Научная статья на тему 'Применение метода проектов в учебно-воспитательном процессе'

Применение метода проектов в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖОБА / ЖО-БАНЫң әДіСі / ЖОБАЛЪЩТЫЦ ТЕХ-НОЛОГИЯСЫ / ГИПОТЕЗА / HYPOTHESIS / ПРОЕКТ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / PROJECT / IMPLEMENTATION METHOD / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROJECT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова С.А.

Метод проектов направлен на обучение добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Данная технология включает студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of projects method in teaching and educational process

The method of projects is directed on technique training of getting knowledge with use of all available means. This technology includs students in the processes of planning, constructing, design and research, project activity.

Текст научной работы на тему «Применение метода проектов в учебно-воспитательном процессе»

83

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Денисова С.А.

преподаватель общетехнических дисциплин Костанайского колледжа бытсервиса

Неггзгг свздер: жоба , жо-баныц эдт, жобалыцтыц тех-нологиясы, гипотеза

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная технология, гипотеза

Keywords: project,

implementation method, project technology, hypothesis

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Ацдатпа:

Аталгыш технологияны студенттер жобалау, кура-стыру, модельдеу жэне зерттеу жумыстары кезшде пай-далана алады.

Аннотация:

Метод проектов направлен на обучение добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Данная технология включает студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектной деятельности.

Annotation:

The method of projects is directed on technique training of getting knowledge with use of all available means. This technology includs students in the processes of planning, constructing, design and research, project activity.

Что такое метод проектов? Метод проектов -это модель обучения, которая вовлекает ученика в §

процесс решения сложных проблем. Этот процесс ^

да

завершается в реальном материале - продукте проек- о

со

та. Проекты для поддержки учебных возможностей <с могут строиться на различном учебном материале. о Однако всем проектам свойственны общие черты. 3 Проекты базируются на таких вопросах, ответы на У которые не могут быть получены зубрежкой. Проек- ^

ты ставят студента в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает ре-

ьО

шения, изучает, документирует свою деятельность. ^

Проекты служат отдельным значимым целям обуче- §

ния, они не просто добавки и дополнения к «настоя- ^

щему» учебному курсу. о

¡1

Метод проектов определяется направляющи- |х ми обучение вопросами, которые связывают образо-

да о

р-№ о

На

О О

ё е

ьО

X X О

да о

X

вательные стандарты, навыки мышления с реальным содержанием окружающего мира. Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные. Основополагающие вопросы это - широкие вопросы с многочисленными вариантами ответов, отсылают учеников к большим идеям и основополагающим концепциям, к пониманию которых люди стремились всегда. В таких вопросах обычно пересекаются несколько дисциплин, и они помогают ученикам увидеть связь предметов между собой. Проблемные вопросы непосредственно связаны с темой проекта и поддерживают исследование основополагающего вопроса. Проблемные вопросы помогают понять, насколько ученики понимают базовые концепции учебного проекта. Учебные вопросы связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами.

Проекты обычно завершаются демонстрацией работ, во время которых показываются презентации, печатные документы, сконструированные модели. Метод проектов вызывает интерес у студента.

Студенты «Костанайского Колледжа бытсервиса» широко применяют на практике активные методы обучения. Предварительно составляется план с использованием ситуационных и деловых игр, подготовки к защите проектов. Содержание учебной программы направлено на обучение методике добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Оно должно включать студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектной деятельности. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.

При этом преподаватель не преподносит готовое знание, которое передается обучающимся, не объясняет и не демонстрирует правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания, не показывает и наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов, к которым

студенты могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен.

Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно добывать собственными силами - именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Обучающиеся должны учиться использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет. Лучший способ такого учения - заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы. В ходе выполнения проектов у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно.

Самостоятельность - одна из важнейших черт личности человека. Ее следует рассматривать как неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, без которого учебный процесс не может состояться. Самостоятельные активные действия в свою очередь способствуют развитию инициативности. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений, побуждать к активной целеустремленной деятельности. Таким образом, обеспечивается развитие навыков собственно самостоятельной деятельности и творческих способностей каждого студента.

Следует помнить, что работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию. Известно, что самообразование является важнейшим средством формирования качеств человека. Для самообразования характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, побуждение личности к их удовлетворению, проявление высокой степени сознательности и организованности. Выполнение проектов - процесс творческий, самообразование в значительной степени приближает

И

учащихся к творчеству, т. е. проектная деятельность стимулирует процесс самообразования, самообразование стимулирует творчество. При этом наглядно выявляются межпредметные связи между различными дисциплинами (черчение, геометрия и т. д.) При выполнении проекта обучающиеся получают практические навыки, при решении конкретных задач, в работе с учебной, специальной и справочной литературой, в оформлении результатов работ и реализации межпредметных связей.

На уроках черчения модельеры - закройщики составляют проекты по различным темам: «Геометрия и мода», «Геометрический рисунок в тканях» и т.д.

В Костанайском колледже бытсер-виса, в группе модельеров - закройщиков, внедряется проект по созданию «Здоровой группы». Содержанием работы по созданию «Здоровой группы» становится опыт конструктивных отношений с миром, с культурой, с другим человеком и с самим собой - то есть диалог.

Первый этап работы над проектом - «ориентировочный». На этом этапе происходит широкое обсуждение на разных уровнях проблемы преодоления стрессов и создания благоприятного психологического климата в группе.

На первом этапе целесообразны следующие направления работы:

1.Анализ причин, вызывающих страх и состояние тревожности у детей и взрослых;

2.Оценка психологического климата на данный момент;

З.Выработка стратегий деятельности и взаимодействия обучающихся и преподавателей.

Система диагностик, управления, беседы, дискуссии, «круглые столы» преподавателей, обучающихся и родителей, инициирование идей - все это предварительная работа над проектом развития колледжа.

К диагностическим методикам, которые могут не только дать картину по-

ложения в колледже, но и повлиять на изменение личностной позиции опрашиваемых, относятся диагностическая методика «Шкала самоуважения» (Розенберга) и метод неоконченных предложений «Что я знаю о себе».

Второй этап работы над проектом «Здоровая группа» - «обучающий».

Задачи: повысить уровень компетентности обучающихся и взрослых в решении внутри и межличностных проблем, научиться продуктивно разрешать стрессовые ситуации. На этом этапе важным становится познание законов развития человеческой жизни. Можно обсудить такие темы: «От чего зависит здоровье человека», «Как справиться со стрессом», «Нормальное развитие человека и патология личности», «Сильный духом - кто он». Один из примеров эффективного изучения человеческих проблем - ролевая игра позволяет примерить на себя разные ситуации, а затем совместно обсудить их особенности. Целесообразно проведение сюжетно - ролевых игр, обучающих взаимодействовать в рамках общественной организации. Родителям можно предложить игру «конфликты отцов и учащихся». На обучающем этапе хорошо бы организовать встречи с разными специалистами, например, психологами деятелями искусства. Обучение лучше проводить в режиме тренингов в интерактивной форме.

«Гармонизация отношений в группе и преодоление сопротивления» (психологический тренинг обучающихся). Обмен мнениями педагогов - «круглого стола».

Цели:

-Осознать принципы управления (самоуправления) гуманитарными системами (человек, коллектив);

-Найти источники повышения личностной готовности к инновационному развитию;

-Освоить способы конструктивного взаимодействия в коллективе в условиях изменений.

Планируемые результаты:

Понимание - человека и коллектива

да о

р-№ о

о о

е

X X О

к

да о

X

и

как:

-гуманитарной системы; -особенностей управления (самоуправления) гуманитарными системами;

-диалога как конструктивного метода влияния на человека и коллектив;

-причин сопротивления изменениям и повышения готовности к инновационному развитию;

-умения - рефлектировать свое отношение к коллективу и к себе как члену коллектива;

-определить свою ролевую позицию в коллективе и готовность к изменениям;

-снимать напряжение и прояснять психологические проблемы в условиях конфликта в коллективе;

-осознавать процессы самопознания и самоопределения, руководить ими в условиях делового сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании// Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.

2.Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обу-чения//Директор школы. - 1995. - №6

3. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

3 4. Дитрих Я. проектирование в кон-

^ струирование: Системный подход/Пер. с

$ польск. - М., 1981.

00

5. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Го-О сиздат, 1926. .

6. Заир-Бек Е.С. Основы педагогиче-

ш ского проектирования. - СПБ., 1995. &

ЁЗ е

¡X

О

да о х

7. Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. - М., 1993.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926.

9.Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.

10.Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

11.Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2005.

12.Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М.: Новая Москва, 1976.

13.Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.

14.Круглова О С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

15.Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

16.Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

17.Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ

18.Матяш Н.В., Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.