Научная статья на тему 'Применение матричного моделирования к рынку органической продовольственной продукции'

Применение матричного моделирования к рынку органической продовольственной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТРИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ДОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / MATRIX MODELLING / ORGANIC FOODS / DETERMINANTS OF DEVELOPMENT / DYNAMIC CHARACTERISTICS / SHARE-BASED CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астратова Г. В., Климук В. В., Рущицкая О. А.

В статье на основе методики матричного векторного моделирования выполнена оценка и произведен анализ развития рынка органической продовольственной продукции по Уральскому федеральному округу и по Российской Федерации в целом за 2005-2014 гг. Представлены сильные стороны (производственные, экономические характеристики) регионов в сфере агропромышленного комплекса. Выполнена группировка регионов на прогрессивные и регрессивные, с выделением регионов, находящихся на переходной стадии развития рынка органической продовольственной продукции — по системе унифицированных показателей. На основе оценочно-аналитических процедур предложены направления повышения эффективности функционирования рынка органической продовольственной продукции в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Астратова Г. В., Климук В. В., Рущицкая О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of matrix modelling to the market of organic food produce (Russia, Ekaterinburg; Republic of Belarus’, Baranovichi)

Based on the methodology of matrix vector modelling, the authors evaluate and analyze the development of the market for organic food produce in the Ural Federal okrug and the Russian Federation in general for the period between 2005 and 2014. The article emphasized the strong aspects of the regions in the sphere of agricultural production, such as production-related aspects, economic characteristics, etc., and groups the regions into “progressive” and “regressive,” while also distinguishing regions transferring to the production of organic foods. The system of unified indices is used for this analysis. The authors discuss ways of increasing the efficacy on the market of organic food produce in Russia

Текст научной работы на тему «Применение матричного моделирования к рынку органической продовольственной продукции»

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). — URL: http//www. pravo.gov.ru

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». — URL: http//www.pravo.gov.ru

3. Логистика: общественный пассажирский транспорт: Учебник для студентов экономических вузов / Под общ. ред. Л.Б. Ми-ротина. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006. — 224 с.

4. Ольховский С.Ю. Логистика городского общественного пассажирского транспорта: учебное пособие по дисциплине «логистика городских транспортных систем» для студентов экономических специальностей / Сост.: С.Ю. Ольховский, О.В. Быкова. — Омск: СИБАДИ, 2013. — 194 с.

5. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев; Под ред. В.А. Гудкова. — М..: Горячая линия — Телеком, 2004. — 448 с.

ПРИМЕНЕНИЕ МАТРИЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИя К РЫНКу ОРГАНИЧЕСКОЙ

продовольственной продукции

Г.В. Астратова,

директор Института качества жизни Уральского государственного лесотехнического университета (г. Екатеринбург),

доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор

[email protected]

В.В. Климук,

старший преподаватель кафедры экономики и организации производства Барановичского государственного университета (Республика Беларусь),

кандидат экономических наук [email protected]

О.А. Рущицкая,

зав. кафедрой менеджмента и экономической теории, директор Института экономики, финансов и менеджмента

Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),

кандидат экономических наук, доцент [email protected]

В статье на основе методики матричного векторного моделирования выполнена оценка и произведен анализ развития рынка органической продовольственной продукции по Уральскому федеральному округу и по Российской Федерации в целом за 2005-2014 гг. Представлены сильные стороны (производственные, экономические характеристики) регионов в сфере агропромышленного комплекса. Выполнена группировка регионов на прогрессивные и регрессивные, с выделением регионов, находящихся на переходной стадии развития рынка органической продовольственной продукции — по системе унифицированных показателей. На основе оценочно-аналитических процедур предложены направления повышения эффективности функционирования рынка органической продовольственной продукции в России.

Ключевые слова: матричное моделирование, органические продовольственные товары, детерминанты развития, динамические характеристики, долевые характеристики

УДК 338.439.027

Многовекторность развития экономических систем в мировом аспекте привносит свои коррективы в достижение поставленных приоритетных целей стран и регионов. Наш опыт оценки и анализа развития различных регионов, а также — разработки перспективных программ роста показывает, что существуют и вполне применимы на практике универсальные инструменты, которые можно скорректировать под условия конкретного производства или региона. К таким инструментам можно отнести экономико-математическое моделирование в целом, и матричное моделирование, в частности. В то же время, эти инструменты, по разным причинам, не всегда активно используются. Особенно это актуально для такой отрасли, как АПК в целом и для отдельных его отраслей, в частности.

В последние 10-15 лет мы наблюдаем растущий интерес общества к «здоровому» и экологичному пути развития, который на потребительском уровне выражается в увеличении спроса на органические продовольственные товары (ОргПТ) как одной из характеристик уровня качества жизни. Растущий рынок ОргПТ требует применения не только качественных, но и количественных методов исследования. Специфичность рынка органической продовольственной продукции, его текущее состояние в России и, в частности, в Уральском федеральном

округе, требуют разработки действенных рычагов воздействия на экономику АПК. Разработка инструментов матричного моделирования как одного из приоритетных средств повышения эффективности функционирования рынка ОргПТ является целью настоящего исследования.

Для оценки уровня регионального развития рынка ОргПТ использована методика Климука В.В. [2,3], основанная на исследовании состояния изучаемого рынка (предприятия, региона, страны) по динамическим и удельностным характеристикам.

Динамические характеристики рынка характеризуют уровень темпов изменения исследуемых показателей за выбранный статистический отрезок, таким образом, иллюстрируя тенденцию развития и формируя вектор тенденциального функционирования выделенных регионов.

Удельностные характеристики рынка отражают ранг исследуемого региона относительно региона-лидера с целью формирования модели матрицы — сетки распределения на сильные и слабые регионы для эффективного распределения бюджетных ресурсов на реализуемые программы, а также эффективного инвестирования относительно нивелирования социально-экономической и производственной «разбежки» по регионам.

На основе расчётов динамических и удельностных характеристик рынка формируются две матрицы: 1) «Производство-Экономика» и 2) «Лидерство-Перспектива». Первая матрица характеризует двухвекторный диапазон оценки: по производственным и экономическим характеристикам выбранной отрасли региона (либо региона, либо страны в целом). Вторая матрица отражает трендовые диспропорции по приросту исследуемых качественно-количественных характеристик и по рокировке региональных рангов в системе оцениваемых субъектов.

Алгоритм формирования обеих матриц действий можно описать следующим образом (рис. 1):

мука выполнена по рынку органических продовольственных товаров в разрезе:

а) Уральского федерального округа в целом и для отдельных его регионов, в частности;

б) общестрановой системы (для оценки непосредственно УрФО в системе развития РФ в целом).

Исследование проведено на базе статистического массива официальных данных [4, 5, 6] за 2005-2014 гг., что является весомым и обоснованным аргументом при принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях функционирования страны.

На основе производственных и экономических показателей по регионам Уральского федерального округа и по субъектам Российской Федерации в целом нами рассчитаны 2 типа индикаторов: динамические (темпы изменения) и долевые (удельный вес региона относительно региона-лидера) (табл. 1):

• динамические (темпы изменения);

• долевые (удельный вес региона относительно региона-лидера).

Таблица 1

Группировка регионов по темпам роста

(лидерство) и рыночного ранга (перспектива)

Рис.1. Алгоритм формирования матриц «Производство-Экономика» и «Лидерство-Перспектива», в трактовке В.В. Климука

1. Формирование системы показателей для оценки исследуемого регионального рынка ОргПТ. В качестве производственных показателей выбраны объем органической и традиционной продукции сельского хозяйства региона — УрФО, объем посевных площадей, поголовье скота в регионе, производительность сельскохозяйственных работников, степень обновления основных фондов. К экономическим были отнесены следующие показатели: среднемесячная заработная плата сельскохозяйственных работников, рентабельность продаж, инвестиции в сельское хозяйство, сумма долговых обязательств сельскохозяйственной отрасли региона.

2. Расчетные действия по динамическому направлению (темпы изменения каждого показателя — по среднегеометрической величине) и долевому направлению (удельный вес показателя региона относительно максимального значения аналогичного показателя среди группы выбранных для оценки регионов).

3. Расчет унифицированных значений по каждому направлению (динамическому, долевому, экономическому, производственному) — по средневзвешенным величинам. Результат, превышающий «1», характеризуется положительной динамикой и абсолютным лидерством в отрасли относительно региональной разбивки.

4. Формирование матриц «Производство-Экономика», «Лидерство-Перспектива». Матрицы имеют 4-х-квадрантную форму построения. Верхний правый сектор является лидерским, отражающим авангардные позиции в рассматриваемом ракурсе. Нижний левый характеризует самые слабые позиции региона. Два сектора в верхнем и нижнем «этажах» матрицы соответствуют устойчивому развитию относительно оцениваемого состояния (приоритет производственному или экономическому развитию, занятию лидерских позиций на рынке или наращиванию собственных мощностей для прогрессивного индивидуального развития.

5. Интерпретация полученных результатов оценки и их визуализация, для чего можно использовать карту регионального развития исследуемого рынка. Апробация методики В.В. Кли-

Уральский федеральный округ Лидерство (темпы изменения) Перспектива(доля относительно региона-лидера)

Курганская область 1,152525144 0,479422673

Свердловская область 1,132950157 0,641884728

Тюменская область 0,992408596 0,544681151

Челябинская область 1,047647924 0,739088718

Среднее: 1,081382955 0,601269318

Регионы РФ:

ЦФО 1,191692064 0,769544679

СЗФО 1,135780985 0,363202605

ЮФО 1,14889762 0,638287616

СКФО 1,203268998 0,472470254

ПрФО 1,15605838 0,721413541

УрФО 1,091694373 0,386007998

СибФО 1,135751205 0,634986956

ДВФО 0,686885516 0,282186638

Среднее: 1,093753643 0,533512536

В результате мы сформировали две группы регионов:

• Прогрессивные (итоговые значения которых выше среднего по интегральной составляющей).

• Регрессивные (итоговые значения которых ниже среднего по исследуемой группе регионов).

К прогрессивным регионам УрФО по уровню развития (темпам ежегодного прироста ОргПТ по производственно-экономическим характеристикам в целом) отнесены Курганская (индекс 1,1525 относительно среднего 1,08138) и Свердловская (1,1329) области, что отражает тренд устойчивости функционирования и инвестиционной привлекательности.

К регрессивным регионам УрФО мы отнесли Тюменскую (0,9924) и Челябинскую (1,0476) области, что обусловлено сосредоточенностью на сырьевой, энергетической составляющей готовой продукции и нерациональным использованием ресурсов.

В целом по России к регрессивным субъектам нами отнесены: Уральский федеральный округ (индекс 1,09169 против среднего 1,09375) и Дальневосточный федеральный округ (0,68688). В то же время, считаем необходимым подчеркнуть, что о УрФО находится на «переходной грани» в группу «скоростных» регионов (по темпам развития экономики), что характеризуется ежегодным приростом в 9,17%. Остальные 6 субъектов РФ являются прогрессивными.

Что касается позиции «лидерства» по производственно-экономическим характеристикам, то к прогрессивным регионам УрФО отнесены Свердловская (индекс 0,64188 относительно среднего 0,60127) и Челябинская (0,739) области, что характеризуется обширным рыночным сегментом для сбыта своей

продукции, имеющимися производственными мощностями, инновационными технологиями.

В целом по России к прогрессивным субъектам по объему рыночной ниши, уровню производства отнесены Центральный федеральный округ (индекс 0,7695), Южный федеральный округ (0,63829), Приволжский федеральный округ (0,72141), Сибирский федеральный округ (0,634987 относительно среднего 0,5335), что можно опосредовать выгодным месторасположением, экстенсивным задействованием мощностей, ресурсной базой.

Для визуализации полученных результатов и дифференциации регионов по секторам развития (квадрантам) составлена матрица «Лидерство-Перспектива (рис. 2 — по Уральскому федеральному округу, рис. 3 — по субъектам Российской Федерации).

«Сильный» квадрант заняла Свердловская область (лидер округа) по производственно-экономическим характеристикам, «слабый» квадрант соответствует Тюменской области, по которой и темпы изменения, и доля относительно лидера-региона ниже среднего по исследуемому округу.

Исходя из полученных данных, в квадранте-лидере оказались ЮФО, ЦФО, СибФО, ПрФО. В слабом квадранте — УрФО и ДВФО. В то же время, необходимо отметить, что для Уральского федерального округа характерна переходная стадия индустриально-экономического функционирования, соответствующая квадранту развивающихся в области производства ОргПТ хозяйств, определяемому по ежегодному приросту исследуемых основных производственных и экономических индикаторов развития регионов.

1.18 1,16 1,14 1,12 1,1 1,08 1.06 1.04 1,02 1

0,98

Курганская

Доля Тюменская

Я

Свердловская

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

Рис. 2. Матрица «Лидерство-Перспектива» по Уральскому федеральному округу

1,2 1

0,6

0,4 -0,2 -I-0 0

^ УрФО~

Т\

ДВФО

ЦФО

ПрФО

-т/

Доля

0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,4

0,6

0,8

Таблица 2

Группировка регионов по комплексным производственным и экономическим характеристикам

Уральский федеральный округ: Производственные характеристики Экономические характеристики

Курганская область 0,790747072 0,841200746

Свердловская область 0,845117353 0,929717533

Тюменская область 0,885419114 0,651670633

Челябинская область 1,029668438 0,757068204

Среднее: 0,887737994 0,794914279

Регионы РФ:

ЦФО 0,889754629 1,071482114

СЗФО 0,586551342 0,912432247

ЮФО 0,800041679 0,987143557

СКФО 0,698077983 0,977661269

ПрФО 1,026520519 0,850951403

УрФО 0,644063206 0,833639165

СибФО 0,853387747 0,917350414

ДВФО 0,593666005 0,37540615

Среднее: 0,761507889 0,86575829

относительно среднего 0,8897), что обусловлено высоким уровнем развития машиностроительного, металлургического комплекса. Однако Свердловская и Тюменская области находятся на переходной стадии, недобрав 4,8% и 0,2% соответственно. По экономическому уровню развития к прогрессивным регионам отнесены Курганская и Свердловская области с индексами 0,8412 и 0,9297 соответственно (относительно среднего 0,7949). Однако по Челябинской области отмечен «недобор» 4,7%, что определяет положительную перспективу ее роста за счет своей индустриальной мощи.

В целом по России к прогрессивным субъектам по производственной мощи отнесены: Центральный федеральный округ (индекс 0,8897 против среднего 0,7615), Южный федеральный округ (0,800), Приволжский федеральный округ (1,02652), Сибирский федеральный округ (0,85339), что характеризует специализацию хозяйств АПК в данных округах, площадью и качеством земель, природно-климатическими условиями.

К регрессивным регионам по экономическим условиям развития отнесены Приволжский федеральный округ (0,8509 относительно среднего 0,8658), Уральский федеральный округ (0,83364) и Дальневосточный федеральный округ (0,3754). Однако ПрФО и УрФО находятся на переходной стадии трансформации экономического тренда, что обусловлено растущими сельскохозяйственными мощностями, инноватизацией производств.

Полученные результаты расчетов отражены в матричной форме «Производство-Экономика» (рис. 4 — по Уральскому федеральному округу, рис. 5 — по субъектам Российской Федерации).

Рис. 3. Матрица «Лидерство-Перспектива» по субъектам Российской Федерации

На основе выбранной системы показателей по регионам Уральского федерального округа и по субъектам Российской Федерации в целом выполнены расчеты по двум векторам безопасности функционирования: производственный (интегральный индикатор по темпам годового прироста и по рокировке своих позиций в ранжируемой сетке развития) и экономический (интегральный индикатор по исследуемым экономических характеристикам) (табл. 2).

К прогрессивным регионам УрФО по производственной мощи отнесена только Челябинская область (индекс 1,02967

1,2 1

0,8 0,6 0,4

Производство

Свердловская

Курганская

-"Чг

Рис. 4. Матрица «Производство-Экономика» по регионам Уральского федерального округа

«Сильный» квадрант остался «вакантным», притязания на который в перспективе в большей степени имеют Челябинская и Свердловская области.

0,2

0,4

0,6

0,8

1,2

Рис. 5. Матрица «Производство-Экономика» по субъектам Российской Федерации

Лидерская позиция зависит от интенсификации АПК, ресурсосберегающей политики, конкурентоспособности продукции для зарубежья.

Абсолютные лидерские позиции по производственно-экономическим характеристикам в целом характерны для Приволжского федерального округа. Слабым по индустриальному и экономическому пути развития пока является Дальневосточный федеральный округ. Остальные субъекты России находятся в квадранте экономического роста, но не производственного, что не раскрывает в полной мере их потенциал, вектор импор-тозамещения, производственный концепт развития.

Выводы.

1. Использование методологического концепта В.В. Кли-мука является привлекательным: для бизнес-сообщества при оценочно-аналитических действиях относительно исследуемого рынка, принятия управленческих решений; для власти при разработке программ социально-экономического развития региона, разработке промышленной политики региона. Кроме того, инструментарий является универсальным и может использоваться для оценки и аналитических процедур различных рынков и в региональном разрезе.

2. Полученные данные показали высокие результаты (прирост исследуемых оценочных характеристик) по регионам

Уральского федерального округа (кроме Тюменской области), и в целом по России (кроме Дальневосточного федерального округа). Установлено, что Уральский федеральный округ находится на переходной стадии развития к прогрессивно развивающимся регионам относительно рынка продовольственных товаров.

3. На основе апробации методики для рынка органических продовольственных товаров для регионов и субъектов Российской Федерации можно сформулировать ряд рекомендаций, касающихся повышения эффективности механизма реализации маркетинга на рынке ОргПТ:

— целесообразно использовать систему вертикальной или горизонтальной интеграции предприятий АПК в специфичном направлении — производстве и реализации органических продовольственных товаров, обеспечивая тем самым эффект от масштаба, передовые технологии (что характеризуется разбросом на матрицах региональных уровней развития);

— необходимо модернизировать предприятия АПК с учетом специализированных, а не универсальных требований относительно производственных мощностей, условий производства органических продовольственных товаров, заключающееся в переоснащении и создании собственных средств труда, повышении производительности (что подтверждается важностью производственной составляющей в комплексном уровне конкурентоспособности, развития рынка ОргПТ);

— необходимо активизировать политику рационального импортозамещения на рынке органических продовольственных товаров, заключающуюся в использовании собственного (качественного и дешевого) сырья при получении готовых продуктов — экологически чистых, «здоровых» по своему содержанию, что актуализирует мировой тренд правильного питания и рационального образа жизни, а произведённые «излишки» ОргПТ направить, с целью накопления валютных резервов и стабильности финансового рынка, на экспорт (что актуализирует производственную составляющую и определяющие показатели — материалоемкость, фондоотдачу, производительность — в предложенной нами системе для оценки рынка органических продовольственных товаров).

Литература

1. Климук В.В. Развитие инструментария оценки эффективности использования материальных ресурсов промышленного предприятия. Дисс. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2015. — 208 с.

2. Климук В.В., Климук Е.В. (а) Кластеризация как инструмент приоритетности социально-экономического развития / В.В. Климук, Е.В. Климук // Новая экономика. — 2015. — №2 (66). — С. 50-57.

3. Климук В.В., Климук Е.В. (б) Методические подходы к оценке комплексного развития региона (на примере Брестской области) / В.В. Климук, Е.В. Климук // Проблемы управления. — 2015. — №3 (56). — С. 94-100.

4. Сайт: http://www.mcx.ru/

5. Сайт: http://mcxso.midural.ru/

6. Сайт: http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.