Научная статья на тему 'Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомной раны'

Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомной раны Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны / укрепляющий шов / шахматный шов / обучение / medical simulator for training the methodology of laparotomy wound closure / reinforcing suture / chess suture / training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Инютин Александр Сергеевич, Федосеев Андрей Владимирович, Муравьев Сергей Юрьевич, Лебедев Сергей Николаевич

Цель – улучшение результатов обучения лапарорафии путем применения разработанного для этого медицинского тренажера с оценкой обучаемости новому способу ушивания апоневроза после лапаротомии. Материал и методы. Разработан медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны, конструктивные особенности которого позволяют в условиях, приближенных к клиническим, обучить навыку лапарорафии. Для этого было проведено обучение способу ушивания апоневроза после лапаротомии на предлагаемом тренажере с оценкой его работоспособности и эффективности. Критерий эффективности использования медицинского тренажера – обучаемость предлагаемому способу путем оценки времени и качества наложения швов. Результаты. Степень обучаемости новой технике лапарорафии зависит от уровня подготовки обучаемого. Заключение. Создаваемые трудности в виде диастаза краев импровизированной раны, имитации ее глубины и натяжения, а также отработка навыка визуальной оценки расстояний между швами позволяют увереннее и эффективнее применять полученные умения и навык на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Инютин Александр Сергеевич, Федосеев Андрей Владимирович, Муравьев Сергей Юрьевич, Лебедев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE MEDICAL TRAINING EQUIPMENT FOR TRAINING THE METHODOLOGY OF LAPARATOMY WOUND CLOSURE

The aim of the study was to improve the learning outcomes of laparorrhaphy by applying the medical simulator with an assessment of learnability of a new way of aponeurosis closure after laparotomy, which was developed for this study. Material and methods. A medical simulator for training the methodology of laparotomy wound closure has been developed whose design features make it possible to educate for techniques of laparorrhaphy in conditions close to clinical practice. For this, training was conducted on the method of aponeurosis closure after laparotomy on the proposed simulator with an assessment of its working capacity and effectiveness. The effi cacy endpoint of the medical simulator usage was learning ability of the proposed method by assessing the time and quality of suturation. Results. The degree of laparorrhaphy emerging technology learning depends on the trained doctor qualifi cation. Conclusion. The diffi culties in the form of diastasis of the improvised wound edges, simulation of its depth and tension, as well as skill training of assessment of distance between sutures allows to use achieved skills and attainments in practice more confi dently and effi ciently.

Текст научной работы на тему «Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомной раны»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДИКЕ УШИВАНИЯ ЛАПАРОТОМНОЙ РАНЫ

Инютин А.С., Федосеев А.В., Муравьев С.Ю., Лебедев С.Н.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия

Цель - улучшение результатов обучения лапарорафии путем применения разработанного для этого медицинского тренажера с оценкой обучаемости новому способу ушивания апоневроза после лапаротомии. Материал и методы. Разработан медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны, конструктивные особенности которого позволяют в условиях, приближенных к клиническим, обучить навыку лапарорафии. Для этого было проведено обучение способу ушивания апоневроза после лапаротомии на предлагаемом тренажере с оценкой его работоспособности и эффективности. Критерий эффективности использования медицинского тренажера - обучаемость предлагаемому способу путем оценки времени и качества наложения швов.

Результаты. Степень обучаемости новой технике лапарорафии зависит от уровня подготовки обучаемого.

Заключение. Создаваемые трудности в виде диастаза краев импровизированной раны, имитации ее глубины и натяжения, а также отработка навыка визуальной оценки расстояний между швами позволяют увереннее и эффективнее применять полученные умения и навыкЬ на практике.

Для цитирования: Инютин А.С., Федосеев А.В., Муравьев С.Ю., Лебедев С.Н. Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомной раны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 8-17. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-1 1001.

Статья поступила в редакцию 14.01.2019. Принята в печать 01.03.2019.

APPLICATION OF THE MEDICAL TRAINING EQUIPMENT FOR TRAINING THE METHODOLOGY OF LAPARATOMY WOUND CLOSURE

Inyutin A.S., Fedoseev A.V., Muraviev S.Yu., Lebedev S.N.

I.P. Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russia

The aim of the study was to improve the learning outcomes of laparorrhaphy by applying the medical simulator with an assessment of learnability of a new way of aponeurosis closure after laparotomy, which was developed for this study. Material and methods. A medical simulator for training the methodology of laparotomy wound closure has been developed whose design features make it possible to educate for techniques of laparorrhaphy in conditions close to clinical practice. For this, training was conducted on the method of aponeurosis

^ Медицинское образование и профессиональное развитие

Ключевые слова:

медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны, укрепляющий шов, шахматный шов, обучение

Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомнои раны

closure after laparotomy on the proposed simulator with an assessment of its working capacity and effectiveness. The efficacy endpoint of the medical simulator usage was learning ability of the proposed method by assessing the time and quality of suturation.

Results. The degree of laparorrhaphy emerging technology learning depends on the trained doctor qualification.

Conclusion. The difficulties in the form of diastasis of the improvised wound edges, simulation of its depth and tension, as well as skill training of assessment of distance between sutures allows to use achieved skills and attainments in practice more confidently and efficiently.

For citation: Inyutin A.S., Fedoseev A.V., Muraviev S.Yu., Lebedev S.N. Application of the medical training equipment for training the methodology of laparatomy wound closure. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1): 8-17. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-1 1001. (in Russian] Received 14.01.2019. Accepted for publication 01.03.2019.

Keywords:

medical simulator for training the methodology of laparotomy wound closure, reinforcing suture, chess suture, training

Уровень современного российского здравоохранения во многом определяется квалификацией медицинского персонала; нужен прежде всего врач, обладающий эффективными умениями и навыками работы. Это особенно актуально в хирургии, где наряду с теоретическими знаниями, способностями клинического мышления необходимо овладение хирургическими навыками [1, 7].

Одним из базовых умений, которым должен обладать любой хирург, является навык наложения швов на ткани, от чего во многом будет зависеть успех любой операции. Например, в абдоминальной хирургии нарушение техники лапарора-фии может привести к возникновению эвентраций и послеоперационным вентральным грыжам (ПОВГ) [3, 4, 6, 10, 11]. В медицинских вузах освоение техники ушивания тканей начинается на курсе оперативной хирургии, занятия проводятся на трупном материале. Это обеспечивает отработку навыка в условиях, приближенных к реальным, что очень важно. Тем не менее такая организации учебного процесса имеет определенные недостатки: сложность хранения

материала, ограниченная доступность при групповых занятиях, отработанный материал не подлежит восстановлению. Указанные недостатки устраняются при использовании специальных тренажеров [2].

Для этого в медицинских вузах существуют центры практических навыков, в состав которых входят симуляционные центры, позволяющие на тренажерах и симуляторах отрабатывать базовые хирургические навыки, выполнять хирургические манипуляции [5]. Однако существующие тренажеры не в полной мере обеспечивают реалистичность отрабатываемого навыка ушивания тканей, а это может привести к тому, что обучающийся на практике впервые столкнется со сложностями, которых не было при обучении. При этом отмечено, что ПОВГ встречаются чаще после операций, выполненных начинающими хирургами [8, 9, 12]. Кроме того, существующие симуляторы и тренажеры не всегда доступны в необходимом объеме из-за их недостаточной износостойкости и дороговизны расходных материалов. Ввиду этого актуальна разработка тренажера, сочетающего в себе доступ-

ность использования и возможность отработки навыка ушивания лапаротомной раны, приближенного к клиническим условиям. Это будет способствовать уверенности хирурга и эффективности применения полученных навыков на практике.

Цель исследования - улучшение результатов обучения лапарорафии путем применения разработанного для этого медицинского тренажера с оценкой обучаемости новому способу ушивания апоневроза после лапаротомии.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Нами был разработан медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны (патент РФ на полезную модель № 181388) (рис. 1).

На представленном тренажере имеется возможность отработки навыков ушивания брюшины, апоневроза, подкожной жировой клетчатки, кожи.

Предлагаемый тренажер (рис. 2) представляет собой жесткую раму, имеющую 2 зажима (1, 2) для фиксации съемного

материала (3), имитирующего ткани человека (брюшину, апоневроз, подкожную жировую клетчатку, кожу). При этом используемый материал отличается от выпускаемых серийно аналогов своей доступностью и дешевизной, не уступая по результативности использования. Для имитации брюшины, например, возможно применение полиэтиленовой пленки различной толщины, для имитации апоневроза - искусственной кожи различной плотности и толщины, подкожного жирового слоя - поролона, кожи - натуральной кожи различной выделки. На свободных краях имитирующего ткани человека материала нанесены метки в виде ярких точек (4), расположенных на определенных расстояниях между собой и от краев предполагаемой раны. Выбор указанных выше расстояний зависит от способа ушивания и способствует отработке навыка визуальной оценки длины стежков и расстояний между ними. Это позволит технически правильно наложить швы. Во время операции ткани при ушивании находятся в том или ином натяжении, поэтому важно не распустить швы во время завязывания

Рис. 1. Медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны

Медицинское образование и профессиональное развитие

Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомнои раны

Рис. 2. Схема медицинского тренажера для обучения технике ушивания лапаротомной раны (описание элементов приведено в тексте)

или, например, наложения непрерывного шва, поэтому в конструкции тренажера предусмотрен пружинный тензометр (7). При этом можно изменить степень натяжения посредством регулировочного винта (8), что позволяет отработать навык от простого к сложному. Кроме того, тренажер предусматривает регулировку диастаза между ушиваемыми краями для имитации раны. При этом стопорные втулки (9) ограничивают подвижность зажима.

Для отработки навыка ушивания в глубине раны, в частности брюшины и апоневроза, что бывает при выраженной подкожной жировой клетчатке, предусмотрены две съемные П-образные проволочные рамки (10).

В процессе работы тренажер используется следующим образом. В зажимы закрепляется необходимый материал с разметкой на нем предполагаемого способа ушивания. Осуществляется регу-

лировка с помощью фиксирующих винтов максимального диастаза между краями импровизированной раны, а затем устанавливается необходимая для ушивания степень натяжения путем затягивания или ослабления регулирующего винта, к которому крепится тензометр. Степень натяжения пружины зависит от поставленных задач при обучении, в зависимости от симуляции предполагаемой клинической ситуации. Возможно также моделирование ситуации без натяжения и диастаза тканей.

После подготовки с помощью соответствующего хирургического инструмента и шовного материала выполняется тот или иной вид шва. Вколы иглы необходимо производить в отмеченные на материале точки. Материал можно использовать многократно, а после его износа менять. После отработки навыка визуализации выбора во время ушивания длины стежков и расстояний между ними, материал можно использовать без разметки с целью оценки отработанного навыка.

Поскольку при ушивании лапаротомной раны наибольшее внимание необходимо уделять белой линии живота, так как от ее состоятельности будет зависеть риск развития эвентраций и ПОВГ, для оценки эффективности предлагаемого тренажера проводилось обучение отдельному узловому шву и разработанному нами способу ушивания апоневроза после лапаротомии (патент РФ на изобретение № 644846).

Суть способа ушивания апоневроза после лапаротомии: производят ушивание апоневроза лапаротомной раны укрепляющими швами, расстояние между которыми составляет 5 см, затем накладывают непрерывный шов с расположением стежков в шахматном порядке (непрерывный шах-

Рис 3. Схема способа ушивания апоневроза после лапаротомии, где А - укрепляющий шов; Б - непрерывный шахматный шов

матный шов). Расстояние между стежками в случае непрерывного шва составляет 0,5 см, от края раны при формировании больших стежков - 1 см, а при формировании малых - 0,5 см (рис. 3).

В зажимы тренажера закрепляется импровизированный апоневроз с нанесенными на него метками, располагающимися на расстояниях, соответствующих расстоянию между стежками при наложении укрепляющего, непрерывного шахматного и отдельного узлового швов. Материал ушивается на расстоянии 18 см, что соответствует средней длине срединной лапаротомии. Проверка работоспособности и эффективности предлагаемого тренажера осуществлялась путем оценки обучаемости способам ушивания апоневроза в процессе мануальной отработки, для чего привлечено 3 группы. 1-я группа - 22 студента III курса, не имеющих общехирургических навыков; 2-я группа -12 клинических ординаторов, обучающихся по специальности «хирургия», имеющих общехирургические навыки, но на начальных этапах освоения; 3-я группа -12 врачей-хирургов, имеющих I и высшую квалификационную категорию, соответственно на высоком уровне владеющих навыком лапарорафии (рис. 4).

Медицинское образование и професс

Рис. 4. Отработка навыка лапарорафии

Критериями обучаемости и эффективности использования медицинского тренажера были время и качество наложения швов. Критериями качества стали одинаковые заявленные расстояния между стежками, отсутствие диастаза между краями раны. Соответственно отработка навыка подходила к концу, когда время и качество швов достоверно не отличались между 2 смежными занятиями.

При сравнении исследуемых групп применялся ¿-критерий Стьюдента. Для корреляционного анализа использовалась ранговая г-корреляция Спирмена. Результаты считали достоверными при получении р<0,05.

энальное развитие

Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомнои раны

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате исследования выявлено, что у врачей-хирургов за 3 попытки среднее время выполнения отдельных узловых швов на тренажере получилось равным 9,1 ±0,8 мин. Данный показатель нами установлен как исходный уровень для оценки обучаемости испытуемых.

В группе студентов на 1-м занятии время наложения отдельных узловых швов колебалось в пределах от 4,1 до 36,2 мин, в среднем составило 30,6±1,8 мин. Для закрепления навыка студентам потребовалось 7 занятий. В результате достигнуто снижение сроков исполнения в среднем до 18,9±2,3 мин (тт=16,9; тах=25,5) (¿=1,483; р<0,05). При наложении студентами комбинированных (шахматный непрерывный + укрепляющие) швов первоначальный временной интервал находился в границах от 2,2±0,5 до 34,0±2,8 мин, в среднем по группе составил 5,7±2,8 мин. Этот показатель соответствовал исходным временным параметрам техники выполнения отдельных узловых швов (¿=-1,094; р>0,05).

При последующих занятиях у студентов отмечалось ускорение процесса ушивания (¿=0,927; р<0,05), и к 7-му дню отработка навыка подошла к концу, так как полученные результаты не отличались от показателей, зафиксированных накануне (¿=2,307; р>0,05). Вместе с тем итоговый временной отрезок выполнения студентами комбинированных швов, составивший 18,2±1,4 мин, был сопоставим с их результатами наложения отдельных узловых швов (¿=2,581; р>0,05), но значительно превышал время, затраченное врачом-хирургом (¿=3,139; р<0,05).

У ординаторов исходный показатель времени наложения отдельных швов в среднем получился равным 12,6±1,1 мин. При этом за 4 подхода временные рамки не изменились (¿=0,628; р>0,05). Время, затраченное на обучение технике комбинированных швов, у ординаторов было меньше, чем у студентов (¿=1,509; р<0,05). Так, уже к 4-й попытке для наложения комбинированных швов им требовалось в среднем 10,5±1,0 мин, причем минимальный срок зарегистрирован равным 10,1 мин, а максимальный - 11,2 мин.

Итак, полученные результаты длительности наложения комбинированных швов у клинических ординаторов на 4-й день были идентичны показателям при выполнении отдельных узловых швов (¿=-0,059; р>0,05). Однако обнаружено, что ординаторам, обладающим начальными навыками, по сравнению со студентами III курса требуется гораздо меньшее время для наложения как узловых (¿=7,425; р<0,005), так и комбинированных швов (¿=3,924; р<0,005). К тому же среднее время исполнения и отдельных узловых швов (¿=2,230; р>0,05), и комбинированных (¿=1,782; р>0,05) соответствовало уровню наложения врачами-хирургами стандартных узловых швов.

Опытным хирургам для освоения навыка выполнения комбинированных швов понадобилось 3 занятия. Вначале им требовалось от 10,1 до 11,8 мин, а в среднем 10,2±1,4 мин. Однако уже по результатам 3-го подхода выяснилось, что комбинированные швы они могут выполнять в срок от 8,4 до 10,1 мин, при средней длительности, равной 8,5±0,9 мин, что сопоставимо как с исходным темпом (¿=-0,857; р>0,05), так и с временем наложения отдельных узловых швов (¿=0,996; р>0,05). При этом выявлена существенная разница в скорости наложе-

Рис. 5. Динамика времени наложения отдельных узловых и комбинированных (шахматный непрерывный + укрепляющие) швов студентами, ординаторами, врачами

ния комбинированных швов по сравнению со студентами (¿=12,391; р<0,0001) (рис. 5).

Таким образом, степень обучаемости технике лапарорафии как отдельными узловыми (г=-0,760, р=0,002), так и новыми комбинированными (шахматный не-

прерывный + укрепляющие) (г=-0,737, р=0,004) швами зависит от уровня подготовки обучаемого (рис. 6).

Так, у студентов более медленная динамика уровня освоения навыка была связана с отсутствием не только мануаль-

25,5 . _ 25,7

22,2

--18,9

Л ,9...

""16,3"

17,5

4-15,8-

12,6 12,6 14,5

11,2 10,5 10,3

-М,- 10,5—т...........,......

10........+9,2 +91

8,5

Исходный Навык уровень закреплен

Отдельные узловые швы

Исходный Навык уровень закреплен

Комбинированные швы

Студенты

Исходный Навык уровень закреплен

Отдельные узловые швы

Исходный Навык уровень закреплен

Комбинированные швы

Ординаторы

Исходный Навык уровень закреплен

Отдельные узловые швы

Исходный Навык уровень закреплен

Комбинированные

Врачи

36,2

32,2

8

Max Min - Среднее

Рис. 6. Степень обучаемости технике лапарорафии с учетом уровня подготовки 1Н Медицинское образование и профессиональное развитие

Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомнои раны

ного хирургического опыта, но и с трудностями по визуализации расстояний между стежками на первых занятиях. Иначе говоря, им было трудно попасть иглой в отмеченные точки на материале, тем не менее, в дальнейшем этот навык был отработан. Ординаторы и врачи, хотя и в разной степени, но уже имели указанные навыки, поэтому обучение занимало меньше времени и было связано в основном с запоминанием техники наложения швов. В то же время создаваемые трудности в виде диастаза краев импровизированной раны, имитации ее глубины и натяжения позволили приблизить учебный процесс к реальным клиническим условиям. Это дало возможность уверенней и эффективней применять данный способ на практике. Важно отметить и то, что дешевизна и доступность расходных материалов позволили эксплуатировать тренажер без больших экономических затрат.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Медицинский тренажер для обучения технике ушивания лапаротомной раны позволяет в условиях, приближенных к клиническим, получить навыки лапарорафии.

2. Одинаковые условия обучения ушиванию срединного апоневроза с фиксацией скорости наложения шва позволяют объективно контролировать процесс овладения навыком.

3. Обучение ушиванию ран необходимо начинать в студенчестве, что позволит эффективно применять полученный навык на практике.

4. Предлагаемый тренажер для ушивания лапаротомной раны отличается конструктивной простотой изготовления, не требующей сложных, дорогостоящих материалов, а также дешевизной и доступностью расходных материалов.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Рязань, Россия:

Инютин Александр Сергеевич (Inyutin Aleksandr S.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей хирургии E-mail: aleksandr40070rambler.ru https://orcid.org/0000-0001-8812-3248

Федосеев Андрей Владимирович (Fedoseev Andrey V.) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей хирургии E-mail: hirurgiarzn0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-6941-1997

Муравьев Сергей Юрьевич (Muraviev Sergey Yu.) - доктор медицинских наук, доцент, доцент кафедры общей хирургии E-mail: muravievsu0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-2311-6834

Лебедев Сергей Николаевич (Lebedev Sergey N.) - ассистент кафедры общей хирургии

E-mail:dguba_dze0mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-7139-7100

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев Н.Н., Бобровская Е.А., Григорьев С.Н. Актуальные вопросы технологии обучения хирургии // Соврем. пробл. науки и образования. 2016. № 4. С. 141.

2. Калинин Р.Г., Мартынова И.С., Гайворонский И.В., Фомин Н.Ф. Использование симуляторов для отработки навыков и умений в хирургической технике // Вестн. новых мед. технологий: электронное издание. 2013. № 1. С. 261.

3. Лебедев С.Н., Федосеев А.В., Инютин А.С., Муравьев С.Ю. Анализ неоперационных предикторов послеоперационных вентральных грыж // Пермский мед. журн. 2017. Т. 23, № 6. С. 5-11.

4. Лебедев С.Н., Федосеев А.В., Инютин А.С., Муравьев С.Ю., Превентивное эндопротезирование при срединных лапаротомиях // Наука молодых (Eruditio Juvenum). 2018. Т. 6, № 2. С. 211-217.

5. Федоров А.В., Совцов С.А., Таривердиев М.Л., Горшков М.Д. Пути реализации образовательного си-муляционного курса : учебное пособие. М., 2014. 44 с.

6. Федосеев А.В., Инютин А.С., Муравьев С.Ю., Жаныгулов А.Д. К вопросу о зашивании лапаротомной раны // Перитонит от а до я (всероссийская школа) : материалы IX Всероссийской конференции общих хирургов с международным участием / под ред. А.Б. Ларичева. Ярославль, 2016. С. 804-805.

7. Федосеев А.В., Муравьев С.Ю., Бударев В.Н., Инютин А.С. и др. Некоторые особенности белой линии живота, как предвестники послеоперационной грыжи // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2016. № 1. С. 109-115.

8. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундамент. исслед. 2011. № 11-1. С. 149-153.

9. Irvin T.T., Koffman C.G., Duthie H.L. Layer closure of laparotomy wounds with absorbable and nonabsorbable suture materials // Br. J. Surg. 1976. Vol. 63, N 10. P. 793-796.

10. Langer C., Schaper A., Liersch T. et al. Prognosis factors in incisional hernia surgery: 25 years of experience // Hernia. 2005. Vol. 9, N 1. Р. 16-21.

11. Llaguna O.H., Avgerinos D.V., Lugo J.Z. Incidence and risk factors for the development of incisional hernia following elective laparoscopic versus open colon resections // Am. J. Surg. 2010. Vol. 199, N 2. P. 263-265.

12. Millbourn D., Cengiz Y., Israelsson L.A. Effect of stitch length on wound complications after closure of midline incisions: a randomized controlled trial // Arch. Surg. 2009. Vol. 144, N 11. P. 1056-1059.

REFERENCES

1. Grigor'ev N.N., Bobrovskaya E.A., Grigor'ev S.N. Actual problems of surgery teaching technology. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2016; (4): 141. (in Russian)

2. Kalinin R.G., Martynova I.S., Gayvoronskiy I.V., Fomin N.F. The use of simulators for the development of skills and abilities in surgical technology. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy: elektronnoe izdanie [Bulletin of New Medical Technologies: Electronic Edition]. 2013; (1): 261. (in Russian)

3. Lebedev S.N., Fedoseev A.V., Inyutin A.S., Murav'ev S.Yu. Analysis of non-operative predictors of postoperative ventral hernia. Permskiy meditsinskiy zhurnal [Permian Medical Journal]. 2017; 23 (6): 5-11. (in Russian)

4. Lebedev S.N., Fedoseev A.V., Inyutin A.S., Murav'ev S.Yu. Preventive endoprosthetics with median laparotomies. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) [Science of Young (Eruditio Juvenium)]. 2018; 6 (2): 211-7. (in Russian)

5. Fedorov A.V., Sovcov S.A., Tariverdiev M.L., Gorshkov M.D. Ways of implementing an educational simulation course: Study guide. Moscow, 2014: 44 p. (in Russian)

6. Fedoseev A.V., Inyutin A.S., Murav'yov S.Yu., Zhanygulov A.D. On the question of sewing a laparotomy wound. In: A.B. Larichev (ed.). Peritonitis from A to Z (All-Russian School). Materialy IX Vserossiyskoy konferentsii obshchikh khirurgov s mezhdunarodnym uchastiem [Materials of the IX All-Russian Conference of General Surgeons with International Participation]. Yaroslavl', 2016: 804-5. (in Russian)

7. Fedoseev A.V., Murav'ev S.Yu., Budarev V.N., Inyutin A.S., et al. Some features of the white line of the abdomen, as precursors of postoperative hernia. Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova [Russian Medical and Biological Bulletin named after academician I.P. Pavlov]. 2016; (1): 10915. (in Russian)

8. Hodzhayan A.B., Agranovich N.V. Features of the organization of effective self-education activities of students in medical schools. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Researches]. 2011; (11-1): 149-53. (in Russian)

Медицинское образование и профессиональное развитие

Применение медицинского тренажера для обучения методике ушивания лапаротомнои раны

9. Irvin T.T., Koffman C.G., Duthie H.L. Layer closure of laparotomy wounds with absorbable and nonabsorbable suture materials. Br J Surg. 1976; 63 (10): 793-6.

10. Langer C., Schaper A., Liersch T., et al. Prognosis factors in incisional hernia surgery: 25 years of experience. Hernia. 2005; 9 (1): 16-21.

11. Llaguna O.H., Avgerinos D.V., Lugo J.Z. Incidence and risk factors for the development of incisional hernia following elective laparoscopic versus open colon resections. Am J Surg. 2010; 199 (2): 263-5.

12. Millbourn D., Cengiz Y., Israelsson L.A. Effect of stitch length on wound complications after closure of midline incisions: a randomized controlled trial. Arch Surg. 2009; 144 (11): 1056-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.