Методология НИР :
УДК 159.9 : 02 ББК 78.303+88.4
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ «ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ»
© О.Л. Чурашева, 2007
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей. Раскрывается индивидуальный алгоритм метода контент-анализа в конкретном исследовании, выявляются основные операции и их последовательность. Описывается, иллюстрируется и интерпретируется взаимосвязь между отдельными категориями (смысловыми единицами) контент-анализа, демонстрируются эвристические возможности метода.
Ключевые слова: контент-анализ, этапы, категории, эвристические возможности.
Контент-анализ представляет собой метод качественно-количественного изучения документов. Он подразумевает поиск, регистрацию и числовую обработку определенных смысловых единиц, зафиксированных в документе (или в совокупности документов), и дальнейшую интерпретацию полученных данных (описание обнаруженных закономерностей, установление взаимосвязи между выявленными тенденциями и т. д.). В качестве объектов контент-анализа могут выступать как тексты, так и телевизионные программы, кинофильмы, фотографии, аудиозаписи и т.д.
Контент-анализ сегодня приобретает все большую популярность у исследователей, расширяется сфера его применения. Рассматриваемый метод успешно используется специалистами в области рекламы, маркетинга и PR, политологии, психологии, юриспруденции, литературоведения, библиотековедения и других наук.
Теория и методика проведения контент-анализа в целом подробно раскрыты в современной литературе. Опишем процесс и результаты применения метода контент-анализа в конкретном исследовании на тему «Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей».
Первым этапом контент-анализа стал отбор документов, формирующих поток по проблеме информационно-психологической безопасности.
В первую очередь были определены источники вторичной информации, необходимые для отбора документов, а также установлены хронологические, территориальные и содержательные крите-
рии такого отбора. При этом использовались следующие подходы:
1. Отбор традиционных и электронных сетевых документов. Отбирались как традиционные документы, отраженные в текущих указателях государственной библиографии (годовые комплекты таких библиографических пособий, как «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись авторефератов диссертаций», указатели ИНИОН, реферативные журналы ВИНИТИ), в каталогах крупнейших библиотек (РГБ, РНБ), так и электронные сетевые документы, найденные с помощью информационно-поисковых систем Яндекс, Апорт, Google, Alta-Vista.
2. Использование различных типов библиографических пособий для поиска и отбора документов. Учитывая особенности потока социальноэкономической литературы и возникающие в связи с этим требования к выявлению документов в потоке, при отборе документов активно использовались не только указатели государственной библиографии, но и прикнижные и пристатейные списки цитированной (использованной) литературы.
3. Хронологические рамки. Хронологическими рамками отбора документов послужил период с
1 января 1996 г. по 1 октября 2004 г. Нижняя граница данного периода обоснована появлением в 1996 г. первого упоминания термина «информационно-психологическая безопасность». Верхняя граница периода отображает момент проведения исследования.
4. Строгие содержательные ограничения в отборе документов. Проблемное поле информа-
ционно-психологической безопасности чрезвычайно обширно, сложно по своей структуре, поэтому встала задача содержательного ограничения в отборе публикаций. Для анализа отбирались публикации, непосредственно содержащие термин «информационно-психологическая безопасность» (во избежание подмены понятий). Кроме того, учитывая такую особенность потока социальноэкономической литературы, как изменение ключевой терминологии с течением времени, а также неоднозначность терминологии в области информационно-психологической безопасности, отбирались документы, посвященные как вопросам непосредственно информационно-психологической безопасности (с употреблением данного термина), так и вопросам информационной безопасности, но лишь в том случае, если в них информационная безопасность рассматривалась не в плане безопасности объектов (как защита информации, технических средств сбора, хранения, распространения информации, т.е. в узком техническом аспекте, рассмотрение которого не входило в тематику данного диссертационного исследования), а в плане безопасности субъектов, их защищенности от информации определенного рода.
5. Отбор отечественных и зарубежных документов. Наряду с отечественными документами для анализа отбирались и зарубежные. Однако ввиду недоступности большинства зарубежных публикаций и, соответственно, невозможности выявить весь зарубежный документальный поток по рассматриваемой проблематике и достигнуть достаточной полноты в отборе документов зарубежные публикации использовались только как иллюстративный материал.
Итогом первого этапа стало создание списка документов, отобранных для контент-анализа.
Вторым этапом исследования являлось выявление категорий анализа текста (смысловых единиц анализа). В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие категории анализа текста:
Первая группа: категории, которые могут быть выявлены путем ознакомления с библиографическим описанием, аннотацией, оглавлением, предисловием, т. е. путем беглого изучения документа:
• страна издания документа,
• год издания документа,
• отрасль знания, к которой принадлежит документ,
• тематика документа,
• тип документа,
• вид документа,
• принадлежность автора документа к определенному научному коллективу,
• научный статус автора документа.
Вторая группа: категории, которые могут быть выявлены только путем глубокого анализа текста:
• определение понятия «обеспечение информационно-психологической безопасности»,
• угрозы информационно-психологической безопасности,
• направления обеспечения информационнопсихологической безопасности,
• средства обеспечения информационно-психологической безопасности.
На третьем этапе были установлены единицы счета, конкретизирующие каждую смысловую единицу. Итогом этого этапа стала разработка классификатора контент-анализа, связывающего воедино все смысловые категории и единицы счета (табл. 1).
Приведем образец бланка контент-анализа
(табл. 2), т.е. таблицы, заполняемой на основе фиксации всех смысловых категорий и единиц счета во всех проанализированных документах. В заголовке таблицы перечислены анализируемые смысловые единицы, в графы заносилось название и автор конкретной публикации, а также единицы счета, присутствующие в ней.
На пятом этапе производилась обработка зафиксированных единиц счета. Проводился частотный и смысловой анализ этих единиц (примером последнего может служить поиск синонимичных определений информационно-психологической безопасности). В соответствии с задачами исследования устанавливались зависимости между определенными единицами (например, между количеством документов, изданных в тот или иной год, и их тематикой - для определения динамики развития тематической структуры потока и т.д.). Данные, полученные в ходе этой обработки, использовались для составления таблиц, схем, диаграмм, наглядно раскрывающих ключевые вопросы исследования.
На шестом этапе эти диаграммы и таблицы интерпретировались с позиций исследовательских задач. Приведем некоторые результаты контент-анализа, чтобы наглядно продемонстрировать возможности этого метода.
Одной из задач исследования было показать общемировой характер проблемы информационнопсихологической безопасности. Результаты обработки материалов контент-анализа по категории «страна издания» свидетельствуют об обширной географии исследований данной проблемы (рис. 1).
Наряду с российскими специалистами в исследовании проблемы информационно-психологической безопасности в настоящие время принимают участие представители стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина), европейских стран (Западной Европы (Великобритания, Германия), Восточной Европы (Чехия, Словакия), Северной Европы (Финляндия), США и Канады, Австралии. Кроме того, проблема информационно-психологической безопасности отражается и в ряде международных
Т а б л и ц а 1
Классификатор контент-анализа по теме «Публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей» (фрагмент)
Код единиц анализа Смысловые категории Единицы счета
1 Страна издания документа 1.1. Россия 1.2. Зарубежные страны, в том числе: 1.2.1. США 1.2.2. Канада 1.2.3. Великобритания1 1.3. Международные документы
2 Год издания документа 1.1. 1996 1.9. 2004
3 Отрасль знания, к которой принадлежит документ 1.1. Психология 1.2. Юриспруденция 1.3. Библиотековедение
4 Тематика документа 4.1. Государственная информационная политика 4.2. Информационная культура 4.3. Библиотека в информационном обществе
5 Тип документа 5.1. Официально-документальные публикации, в том числе: 5.1.1. Изданные в 1994 г. 5.1.9. Изданные в 2004 г. 5.2. Научные публикации, в том числе2: 5.3. Справочные публикации, в том числе:
6 Вид документа 6.1. Книги, в том числе: 6.1.1. Изданные в 1994 г. 6.1.9. Изданные в 2004 г. 6.2. Статьи, в том числе: 6.3. Тезисы конференций
7 Принадлежность автора документа к определенному научному коллективу 7.1. Московский гос. университет 7.2. Санкт-Петербургский государственный университет 7.3. Институт психологии РАН
8 Научный статус автора документа 8.1. Доктора психологических наук 8.2. Кандидаты психологических наук
9 Определение понятия «обеспечение информационно-психологической безопасности читателей» 9.1. Безопасность 9.2. Информационная безопасность 9.3. Информационно-психологическая безопасность 9.4. Информационно-психологическая безопасность читателей 9.5. Обеспечение информационно-психологической безопасности 9.6. Обеспечение информационно-психологической безопасности читателей
1 Здесь и далее единицы счета в однородных рядах приводятся выборочно.
2 В пунктах 5.2-5.3 повторяется рубрикация, приведенная в пункте 5.1; в пунктах 6.2-6.3 повторяется рубрикация, приведенная в пункте 6.1.
Окончание табл. 1
Код единиц анализа Смысловые категории Единицы счета
10 Угрозы информационнопсихологической безопасности 10.1. Отсутствие необходимой информации, незаконное ограничение доступа к информации 10.1.1. Применительно к читателям библиотек 10.2. Недостоверная информация 10.2.1. Применительно к читателям библиотек 10.7. Другие3
11 Направления обеспечения информационно-психологической безопасности 11.1. Обеспечение свободного и беспрепятственного доступа личности к информации 11.1.1. В условиях библиотек 11.2. Совершенствование информационной культуры 11.2.1. В условиях библиотек 11.9. Другие
12 Средства обеспечения информационнопсихологической безопасности 12.1. Технологии развития информационной культуры 12.1.1. В условиях библиотек 12.2. Описание, классификация, аннотирование, реферирование электронных сетевых документов в целях создания справочных пособий по ресурсам Интернета 12.2.1. В условиях библиотек 12.9. Другие
3 Поскольку трудно учесть все угрозы, направления и средства обеспечения информационно-психологической безопасности, которые могут быть описаны в публикациях, в пункты 10, 11, 12 включена рубрика «Другие» для фиксации неучтенных, но обнаруженных в тексте единиц счета.
документов, имеющих как общеевропейское, так и общемировое значение (документы Совета Европы, ЮНЕСКО, ООН).
Таким образом, обработка материалов контент-анализа позволила доказать, что проблема информационно-психологической безопасности носит международный характер, актуальна в общемировом масштабе.
Данные, полученные в ходе контент-анализа, позволяют судить и о степени разработанности изучаемой проблемы, наличии (или отсутствии) у специалистов интереса к ней. Для этого на основании обработки результатов контент-анализа по единицам «тип документа», «вид документа» и «год издания» необходимо наглядно отобразить видовую структуру научных публикаций (рис. 2), а также динамику развития видовой структуры в научной литературе (рис. 3).
В структуре научных публикаций существенно преобладают статьи и тезисы конференций (51 и 21%, соответственно, рис. 2), а доля книг (выполняющих функцию обобщения, подытоживания имеющегося знания) невелика (6%). Эти тенденции позволяют говорить о том, что проблема информационно-психологической безопасности в настоящий момент находится в стадии активной разработки, быстрого развития (согласно закономерностям развития документального потока, вы-
деленным Г.Ф. Гордукаловой), т.е. свидетельствуют об актуальности проблемы информационно-психологической безопасности на современном этапе.
С помощью анализа категорий «отрасль знания» и «тематика документа» нами доказан междисциплинарный статус исследуемой проблемы и наличие библиотековедческой тематики в ее изучении. К области библиотековедения принадлежит 13% проанализированных документов. При изучении взаимосвязи категорий «отрасль знания» и «вид документа» было зафиксировано, что если в области психологии, информатики, юриспруденции, политологии существуют отдельные крупные работы (книги), в целом посвященные вопросам информационно-психологической безопасности, то в области библиотековедения таких работ нет. Таким образом, контент-анализ позволил установить, что существует значительный разрыв между степенью разработанности вопросов информационно-психологической безопасности в библиотековедении и других науках.
На основании исследования взаимосвязи категорий «отрасль знания» и «тематика документа» выявлено, что библиотековеды в настоящее время затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы в работах, посвященных следующей проблематике:
Т а б л и ц а 2
Фрагмент бланка контент-анализа
№ п/п 1
Автор Грачев Г.В.
Название документа ИПБ личности: состояние и возможности психологической защиты
Страна издания Россия
Год издания 1998
Отрасль знания Психология
Тематика Манипуляции сознанием
Тип документа Научный
Вид документа Книга
Научный коллектив, к которому принадлежит автор Российская академия государственной службы
Научный статус автора Кандидат психологических наук
Определение ИПБ
Угрозы ИПБ в целом Недостоверная информация
применительно к читателям -
Направления обеспечения ИПБ в целом Информирование об угрозах ИПБ
в условиях библиотек -
Средства обеспечения ИПБ в целом Коммуникативный тренинг
в условиях библиотек -
Примечания
Примечания: 1. В графе «Определение» фиксировалось только наличие в документе тех или иных единиц счета («безопасность», «информационная безопасность», «информационно-психологическая безопасность» и т.д. (см. п. 9 Классификатора контент-анализа). Сами определения выписывались на регистрационных карточках.
2. ИПБ - аббревиатура понятия «информационно-психологическая безопасность».
• формирование информационной культуры,
• роль библиотек в создании в России информационного общества,
• библиотерапевтическая деятельность библиотек.
В ходе контент-анализа возможно фиксирование не только наличия каких-либо изучаемых единиц в тексте, но и их отсутствия. Нами выяснено, что такие лексические единицы, как «информационно-психологическая безопасность» и «обеспечение информационно-психологической безопасности», употребляются довольно широко и их содержание подробно раскрыто. В то же время понятие «информационно-психологическая безопасность читателей» употребляется лишь отдель-
ными авторами без раскрытия его сущности, а понятие «обеспечение информационно-психологической безопасности читателей» не употребляется совсем. Таким образом, контент-анализ вскрыл существующий терминологический пробел, показал необходимость создания собственных рабочих определений этих понятий и предоставил необходимые для выполнения такой задачи данные.
Материалы контент-анализа послужили основой для разработки анкеты по проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности для читателей и библиотекарей публичных библиотек. Выявленные и систематизированные в ходе изучения документов угрозы информационно-психологической безопасности, направления и средства
Количество публикаций
украина Литва Германия Чехия
Казахстан 1%
1% ~
Белоруссия 1%
Финляндия 1%
Канада 1%
Великобритания США 1% 8%
Словакия
Австралия
1%
Международные
документы
8%
Рис. 1. Количественный анализ публикаций по признаку страны издания
Авторефераты
Рис. 2. Количественный анализ публикаций по видам
10'
9-
8-
7'
6'
5-
4'
3-
2'
10
ШШІ
ш
1
ш
□ статьи
■ тезисы конференций
□ главы из книг
□ книги
□ авторефераты диссертаций
□ сборники материалов
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Рис. 3. Динамика развития видовой структуры в научной литературе (1996-2004 гг.)
ее обеспечения были предложены для оценки респондентам. Сопоставление результатов контент-анализа (отражающих мнение специалистов) и результатов анкетирования (отражающих мнение библиотекарей и читателей) позволило выявить расхождения между теоретическим и практическим представлением об обеспечении информационнопсихологической безопасности читателей, а также круг вопросов, не рассматриваемых специалистами, но представляющих интерес для читателей.
Подытоживая изложенное, отметим, что метод контент-анализа использовался по-разному на различных этапах исследования для решения тех или иных задач:
• в качестве основного метода (для анализа документального потока);
• параллельного метода (в частности, при создании рабочего определения «обеспечение информационно-психологической безопасности читателей» он использовался параллельно с методами терминологического анализа и операционализации понятий);
• вспомогательного метода (например, при разработке анкеты для читателей и библиотекарей).
Таким образом, метод контент-анализа открывает широкие эвристические возможности для исследования такой сложной и многоаспектной проблемы, как публичная библиотека в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей.
Материал поступил в редакцию 9.04.2007 г.
Сведения об авторе: Чурашева Ольга Леонидовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотековедения и книговедения, тел.: (812) 314-29-85