Научная статья на тему 'Применение метода распределения переменных затрат в методике «Стандарт-производство»'

Применение метода распределения переменных затрат в методике «Стандарт-производство» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / BUSINESS REPUTATION / WORK STAFF / HUMAN RESOURCES / VARIABLE COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Евгений Александрович

Приводится расчет изменения денежного потока от текущей деятельности под влиянием фактора деловой репутации промышленно-производственного персонала компании, поскольку управлять процессом формирования деловой репутации становится возможным только после его конкретного измерения, так как игнорирование стоимости деловой репутации человеческого капитала компании ограничивает объективность принятия решений по инвестированию бизнеса компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of method of distribution of changing costs in «Production standard system»

The article represents calculation of current activity cash flow change under the influence of the factor of a company's work staff business reputation. Consequently, management of business reputation building up process appears to be possible only after its measurement because if a company ignores it the value of business reputation of its human resources, the investment decisions it makes may turn out to be inefficient.

Текст научной работы на тему «Применение метода распределения переменных затрат в методике «Стандарт-производство»»

Примечания

’ Боровков П. Финансовая структура — управление бизнесом через экономику // Справочник экономиста. 2006. № 8.

2 Шим Д.К., Сигел Д.Г. Основы бюджетирования и больше: справ. по составлению бюджетов: пер. с

англ. / под общ. ред. В.А. Плотникова. М., 2007. С. 13.

3 Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П. и др. Бюджетирование шаг за шагом. СПб., 2005. С. 46.

4 Хруцкий В.Е., Хруцкий Р.В. Системы бюджетирования: Семь шагов по эффективной постановке бюджетирования. М., 2007. С. 8.

Е.А. ФИЛАТОВ

кандидат экономических наук, доцент Иркутского государственного технического университета

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ В МЕТОДИКЕ «СТАНДАРТ-ПРОИЗВОДСТВО»

В начале XX в. большая часть мира не участвовала во внешнеэкономической деятельности в масштабах мировой экономики. В XXI в. большее, чем когда-либо ранее, количество стран открыло свои границы для торговли, финансов, инвестиций и информации. Не только развитые, но и развивающиеся страны проводят реформирование своих экономик.

В настоящее время около 20% продукции мировой экономики производится филиалами транснациональных корпораций. Треть мировой торговли приходится на сделки между базовыми компаниями и их зарубежными филиалами и еще одна треть — на торговлю между компаниями, входящими в транснациональные стратегические союзы. ООН насчитывает 35 тыс. транснациональных субъектов со 150 тыс. филиалов1.

Иными словами, все более существенным в развитии процесса глобализации становится фактор транснационализации с очевидной ориентацией корпораций на информационный рынок и рынок передовых технологий. Поэтому в сегодняшних условиях глобальной экономики роль человеческого капитала как основы достижения стратегического конкурентного преимущества компаний неоспорима.

С появлением в XIX в. понятия «гудвилл» возникла такая мировая экономическая проблема, как определение деловой репутации самого человека. Большинство экономистов в мире до сих пор считают, что деловые и интеллектуальные качества персонала не должны включаться в состав нематериальных активов, поскольку они неотделимы от своих

носителей и не могут быть использованы без них. Действительно, деловая репутация не может быть отделена от человека, но, на наш взгляд, деловая репутация персонала — такие же реальные активы, как основные фонды, поэтому она может и должна выделяться в отчетности компании, так как служит одним из главных источников получения прибыли и повышения доходности компании.

Если организация может идентифицировать те области деятельности, где ее знания дают ей преимущество в конкуренции, и если эти уникальные знания способны обеспечить прибыль, то она может прибрести мощное и существенное конкурентное преимущество в выделенных областях. Организации должны стремиться использовать свои возможности обучения для создания или укрепления своих конкурентных позиций, что обеспечит им преимущество в будущей конкурентной борьбе.

В ходе внедрения новшеств в технологический процесс и повышения эффективности финансово-экономической деятельности компании большое значение имеет информация о деловой репутации человеческого капитала. При этом упомянем теорию фирмы Е. Пенроуза, из которой следует, что компетентность менеджмента и человеческие ресурсы контролируют пределы роста компании2.

Вследствие этого при установлении пределов роста компании необходимо воспользоваться авторской методикой для определения изменения денежного потока от текущей деятельности под влиянием фактора деловой репутации промышленно-производственного персонала (ППП) (табл. 1).

© ЕА. Филатов, 2007

Таблица 1

Исходные данные

Показатель Формульное обозначение Единица измере- ния Значение

Выручка от текущей деятельности V тыс. р. 168 272,000

Основные затраты и расходы (переменные), связанные с ППП (16 отделов — 520 чел.) Zppp тыс. р. 91 958,840

Среднесписочная численность ППП Tsr чел. 520

Численность ППП, выполнившего производственный план по норме W(N) T(N) чел. 410

Численность ППП, увеличившего среднегодовую выработку от нормы W(N) T(+DR) чел. 61

Численность ППП, снизившего среднегодовую выработку от нормы W(N) T(-dr) чел. 49

Среднее количество рабочих дней Ksr дней 200

Средняя продолжительность рабочей смены Hsr ч 8

Выработка среднечасовая одного рабочего Wsr р./ч 202,25

Производительность по норме или производственному плану W(N) р./ч 200,00

Производительность выше нормы вследствие более высокого уровня применения профессиональных навыков W(+PR) р./ч 244,375

Производительность ниже нормы вследствие более низкого уровня применения профессиональных навыков W(-pr) р./ч 175,00

Размер выручки от реализации продукции, на который повлияла положительная деловая репутация ППП V(+DR) тыс. р. 4 560,000

Размер выручки от реализации продукции, на который повлияла отрицательная деловая репутация ППП V(-DR) тыс. р. -2 688,000

Размер разницы между положительной и отрицательной деловой репутацией ППП или влияние деловой репутации на выручку от реализации продукции V(DR) тыс. р. 1 872,000

Налог на прибыль tax % 0,24

Апробация определения изменения денежного потока от текущей деятельности под влиянием фактора деловой репутации ППП представлена в табл. 2-6.

Расчет размера выручки от реализации продукции, на который повлияла положительная деловая репутация ППП (4 560 000 р.), производится по следующей формуле:

V (+DR) — Ksr

Hsr

(+DR)

AW,

— Ksr • Hsr • T(+dr) • (W(+PR) W(N)).

(+DR)

Расчет размера выручки от реализации продукции, на который повлияла отрицательная деловая репутация ППП (-2 688 000 р.), осуществляется по такой формуле: Ъг • №г

Шг

V(-DR) —

T(-DR)

— Ksr

(-DR)

(W(-PR) - W(N)).

Размер выручки от реализации продукции, на который не повлияла деловая репутация ППП (131 200 000 р.), рассчитывается следующим образом : = Кг • Hsг • TsГ(N) • Wsг.

Таблица 2

Расчет размера выручки от реализации продукции, на который повлияла деловая репутация ППП

Номер отдела Ksr • Hsr • W(N) Tsr V(N0DR) — Гр. 2 • Гр. 3 AV(DR) V — гр. 4 + гр. 5

1 2 3 4 5 6

1 320 000 33 10 560 000 16 000 10 576 000

2 320 000 32 10 240 000 48 000 10 288 000

3 320 000 26 8 320 000 64 000 8 384 000

4 320 000 46 14 720 000 256 000 14 976 000

5 320 000 26 8 320 000 384 000 8 704 000

6 320 000 63 20 160 000 -864 000 19 296 000

7 320 000 23 7 360 000 96 000 7 456 000

8 320 000 35 11 200 000 176 000 11 376 000

9 320 000 37 11 840 000 112 000 11 952 000

Окончание табл. 2

Номер отдела Кяг • Hsr • W(M) Tsr У(ыаои) — гр. 2 • гр. 3 £ а < V — гр. 4 + гр. 5

1 2 3 4 5 6

10 320 000 14 4 480 000 64 000 4 544 000

11 320 000 14 4 480 000 128 000 4 608 000

12 320 000 30 9 600 000 176 000 9 776 000

13 320 000 18 5 760 000 160 000 5 920 000

14 320 000 40 12 800 000 256 000 13 056 000

15 320 000 51 16 320 000 288 000 16 608 000

16 320 000 32 10 240 000 512 000 10 752 000

X 5 120 000 520 166 400 000 1 872 000 168 272 000

Таблица 3

Расчет размера выручки от реализации продукции, на который повлияла деловая репутация ППП

Номер отдела V(+DR) У'(Ы) V(Ы) + — — гр. 2 + + гр. 3 + гр. 4 т№) ^г • Hsr • W(N) V) V — гр. 5 + гр. 8

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 32 000 -16 000 9 600 000 9 616 000 3 320 000 960 000 10 576 000

2 96 000 -48 000 8 320 000 8 368 000 6 320 000 1 920 000 10 288 000

3 192 000 -128 000 5 760 000 5 824 000 8 320 000 2 560 000 8 384 000

4 400 000 -144 000 12 160 000 12 416 000 8 320 000 2 560 000 14 976 000

5 1 024 000 -640 000 3 200 000 3 584 000 16 320 000 5 120 000 8 704 000

6 96 000 -960 000 16 000 000 15 136 000 13 320 000 4 160 000 19 296 000

7 128 000 -32 000 6 400 000 6 496 000 3 320 000 960 000 7 456 000

8 192 000 -16 000 9 600 000 9 776 000 5 320 000 1 600 000 11 376 000

9 144 000 -32 000 11 200 000 11 312 000 2 320 000 640 000 11 952 000

10 160 000 -96 000 3 200 000 3 264 000 4 320 000 1 280 000 4 544 000

11 160 000 -32 000 3 200 000 3 328 000 4 320 000 1 280 000 4 608 000

12 240 000 -64 000 8 000 000 8 176 000 5 320 000 1 600 000 9 776 000

13 256 000 -96 000 3 840 000 4 000 000 6 320 000 1 920 000 5 920 000

14 400 000 -144 000 10 240 000 10 496 000 8 320 000 2 560 000 13 056 000

15 480 000 -192 000 13 440 000 13 728 000 9 320 000 2 880 000 16 608 000

16 560 000 -48 000 7 040 000 7 552 000 10 320 000 3 200 000 10 752 000

X 4 560 000 -2 688 000 131 200 000 133 072 000 110 5 120 000 35 200 000 168 272 000

Таблица 4

Расчет размера выручки от реализации продукции

Номер отдела T(+DR) W(+PR) Vs(+DR) т(^) Vu(-DR) Tsr(N) Wsr V(N) Tsr V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 210 672 000 1 190 304 000 30 200 9 600 000 33 10 576 000

2 3 220 1 056 000 3 190 912 000 26 200 8 320 000 32 10 288 000

3 4 230 1 472 000 4 180 1 152 000 18 200 5 760 000 26 8 384 000

4 5 250 2 000 000 3 170 816 000 38 200 12 160 000 46 14 976 000

5 8 280 3 584 000 8 150 1 920 000 10 200 3 200 000 26 8 704 000

6 3 220 1 056 000 10 140 2 240 000 50 200 16 000 000 63 19 296 000

7 2 240 768 000 1 180 288 000 20 200 6 400 000 23 7 456 000

8 4 230 1 472 000 1 190 304 000 30 200 9 600 000 35 11 376 000

9 1 290 464 000 1 180 288 000 35 200 11 200 000 37 11 952 000

10 2 250 800 000 2 170 544 000 10 200 3 200 000 14 4 544 000

11 2 250 800 000 2 190 608 000 10 200 3 200 000 14 4 608 000

12 3 250 1 200 000 2 180 576 000 25 200 8 000 000 30 9 776 000

13 4 240 1 536 000 2 170 544 000 12 200 3 840 000 18 5 920 000

14 5 250 2 000 000 3 170 816 000 32 200 10 240 000 40 13 056 000

15 6 250 2 400 000 3 160 768 000 42 200 13 440 000 51 16 608 000

16 7 250 2 800 000 3 190 912 000 22 200 7 040 000 32 10 752 000

X 61 244,375 24 080 000 49 175,00 12 992 000 410 200,00 131 200 000 520 168 272 000

Таблица 5

Расчет размера изменения денежного потока от текущей деятельности,

на который повлияла положительная деловая репутация ППП

Номер отдела T(+DR) ЛW(+DR) КZppp Zppp(+DR) V(+DR) ЛСР(^) — (гр. 6 - гр. 5)(1 - tax)

1 2 3 4 5 6 7

1 2 10 0,143 102 2,862 32 000 24 317,825

2 3 20 0,143 102 8,586 96 000 72 953,475

3 4 30 0,143 102 17,172 192 000 145 906,949

4 5 50 0,143 102 35,776 400 000 303 972,811

5 8 80 0,143 102 91,585 1 024 000 778 170,395

6 3 20 0,143 102 8,586 96 000 72 953,475

7 2 40 0,143 102 11,448 128 000 97 271,299

8 4 30 0,143 102 17,172 192 000 145 906,949

9 1 90 0,143 102 12,879 144 000 109 430,212

10 2 50 0,143 102 14,310 160 000 121 589,124

11 2 50 0,143 102 14,310 160 000 121 589,124

12 3 50 0,143 102 21,465 240 000 182 383,686

13 4 40 0,143 102 22,896 256 000 194 542,599

14 5 50 0,143 102 35,776 400 000 303 972,811

15 6 50 0,143 102 42,931 480 000 364 767,373

16 7 50 0,143 102 50,086 560 000 425 561,935

X 61 44,375 0,143 102 407,841 4 560 000 +3 465 290,041

Таблица 6

Расчет размера изменения денежного потока от текущей деятельности,

на который повлияла отрицательная деловая репутация ППП

Номер отдела т(^) AW(-DR) К7 * п*-ррр 7ррр(-°>И) ЛСР^) — гр. 6 + гр. 5

1 2 3 4 5 6 7

1 1 -10 0,077 208 -0,772 -16 000 -16 000,772

2 3 -10 0,077 208 -2,316 -48 000 -48 002,316

3 4 -20 0,077 208 -6,177 -128 000 -128 006,177

4 3 -30 0,077 208 -6,949 -144 000 -144 006,949

5 8 -50 0,077 208 -30,883 -640 000 -640 030,883

6 10 -60 0,077 208 -46,325 -960 000 -960 046,325

7 1 -20 0,077 208 -1,544 -32 000 -32 001,544

8 1 -10 0,077 208 -0,772 -16 000 -16 000,772

9 1 -20 0,077 208 -1,544 -32 000 -32 001,544

10 2 -30 0,077 208 -4,632 -96 000 -96 004,632

11 2 -10 0,077 208 -1,544 -32 000 -32 001,544

12 2 -20 0,077 208 -3,088 -64 000 -64 003,088

13 2 -30 0,077 208 -4,632 -96 000 -96 004,632

14 3 -30 0,077 208 -6,949 -144 000 -144 006,949

15 3 -40 0,077 208 -9,265 -192 000 -192 009,265

16 3 -10 0,077 208 -2,316 -48 000 -48 002,316

X 49 -25,000 0,077 208 -129,709 -2 688 000 -2 688 129,709

* ^ррр — Zppp / ^г • W(N)).

Коэффициенты распределения пере- определенным образом повлияла деловая

менных затрат К1ррр рассчитываются как репутация ППП, к общей сумме выручки

отношение суммы выручки, на которую (табл. 7, 8).

Таблица 7

Расчет коэффициентов распределения переменных затрат

Формулы Результат

KZppp(+DR) = Vs(+DR) / V KZpppl+DR) = 24 080 000 / 168 272 000 0,143 102

KZppp(-DR) = Vs(-DR) / V KZpppi-DR) = 12 992 000 / 168 272 000 0,077 208

^Zppp(N) Vs(N) / V HZppp(N) = 131 200 000 / 168 272 000 0,779 690

^Zppp ^Zppp(-DR) + ^Zppp(+DR) + ^Zppp(N) KZppp = 0,143 102 + 0,077 208 + 0,779 690 1,00

Таблица 8

Расчет переменных затрат, связанных с изменением денежного потока от текущей деятельности компании под влиянием фактора деловой репутации ППП

Формулы Результат, тыс. р.

Zppp(+DR) = T(+DR) • AW(+DR) • ^Zppp(+DR) 407,841

ACF(+dr) = (V(+DR) - Zppp(-DR) - (1 - tax) 3 465 290,041

Zppp(-DR) = T(-DR) • AW(-DR) • ^Zppp(-DR) -129,709

ACT(-DR) = V(-DR) + Zppp(-DR) -2 688 129,709

ACF(DR) = ACF(+DR) + ACF(-DR) ACF(dr) = 3 465 290,041 + (-2 688 129,709) +777 160,332

В табл. 8 ЛСР^) — изменение денежного потока (разница между суммами поступлений и выплат) от текущей деятельности компании под влиянием фактора деловой репутации ППП; АСЕ+ж) — положительный денежный поток, полученный вследствие более высокого уровня применения профессиональных навыков ППП по сравнению с нормой или производственным планом; АСЕ-^ — отрицательный денежный поток, полученный вследствие более низкого уровня применения профессиональных навыков ППП по сравнению с нормой или производственным планом.

Следует отметить, что проблема управления стоимостью компании перед менеджментом ставится на первый план. На совершенных конкурентных рынках мира наблюдается увеличение капитализации известных компаний. Следовательно, управлять процессом формирования деловой репутации представится возможным только после его конкретного измерения, так как игнорирование стоимости деловой репутации человеческого капитала компании ограничивает объективность принятия решений по инвестированию бизнеса компании. Кроме того, эффективное управление деловой репута-

цией является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности организации, ее структурных подразделений. Для практического применения указанной авторской методики необходимо внести соответствующие изменения в международные стандарты финансовой отчетности и при проведении очередного аудита рекомендовать аудиторским компаниям использовать данную методику.

При этом стоит отметить, что знания и информация очень критичны с точки зрения их применения. Хорошо известно, что многие фирмы имеют брешь между тем, что они знают, и тем, что они делают. Поэтому при оценке потенциальной прибыльности компании следует учитывать не только ее капитализацию, динамику потребительских требований и т.д., но и в первую очередь деловую репутацию человеческого капитала компании.

Примечания

’ Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика. Таганрог, 2002.

2 Penrose E. The theory of the growth of the firm. Oxford, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.