Научная статья на тему 'Применение «Метода кривых» при строительстве и ремонте магистральных нефтегазопроводов через естественные препятствия'

Применение «Метода кривых» при строительстве и ремонте магистральных нефтегазопроводов через естественные препятствия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
758
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PIPELINES / THE METHOD OF HORIZONTAL DIRECTIONAL DRILLING / UNDERWATER PASSAGES / PIPE BENT BY COLD DEFORMATION / МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ / МЕТОД ГНБ / ПОДВОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ / ТРУБЫ СОГНУТЫХ МЕТОДОМ ХОЛОДНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Никишин А.В., Коркишко О.А.

В статье рассматривается проблема сложности и высоких экономических затрат при строительстве и ремонте трубопроводов через естественные препятствия. Представлен подробный обзорный анализ возможности применения «Метода кривых» при проведении капитального ремонта, реконструкции или капитального строительства подводных переходов магистральных нефтегазопроводов, сравнение с традиционными способами прокладки труб методом ГНБ, предоставлены преимущества данного метода как с точки зрения экономики, так и экологии. Подробно описаны общие принципы производства строительных работ на строительной площадке с использованием инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applicatin "Curve method" for building and repairing oil and gas pipelines through natural obstacles

The problem of complexity and the high economic costs for the construction and repair of pipelines through natural prepyatsviya. A detailed overview of the possibility of applying the "Method curves" during the overhaul, reconstruction and capital construction of underwater crossings of trunk oil and gas pipelines, compared with the traditional method of laying pipe by horizontal directional drilling, given the advantages of this method in terms of both economy and ecology. Detailed description of the general principles of construction works at the construction site with the use of innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Применение «Метода кривых» при строительстве и ремонте магистральных нефтегазопроводов через естественные препятствия»

Применение «Метода кривых» при строительстве и ремонте магистральных нефтегазопроводов через естественные препятствия

А.В. Никишин, О.А. Коркишко Тюменский индустриальный университет

Аннотация: В статье рассматривается проблема сложности и высоких экономических затрат при строительстве и ремонте трубопроводов через естественные препятствия. Представлен подробный обзорный анализ возможности применения «Метода кривых» при проведении капитального ремонта, реконструкции или капитального строительства подводных переходов магистральных нефтегазопроводов, сравнение с традиционными способами прокладки труб методом ГНБ, предоставлены преимущества данного метода как с точки зрения экономики, так и экологии. Подробно описаны общие принципы производства строительных работ на строительной площадке с использованием инновационных технологий.

Ключевые слова: магистральные трубопроводы, метод ГНБ, подводные переходы, трубы согнутых методом холодной деформации.

Согласно постановлению РФ от 16.02.2008 №87 объекты капитального строительства делятся на: производственного, не производственного назначения, а так же линейные объекты. В состав линейных объектов входят: трубопроводы, автомобильные дороги, линии электропередач и т.д [1].

Трубопроводы бывают разных видов. Например, таких как нефтепроводы и газопроводы протяженность может превышать нескольких тысяч километров. И как на любой объект капитального строения, на нефтепровод и газопровод необходимо предусматривать своевременный капитальный ремонт [2]. В связи с большой протяженностью линейных объектов, очень часто встречаются естественные (например, водные) и искусственные преграды (автодороги, линии электропередач).

Подводные переходы через водные преграды являются ответственными и дорогостоящими сооружениями и Заказчик стоит перед выбором применения технологии производства СМР. Ни для кого не является секретом два главных критерия - стоимость работ и качество,

которое получиться после проведения капитального ремонта, реконструкции или капитального строительства объектов.

Существует несколько способов устройства подводных переходов:

1) Протаскивание трубопровода по дну водоема;

2) Свободное погружение плавающего трубопровода на дно;

3) Укладка с трубоукладочных судов;

4) Методом горизонтально-направленного бурения.

Технология укладки трубопровода на дно водоема зависит от разных факторов, таких как: назначение трубопровода, топографических условий, диаметра и массы, гидрологического режима водоема, условия судоходства и т.д.

В настоящее время при разработке проектно-сметной документации на объекты трубопроводного транспорта широкое применение нашла технология "Метода кривых". Технология укладки напоминает привычный уже метод ГНБ, отличие заключается в том, что технология предусмотрена с использованием стальных труб согнутых методом холодной деформации под углом изгиба 3 градуса (рис.1). Сущность метода заключается в одновременном бурении скважины с помощью специального комплекса и проталкивания последовательно наращиваемых изогнутых труб. Из-за этого сокращается длина подводного перехода, сокращаются объемы материалов, бурового шлама, время производство работ. Например, для прокладки трубопровода через водное препятствие двумя разными методами: методом кривых и традиционным методом ГНБ, сокращается длина перехода в несколько раз.

500,25

150, К

_ По минимальному радиусу

С использованием труИ согнутых методом холодной деформации лей углом

изгиЗа 3 градуса

Рис. 1. - Наглядное сравнение 2-х методов

Особое внимание уделяется бурению скважины. Бурение скважины осуществляется по проектной траектории, показанной на чертежах в плане и профиле, от точки входа до точки выхода. Перед началом бурения скважины необходимо:

- выполнить монтаж и опробование бурового оборудования;

- определить координаты контрольных точек на буровой голове и внести исходные данные в компьютер навигационной системы.

Управление процессом бурения происходит на расстоянии, возле стартового котлована. Основные параметры бурения (положение, траектория буровой головы) отображаются на мониторе оператора [3].

Механическая разработка грунта осуществляется планшайбой с расположенными на ней фрезами (зубьями), монтируемой в носовой части буровой головы.

После окончания бурения с одновременным продавливанием первого отвода производится наращивание укладываемого трубопровода

Сварка отводов осуществляется непосредственно в стартовом котловане (Рис. 2) на специально оборудованной площадке, находящейся за установкой для проталкивания труб [4]. Гнутые отводы подаются и удерживаются в процессе сварочных работ с помощью автокрана и

поддерживающей роликовой опоры. При монтаже гнутых отводов для центрирования каждого последующего относительно предыдущего необходимо использовать механические центраторы (фиксаторы) и устанавливать один отвод относительно другого строго соблюдая совмещение плоскостей их гнутья и смещение сварочных швов.

Рис. 2. - Схема устройства стартового котлована Изоляция сварных соединений осуществляется термоусаживающимися манжетами непосредственно в стартовом котловане на специально оборудованной площадке, находящейся перед установкой для продавливания труб [5].

В связи с меньшим объёмом земляных работ значительно сокращается сметная стоимость строительства [6]. Был произведен приблизительный сметный расчет траншейным способом и методом кривых на участок длиной 217 метров. По результатам сводного сметного расчета стоимость первым способом составила: 141,5 млн. рублей; вторым способом составила: 126,7

млн. рублей. Видно что «Метод кривых» значительно экономичнее, что очень значительно при уровне таких затратов.

Так же можно отметить большой плюс данного метода, помимо экономической выгоды, в том, что снижается вредное воздействие на окружающую среду до минимума [7, 8]. По сравнению с другими методами не требуется вдоль трассовые проезды, площадки для разворота техники, большое количество площадок складирования материалов, монтажных площадок вдоль трассы, что значительно уменьшает непоправимый вред окружающей среде, в том числе вред экологии рек - изменяется химический состав и качество воды и почвы, гибнут растительность и рыба, животные лишаются естественной среды обитания.

Подведя итоги можно сказать, что «Метод кривых» по сравнению с другими методами имеет следующие преимущества:

Подводные переходы, построенные традиционным методом, в результате паводковых изменений уровня воды, часто всплывают на поверхность, что приводит к уменьшению сброса воды в реке и заболачиванию береговой зоны. Метод «кривых» полностью исключает всплытие трубы, а следовательно заболачивание;

Время проведения строительства сокращается по сравнению с траншейным методом и метом ГНБ с естественным радиусом изгиба трубы с 2 х -3 х месяцев до 2 х -3 х недель, то есть значительно сокращается время воздействия на окружающую среду выхлопных газов от работающих двигателей и шума [9];

Метод «кривых» позволяет сократить в 8-12 раз объемы утилизации бурового раствора, состоящего из бентонитовой глины модифицированной различными химическими полимерами [10];

Использование техники при строительстве методом «кривых» относительно небольшой мощности и весом не требуют устройства

подъездных путей и строительной площадки с твердым покрытием, что всегда нарушает естественный дренаж почвы;

Метод «кривых» позволяет с наименьшими экологическими затратами осуществлять строительство переходов.

Литература

1. Койнов Н.И., Коркишко А.Н., Подходы в экспертизе проектно-сметной документации в СССР и Российской федерации // Актуальные проблемы архитектуры, строительства, энергоэффективности и экологии. Сборник материалов международной научно-практической конференции: в трех томах, 2016. С. 182-187.

2. Коркишко А.Н., Совершенствование методов контроля и оценка интенсивности утечек углеводородных жидкостей из магистральных трубопроводов: диссертация канд. техн. наук: - Уфа, 2013. - 122 с.

3. Айроян З.А., Коркишко А.Н., Управление проектами нефтегазового комплекса на основе технологий информационного моделирования (BIM-технологий) // Инженерный вестник Дона. №4. 2016. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3816

4. Кочурова В.В., Коркишко А.Н., Особенности организации строительно-монтажных работ из полимерных труб // Проблемы эксплуатации систем транспорта сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию со дня основания Тюменского индустриального института им. Ленинского комсомола.. Тюмень: 2008. С. 169-170.

5. Чертков П.Ю., Коркишко А.Н., Применение жидко-керамической теплоизоляции на объектах нефтедобычи // Инженерный вестник Дона. №4. 2016. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3768

6. Коркишко А.Н., Особенности разработки и экспертизы проектно-сметной документации на сухоройные карьеры песка в районах вечной

мерзлоты для обустройства нефтяных и газовых месторождений // Инженерный вестник Дона, 2015, №4 URL:

ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3351

7. N. G. Koronatova, E. V. Milyaeva, Plant community succession in post-mined quarries in the northern-taiga zone of West Siberia // Springer International Publishing AG, October 2011, Volume 4, Issue 5, pp. 513-518

8. M. Torre Jorgenson Affiliated withABR, Inc., Charles H. Racine, James C. Walters, Thomas E. Osterkamp, Permafrost Degradation and Ecological Changes Associated with a WarmingClimate in Central Alaska // Springer International Publishing AG, March 2001, Volume 48, Issue 4, pp. 551-579

9. Султанов Р.Г., Карамышев В.Г., Файзулин Р.Н., Коркишко А.Н., Определение места повреждения участка трубопровода с температурной // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 4. С. 54-59.

10. Коркишко А.Н., Рахматуллин Ш.И., Карамышев В.Г., Локация утечек нефти, нефтепродуктов и нестабильных углеводородных жидкостей на магистральных трубопроводах // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. 2011. № 2. С. 142-147.

References

1. Koynov N.I., Korkishko A.N. Aktual'nye problemy arkhitektury, stroitel'stva, energoeffektivnosti i ekologii. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v trekh tomakh, 2016. pp. 182-187.

2. Korkishko A.N. Sovershenstvovanie metodov kontrolya i otsenki intensivnosti utechek uglevodorodnykh zhidkostey iz magistral'nykh truboprovodov [Improved methods of control and evaluation of the intensity of hydrocarbon liquids from leaks of pipelines]: dis. kand. tekhn. nauk: 25.00.19. Ufa, 2013.

3. Ayroyan Z.A., Korkishko A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3816.

4. Kochurova V.V., Korkishko A.N. Problemy ekspluatatsii sistem transporta sbornik materialov vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 45-letiyu so dnya osnovaniya Tyumenskogo industrial'nogo instituta im. Leninskogo komsomola, Tyumen': 2008. pp. 169-170.

5. Chertkov P.Y., Korkishko A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3768.

6. Korkishko A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015. №4 (38). p. 76.

7. N. G. Koronatova, E. V. Milyaeva Plant community succession in post-mined quarries in the northern-taiga zone of West Siberia. Springer International Publishing AG, October 2011, Volume 4, Issue 5, pp. 513-518.

8. M. Torre Jorgenson Affiliated withABR, Inc., Charles H. Racine, James C. Walters, Thomas E. Osterkamp, Permafrost Degradation and Ecological Changes Associated with a WarmingClimate in Central Alaska. Springer International Publishing AG, March 2001, Volume 48, Issue 4, pp. 551-579.

9. Sultanov R.G., Karamyshev V.G., Fayzulin R.N., Korkishko A.N. Problemy sbora, podgotovki i transporta nefti i nefteproduktov. 2011. № 4. pp. 54-59.

10. Korkishko A.N., Rakhmatullin Sh.I., Karamyshev V.G. Problemy sbora, podgotovki i transporta nefti i nefteproduktov. 2011. № 2. pp. 142-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.