Научная статья на тему 'Применение метода развертывания функции качества для конструирования продукта в пищевой промышленности'

Применение метода развертывания функции качества для конструирования продукта в пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА / GUALITY FUNCTION DEPLOY-MENT / ПИЩЕВОЙ ПРОДУКТ / FOOD PRODUCT / ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / CUSTOMER'S RE-QUIREMENTS / ENGINEERING CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Матисон В.А., Демидова Н.А.

Метод развертывания функции качества помогает перевести нужды (голоса) потребителей в инженерные характеристики продукта. Этапы метода могут применяться для разработки пищевого продукта. Представляют интерес изучение преимуществ, недостатков и особенностей метода для его адаптации в пищевую промышленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applying Quality Function Deployment Method to Develop a New Industrial Food Product

Quality Function Deployment (QFD) is a method helps transform customer needs (the voice of the customer) into engineering characteristics. The stages of QFD can be applied for developing food products. Research of advantages, weak and specific points of the method are interesting for adaptation QFD for food production.

Текст научной работы на тему «Применение метода развертывания функции качества для конструирования продукта в пищевой промышленности»

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

УДК 664:658.56:005.6 (045)

Применение метода развертывания функции качества

для конструирования продукта в пищевой промышленности

В.А. Матисон, д.-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств Н.А. Демидова

ОАО «Свобода»

Применение метода QFD (Quality Function Deployment - развертывания функции качества) для конструирования нового продукта питания основано на получении требований потребителей к новому продукту, выявлении из них наиболее важных и перспективных и переводе этих требований в количественные технические характеристики продукта. Особенность и преимущество применения данного метода заключается в получении не только высказанных в ходе опроса требований к продукту, но и неосознанных требований, выполнение которых позволит предприятию предложить потребителю товар с уникальной характеристикой и выиграть в конкурентной схватке. Этому также способствует использование в рамках метода результатов бенчмар-

Ключевые слова: метод развертывания функции качества; пищевой продукт; требования потребителей; ключевые характеристики.

Key words: guality function deployment; food product; customer's requirements; engineering characteristics.

кинга продуктов. Основной инструмент при использовании данного метода - построение корреляционных матриц, с помощью которых команда ОРй, состоящая из специалистов разных профилей, проводит оценки на различных этапах разработки. Все результаты подобных оценок могут быть сведены в единую таблицу. Наглядность метода сделала его попу-

лярным под другим названием -«Дом качества», в котором каждый элемент «Дома» представляет собой результаты одного из проведенных этапов разработки нового продукта.

Для разработки нового продукта с использованием ОРй-метода необходимо сформировать команду, которая будет работать над проектом на протяжении всего процесса. В эту команду должны быть включены специалисты маркетинговой службы, технолог производства, технологи-разработчики, инженер по оборудованию, специалисты службы качества и экономической службы.

Метод включает двукратное обращение к потребителям на начальных этапах разработки (применяются стандартные принципы маркетингового исследования) и экспертные оценки.

Метод содержит следующие этапы (рисунок):

определение требований потребителей;

приоритезация требований потребителей;

проведение бенчмаркинга продуктов;

разработка технических характеристик нового продукта;

оптимизация значений технических характеристик нового продукта.

В результате применения метода ОРй определяются ключевые характеристики продукта.

Исходными данными для использования ОРй-метода служат результаты анализа рынка и результаты определения целевого рынка для нового пищевого продукта, которые необходимы для планирования отбора при опросе потребителей. Определение целевой совокупности (единиц изучаемой совокупности, единиц отбора) и основы выборки проводится на основе информации, полученной в ходе анализа отрасли и оценки конъюнктуры рынка.

1. Этап определения требований потребителей заключается в проведении маркетингового исследования. Анкета для опроса разрабатывается с учетом инструмента ее дальнейшей обработки, таблицы «голоса» потребителя. Результаты опроса представляют собой информацию о портрете потребителя, целях приобретения кондитерских изделий и требованиях, предъявляемых к новому продукту («голос» потребителя). В таблице требования уточняются, упрощаются и конкретизируются. Согласно методологии все требования должны быть поделены на четыре группы: «Характеристики качества», «Задание», «Функция» и «Другие». Такое деление для пищевого продукта не несет

TECHNOLOGY OF SAFETY AND QUALITY OF FOODSTUFF

предполагаемого смысла, так как требования потребителей к пищевому продукту обычно делятся на характеристики качества (как правило, орга-нолептические) и требования к упаковке и/или внешнему виду. Несмотря на то, что некоторые требования можно отнести к функциональным (например, полезность), внесение этой графы в таблицу в дальнейшем вряд ли пригодится, так как если продукт разрабатывается функциональный, то решение о его возможных функциональных свойствах принимается еще на стадии планирования при поиске инноваций. Для пищевых продуктов требования удобно разделить на относящиеся к собственно продукту, к его упаковке и другие, содержащие требования, специфические для конкретного вида пищевого продукта (например, срок хранения для кисломолочной продукции).

Обработка требований потребителей производится с помощью двух инструментов качества: диаграммы аффинности и древовидной диаграммы. Суть работы над диаграммой аффинности заключается в распределении всех требований по родственным группам и их обобщении. Так, количество первоначальных требований может сократиться в три раза. Далее отобранные требования с помощью древовидной диаграммы делятся на подразумеваемые, высказанные и неосознанные. Выполнение именно неосознанных, скрытых требований поможет организации обойти конкурентов и восхитить потребителя [1]. К подразумеваемым требованиям к пищевому продукту должны быть обязательно отнесены требования безопасности и НД на продукт. Эти требования должны выполняться в обязательном порядке в соответствии с законодательными требованиями.

2. Этап приоритезации требований потребителей предполагает повторное обращение к потребителям [1]. Этот этап метода для пищевого продукта должен быть проведен в полном объеме, так как полученные в результате приоритеты требований не зависят от частоты упоминания одинаковых/похожих требований при опросе. Требования, отнесенные к категории подразумеваемых, признаются заведомо высокоприоритетными и в данной работе не участвуют. Кроме требований безопасности и НД на продукт высокоприоритетными могут быть признаны и некоторые из высказанных требований, которые, по мнению исследователей, могут искусственно занизить приоритеты других требований из-за своей высокой значимости для потребите-

лей. Результатом приоритезации являются рассчитанные относительные значения приоритетов, показывающие важность конкретного требования для потребителя и в сумме составляющие 100 %.

3. Цели проведения бенчмаркинга-определение степени выполнения конкурентами требований потребителей, выявление сильных и слабых сторон конкурирующих организаций и обнаружение реальных возможностей для «прорывного» улучшения собственной продукции [1].

Для оценки степени выполнения требований потребителей организацией - разработчиком и ее основными конкурентами применяется экспертный метод с использованием относительной оценочной шкалы. Особую роль на данном этапе играют методы сенсорной оценки [2]. В качестве эталона выбирается продукт, уже производимый организацией-разработчиком, или продукт-конкурент (ориентир), к характеристикам которого стремится разработчик.

Вариант проведения бенчмаркинга, который применяется в ОРй-методе с расчетом специальных приоритетов, удобен в использовании, а результаты его - наглядны и позволяют определить такие свойства нового продукта, которые обеспечат выгодное его отличие от конкурентов. Приоритеты, рассчитанные на данном этапе, показывают важность каждого требования потребителя исходя из текущей рыночной ситуации, а также комплексную важность требований, учитывающую как рыночную ситуацию, так и мнение потребителей.

4. Согласно ОРй-методу, ко всем требованиям подобраны измеряемые технические характеристики и должны быть определены коэффициенты корреляции между требованиями и характеристиками. Для этого строится корреляционная матрица, в ячейки которой эксперты проставляют принимаемые значения коэффициента, отражающего прямую или обратную зависимость и ее степень. Для каждой характеристики устанавливается некоторое опорное значение, относительно которого рассматривается изменение в ходе процесса оптимизации. Такими значениями могут быть значения характеристик продукта, выпускаемого организацией и выбранного за ориентир, или значения продукта-конкурента, определенные с помощью технического бенч-маркинга.

5. Оптимизация значений характеристик продукта проводится с помощью расчетов четырех приоритетов. Процедура расчета первого приоритета характеристик учитывает значе-

ния коэффициентов корреляции конкретной характеристики и требований и приоритет требований, выставленный потребителями. Этот этап самый трудоемкий из вышеописанных, но тем не менее он должен быть проведен, так как позволяет перевести приоритеты требований в приоритеты характеристик нового продукта.

Расчет второго приоритета учитывает результаты бенчмаркинга и завершается определением комплексного приоритета характеристик, показывающих их важность для потребителей и организации в текущих конкурентных условиях.

Третий и четвертый приоритеты аналогичны первому и второму соответственно с тем отличием, что их расчет дополнительно учитывает взаимное влияние характеристик друг на друга. Для оценки данного влияния строится вторая корреляционная матрица, в которой эксперты устанавливают коэффициенты корреляции между характеристиками.

Таким образом, последний рассчитанный приоритет характеристик учитывает все вышерассмотренные факторы, оказывающие влияние на изменение совокупности характеристик в новом продукте. На основании полученных значений приоритетов выбираются ключевые характеристики - те, которые войдут в техническое задание на разработку нового продукта.

В современных экономических условиях для обеспечения конкурентоспособности продукта показателям качества нужно уделять такое же пристальное внимание, как и показателям безопасности [3]. Применение метода ОРй для разработки пищевого продукта позволяет на основании изучения различных факторов выявить самые важные для потребителя характеристики продукта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брагин, Ю.В. Путь ОРй: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей/ Ю.В. Брагин, В.Ф. Корольков. - Ярославль: Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Центр качества», 2003. - 240 с.

2. Еделев, Д.А. Безопасность и качество продуктов питания: учебник/ Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Мати-сон. - М.: Изд-во РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010. - 295 с.

3. Кантере, В.М. Сенсорный анализ продуктов питания: монография/ В.М. Кантере, В.А. Матисон, М.А. Фоменко. - М.: Типография РАСХН, 2003. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.