Научная статья на тему 'Применение матрицы состояния для классификации ДТП'

Применение матрицы состояния для классификации ДТП Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
46
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение матрицы состояния для классификации ДТП»

Рис. 1. Факторы, характеризующие дорожно-транспортные ситуации в условиях ограниченной обзорности

г л

А11; А12;

А21; А22;

Либо в виде:

Режим движения

Скоростной режим;

У

Направление движения пешехода;

Место нанесения удара;

Рис.2. Матрица состояния

Определив максимальное количество вариантов, в дальнейшем необходимо для каждого варианта подобрать концепцию решения вопроса наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить ДТП, поскольку вероятнее всего, что в каких-то случаях возможно применение обеих концепций, а в каких-то случаях возможно решение задачи только с помощью одной концепции.

Кроме того, в дальнейшем следует перейти к разработке:

1) математической модели, учитывающей недостатки существующих методик;

2) алгоритмического обеспечения для решения полного комплекса ситуаций;

3) методики определения обзорности с рабочего места водителя с целью получения наиболее достоверных исходных данных.

Список литературы

1.Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 1989.- 255 с.

2.Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и другихлиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Экзамен», Изд-во «Право и закон», 2003.—208с.

О.Ф. Данилов, К.С. Шахов

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

ПРИМЕНЕНИЕ МАТРИЦЫ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ДТП

Решение проблемы безопасности дорожного движения может быть реализовано путем проведения комплекса мероприятий. Разработка таких мероприятий связана с оценкой причин возникновения происшествий. В свою очередь для определения причин необходимо совершенствование методов и методик расследования дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

При исследовании механизма ДТП необходимо решить вопрос о наличии либо отсутствии у водителя автомобиля технической возможности предотвращения происшествия. Около половины всех происшествий составляют наезды на пешеходов, из них около 20 % наезды в условиях ограниченной обзорности. Механизм исследования данных происшествий сложнее обычного. Поставленный вопрос решается при соблюдении кинематического и геометрического условий.

Разработанная ранее матрица состояния (см. рис. 1) позволила определить количество возможных сочетаний факторов, характеризующих дорожно-транспортную ситуацию, и одновременно выдвинула новую задачу: необходимо классифицировать дорожно-транспортные ситуации, т.е. объединить их в группы по какому-либо классификационному признаку.

Вопросам систематики, как известно, отводится важное место в любой отрасли научного знания. Одним из проявлений системного подхода к изучаемым объектам является классификация, т.е. разделение множества явлений, отношений, предметов, свойств, признаков и т.д. на отдельные группы по определенным основаниям. Значение любой научной классификации состоит прежде всего в том, что она позволяет систематизировать достигнутое знание о предмете исследования в целях его оптимального использования при решении стоящих перед исследователем задач. Наряду с этим, помимо своего гносеологического значения как одного из средств познания, классификация представляет собой и одно из средств практической деятельности.

Проведенный ранее анализ методик показал, что существуют принципиально две различные концепции решения вопроса о наличии либо отсутствии у водителя технической возможности предотвращения ДТП в условиях ограниченной обзорности. Следовательно, необходимо в основу классификации положить признак, основанный на возможности решения того или иного случая с помощью имеющихся концепций.

Каждый из четырех элементов матрицы может принимать два значения, максимально количество сочетаний и соответственно возможных дорожно-транспортных ситуаций в условиях ограниченной обзорности составляет^ случаев.

Режим движения ;

Скоростной режим;

Направление движения пешехода;

Место нанесения удара;

=

Го (Л

1 1

с4 =

У

а 1 1

V" V

Ситуации 1_ охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:

А =

4 =

Го Л

о оу

Го Л

0 I

12 =

4 =

Г1

V0

Г1 Г\

V0 1

Ситуации М охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:

М1 =

м3 =

Го

V1

Го Г\

V1 1

м2 =

м4 =

П Л

I1 0

Г1 Г\

V1 1

Для ситуаций Р решение вопроса возможно как концепцией Эа< >Эо (методики Илларионова И.А. и Кристи Н.М.), так и с помощью концепции Эпо < > Эвп (методика Суворова Ю.Б.).

Решение вопроса для ситуаций вида С возможно только путем концепцией Эа< >Эо (методики Илларионова И.А и Кристи Н.М.). Таким образом, следует, что с помощью существующих методик исследования возможно решить восемь из шестнадцати возможных ситуаций, причем в четырех ситуациях возможно решение вопроса по обеим методикам.

Либо в виде:

г л

Ап; А12; А21; А22;

V У

Рис.1. Матрица состояния

Все случаи были представлены общим информационным полем в виде квадрата, внутри которого расположены 4 группы по 4 ситуации в каждой группе (см.рис. 2), классифицированные как ситуации Р, С, 1_, М.

Ситуации Р охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:

Ситуации С охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:

Го

Го

V0 К

Г1

\о о/

Г1

Ъ

0,=

Го о^ 1 о

с2 =

П о^ 1 о

Ситуации Г : Ситуации в:

1)в торможении и без 1)в торможении и без

торможения; торможения;

2)движение пешехода 2)движение пешехода

перпендикулярно краю перпендикулярно краю

проезжей части; проезжей части;

3)без превышения скорости; 3)с превышением скорости;

4)передней или боковой частью; 4)передней или боковой частью;

Ситуации Ь: Ситуации М:

1)в торможении и без 1)в торможении и без

торможения; торможения;

2)движение пешехода под углом 2)движение пешехода под углом

к краю проезжей части; к краю проезжей части;

3)без превышения скорости; 3)с превышением скорости;

4)передней или боковой частью; 4)передней или боковой частью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.2. Классификация возможных случаев дорожно-транспортных ситуаций при ограниченной обзорности

Концепция Эа< >Эо

Концепция Эпо < > Эвп

Кроме того, следует особо отметить, что в существующих литературных источниках отсутствуют методики, с

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3

47

помощью которых бы можно было решить задачи для ситуаций вида L и №1, в связи с чем можно выдвинуть гипотезу о возможности решения вопроса для данных ситуаций с помощью концепции Sa< ^о путем разработки более совершенной математической модели.

1 Ситуации F : Ситуации G : 1

1 1 [а 0: ] [а 0: ] [?: 0: ] [!: 0: ] 1 1 1

1 1 1 1 [0; ?: ] Ь1 ] [1: 1: ] (!: 1: ] 1 1 1 1

J

Ситуации L : Ситуации М :

[0: 0: ] [0: 0: ] [I: е ] (;:;: ]

[ г 1 ] [;: 1: ] (1: ' ] [Е 1: ]

Рис.3. Классификация дорожно-транспортных ситуаций с помощью матрицы состояния

Концепция Sa< >So Концепция Sпо < > Sвп

Список литературы

1.Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 1989.- 255 с.

2.Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Экзамен», Изд-во «Право и закон», 2003.—208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.