно - технологического внедрения новых и усовершенствование реализации предоставляемых Росре-естром услуг посредством разработки и принятия соответствующих правовых актов;

- повышение эффективности управления персоналом;

- повышение информированности общества об услугах Росреестра;

- совершенствование процедуры предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав заявителям;

- оптимизация внутриведомственных процедур эффективности кадастровой деятельности;

- повышение качества сведений о недвижимом имуществе, содержащихся в учетно-регистрационной системе;

.Гоигпа! оГ Баепййс КеБеагсИ РиЬНсайопв. 2016. № 4 (36)

- повышение эффективности кадастровой деятельности Анализ положения дел в Росреестре, наличие проблем в организации ее деятельности, показывает необходимость корректировки стратегической программы обновления всех основных компонентов, характеризующих современное предприятие такого уровня и профиля.

Внешние Внутренние

Положительные Возможности • Государственная поддержка, предусмотренная Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости • Возможность получения государственных заданий на предоставление услуг • Развитие рынка платных услуг • Переход к ведению ГКН и ЕГРП в электронном виде Сильные стороны 1. Наличие высококвалифицированного персонала 2. Эффективная организационная структура 3. Создание кадрового резерва 4.Формировние профессиональной и этической культуры

Отрицательные Угрозы 1. Увеличение числа правонарушений в сфере земельных отношений 2. Законодательное регулирование ценообразования гос. услуг 3. Несовершенство состава и структуры государственного заказа Слабые стороны 1. Сокращения количества трудовых ресурсов на проведение контрольно-надзор-ных мероприятий. 2. Отставание в маркетинговых технологиях 3. Низкая «пошаговая» доступность для отдаленных районов

С учетом того, что можно создать профиль угроз и возможностей внешней среды отдельно для каждого сектора, можно точно установить, каковы реальные возможности и потенциальные угрозы для компании существуют на рынке. Важно понимать, что каждая компания будет иметь свой специфический профиль возможностей и угроз. Иными словами, то, что является возможностью в пределах отрасли для одной компании, для другой может представлять угрозу.

Библиографический указатель:

1. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. Н.А. Казаковой. - М.: ИНФРА-М, 2012.

2. Алексеев А.Н. методическое издание: исследование систем управления 2-е издание. - МИЭМП, 2014. - 36 с.

3. По материалам сайта «SWOT-анализ» [Электронный ресурс] URL: http://swotanaliz.ru/. (Дата 25.06.2015)

4. Сухова О.В. Савиновских А.В. Качественная характеристика источников получения информации для исследования систем управления // Высшая школа. - 2016. - № 12. - С. 13-16

5. Сухова О.В. Савиновских А.В. Методическая разработка этапов исследовательского проекта, обеспечивающего качество управленческих решений в организации // Высшая школа. - 2016. - № 12. - С. 8-12

6. Шестопалова О.Н. Методика и техника социологическийх исследований. Курс лекций для студентов специальности 080505 -«Управление персоналом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.