METHOD OF INCREASING THE EFFICIENCY AND QUALITY OF THE DESIGN PREPARATION
OF PRODUCTION OF LIFTING MACHINES
A.V. Worobyov
A technique for increasing the efficiency of design preparation for production of lifting machines based on the principles of analogue design is proposed. In order to identify the interaction of the process of developing design documentation with other processes within the enterprise process network, its structural and functional modeling was carried out, the task of which was to develop a decision on which functions should be included in the process of developing design documentation for lifting machines and how these functions are interconnected between themselves. It is proposed to increase the efficiency of interaction between the marketing, economic and design services of an enterprise in the process of manufacturing lifting machines at hoisting and transport engineering enterprises by introducing a system for express evaluation of the resource intensity of design decisions made. To reduce labor costs for the design preparation of the production of lifting machines, it is proposed to use such a mechanism as analogue design, i.e., design according to an analogue, prototype, which will increase the efficiency of the designer and the production process as a whole, reduce the material consumption and labor intensity of manufacturing products while maintaining their quality, reduce the delivery time offinished products to the customer.
Key words: design preparation of production, design documentation, lifting machine, structural-functional modeling, analog design, similarity coefficient, efficiency, express evaluation.
Worobyov Alexey Vladimirovich, deputy chief project engineer, [email protected], Russia, Donskoy, LLC «Stroytekhnika»
УДК 005.6:005.591.1
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-4-475-479
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КАНО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГЛЮКОМЕТРОВ
А.В. Слесарчук
В статье представлены результаты применения методики оценки приоритетности управленческих решений по совершенствованию глюкометра. Приведены результаты социологического опроса, ранжированы атрибуты качества и определены дальнейшие направления совершенствования. Уникальность методики заключается в использовании метода «лучше-хуже» в совокупности с моделью Кано, что позволяет сделать результаты оценки более наглядными.
Ключевые слова: качество, метод Кано, профили качества, глюкометр.
В современном мире большое количество людей страдают от такого заболевания, как сахарный диабет. С момента постановки диагноза каждый день больным нужно контролировать уровень сахара в крови. Наиболее распространенными приборами для данного вида измерений являются глюкометры.
С годами глюкометры стали неотъемлемой частью диабетического ухода, улучшая качество жизни людей с этим заболеванием. Они позволяют быстро и легко измерять уровень глюкозы в крови, что помогает пациентам контролировать свой уровень сахара и принимать меры для его коррекции. Современные глюкометры обладают многими функциями, такими как уведомления о низком или высоком уровне глюкозы, чтобы пациент мог принять меры для нормализации уровня глюкозы, что делает их еще более полезными.
Общеизвестно, что спрос порождает предложение, а это значит, что на современном рынке медицинской продукции существует множество моделей глюкометров различных фирм, в связи с этим возникла и существует высокая конкуренция. Поэтому одной из главных задач производителей является постоянное изучение голоса потребителя и отслеживание степени его удовлетворенности, чтобы понимать, как улучшать свой продукт.
Существуют различные методики оценки удовлетворенности/лояльности клиентов, но сравнительно немного методик, позволяющих выявить наиболее выгодные для компании и привлекательные для клиента характеристики (атрибуты) товара. Для того чтобы понять, какие характеристики значимы или, наоборот, не значимы для потребителей, можно использовать метод Кано.
Данный метод предполагает создание списка возможных характеристик товара, которые в процессе реализации метода стратифицируются на три основных профиля качества, определяющие удовлетворенность потребителя. Каждая характеристика товара анализируется с функциональной и дисфункциональной стороны. При этом они рассматриваются не в комбинации, а по отдельности, что упрощает процедуру выявления ключевых направлений дальнейшего совершенствования продукции.
В рамках проведенного исследования метод Кано был применен для оценки удовлетворенности потребителей глюкометров.
На первом этапе был составлен список основных атрибутов глюкометра, оказывающих влияние на удовлетворенность потребителя:
1. Наличие держателя тест-полосок и ланцета;
2. Минимальное количество биоматериала для проведения анализа;
3. Большой дисплей для вывода результатов;
4. Цветной дисплей глюкометра;
5. Наличие зарядного устройства;
6. Указатель диапазона уровня глюкозы в крови;
7. Возможность указать, был ли прием пищи перед измерением или измерение натощак;
8. Возможность регулировки глубины прокола ланцета;
9. Чехол для хранения глюкометра, ланцета, тест-полосок, запасных игл, спиртовых салфеток;
10. Большой объём памяти для хранения результатов измерений;
11. Скорость обработки результата не более 5 секунд;
12. Маленький (компактный) размер глюкометра;
13. Красивый дизайн;
14. Возможность крепления глюкометра на пояс;
15. Минимальная стоимость тест-полосок.
Данный перечень был положен в основу анкеты, в которой перечисленные выше атрибуты были представлены с функциональной и дисфункциональной сторон.
Анкетирование проводилось среди пациентов и работников Тульской областной клинической больницы, то есть среди людей, которые непосредственно каждый день взаимодействуют с глюкометрами.
Для определения категории атрибута ответы респондента были сопоставлены с таблицей Кано
[1].
При обработке анкет по каждой паре вопросов (для каждого атрибута) были рассчитаны частоты их отнесения к конкретной группе:
M (must-be) - необходимая характеристика;
0 (one-dimensional) - одномерная, удовлетворенность потребителя тем выше, чем в большей степени присутствует атрибут;
A (attractive) - привлекательная;
1 (indifferent) - безразличная;
R (reverse) - негативная (чем выше степень присутствия характеристики, тем ниже удовлетворенность потребителя);
Q (questionable) - сомнительная (респондент дает противоречивые ответы).
Полученные результаты были зафиксированы в табл. 1, что позволило рассчитать потенциал удовлетворенности и неудовлетворенности потребителей.
Таблица 1
Частоты отнесения характеристик к группам _
Обязательные, % Важные, % Интересные, % Безразличные, %
1 0 0 0,25 0,75
2 0 0,25 0,125 0,625
3 0,625 0,25 0 0,125
4 0,625 0,125 0 0,25
5 0 0,125 0,25 0,625
6 0,25 0 0,5 0,375
7 0,125 0,25 0,25 0,375
8 0 0,25 0,25 0,5
9 0,125 0,375 0 0,5
10 0,375 0,125 0,125 0,375
11 0,125 0,25 0,125 0,5
12 0,125 0 0,25 0,625
13 0,25 0,25 0,25 0,25
14 0,125 0,5 0 0,375
15 0,25 0,125 0,625 0
Сомнительных и противоречивых характеристик, наличие которых говорило бы о нежелательности и непонимании этих свойств потребителем, выявлено не было, поэтому в таблице и дальнейших расчетах они не указаны.
Для визуализации представленных результатов была построена диаграмма распределения функций по модели Кано (рис. 1).
>1
025%
075%
'С
> I
6 ж
025%
0125%
0625%
025%
0,125%
0.125%
025%
025%
0625%
05%
0.375%
0.25%
0.25%
0375%
0375%
025%
05%
0.5%
О.'25%
0125%
0375%
0125%
05%
0625%
025%
025%
025%
05%
0375%
0125%
0.625%
01юая*ме» яя^счиерисепхо
ььтереснвй яцмг/периани Ваша* | | бехо^^чс транкрхт/из
Рис. 1. Диаграмма распределения функций по модели Кано
Каждая строка диаграммы была заполнена в соответствии с процентным соотношением характеристик (см. табл. 1).
Далее, в соответствии с методикой «лучше-хуже» [2], был проведен расчет пар коэффициентов, по формулам:
„ Интересные + Важные
Лучше = ■
Интересные + Важные+Безразличные+Обязательныые ' Обязательные + Важные
Интересные + Важные+Безразличные+Обязательныые
Результаты расчетов сведены в табл. 2.
Хуже =
Количественная оценка показателей «Лучше-Хуже»
Таблица 2
«Лучше» «Хуже»
1 25 0
2 37,5 0
3 25 62,5
4 12,5 62,5
5 37,5 0
6 50 25
7 50 12,5
8 50 0
9 37,5 12,5
10 25 37,5
11 37,5 12,5
12 25 12,5
13 50 25
14 50 12.5
15 75 25
Для визуализации полученных данных построен график (рис. 2), где в системе координат «Лучше» ось Y и «Хуже» ось Х были зафиксированы координаты точек каждого атрибута. В зависимости от расположения точек на поле «лучше-хуже» можно сделать заключение о приоритетности атрибута для потребителя.
Если значения характеристики ближе к 100 по обеим осям - она относится к важным свойствам. Если по оси Y значение приближается к максимуму, а по оси Х к минимуму (например, точка с координатами (0:100)), то атрибут относится к интересным свойствам. В обратной ситуации (например, точка с координатами (100:0)) к обязательным [3].
Цифры в квадратных рамках указывают порядок ранжирования характеристик: сначала обязательные (1), за ними важные (2, 3), потом интересные (4), и в самом конце - безразличные (5). Соединение точек позволяет получить три направления дальнейшего развития потребительских свойств: обязательные, важные, интересные. Парабола (см. рис. 2) определяет степень значимости атрибутов. То есть, она дает понять, в каком порядке стоит обращать внимание на характеристики.
хуже
Рис. 2. Графическая интерпретация метода «Лучше-Хуже»
Таким образом, проанализировав график удовлетворенности и неудовлетворенности (см. рис. 2), можно сделать вывод, что такие свойства как большой и цветной дисплей, и большой объём памяти для хранения результатов измерений обязательны для большинства потребителей, и производителям стоит учитывать такие пожелания при модернизации своей продукции.
Остальные характеристики относятся к интересным свойствам, которые делают потребителя более удовлетворенным и наверняка привлекут внимание на фоне продукции конкурентов.
Для определения порядка реализации характеристик можно построить ранжированный ряд: 15>13=6>14=7>9=11>12>8>2=5>1.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что для повышения качества и конкурентоспособности глюкометра прежде всего необходимо снизить стоимость тест-полосок и улучшить дизайн корпуса, что обусловлено регулярным использованием аппарата. Не менее важными являются показатели, определяющие удобство эксплуатации (показатели 6 и 14). Использование подобной методики позволит производителю правильно распределять производственные ресурсы и путем повышения удовлетворённости потребителей, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Список литературы
1. Баровер В.В. Повышение уровня удовлетворенности клиентов на основе метода Кано // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2015. С. 3502-3507. EDN USSTQD.
2. An Experiment in Continuous Analysis / Mike Timko // Center for Quality of Management Journal. Cambridge, Massachusetts, USA, 1993. Vol. 2, № 4. 17 p.
3. A Bose Development Team's Experience With Kano Mapping / David Boger // Center for Quality of Management Journal. Cambridge, Massachusetts, USA, 1993. Vol. 2, № 4. 16 p.
2. Троина С.Г. Оценка лояльности к аптеке пожилых посетителей с применением метода Кано / С. Г. Троина, В. В. Кугач // Вестник фармации. 2021. № 2(92). С. 24-33. DOI 10.52540/2074-9457.2021.2.24. EDN LSMMTZ.
4. Нургалиева К. Исследование ожиданий потребителей с применением модели Кано / К. Нурга-лиева, Л.Ю. Щербинина // Управление инновациями: вызовы и возможности для отраслей и секторов экономики: Сборник научных статей по итогам III международной научной конференции, Калининград, 0809 октября 2020 года. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2021. С. 166-173. EDN PUTRTI.
Слесарчук Анастасия Владимировна, студент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
APPLICATION OF THEKANO METHOD TO IMPROVE THE QUALITY OF BLOOD GLUCOSE METERS
A.V. Slesarchuk
The article presents the results of the application of the methodology for assessing the priority of management decisions to improve the glucose meter. The results of a sociological survey are presented, quality attributes are ranked and further areas of improvement are determined. The uniqueness of the methodology lies in the use of the "better-worse" method in conjunction with the Kano model, which makes the evaluation results more visual.
Key words: quality, Kano method, quality profiles, glucose meter.
Slesarchuk Anastasia Vladimirovna, student, nastena. [email protected], Russia, Tula, State budgetary institution of higher education Tula State University