ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ УЛУЧШЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассматриваются различные аспекты устойчивого развития и качества жизни, в том числе влияние на них стандартизации. Особое внимание уделяется исследованию роли стандартизации в улучшении охраны окружающей среды. В этой связи показана роль стандартов как фактора, способствующего совершенствованию технологического потенциала предприятия и повышению качества жизни. Анализируются различные подходы к методике определения эффективности влияния стандартизации на качество жизни.
В современных условиях экономика России сталкивается с многочисленными проблемами, как внутренними, так и внешними. Одним из главных факторов, способствующих их решению, является качество, так как именно оно влияет на эффективную модернизацию промышленности, повышение инвестиционной привлекательности предприятий, регионов и страны в целом [1]. Повышение качества необходимо во всех областях человеческой жизнедеятельности. Особое внимание следует уделить повышению качества жизни. Это связано с многочисленными изменениями, характеризующими сегодняшний этап развития цивилизации. Главным из этих изменений является изменение приоритетов развития человеческого общества, которое произошло при переходе на так называемый постиндустриальный этап. Сегодня таким приоритетом и является качество жизни. Именно оно способствует повышению уровня инвестиционной привлекательности стран и регионов, их авторитету и влиянию на международной арене [2].
Теория и практика научных исследований убедительно показывают, что повышение качества жизни достижимо только при устойчивом развитии региона или страны и постоянном внедрении инноваций. Но поскольку источником инноваций является наука, то очевидно, что развитие науки - и как следствие - технологического потенциала, является основой устойчивого повышения качества жизни (рис.1).
Решение этой проблемы напрямую связано с созданием высококачественной материальной основы - качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, которое происходит за счет появления новых материалов, технологий и т.д.
Кроме повышения качества трех составляющих устойчивого развития, происходит и повышение качества управления развитием. Это особенно важно сегодня, когда, с одной стороны, сокращается время на принятие управленческих решений, а с другой - резко возрастает объем поступающей информации, что неизбежно приводит к увеличению риска принятия неправильного, ошибочного решения [3].
Поскольку область создания инноваций неограниченна, то к ним вполне могут быть отнесены и новые стандарты. Их роль в повышении устойчивости развития, совершенствовании технологического потенциала и улучшении качества жизни рассмотрим на примере экологической составляющей.
Выбор экологической составляющей объясняется возрастающей значимостью данных проблем, что проявляется в росте как самого количества стихийных бедствий,
* Исследования в данной области проводились нами в рамках выполнения Программы фундаментальных научных исследований 1.10П «Анализ и прогноз долгосрочных тенденций научного и технологического развития: Россия и мир» (координаторы — акад. РАНН.И. Иванова, акад. РАНВ.В. Ивантер).
так и масштабов причиняемого ими ущерба. Кроме того, состояние окружающей среды оказывает сильное воздействие на качество жизни в том или ином регионе.
Повышение качества жизни
ИГ
Рис. 1. Влияние научного потенциала на повышение качества жизни
Например, по данным государственной статистики, С.-Петербург входит в число 12-ти субъектов РФ, где смертность населения от новообразований устойчиво ассоциируется с загрязнением атмосферного воздуха, а также в число 61-го субъекта РФ, где смертность населения от болезней органов дыхания устойчиво зависима от загрязнения атмосферного воздуха [4].
В настоящее время в стране начато формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, которая нацелена на снижение негативного воздействия на окружающую среду, уменьшение экологических рисков, улучшение условий жизни населения. Этот процесс идет в двух направлениях - развитие систем экологического менеджмента и развитие систем наилучших доступных технологий (НДТ). Вне зависимости от выбора направления результат будет аналогичным - модернизация производства, сниже-
ние загрязняющего воздействия на окружающую среду, улучшение защиты работников за счет улучшения условий труда, подход к управлению с позиций качества. Закономерным следствием таких изменений является повышение устойчивости развития предприятия и соответственно улучшение качества жизни (рис. 2).
Итак, первое направление - это развитие систем экологического менеджмента. Они строятся в соответствии со стандартами ИСО серии 14 000, например:
- ИСО 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
- ИСО 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».
В России международным стандартам серии ИСО 14000 (ISO 14000) соответствуют национальные стандарты:
- ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
- ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».
Стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2016 полностью совместим со стандартами:
- ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (система менеджмента качества);
- ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования».
Требования законодательства
J3L
Модернизация производства
JD-
-Ш-
Совершенствование технологического потенциала предприятия
хг
Улучшение показателей экономической деятельности
Снижение воздействия на окружающую среду
Улучшение охраны труда (повышение защиты работников)
Экономический рост
Улучшение экологической обстановки
Повышение качества управления предприятием
Повышение устойчивости развития
Рис. 2. Управление охраной окружающей среды посредством стандартизации
Основными положительными моментами при внедрении стандартов на системы экологического менеджмента на предприятиях с точки зрения повышения качества жизни являются:
- уменьшение вероятности случаев загрязнения территорий или снижение масштабов загрязнений;
- снижение заболеваемости работников, уменьшение социальных выплат (например, по больничным листам);
- повышение качества управления за счет внедрения системного подхода.
Кроме того, следует отметить, такой стандарт, как - «ГОСТ Р ИСО 50001-2012.
Национальный стандарт Российской Федерации. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». Стандарт устанавливает требования к режиму использования и потребления энергии, включая измерение, документацию и отчетность, проектирование и практические подходы к обеспечению производственной деятельности организации необходимым оборудованием, системами, процессами и персоналом, которые вносят свой вклад в энергетическую результативность. Внедрение стандарта приведет к уменьшению выбросов в атмосферу парниковых газов и других воздействий на окружающую среду, а также снизит затраты на энергию посредством систематического управления энергетическими ресурсами.
Второе направление - развитие системы НДТ - появилось после того, как в 2015 г. в России вступил в действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ заложил основу перехода к технологическому нормированию в охране окружающей среды, т. е. нормированию на основе НДТ. Суть его состоит в замене трех действующих разрешений - на выбросы, сбросы, отходы - комплексным экологическим разрешением, декларацией и представлением отчетности. Причем системой критериев для оценки и получения вышеуказанного комплексного (экологического, природоохранного) разрешения в различных отраслях экономики являются НДТ.
Наилучшая доступная технология - это экологическая модернизация промышленных и сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации для минимизации негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, которая является:
- максимально эффективной с точки зрения обеспечения охраны окружающей среды и сбережения ресурсов;
- экономически целесообразной для внедрения и реально эксплуатируемой, по крайней мере, на двух предприятиях отрасли в любом регионе;
- обеспечивающей не только технические, но и управленческие решения.
По оценкам экспертов, концепция НДТ позволит активизировать решение многих экологических проблем, среди которых:
- изменение климата;
- истощение природных ресурсов;
- загрязнение окружающей среды;
- сохранение биоразнообразия и мест обитаний флоры и фауны и целых экосистем.
Целями внедрения НДТ являются:
- модернизация оборудования и производств всех отраслей промышленности;
- повышение конкурентоспособности российской промышленности;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- создание производственных объектов, соответствующих мировым показателям энергоэффективности и ресурсосбережения.
Формирование новой системы экологического регулирования с помощью НДТ рассчитано на несколько этапов, и основная роль в построении этой системы отведена деятельности Росстандарта посредством механизмов стандартизации. Вначале (до 2018 г.) планируется публикация информационно-технических справочников НДТ и введение порядка экономического стимулирования. Далее предусмотрена реализация пилотных проектов по переходу на комплексные экологические разрешения, предполагающие нормирование на основе НДТ, на отдельных крупных предприятиях. После этого до 2030 г. переход на НДТ будет распространен на предприятия во всех регионах Российской Федерации (рис. 3).
Информационно-технический справочник (ИТС) НДТ является документом по стандартизации, разработанным с учетом комплексного анализа инновационных решений экологических проблем. Он содержит описания применяемых в настоящее время и перспективных технологических процессов, технических способов, методов сокращения или предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, из числа которых выделены решения, признанные наилучшими доступными технологиями для данной области, включая соответствующие параметры экологической результативности, ресурсо- и энергоэффективности, а также экономические показатели.
НДТ
Разработка технологических нормативов
Пилотные Всеобщее
3 проекты применение
Меры воздействия (штрафы)
Анализ . результатов
« 5 ^ к
Щ Ш
Я ¡3
¡5 «
а 8 о
*©< ш &
П к 2
1 § !
§ о. ^
8 п а
§ я и
¡5 2 °
^ сЗ
13 р я
^ о
Я о
з а
я ^
Ж я
« &
й &
Я ч
& &
ч: я
Я *
га
я Я
и я
о V
и а
ы ^
я а
* 2
Р я
н и
н °
ш Я
я й
■и 3
я ^
§ &
<и я
ю
Снижение нагрузки на окружающую среду
Рис. 3. Схема развития НДТ
ИТС НДТ разрабатываются на основе перспективных технологий, имеющихся в России, и с использованием международных справочников по НДТ.
Такой подход, предусматривающий систему критериев для получения комплексных экологических разрешений, активно применяется в странах Европейского союза. А именно, понятие наилучших доступных технологий вводится в Директиве ЕС «О комплексном предупреждении и контроле загрязнения» и включает требования к обеспечению защиты окружающей среды наиболее эффективными способами, к экономической эффективности и к технической реализуемости. Вышеуказанные требования применяются при оценке всего жизненного цикла предприятия, технологии или продукции.
нет
да
В Российской Федерации в структуре Росстандарта разработкой нормативно-методической базы в области НДТ занимается технический комитет «Наилучшие доступные технологии» (ТК 113). Основной его функцией является осуществление экспертизы проектов ИТС НДТ на предмет соответствия требованиям, установленным к их содержанию и структуре в документах национальной системы стандартизации, и подготовка соответствующих заключений по проектам ИТС НДТ. Непосредственно координацию деятельности технических рабочих групп по разработке ИТС НДТ осуществляет Бюро НДТ.
Вместе с использованием европейских справочников при разработке ИТС НДТ учитывается богатый опыт работ по стандартизации, бенчмаркинг предприятий и идентификация НДТ внутри групп и корпораций, итоги реализованных пилотных проектов, использование концепции НДТ при развитии работ в области корпоративной социальной ответственности и открытой отчетности. На текущий момент разработаны и опубликованы 23 справочника НДТ (таблица).
Как было отмечено, основой устойчивого развития, следовательно повышения качества жизни, является экономический рост. Как свидетельствует международный опыт, стандартизация в качестве одного из основных элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий.
Таблица
Информационно-технические справочники НДТ
№ п/п Наименование справочника Приказ Росстандарта
1 Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона № 1571 от 15.12.2015
2 Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот № 1572 от 15.12.2015
3 Производство меди № 1573 от 15.12.2015
4 Производство керамических изделий № 1574 от 15.12.2015
5 Производство стекла № 1575 от 15.12.2015
6 Производство цемента № 1576 от 15.12.2015
7 8 Производство извести Очистка сточных вод при производстве продукции (товаров), выполне- № 1577 от 15.12.2015
нии работ и оказании услуг на крупных предприятиях № 1578 от 15.12.2015
9 Обезвреживание отходов термическим способом (сжигание отходов) № 1579 от 15.12.2015
10 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водо-
отведения поселений, городских округов № 1580 от 15.12.2015
11 Производство алюминия № 803 от 29.06.2016
12 Производство никеля и кобальта № 1890 от 15.12.2016
13 Производство свинца, цинка и кадмия № 1889 от 15.12.2016
14 Производство драгоценных металлов № 1888 от 15.12.2016
15 Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания терми-
ческим способом (сжигание отходов) № 1887 от 15.12.2016
16 Горно-добывающая промышленность. Общие процессы и методы № 1886 от 15.12.2016
17 Размещение отходов производства и потребления № 1885 от 15.12.2016
18 Производство основных органических химических веществ № 1884 от 15.12.2016
19 Производство твердых и других неорганических химических веществ № 1883 от 15.12.2016
20 Промышленные системы охлаждения № 1882 от 15.12.2016
21 Производство оксида магния, гидроксида магния, хлорида магния № 1881 от 15.12.2016
22 Очистка выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве продукции (товаров), а также при проведе-
нии работ и оказании услуг на крупных предприятиях № 1880 от 15.12.2016
23 Общие принципы производственного экологического контроля и его
метрологического обеспечения № 1891 от 15.12.2016
Например, исследования, проведенные в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона показали, что эффективное применение технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли в среднем на 0,26% ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14% [5]. Таким образом,
государство напрямую должно быть заинтересовано в эффективном применении стандартизации в качестве рычага технического регулирования. Результаты совместного исследования экспертов ISO и специалистов С.-Петербургского завода пивоваренной компании «Балтика» показали, что применение стандартов наряду с целым рядом качественных преимуществ позволяет экономить 5,8% затрат в пяти основных бизнес-процессах: закупки, логистика, производство, дистрибуция и сервисное обслуживание. По оценкам ISO, суммарные выгоды от использования стандартов для большинства случаев варьируются на уровне от 0,5 до 4% годового дохода компаний от продаж.
Естественным следствием такого положения является проведение исследования эффективности стандартизации исключительно с позиций оценки ее влияния на экономику. В настоящее время применяется несколько методов.
В первом основу расчетов составляет известная модель промышленного роста Кобба-Дугласа, в которой эффективность стандартизации определяется опосредованно, через ее влияние на объем производства путем ускорения распространения научно-технических знаний, следовательно, ускорения научно-технического прогресса, рассчитываемая по формуле:
Q=AKaLp, (1)
где Q - объем производства (ВВП); K - стоимость основных фондов (капитал); L - численность экономически занятого населения (труд); А - коэффициент, характеризующий скорость научно-технического прогресса; а и в - коэффициенты эластичности по капиталу и труду соответственно, которые показывают интенсивность влияния этих факторов на результативный показатель.
В нашей стране для исследований экономического эффекта стандартизации используется так называемая производственная функция Кобба-Дугласа:
Q = AKL). (2)
Используется также следующая формула, охватывающая все экономические параметры, влияющие на экономический рост:
Q = AK,L,S,P,Z), (3)
где S, P, Z - количество соответственно стандартов, патентов, лицензий.
Однако данные исследования охватывают значительный промежуток времени. Например, в Германии исследования проводились в течение 36 лет, в Великобритании - 54 года, во Франции - 58 лет.
При исследовании экономических и иных преимуществ, создаваемых при использовании стандартов, также применяется методика ИСО. Она базируется на цепочке создания стоимости (цепочке Портера). В ней применяется так называемая карта влияния стандартов (рис. 4), которая используется для выявления тех этапов цепочки, в которых стандарты могут играть существенную роль, и определения влияний, обусловленных применением стандартов.
Следует отметить, что эта карта является обобщенной и при необходимости может быть расширена для охвата влияния специфических особенностей предприятия. Однако данный метод требует сбора достаточно большого объема данных, поскольку необходимо исследовать всю цепочку Портера. Необходимо проводить исследования не только на данном предприятии, но и среди заказчиков (потребителей) продукции, а также среди поставщиков материалов и комплектующих. Это создает определенные трудности, усложняя метод с позиции труда и затрат (с точки зрения времени). Следовательно, данный метод не может считаться универсальным.
Рис. 4. Обобщенная карта влияния стандартов
Следующий метод определения эффективности стандартизации основан на положении о том, что эффективность стандартизации можно оценить посредством ее влияния на различные аспекты деятельности предприятия.
Согласно данному методу, проводится расчет интегрального показателя эффективности с учетом факторных показателей и их удельных весов:
К э = V ¿171 + к2 У 2 + кзУ 3 + - + К У1 , (4)
где к1, к2, к3,..., к1 - факторные показатели экономических преимуществ; у1, у2, у3,...уг- - значения удельного веса факторных коэффициентов значимости, которые определяются путем экспертных оценок.
При сравнении методов было выявлено, что зарубежные исследования, использующие формулу Кобба-Дугласа, показывают влияние стандартизации на рост ВВП более 27%, на рост производительности труда - 30%. Согласно отечественным исследованиям, проводимым на основе интегрального показателя эффективности, влияние стандартизации на экономические показатели составило около 32%. Таким образом, результаты этих методов дают сопоставимые результаты.
Исходя из этого, оценку эффективности применения стандартизации следует проводить по интегральному показателю.
Однако существующие методики учитывают влияние стандартизации только на экономическую составляющую качества жизни. Наша же задача состоит в разработке методики определения эффективности стандартизации на качество жизни. Это обстоятельство заставляет модифицировать исходную формулу, чтобы она могла учитывать влияние стандартизации на все составляющие качества жизни.
Исходя из этих соображений, основную формулу методики можно представить следующим образом:
К э = ± р,. • к э1 • 100% , (5)
I=1
где Кэ - интегральный показатель эффективности стандартизации; Кэ1 - показатели эффективности стандартизации по каждой составляющей качества жизни; Вг- -коэффициент весомости по каждой составляющей качества жизни.
Интегральный показатель эффективности стандартизации представляет собой сумму частных показателей, вес и значение которых учитываются путем введения соответствующих коэффициентов, определяемых экспертным путем.
Показатели эффективности стандартизации могут быть приняты как среднеарифметическое показателей эффективности стандартизации по каждому конкретному показателю качества жизни.
В заключение отметим, что современные стандарты способствуют повышению качества управления предприятиями, внедрению на них системного подхода, что не может не сказаться на повышении качества инновационных продукции и услуг, улучшении экологической обстановки, повышении уровня социальной защиты и повышении уровня информационной безопасности [6]. Закономерным следствием этого является общее повышение качества жизни населения, оказывающее влияние на развитие человеческого капитала - главной движущей силы в новой, цифровой экономике, являющейся главным фактором роста в постиндустриальном обществе. Тем самым стандартизация перестает быть частью производственного процесса, расширяет область своего назначения. Становясь частью общества она начинает играть роль фактора, способствующего его развитию.
Литература
1. Окрепилов В.В. Экономика качества как методологическая основа управления регионами // Экономика и управление. 2013. № 1 (87). С. 8-14.
2. Окрепилов В.В., Иванова Г.Н. Управление устойчивым социально-экономическим развитием региона на основе новых подходов и механизмов стандартизации // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2017. № 2(55). C. 3-20.
3. Иванова Г.Н., Окрепилов В.В. Преимущества стандартизации для органов местного самоуправления // Стандарты и качество. 2011. № 4. С. 44-47.
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». Офиц. сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mnr.gov.m/reguШory/detailphp?Ю=286341&print=Y/
5. Экономические преимущества стандартизации //Международные целевые исследования. М.: Росстан-дарт, 2012. С. 7-12.
6. Северо-Запад в системе макрорегионов России: проблемы формирования инновационной экономики и многоуровневой системы управления качеством /Подред. В.В. Окрепилова. С.-Петербург: ГУАП, 2012. С. 188.