Научная статья на тему 'Применение метода конечных элементов при расчете сварного коленчатого вала'

Применение метода конечных элементов при расчете сварного коленчатого вала Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
273
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ / СВАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / FINITE ELEMENT METHOD / TORQUE / WELDED STRUCTURES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Юшков Алексей Андреевич, Котельников Анатолий Александрович

В данной статье представлено исследование напряжённодеформированного состояния сварного коленчатого вала. Приведен сравнительный анализ результатов расчёта методом сопротивления материалов и методом конечных элементов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Юшков Алексей Андреевич, Котельников Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE FINITE ELEMENT METHOD IN THE CALCULATION OF THE WELDED CRANKSHAFT

This article presents a study of the stress-strain state of the welded crankshaft. A comparative analysis of the results of the calculation by the method of resistance of materials and the finite element method is given.

Текст научной работы на тему «Применение метода конечных элементов при расчете сварного коленчатого вала»

УДК 621. 795. 75-52

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ РАСЧЕТЕ СВАРНОГО КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА Юшков Алексей Андреевич, студент (e-mail: yushckov.alexey@gmail.com) Котельников Анатолий Александрович, к.т.н, доцент Юго-западный государственный университет, г.Курск, Россия (e-mail:kotelnikov@ yandex.ru)

В данной статье представлено исследование напряжённо-деформированного состояния сварного коленчатого вала. Приведен сравнительный анализ результатов расчёта методом сопротивления материалов и методом конечных элементов.

Ключевые слова: метод конечных элементов, крутящий момент, сварные конструкции.

Исследования проводились при следующих режимах работы поршневого насоса: при предельном давлении в цилиндрах (35,7 МПа); при номинальном давлении в цилиндрах (27,8 МПа); при высоком давлении в цилиндрах (18,9 МПа); при среднем давлении в цилиндрах (10 МПа); при минимальном давлении в цилиндрах (0,22 МПа).

Т_ РсумsinQM+ftM) d)

_ COSPU] ' ( )

где - угол между осью цилиндра и осью шатуна, рад;

Рсум - суммарная сила, Н. Индикаторный крутящий момент, Н м:

=тр (2)

где Т - касательная сила, Н; S - ход поршня, м (S = 0,5м).

0,49 • 106 •О,5

Ttgi\J, ¿] =-2-= 123ООО н • м.

0,39 • 106 •О,5 TtgiU, i] =-2-= 97500 Н • м.

0,26 • 106 •О,5 Ttgi\j, f] =-2-= 65ооо Н • м.

0,14 • 106 •О,5

TtgiU, i] =-2-= 34750 Н • м.

3049 • 0,5 TtgiU, i\ =-2-= 762,3 Н • м.

Момент от силы 0,5Т на плече 0,5S, Н м:

Ttgi' = 0,25Т5, (3)

Ttgi' = 0,25 • 0,49 • 106 • 0,5 = 61250 Н • м. Т^' = 0,25 • 0,39 • 106 • 0,5 = 48750 Н • м.

Ttgi' = 0,25 • 0,26 • 106 • 0,5 = 32500 Н • м.

Ttgi' = 0,25 • 0,14 • 106 • 0,5 = 17375 Н • м.

Тш' = 0,25 • 3049 • 0,5 = 381,15 Н • м.

tg

Полный крутящий момент, Н м:

Ttg кр — Ttgi\j, + Ttgi ,

Т - 1 tg кр = 123000 + 61250 = 184250 Н • м.

Т ltg кр ' = 97500 + 48750 = = 146250 Н м.

Т 1 tg кр = 65000 + 32500 = 97500 Н• м.

Т Ltg кр = 34750 + 17375 = 52125 Н• м.

Т Чдкр = 762,3 + 381,15 = 1143,5 Н • м.

Напряжение кручения, МПа:

Ткр = 0,5 • 10

где W - момент сопротивления, м :

184250

ткр = 0,5 • 10"6

-6 . Ttg кр

W

кр

ткр = 0,5 • 10"6

кр

Ткр = 0,5 • 10_6

Ткр = 0,5 • 10

-6

1570 • 10-6 146250

1570•10-6 97500

• 1570•10-6 52125

= 58,68 МПа. = 46,58 МПа.

1570•10-6 1143,5

кр ~ 1570 •Ю-6

= 31,1 МПа.

= 16,6МПа.

Ткр = 0,5 • 10-6

= 0,36МПа.

(4)

(5)

Зависимость максимальных напряжений на шатунной шейке от крутящего момента представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Зависимость максимальных напряжений на шатунной шейке

от крутящего момента

Крутящий момент, Н*м 184250 146250 97500 52125 1143,45

Напряжение, МПа 58,68 46,58 31,1 16,6 0,36

Анализ напряженно-деформированного состояния коленчатого вала решателем NX Nastran, SolidWorks Simulation и КОМПАС - 3D APM FEM [3,4]

Для того чтобы анализ был достоверным, были созданы трехмерные модели коленчатого вала [5, 6, 7] со сварными швами, специальным вращателем для закрепления коленчатого вала в каждой из программ. Во всех трех случаях была применена тетраэдальная сетка с размером конечного элемента равным 25 мм и фиксированное крепление коленчатого вала за цапфы. Анализировать напряженно-деформированное состояние будем в ша-

туннои шейке первого колена.

. „

Рисунок 1 - Трехмерная модель коленчатого вала в программе

КОМПАС - 3Б

Расчет в APM FEM [4, 5, 6] показал, что набольшее напряжения испытывает щека первого колена (рисунок 2).

Рисунок 2 - Максимальное напряжение при расчете коленчатого вала в

КОМПАС - 3D APM FEM

Значение максимальных напряжений в зоне щеки первого колена представлено в таблице 2. В краевых сечениях коленчатого вала, напряжения значительно ниже (например, при крутящем моменте 146250 МПа не превышают 12,417 МПа).

Таблица 2 - Зависимость максимальных напряжений на шатунной шейке _от крутящего момента в КОМПАС - 3D APM FEM_

Крутящий момент, Н*м 184250 146250 97500 52125 1143,45

Напряжение, МПа 65 51,7 34,5 18,3 0,4

Расчет в SolidWorks Simulation [8-11] также показал, что максимальное напряжение на коленчатом валу испытывают щеки, однако значения напряжений значительно превышают те, которые были получены в КОМПАС - 3D АРМ FEM (рисунок 3).

Им* модсли:Дет&лс2

Типэгюр»!: Сг»тич(сеии ан»л»е узлово« напряжение 5t>«» Шк»л а деф ор N4 ии и; 1Г45,34

0.000

—Преде» текучести: 351.571

Рисунок 3 - Распределение напряжений на коленчатом валу в программе

SolidWorks Simulation

Таблица 3 - Зависимость максимальных напряжений на шатунной шейке _от крутящего момента в SolidWorks Simulation_

Крутящий момент, Н*м 184250 146250 97500 52125 1143,45

Напряжение, МПа 111 88 58,8 31,4 0,68

Распределение напряжений при расчете в NX Nastran совпадает с распределением, которое было получено в SolidWorks Simulation. Зависимость значений напряжения от нагрузок, действующие на коленчатый вал представлена в таблице 4.

Расчет в NX Nastran [4,7-10] также показал, что максимальное напряжение на коленчатом валу испытывают щеки, однако значения напряжений превышают те, которые были получены в КОМПАС - 3D APM FEM (рисунок 4).

ЗГ - * —4 Г • ■ ~ *> > . G--" U -J . 1 к Л -»-w,- V Ц» IIJ, »IO

■ • • С. V..- т ■ ■ .f vi,- - - * • . .<■ _ • ■ в - . ш ■ .

I А' * - Л ■ '

--¿га |'."Л -ГГ'" -"ТП* V - ¿4 < п"1*? ~ .

Рисунок 4 - Распределение напряжений при расчете в NX Nastran

Таблица 4 - Зависимость максимальных напряжений на шатунной шейке _от крутящего момента в NX Nastran_

Крутящий момент, Н*м 184250 146250 97500 52125 1143,45

Напряжение, МПа 74,66 59,2 39,5 21,1 0,46

3 Сравнительный анализ результатов расчета по методу сопротивления материалов и методом конечных элементов

На рисунке 5 представлен график зависимости напряжений на шатунной шейке от прикладываемого к коленчатому валу крутящему моменту, полученные при расчете по методу сопротивления материалов согласно руководству Р.008 - 2004 и методом МКЭ в различных программах.

Таблица 5. - Зависимость максимальных напряжений на шатунной шейке от крутящего момента согласно расчетам коленчатого вала методом сопротивления материалов, методом конечных элементов в системах NX

Nastran, SolidWorks Simulation и КО; МПАС - 3D APM FEM.

Крутящий момент, Н*м 184250 146250 97500 52125 1143,45

Напряжение в КОМПАС - 3D APM FEM, МПа 65 51,7 34,5 18,3 0,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напряжение в SolidWorks Simulation, МПа 111 88 58,8 31,4 0,68

Напряжение в NX Nastran, МПа 74,66 59,2 39,5 21,1 0,46

Напряжение по методу сопромата, МПа 58,68 46,58 31,1 16,6 0,36

1 1Г\

1 ПП ♦ Сопромат APM FEM SolidWorks NX Nastran

JS 80

<и S I fin

¡и 60 X те о.

20

0 0

1143,45 52125 Крутя 97500 щий момен 146250 т, Н*м 184250

Рисунок 5. - График зависимости напряжений от прикладываемого к коленчатому валу крутящего момента

Результаты расчёта методом сопротивления материалов согласно руководству Р.008 - 2004 отличаются от результатов расчёта методами конечных элементов. При увеличении крутящего момента на шатунной шейке коленчатого вала наблюдается увеличение разности напряжений в расчётах методами конечных элементов и методом сопротивления материалов. Наиболее приближенными к расчетам методом сопротивления материалов оказались результаты, полученными при помощи КОМПАС - 3D APM FEM. Наибольшая разность наблюдается между результатами, полученными при помощи SolidWorks Simulation, и расчетами методом сопротивления материалов. При крутящем моменте более 1143 Н*м разница достигает почти 50%. Этот факт необходимо учитывать при проектировании подобных конструкций.

Совместное использование различных методов расчёта напряжённо-деформированного состояния коленчатого вала позволяет рационально спроектировать изделие при минимальном расходе материала с заданным коэффициентом запаса прочности.

Список литературы

1. Котельников А. А. Применение метода конечных элементов в расчетах сварных конструкций: монография/ А. А. Котельников, К. И. Абышев, Е. В. Алпеева; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2014. 128 с.: ил.99, табл.25,. Библиогр.:с. 126.

2. Руководство Р.008 - 2004. Расчет коленчатых валов на прочность

3. Алпеева Т. В. Роботизированная сварка многосортаментных трубчатых элементов: монография./Т. В. Алпеева, В. М. Емельянов, А. А. Котельников; Юго-Зап. гос. унт. Курск, 2011 128 с.:ил.50, табл. 2. Библиогр.: с. 117-127.

4. Родионова И. Н., Алпеева Е. В., Котельников А. А. Применение функционально-

стоимостного анализа для определения эффективности программ для расчёта сварных конструкций методом конечных элементов./ «Известия Юго-Западного государственного университета». Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2013. №4. С. 111113.

5. Евсигнеева Н. А., Котельников А. А. Применение метода конечных элементов при расчёте сварной конструкции./ «Сварочное производство». 2018. №3. с 45-48.

6. Абышев К. И., Котельников А. А. Применение метода конечных элементов при расчёте сварной конструкции. «Сварочное производство». 2016. №2. с 3-6.

7. Котельников А. А. Компьютерные моделирование в сварочном производстве: Учебное пособие/ А. А. Котельников, К. И. Абышев, Е. В. Алпеева, А. А. Брусенцев; Юго-Зап. гос. ун-т, Курск, 2013. 228 с.: ил.258. Библиогр.:с. 222-223.

8. Котельников А. А. CAD/CAM/CAE системы: учеб. пособие/: Учебное пособие/

A. А. Котельников; Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга», 2014. 336 с.: ил.169. Библиогр.:с. 333-334.

9. Котельников А. А. Компьютерные технологии в сварочном производстве: Учебное пособие/ А. А. Котельников; Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга», 2016. 239 с.: ил.104. Библиогр.:с. 239.

10. Котельников А. А. Системы автоматизированного проектирования в сварке: Учебное пособие/А. А. Котельников, Н.И. Иванов; Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга», 2019. 234 с.: ил.160. Библиогр.:с. 232-233.

11. Котельников А. А. Программное обеспечение машинной графики: Учебное пособие/А. А. Котельников, А. Ю. Головенков, А. С. Натаров, В. Ю. Рюмшин; Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга», 2019. 232 с.: ил.233. Библиогр.:с. 228-231.

12. Компьютерные технологии в сварочном производстве/ Рыжков Ф.Н., Крюков

B.А., Котельников А. А.// Курск, 2000.

13. Котельников А.А., Абышев К.И., Алпеева Е.В., Компьютерное моделирование в сварочном производстве/ Брусенцев А. А.// Курск, 2013.

14. Роботизированная сварка многосортаментных трубчатых элементов/ Алпеева Т.В., Емельянов В.М., Котельников А.А.// Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Юго-Западный гос. ун-т". Курск, 2011.

15. Применение метода конечных элементов в расчётах сварных конструкций/ Котельников А. А., Абышев К.И., Алпеева Е.В.// Курск, 2014.

16. Технологическое оборудование и оснастка в составе ртк сборки и сварки крупногабаритных узлов/ Алпеева Т.В., Котельников А.А.// Сварочное производство. 2006. № 4. С. 33-35.

17. Оптимальные параметры диффузионной сварки титановых сплавов различного фазового состава/ Гельман А. А., Колодкин Н.И., Котельников А. А., Башурин А.В.// Автоматическая сварка. 1977. № 4. С. 53-57.

18. Видеосенсорное устройство/ Котельников А. А., Дмитриев С.В.// патент на изобретение RUS 2155653 08.06.1998

19. Применение метода конечных элементов при расчете сварной двутавровой балки/ Котельников А.А., Алпеева Е.В.// В сборнике: Перспективное развитие науки, техники и технологий, материалы 3-й Международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 168-171.

20. CAD/CAM/CAE системы/ Котельников А.А.// учебное пособие / Курск, 2014.

21. Автоматизация ускоренной технологической подготовки производства пилотных экземпляров продукции в условиях серийного выпуска изделий/ Пономарев В.В., Чевычелов С.А.// Известия Курского государственного технического университета. 2010. № 4 (33). С. 82a-87.

22. Построение модели формообразования длинных валов С РК - профилем сборной дисковой фрезой/ Куц В.В., Пономарев В.В.// Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2017. № 2 (322). С. 110-115.

23. Стратегия автоматизации технологической подготовки производства изделий/ Яцун Е.И., Ремнев А.И., Пономарев В.В., Погонин Д.А.// Компрессорное и энергетическое машиностроение. 2012. № 2. С. 49.

24. Применение современных систем прочностного анализа для исследования напряжённо-деформированного состояния протяжного инструмента/ Сидорова В.В., Пономарев В.В.// В сборнике: Современные материалы, техника и технология, материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов

A.А.. 2011. С. 298-304.

25. Определение геометрических параметров срезаемого слоя при сверлении цветных металлов и сплавов с наложением осевых вибраций/ Емельянов С.Г., Сидорова

B.В., Пономарев В.В., Разумов М.С.// Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2016. № 11. С. 45-47.

26. Применение объектной модели технологического проектирования в современных автоматизированных системах технологической подготовки производства/ Пономарев В.В.// В сборнике: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях, Материалы I Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Яцун Е.И.. Курск, 2009. С. 16-19.

27. Автоматизация процесса перехода от опытных единичных технологий к типовым и групповым технологическим процессам в условиях серийного выпуска изделий/ Пономарев В.В.// В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации, материалы VIII Международной научно-технической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Е.И. Яцун. 2011. С. 289-294.

28. Рационализация технологических процессов изготовления и сборки изделий при переходе от опытного к серийному производству/ Пономарев В.В.// В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации, материалы IX-ой Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2012. С. 290-294.

29. Development of the internally cutting milling cutter model with radial advance for treatment of profiling rolls/ Kuts V.V., Razumov M.S., Sidorova M.A.// В сборнике: Procedia Engineering Сер. "International Conference on Industrial Engineering, ICIE 2017" 2017. С. 1497-1502.

30. Improving the quality of additive methods for forming the surfaces of odd-shaped parts with the application of parallel kinematics mechanisms/ Kuts V.V., Razumov M.S., Grechukhin A.N., Bychkova N.A.// International Journal of Applied Engineering Research. 2016. Т. 11. № 24. С. 11832-11835.

31. Errors in shaping by a planetary mechanism/ Grechishnikov V.A., Romanov V.B., Pivkin P.M., Kuts V.V., Razumov M.S., Grechukhin A.N., Yurasov S.Y.// Russian Engineering Research. 2017. Т. 37. № 9. С. 824-826.

Yushckov Alexey Andreevich, student

Kotelnikov Anatoliy Alexandrovich, Cand.Tech.Sci., associate professor APPLICATION OF THE FINITE ELEMENT METHOD IN THE CALCULATION OF THE WELDED CRANKSHAFT

Abstract. This article presents a study of the stress-strain state of the welded crankshaft. A comparative analysis of the results of the calculation by the method of resistance of materials and the finite element method is given. Keywords: finite element method, torque, welded structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.