Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УГЛОВ ТРЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УГЛОВ ТРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY-NC
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИМЕРНЫЕ ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ / АДГЕЗИЯ ПОЛИМЕРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ / ВТУЛКИ / ПОЛИМЕРЫ / УЗЛЫ ТРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Динцер А.И., Стукач А.В.

В статье рассмотрена возможность применения полимерных материалов для подшипников скольжения в виде монолитных пластмассовых вкладышей и тонкослойных полимерных пленок. Таким образом появляется возможность создания металл-полимерных пар трения. Отмечены положительные моменты таких узлов трения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Динцер А.И., Стукач А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF METAL-POLYMER PLAIN BEARINGS FOR HEAVILY LOADED FRICTION ANGLES

The article considers the possibility of using polymer materials for plain bearings in the form of monolithic plastic inserts and thin-layer polymer films. Thus, it is possible to create metal-polymer friction pairs. Positive aspects of such friction units are noted.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УГЛОВ ТРЕНИЯ»

СЕКЦИЯ 9. ПОДВОДНЫЕ ДОБЫЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

DOI: 10.24937/2542-2324-2021-1-S-I-335-337 УДК 621.822.1-036

А.И. Динцер, А.В. Стукач

СПбГМТУ, Санкт-Петербург

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ

ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УГЛОВ ТРЕНИЯ

В статье рассмотрена возможность применения полимерных материалов для подшипников скольжения в виде монолитных пластмассовых вкладышей и тонкослойных полимерных пленок. Таким образом появляется возможность создания металл-полимерных пар трения. Отмечены положительные моменты таких узлов трения.

Ключевые слова: полимерные подшипники скольжения, адгезия полимерных соединений, втулки, полимеры, узлы трения.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

SECTION 9. SUBSEA PRODUCTION SYSTEMS

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-335-337 UDC 621.822.1-036

A.I. Dintcer, A.V. Stuckach

St. Petersburg State Marine Technical University, St. Petersburg

APPLICATION OF METAL-POLYMER PLAIN BEARINGS FOR HEAVILY LOADED FRICTION ANGLES

The article considers the possibility of using polymer materials for plain bearings in the form of monolithic plastic inserts and thin-layer polymer films. Thus, it is possible to create metal-polymer friction pairs. Positive aspects of such friction units are noted.

Key words: polymer plain bearings, adhesion of polymer compounds, bushings, polymers, friction units.

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Полимерные подшипники скольжения являются новейшей разновидностью рассматриваемого класса. Появлению и последующему развитию способствует стремительное развитие машиностроения (повышение механических давлений из-за более трудных конструкций двигателей, увеличение диапазона температур, в связи с чем проводится более тщательный расчет на нагрев). В начале двадцатого века теоретически был произведен расчёт по определению необходимых свойств, удовлетворяющих возрастающим требованиям, к сожалению, на дан-

ный момент, ни в природе, ни искусственно не существует сплава, имеющего необходимые показатели (к ним относится: низкий вес, пониженные антифрикционные свойства, низкая теплопроводность, химическая инертность). Этот факт определил направление изучения применения полиамидов в подшипниках [1].

С двадцать первого века, было проведено множество опытов и разработок различными странами (США, РФ, Япония, Австрия) и независимыми организациями (8КБ - мировая организация по

Для цитирования: Динцер А.И., Стукач А.В. Применение металлополимерных подшипников скольжения для тяжелонагруженных углов трения. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 335-337.

For citations: Dintcer A.I., Stuckach A.V. Application of metal-polymer plain bearings for heavily loaded friction angles. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; Special Edition 1: 335-337 (in Russian).

А.И. Динцер, А.В. Стукач

Применение металлополимерных подшипников скольжения для тяжелонагруженных углов трения

F2,a2

ЙВГ-:

F\,a\

MU-um^V

щр

I

¿>ЗЙ?1

Рис. 1. Схема подшипникового узла с применением наполненного полимера;срединный подшипник: d1 - диаметр вала в зоне трения; d2 - наружный диаметр подшипника; D - наружный диаметр корпуса подшипника; l - длина подшипника; L1 и L2 - длина вала с интенсивным теплообменом в левую и правую сторону от подшипника соответственно

производству и разработке подшипников) [2]. Ближе всего к получению необходимого результата подобралась компания Federal-Mogul. Было разработано уникальное полимерное покрытие IROX и IROX 2, сочетающее металлические, неметаллические включения и твёрдые смазывающие вещества, заключённые в композитную основу, увеличивающее срок службы более чем в 5 раз в различных ситуациях. Этот материал отличается увеличенной демпфирующей способностью к ударным нагрузкам, для получения предъявляемых параметров используется специальный технологический процесс (проводится первоначальная пескоструйная обработка, затем после очистки помещается в вращающиеся «колонны» для последующего нагрева до 60 °C и нанесения покрытия изнутри на нагретую поверхность, это проводится для наиболее равномерного распределения полиамидной пленки).

В

D>

dL

5 о о о о о о

о°о°о°о°о°о°с

T7777i

D0-

Рис. 2. Гладкая втулка, малообслужваемая: 1 - смазочные карманы, 2 - плоскость разъема

Полимерные материалы позволяют решать ряд технических задач, направленных на повышение надежности работы и увеличение срока службы оборудования, обладают повышенными антифрикционными свойствами при работе в узлах трения без подачи смазки [3, 4, 5]. Их широкое использование сдерживается тем, что они имеют низкую теплопроводность и, как следствие этого, невысокую теплостойкость, а при повышенных температурах - низкую износостойкость.

Однако, для узлов трения важен отвод теплоты через (как пример) металлический вал, и через корпус подшипника [7], причем отношение количества теплоты, выделившегося на подшипнике к передаваемой в окружающую среду теплоте будет характеризовать температуру антифрикционного слоя - один из ключевых параметров для рассматриваемой темы.

Схема со втулкой наполненной полимером в подшипниковом узле представлена ниже (рис. 1).

По предложениям Ф.В. Пожарникова, А.В. Уси-кова, А.И. Серебрянского [6] предложено включить металлический наполнитель в структуру полимерного подшипника скольжения. Для этого можно использовать графит, дисульфид молибдена, медь, свинец, титан или бронзу. Однако применять титан, свинец экономически невыгодно, из-за чего вводится металлическая стружка из малоуглеродистой стали в качестве наполнителя. Ранее для этого использовали металлические каркасы, сетки и т.д., которые армировали подшипник и одновременно способствовали отводу теплоты из зоны контакта.

Именно поэтому в современном машиностроении большое распространение получили полиамидные пленки, которые при сцеплении поверхностей с подшипником запускают процесс адгезии - межмолекулярного силового взаимопроникновения, что значительно укрепляет контакт и приводит к исчезновению границы между фазами, появлению спайки.

Примером можно привести полиамидную втулку, малообслуживаемую [2], производимую компанией Schaeffler Я^кМ (рис. 2).

Для такой втулки, как можно видеть из рисунка, адгезия и долговечность намного лучше, так как наличие смазочных карманов удерживает наносимую пленку и не дает перегреваться материалу, потому что имеется дополнительное отверстие (диаметром ёЬ).

Актуальной проблемой остается диагностика материала на выделение энергии при трении и получении более универсального состава полиамидов.

336

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2021

A.I. Dintcer, A.V. Stuckach Application of metal-polymer plain bearings for heavily loaded friction angles

Для достижения поставленных задач не прекращаются исследования и в скором будущем может появиться именно тот полиамид, способный сочетать все вышеперечисленные свойства.

Список использованной литературы

1. Стукач А.В., Соловьев А.А. Прочность и адгезия наполненных порошками и фуллереном С60 полиамидов. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений. 2020. С. 218.

2. SKF. Подшипники скольжения [Электронный ресурс] // SKF: [сайт]. URL: https//www.skf.com/ru/ products/plain-bearings.

3. Альшиц И.Я., Анисимов Н.Ф., Благов Б.Н. Проектирование деталей из пластмасс: справочник. М.: Машиностроение, 1969. 243 с.

4. Основы трибологии: (трение, износ, смазка): учебник для техн. вузов / А.В. Чичинадзе [и др.]; под общ. ред. А.В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2001. 664 с.

5. Платонов В.Ф. Подшипники из полиамидов. М.: Машгиз, 1967. 111 с.

6. Пошарников Ф.В., Серебрянский А.И., Усиков А.В. Исследование вращательного процесса трения в подшипниках скольжения лесообрабатывающего оборудования // Лесотехнический журнал. 2011. № 2(2). С. 92-95.

7. Пошарников Ф.В., Усиков А.В. Снижение температурной напряженности в подшипниках скольжения с полимерными антифрикционными материалами // Учен. записки ПетрГУ. Сер.: «Естественные и технические науки». 2010. № 8(113). С. 76-78.

Поступила / Received: 15.11.21 Принята в печать / Accepted: 08.12.21 © Динцер А.И., Стукач А.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.