Научная статья на тему 'Применение метода проекта на уроках'

Применение метода проекта на уроках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / программирование / учебная деятельность / преподаватель / студент. / project method / programming / academic activity / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. С. Криванкова

Данная статья посвящена одному из ведущих методов учебной деятельности – методу проектов. Он дает возможность достигать дидактические цели через разработку проблемы, которая должна будет завершиться вполне реальным практическим результатом. Одно из важных предназначений метода проектов является предоставление студентам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции знаний из разных предметных областей. В статье описаны основные этапы проектирования при создании проектов. Особое внимание уделено использованию проектного метода на уроках программирования. Данный метод является эффективным средством при изучении языков программирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USAGE OF THE PROJECT METHOD AT LESSONS

The present article is dedicated to one of the leading methods of academic activitythe project method. It allows to achieve the didactic goals through the development of problem which should end up in an actual practical result. One of the significant designations of the project method is providing students with the possibility to independently obtain knowledge in the process of solving practical problems requiring the integration of knowledge from various subject areas. The article describes the main stages of project creation. The emphasis is made on using the project method in the context of programming class. This method provides effective means for studying programming languages.

Текст научной работы на тему «Применение метода проекта на уроках»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА НА УРОКАХ

Л.С. Криванкова, магистр, старший преподаватель Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (Казахстан, г. Талдыкорган)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10615

Аннотация. Данная статья посвящена одному из ведущих методов учебной деятельности - методу проектов. Он дает возможность достигать дидактические цели через разработку проблемы, которая должна будет завершиться вполне реальным практическим результатом. Одно из важных предназначений метода проектов является предоставление студентам возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции знаний из разных предметных областей. В статье описаны основные этапы проектирования при создании проектов. Особое внимание уделено использованию проектного метода на уроках программирования. Данный метод является эффективным средством при изучении языков программирования.

Ключевые слова: метод проектов, программирование, учебная деятельность, преподаватель, студент.

В настоящее время современный педагог понимает, что при обучении студентов применение только традиционных методов преподавания с каждым разом все меньше приводит к желаемым результатам. Пришло время, когда нужно поменять представление о роли преподавателя в учебном процессе. Ему нужно выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся.

Также современная концепция образования в центре учебной деятельности воспринимает человека как уникальное явление природы, которого нужно завлечь в такую деятельность, где она будет способствовать формированию в нем творчески активной личности, развивала бы в нем творческие начала и, наравне с этим, сохраняла бы его индивидуальность и неповторимость. Считается, что студент вырастает в специалиста и достигает вершин профессионального мастерства не в том случае, когда ему об этом рассказывают или показывают, не в том случае, когда его принуждают учиться, а если он, исходя из своих внутренних потребностей, своих мотивов, наравне с преподавателем участвует в процессе своего обучения. Такая совместная деятельность мотивирует внутреннюю активность студента [1].

Таким образом, одним из ведущих методов учебной деятельности является метод проектов. Данный метод развивает познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Проект является моделью, прототипом, прообразом какого-либо объекта или вида деятельности. Планируя проект, преподаватель как будто заглядывает в будущее, он представляет нечто, что учащийся может разработать, при этом затратив определенные усилия [2].

Деятельность над каким-либо проектом включает установленные этапы создания проекта, которые необходимо спланировать для получения наибольшей эффективности проектной работы.

Создавая проект, обучающиеся придерживаются следующих этапов проектирования: выбор темы проекта; постановка цели и задачи проекта; поиск необходимой информации; выбор программного обеспечения; выполнение проекта; анализ проектной работы; оформление результатов.

Проектная работа, которая в зависимости от реализуемых образовательных задач имеет возможность принимать разные формы: возможно это какой-нибудь грандиозный проект на целый семестр, а воз-

можно это будет проект на один или несколько занятий (мини-проект).

Метод проектов также очень удобно и эффективно использовать на уроках программирования. Данный метод является просто идеальным средством при изучении языков программирования.

Программирование необходимо для разработки конкретных алгоритмов. Обучение программированию более всего нуждается в преобразовании в соответствии с условиями, которые необходимы для успешного исполнения процесса информатизации на любых образовательных уровнях.

Разработка методики обучения программированию, которая направленна на развитие критического мышления, самостоятельности, творческой активности -это довольно сложный процесс соотнесения синтаксиса и семантики языков программирования, принципов создания программ, алгоритмов с методами их усвоения. В данное время для закрепления знаний, умений и навыков по программированию применяются небольшие задачи. Тем не менее в создании мотивационной сферы студентов при этом проявляются значительные затруднения, не создаются условия для того чтобы учащиеся могли самостоятельно приобретать знания, объем полученных знаний не может найти своего применения в каких-либо жизненных ситуациях.

Обучение программированию процесс очень кропотливый и долговременный, который требует умения сконцентрироваться и настойчиво идти к поставленной цели. Поэтому появляется необходимость в поиске самых эффективных форм и методов обучения программированию. Деятельность над учебным проектом дает возможность превратить учебный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу. Приступая к работе, учащиеся должны обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Им потребуются до определенного момента сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. В ходе проекта преподаватель может дать учащимся свежие знания, но только в мо-

мент его востребованности обучающимися.

Студенты могут осуществлять свою деятельность в небольших группах, а также индивидуально.

Деятельность над индивидуальным проектом вырабатывает у обучающихся умение планировать свою работу, творческие способности, логическое мышление, а также повышается учебная мотивация. Студенты учатся приобретать знания самостоятельно, использовать приобретенные навыки для решения практических задач. Обучающиеся развивают свои коммуникативные навыки. Положительная мотивация к обучению, формируемая при использовании метода проектов подталкивает студентов к настойчивости в достижении целей [3].

Проект «Создание базы данных средствами объектно-ориентированного программирования», работа в группах, продолжительность - 8 уроков.

1-й урок: определение проектной группы, выработка критерии оценивания, определение задания для проектных групп -сбор информации.

2-й урок: определение структуры базы данных, создание таблиц и определение связей между ними.

3-й и 4-й урок: создание запросов (запрос на выбор, запрос на изменение, запрос с параметрами, перекрестные запросы, SQL-запросы).

5-й и 6-й урок: создание различных форм.

7-й урок: формирование отчета групп по собранной информации, определение структуры и формы презентации.

8-й уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Над творческим проектом можно работать как индивидуально, так и в группах. В основном полностью весь проект - от определения темы до презентации выполняется во внеурочное время.

Проведя анализ по вышесказанному можно сделать вывод, что формирование функциональной грамотности у студентов во многом зависит от содержания образовательной программы.

Метод проектов является инновацион- грамотности, мотивировать, сформировать ным и очень эффективным. Данный метод инклюзивный подход в интеллектуальном позволяет довольно существенно повы- развитии компетенций учащихся. сить знания студентов по компьютерной

Библиографический список

1. Бейсембаева А.А. Современные педагогические условия развития творческой активности студентов // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: Педагогические наук. - 2017 -№4 (56). - С. 82.

2. Джайнакбаева Г.Т. Применение метода проектов на уроках истории Казахстана // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: История. - 2016. - С. 277

3. Мошняга Т.В. Использование метода проекта на уроке информатики с целью повышения мотивации школьников // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2. - С. 42.

USAGE OF THE PROJECT METHOD AT LESSONS

L.S. Krivankova, graduate student, senior lecturer Zhetysu state university named after I. Zhansugurov (Kazakhstan, Taldykorgan)

Abstract. The present article is dedicated to one of the leading methods of academic activity-the project method. It allows to achieve the didactic goals through the development of problem which should end up in an actual practical result. One of the significant designations of the project method is providing students with the possibility to independently obtain knowledge in the process of solving practical problems requiring the integration of knowledge from various subject areas. The article describes the main stages of project creation. The emphasis is made on using the project method in the context of programming class. This method provides effective means for studying programming languages.

Keywords: project method, programming, academic activity, teacher, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.