Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПОЛЁТЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПОЛЁТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
меры пресечения / командир воздушного судна / члены экипажа воздушного судна / меры обеспечения по делам об административных правонарушениях / меры уголовно – процессуального пресечения.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Э.А., Разувакин А.А.

В данной статье исследуется правовая природа, теоретические и прикладные основы института применения мер пресечения членами бортового экипажа воздушного судна, находящегося в полёте, в контексте принятого Федерального закона от 06.12.2021 № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Презюмируется, что члены экипажа воздушного судна, не имеющие специальной подготовки и не являющиеся государственными служащими, наделяются специальными полномочиями по применению мер пресечения от имени государства, что создает коллизию между воздушным, уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПОЛЁТЕ»

КОНОНОВ Эдуард Анатольевич,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ДФ РГУП, кандидат юридических наук,

доцент,

е-таН: mail@law-books.ru

РАЗУВАКИН Артём Андреевич,

преподаватель кафедры уголовного права ДФ РГУП,

е-таИ: mail@law-books.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПОЛЁТЕ

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-336-340 NIION: 2018-0076-6/22-788 MOSURED: 77/27-023-2022-6-986

Аннотация. В данной статье исследуется правовая природа, теоретические и прикладные основы института применения мер пресечения членами бортового экипажа воздушного судна, находящегося в полёте, в контексте принятого Федерального закона от 06.12.2021 № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Презюмируется, что члены экипажа воздушного судна, не имеющие специальной подготовки и не являющиеся государственными служащими, наделяются специальными полномочиями по применению мер пресечения от имени государства, что создает коллизию между воздушным, уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Ключевые слова: меры пресечения, командир воздушного судна, члены экипажа воздушного судна, меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, меры уголовно - процессуального пресечения.

KONONOV Eduard Anatolyevich,

Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the DF RGUP, Candidate of Law, Associate Professor.

RAZUVAKIN Artyom Andreevich,

teacher of the Department of Criminal Law of the DF RGUP.

APPLICATION OF PREVENTIVE MEASURES BY MEMBERS OF THE CREW OF AN AIRCRAFT IN FLIGHT

Annotation. This article examines the legal nature, theoretical and applied foundations of the institution of applying preventive measures by members of the on-board crew of an aircraft in flight, in the context of the adopted Federal Law of 06.12.2021 No. 400-FZ "On Amendments to the Air Code of the Russian Federation." It is assumed that members of the crew of the aircraft who do not have special training and are not civil servants are given special powers to apply preventive measures on behalf of the state, which creates a conflict between air, criminal procedure legislation and legislation on administrative offenses.

Key words: preventive measures, aircraft commander, aircraft crew members, support measures in cases of administrative offenses, criminal procedure preventive measures.

Воздушное судно, как объект повышенной уязвимости, нередко становится местом совершения различного рода противоправных деяний: от административного правонарушения до уголовно-наказуемого деяния. В течение последних нескольких лет намечается устойчивая тенденция увеличения совершения преступлений на борту воздушного судна. Однако данный факт никак не связан с ухудшением криминологической ситуации в РФ. Дело в

том, что Федеральным законом от 03.04.2017 г. № 60-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен пунктом «в» ч.1 ст. 213 Уголовного кодекса РФ, а именно: хулиганством, совершенным на воздушном судне1. В связи с этим, те составы, которые

1 Федеральный закон от 03.04.2017 N 60-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 15.07.2022 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

ранее квалифицировались по ч.1 ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как мелкое хулиганство, «автоматически» перешли в разряд преступлений.

Указанное обстоятельство вынудило Правительство РФ внести ряд изменений в воздушное законодательство, добавив в него положения о применении мер пресечения членами экипажа по указанию командира воздушного судна, при наличии угрозы безопасности. Так, Федеральным законом от 06.12.2021 № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», ВК РФ дополнен положениями статьи 85.2, закрепившей право членов экипажа воздушного судна применять спецсредства против нарушителей порядка на борту1.

Согласно указанной норме, члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

Вышеуказанным лицам предоставлено право использовать специальные средства сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна (перечень определяется Правительством Российской Федерации), при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна.

В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2022 г. №9782 (далее -Постановление) определен порядок действий командира самолета, его экипажа и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта при пресечении противоправных действий на

1 Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 400-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации". Российская газета от 10 декабря

2021 г N 281.

2 Постановление Правительства РФ от 28 мая

2022 г. N 978 "Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна". СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 15.07.2022 г

борту, а также перечень применяемых в таких случаях средств сдерживания и порядок их использования.

Согласно аннотации к Постановлению, при выявлении нарушителя члены экипажа и сотрудники службы безопасности принимают меры для пресечения его противоправных действий и информируют об этом командира самолета, который принимает решение и дает указание о применении средств сдерживания. При этом доступ посторонних лиц к этим средствам должен быть исключен.

Члены экипажа и (или) сотрудники службы безопасности должны до конца полета наблюдать за нарушителем, к которому применены спецсредства. При наличии пострадавших командир сообщает в аэропорт прибытия о необходимости оказания скорой медицинской помощи.

Двигаясь в сторону обеспечения авиационной безопасности силами авиационный предприятий и авиакомпаний, законодатель выбрал скользкий путь наделения государственно-властными полномочиями лиц, которые, в силу специфики выполняемых ими функций (как правило, члены бортового экипажа воздушного судна осуществляют обслуживание пассажиров в полёте) данными полномочиями наделяться не должны.

Исходя из логики законодателя, по аналогии с воздушным транспортом, на проводников железнодорожного пассажирского сообщения, или, что более абсурдно - на кондукторов маршрутных автобусов, также следует возложить полномочия по пресечению противоправных действий. Однако в контексте железнодорожного и автомобильного транспорта, законодатель придерживается четко установленной Конституцией РФ позиции - обеспечение общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 ст. 72 Конституции РФ) . Исходя из прямого толкования данной нормы, следует, что только Российская Федерация и ее субъекты вправе регулировать вопросы обеспечения безопасности на всей территории РФ. Никаким иным общественным объединениям, хозяйствующим субъектам, физическим лицам не дано право ведать данным вопросом.

Конечно, в Российской Федерации имеет широкое распространение делегирование государственно-властных полномочий. Так, Конституционный суд Российской Федерации в целом ряде своих решений признал возможность и правомерность передачи полномочий исполнительных органов государственной власти негосударственным организациям при условии ее непротиворечия Конституции РФ и федеральным законам.

Так, еще в конце прошлого века в Постановлении от 19.05.1998 г. № 15-П «По делу о про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

верке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»1 он указал, что Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.

В настоящее время в РФ существуют различные формы негосударственных организаций, обладающих государственно-властными полномочиями по разным основаниям. Так, в силу Закона государственные корпорации «Росатом», «Ростех», «РусГидро» и т.д. осуществляют коммерческую деятельность в области естественных монополий.

В области безопасности существуют иные формы хозяйствующих субъектов, таких как частные охранные предприятия, частные детективные агентства, службы безопасности аэропортов. Однако законодатель пошел по пути наименьшего сопротивления, выбрав в качестве субъекта обеспечения безопасности полета на борту воздушного судна бортпроводников, которые не имеют должной подготовки и практики применения физической силы и специальных средств в условиях, максимально приближенных к боевым.

Реализация функций государства в области обеспечения безопасности предполагает наделение конкретных физических лиц государственно -властными полномочиями в соответствии с занимаемой должностью. Предполагается, что при выполнении полномочий по обеспечению мер безопасности, лицо проходит специальную подготовку, которая имеет четкую регламентацию.

Так, Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»2 вводит в действие Наставление, которое определяет основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Согласно пункту 51 Наставления, занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков применения боевых приемов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости. В Наставлении также указываются виды боевых приемов борьбы, критерии оценивания качества выполнения упражнений а также даются отдельные рекомендации по их применению.

Существует ли подобный порядок в авиакомпаниях? До настоящего времени Правительством РФ не разработаны рекомендации об организации физической подготовки бортового персонала. Возникает закономерный вопрос: а смогут ли бортпроводники, комплектуемые в основном из лиц женского пола, усмирить разбушевавшегося пассажира или группу пассажиров? Достаточно ли у них навыков, знаний боевых приемов единоборств и тактики использования специальных средств сдерживания? Очень много вопросов остается без ответа.

Как отметил авиационный эксперт, главный редактор авиационного портала Роман Гусаров: «...подразделения служб безопасности аэропорта не в состоянии обеспечить в полной мере безопасность пассажиров по всему спектру угроз, особенно в части, касающейся противодействия терроризму и экстремизму. Только спецслужбы и органы полиции обладают всеми необходимыми полномочиями и инструментарием для предотвращения терактов, в том числе на воздушном транспорте3».

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность сопровождения воздушных судов представителями органов государственной власти. Так, пп. 4 п. 5 статьи 84 ВК РФ предоставляет должностным лицам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности, при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне, право сопровождать его во время полета.

Указанные полномочия также продублированы в Положениях об управлениях государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по федеральным округам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта4.

1 СПС «Консультант Плюс». Дата обращения 17.07.2022 г.

2 Опубликовано на официальном портале правовой информации parvo.gov 18.08.2017 г. Дата обращения: 18.07.2022 г.

3 URL: https://iz.ru/news/679085. Дата обращения: 11.07.2022.

4 Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-468фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Цен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Однако в настоящее время порядок сопровождения воздушных судов не регламентирован ни в одном нормативном правовом акте. Также не урегулирован порядок получения и оформления информации, на основании которой принимаются решения о сопровождении воздушных судов, что является серьезным упущением.

Хотя наделение сотрудников Госавианад-зора правомочиями по сопровождению воздушных судов в полете соответствует практике ИКАО1, согласно которой сотрудник службы безопасности на борту воздушного судна определяется как государственный служащий, которому правительством государства эксплуатанта и правительством государства регистрации разрешено находиться на борту воздушного судна с целью защиты этого воздушного судна и находящихся на его борту лиц от актов незаконного вмешательства, основной функцией указанных должностных лиц в соответствии с положением, является контрольно - надзорная деятельность. Для обеспечения безопасности воздушного судна в полете навыков контрольно - надзорной деятельности недостаточно.

Интересным представляется позиция Ю.В. Степаненко, согласно которой «меры административного и уголовного воздействия на наруши-

тральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"; Приказ Ространснад-зора от 06.02.2011 N АК-469фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"; Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-470фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"; Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-464фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"; Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-465фс "Об утверждении Положения

об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"; Приказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-466фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта"; риказ Ространснадзора от 06.02.2011 N АК-467фс "Об утверждении Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта".

1 Руководство по авиационной безопасности. Doc. 8973/8.

телей общественного порядка на воздушном судне, находящемся в полете, на практике возможно реализовать при условии наличия на борту соответствующего уполномоченного должностного лица. Однако указанное должностное лицо должно не только обладать определенным объемом властных полномочий, но и быть способно своими действиями предотвратить соответствующие административные правонарушения и преступления, возможность совершения которых существует на борту воздушного судна»2.

По мнению автора, в качестве таких должностных лиц наиболее эффективно могут выступить сотрудники полиции, которые при сопровождении воздушных судов будут обеспечивать охрану общественного порядка на борту, а также в случае выявления правонарушений составлять процессуальные документы и применять меры административного принуждения.

В целом следует согласиться с мнением Ю.В. Степаненко, в части наделения полномочиями по сопровождению воздушных судов именно сотрудников полиции. Это соответствует задачам полиции и ее назначению.

Наделение же государственно-властными полномочиями по применению мер пресечения членов экипажа воздушного судна преследует цель сугубо коммерческую - без дополнительных расходов возложить несвойственные функции на тех, кто уже находится на борту самолета. Но безопасность требует расходов. За безопасность нужно платить, чтобы затем не приходилось расплачиваться.

Анализ вышеуказанных положений позволяет сделать нам ряд выводов:

1. Наделение государственно - властными полномочиями бортпроводников в области обеспечения безопасности не соответствует потребностям и требованиями авиационной безопасности;

2. Члены бортового экипажа не проходят специальную подготовку, не имеют практики в области пресечения преступлений и административных правонарушений, ориентированы на обслуживание пассажиров в полете;

3. По-нашему мнению, только сотрудники правоохранительных органов, в частности полиции, способны тактически и профессионально обеспечить безопасность на борту воздушного судна, исполнить функцию по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.

2 О мерах по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна во время полета. Абрамов В. Н., Березкин А. М., Степаненко Ю. В. СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 18.07.2022 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации ((В редакции указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841; федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ; Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ; Указа Президента Российской Федерации от 27.03.2019 № 130; Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ));

[2] Руководство по авиационной безопасности ИКАО. Doc. 8973/8;

[3] Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383;

[4] Федеральный закон от 03.04.2017 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс»

[5] Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Российская газета от 10 декабря 2021 г. N 281;

[6] Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс»;

[7] Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г. N 978 «Об утверждении Правил действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплу-атанта (авиационного предприятия) при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, перечня специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна, и Правил применения специальных средств сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна». СПС «Консультант Плюс»;

[8] О мерах по обеспечению безопасности лиц, находящихся на борту воздушного судна во время полета. Абрамов В. Н., Березкин А. М., Степаненко Ю. В. СПС «Консультант Плюс».

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii ((V redak-cii ukazov Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.01.1996 № 20, ot 10.02.1996 № 173, ot 09.06.2001 № 679, ot 25.07.2003 № 841; federal'nyh kon-stitucionnyh zakonov ot 25.03.2004 № 1-FKZ, ot

14.10.2005 № 6-FKZ, ot 12.07.2006 № 2-FKZ, ot

30.12.2006 № 6-FKZ, ot 21.07.2007 № 5-FKZ; zakonov Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ; Fed-eral'nogo konstitucionnogo zakona ot 21.03.2014 № 6-FKZ; Zakona Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 21.07.2014 № 11-FKZ; Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot

27.03.2019 № 130; Zakona Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot

14.03.2020 № 1-FKZ));

[2] Rukovodstvo po aviacionnoj bezopasnosti IKAO. Doc. 8973/8;

[3] Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19 marta 1997 g. // Sobranie zakonodatel'stva RF. -1997. - № 12. - St. 1383;

[4] Federal'nyj zakon ot 03.04.2017 № 60-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 151 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii». SPS «Konsul'tant Plyus»

[5] Federal'nyj zakon ot 6 dekabrya 2021 g. N 400-FZ "O vnesenii izmenenij v Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii". Rossijskaya gazeta ot 10 dekabrya 2021 g. N 281;

[6] Prikaz MVD Rossii ot 1 iyulya 2017 g. № 450 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizacii fizich-eskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii». SPS «Konsul'tant Plyus»;

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28 maya 2022 g. N 978 "Ob utverzhdenii Pravil dejstvij chlenov ekipazha vozdushnogo sudna i sotrudnikov sluzhby aviacionnoj bezopasnosti ekspluatanta (aviacion-nogo predpriyatiya) pri presechenii protivopravnyh dejstvij na bortu vozdushnogo sudna lic, kotorye svo-imi dejstviyami sozdayut neposredstvennuyu ugrozu bezopasnosti poleta vozdushnogo sudna libo ugrozu zhizni ili zdorov'yu drugih lic i otkazyvayutsya pod-chinyat'sya rasporyazheniyam komandira vozdushnogo sudna, perechnya special'nyh sredstv sder-zhivaniya, kotorye razmeshcheny na bortu vozdushnogo sudna, i Pravil primeneniya special'nyh sredstv sderzhivaniya, kotorye razmeshcheny na bortu vozdushnogo sudna". SPS «Konsul'tant Plyus»;

[8] O merah po obespecheniyu bezopasnosti lic, nahodyashchihsya na bortu vozdushnogo sudna vo vremya poleta. Abramov V. N., Berezkin A. M., Stepanenko YU. V. SPS «Konsul'tant Plyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.