Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ АВТОКОМПЕНСАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ АВТОКОМПЕНСАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средство обучения / математическая модель / автокомпенсатор / подавление активно-шумовой помехи / компенсационные каналы / весовой коэффициент / training tool / mathematical model / auto-compensator / active-noise interference suppression / compensation channels / weight coefficient

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Каткова Вера Павловна

В статье рассмотрены возможность и преимущества применения математических моделей автокомпенсационных устройств для обучения будущих специалистов, эксплуатирующих и разрабатывающих радиолокационные станции. Рассмотрены недостатки в процессе усвоения и закрепления знаний при использовании других средств обучения. Обозначены возможности самих математических моделей автокомпенсационных устройств, а также возможности математических моделей автокомпенсационных устройств при применении их в образовательном процессе. Представлены в виде графиков промежуточные и окончательные результаты вычислительного эксперимента математических моделей автокомпенсационных устройств, на которых наглядно представлены принципы работы автокомпенсационных устройств и различия в их технической и программной реализации, которые необходимы для глубокого понимания принципов работы автокомпенсационных устройств будущим специалистам, эксплуатирующим и разрабатывающим радиолокационные станции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Каткова Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AUTOCOMPENSATION DEVICES MATHEMATICAL MODELS AS A MEANS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS OPERATING RADAR STATIONS

In the article the possibility and advantages of using mathematical models of autocompensation devices for training of future specialists operating and developing radar stations are considered. Disadvantages in the process of assimilation and consolidation of knowledge when using other means of training are considered. Possibilities realized by mathematical models of autocompensation devices and possibilities in the application of mathematical models of autocompensation devices in the educational process are outlined. Intermediate and final results of computational experiment of mathematical models of autocompensation devices, on which the principles of operation of autocompensation devices and the differences in their technical realization, which are necessary for deep understanding of the principles of operation of autocompensation devices for future specialists operating and developing radar stations, are presented in the form of graphs.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ АВТОКОМПЕНСАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ»

УДК 37.022

ГРНТИ 14.85.35

ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ АВТОКОМПЕНСАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ

В.П. КАТКОВА

Войсковая часть 58133-5 (г. Бийск)

В статье рассмотрены возможность и преимущества применения математических моделей автокомпенсационных устройств для обучения будущих специалистов, эксплуатирующих и разрабатывающих радиолокационные станции. Рассмотрены недостатки в процессе усвоения и закрепления знаний при использовании других средств обучения. Обозначены возможности самих математических моделей автокомпенсационных устройств, а также возможности математических моделей автокомпенсационных устройств при применении их в образовательном процессе. Представлены в виде графиков промежуточные и окончательные результаты вычислительного эксперимента математических моделей автокомпенсационных устройств, на которых наглядно представлены принципы работы автокомпенсационных устройств и различия в их технической и программной реализации, которые необходимы для глубокого понимания принципов работы автокомпенсационных устройств будущим специалистам, эксплуатирующим и разрабатывающим радиолокационные станции.

Ключевые слова: средство обучения, математическая модель, автокомпенсатор, подавление активно-шумовой помехи, компенсационные каналы, весовой коэффициент.

Введение. Радиолокационная станция (РЛС) предназначена для обнаружения и определения координат и других характеристик воздушных объектов на фоне действующих на приёмный канал различного рода помех. Современные РЛС являются важным элементом контроля за воздушной обстановкой. Высокие информационные возможности РЛС предопределяются их сложной технической реализацией. Работа РЛС, как правило, осуществляется в условиях действия различных естественных и преднамеренных помех. Существенное влияние на обнаружение и точность определения координат воздушного объекта оказывает активно-шумовая помеха (АТТТП) Для подавления АШП в РЛС кругового обзора применяются автокомпенсационные устройства - автокомпенсаторы. Реализация автокомпенсационных устройств в зависимости от РЛС может отличаться. Например, расположением компенсационных каналов, а также алгоритмом вычисления вектора весового коэффициента, что является ключевым моментом в работе автокомпенсатора [1-3].

Непосредственная эксплуатация техники вызвана сложностью анализа информации и реализаций функций управления. Поэтому возникает проблема сопряжения сложных технических систем и обслуживающих их людей. С каждым годом необходимость в грамотных специалистах только возрастает, так как технический процесс не останавливается, а теория и практика последних лет убедительно доказывает, что невозможно полностью автоматизировать сложные процессы управления и обработки информации и, следовательно, полностью исключить человека из этих процессов.

Специалисту, эксплуатирующему РЛС, необходимо глубокое понимание принципов работы как непосредственно самой РЛС, так и её систем. Одним из наиболее важных устройств

является автокомпенсационное устройство помех. Так как технические средства радиоэлектронной борьбы, предназначенные для подавления полезного сигнала, излучаемого РЛС, не останавливаются в развитии, изучение принципов работы автокомпенсационных устройств было и остаётся необходимым [4, 5].

Актуальность. Подготовка квалифицированных специалистов, эксплуатирующих РЛС, понимающих и знающих принцип работы сложных радиолокационных систем, всегда являлась актуальным вопросом, а в настоящее время перешла в одну из первостепенных задач. Это связанно с внешней политической обстановкой, а также с непрерывным повышением сложности реализации современных РЛС и совершенствованием средств радиоэлектронной борьбы. Специалистам, эксплуатирующим РЛС, важно понимать принцип и различие работы автокомпенсационных устройств в зависимости от их реализации для грамотного применения режимов защиты от АТТТП, применение которых позволяет своевременно обнаружить воздушный объект и определить его характеристики. Применение математической модели автокомпенсационных устройств для обучения будущих специалистов, разрабатывающих и эксплуатирующих РЛС, обладает рядом преимуществ, по сравнению с другими средствами обучения.

Цель работы - рассмотреть применение математических моделей автокомпенсационных устройств как средство обучения будущих специалистов, разрабатывающих и эксплуатирующих РЛС.

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия преподавателя и обучаемых, направленный на усвоение новых знаний и закрепление приобретённых навыков. Специалисты РЛС должны обладать высоким уровнем знаний устройства эксплуатируемой техники, чтобы эффективно применять её по назначению, а также в случае выхода техники из строя в короткие сроки принять меры по её восстановлению.

Задача преподавателя донести материал таким образом, чтобы обучаемые его поняли и усвоили, а самое главное смогли применять полученные знания и навыки в будущем. Поэтому для обучения будущих специалистов используются различные средства преподнесения материла.

Процесс изучения принципов работы любого технического устройства начинается с получения теоретических знаний о конкретном устройстве. В зависимости от психологических особенностей конкретного человека каждый воспринимает и усваивает полученную теоретическую информацию более или менее успешно. Для описания работы сложных процессов и явлений зачастую не хватает изучения только теоретического материала. Для более успешного усвоения, а, самое важное, закрепления полученных знаний обучаемыми преподаватели применяют различные средства обучения, с помощью которых можно визуализировать прочитанный или прослушанный материал. Например, макет или непосредственно само техническое устройство.

Но техническая реализация автокомпенсационных устройств в РЛС может существенно отличаться, а учебно-материальная база учебных заведений зачастую не позволяет продемонстрировать различия в работе автокомпенсационных устройств непосредственно на самой РЛС. Например, показать различия алгоритмов компенсации АТТТП или показать промежуточные данные о сигналах, принятых РЛС, а также сравнить существующие подходы к реализации автокомпенсационных устройств. Внесение даже незначительных изменений в устройство образца техники не является рациональным решением для демонстрации различных вариантов реализации автокомпенсационных устройств, так как это повлечет за собой большие временные и экономические затраты. К тому же в процессе обучения учащиеся совершают ошибки, а неправильно выставленные параметры на РЛС неопытными специалистами могут привести к выходу из строя дорогостоящей техники, восстановление которой может занять достаточно длительный промежуток времени.

В настоящее время в процессе обучения немаловажную роль занимает применение компьютерных технологий, среди которых особое место занимают модели различных естественных, физических и технологических процессов. Математическая модель - это совокупность записанных на языке математики соотношений, определяющих характеристики состояния объекта в зависимости от его элементов, свойств, параметров, внешних воздействий [6]. Математическое моделирование состоит в том, что законы, в соответствии с которыми происходит этот процесс, описываются некоторыми уравнениями, то есть составляется математическая модель, которая вполне точно (адекватно) и достаточно полно замещает изучаемый объект в процессе познавательной деятельности. Далее исследуются результаты, получаемые с помощью модели, и таким образом наглядно теоретически изучается рассматриваемый процесс [7].

Математическая модель аппаратуры автокомпенсации, применяемая как средство обучения будущих специалистов, в отличие от самого образца техники, лишена вышеперечисленных недостатков. Именно поэтому применение математической модели в процессе обучения является хорошим решением. С помощью математической модели обучаемые могут изменять исходные данные, оценивать пределы работы, не опасаясь выхода техники из строя, и с помощью результатов вычислительного эксперимента, представленных в виде графиков или таблиц, наблюдать изменения в промежуточных и выходных данных.

Математическая модель автокомпенсационного устройства включает в себя:

- входные и выходные характеристики элементов системы и пределы их изменения;

- алгоритмы работы основных блоков;

- условия испытания модели;

- результаты вычислительного эксперимента.

Процесс познания принципов работы автокомпенсационного устройства включает в себя:

- опробование различных предполагаемых алгоритмов работы системы;

- определение оптимального соотношения между параметрами в различных условиях функционирования;

- оценку экстремальных и оптимальных вариантов модели.

Математическая модель автокомпенсационного устройства характеризуется следующими свойствами:

- модель очень информативна, и эта информация представлена в сжатом виде;

- модель иерархична (при моделировании любого процесса имеется иерархия моделей, описывающих процесс с различной степенью подробности путем учета различного количества физических факторов, сложность модели должна быть согласованна с объемом и точностью экспериментальных данных);

- модель может выступать в качестве эталона, представляющего собой работу сложных систем;

- модель может уточняться и корректироваться в процессе обучения, т.е. в процессе работы с моделью обучаемые самостоятельно или с помощью преподавателя могут внести изменения в алгоритм работы автокомпенсационного устройства тем самым расширить границы своих знаний.

Применение математической модели автокомпенсационного устройства в образовательном процессе позволяет:

- внести новизну в познавательный процесс, вовлечь в процесс даже тех, кто с трудом понимает теорию принципа работы сложной системы;

- расширить возможности преподнесения информации;

- повысить мотивацию учащихся в изучении нового и зачастую сложного материала, например, изучение череспериодной автокомпенсации пассивных помех;

- повысить активность обучаемых в познании новой информации;

- реализовать деятельностный подход к учебному процессу;

- развить у обучаемых навыки рефлексии собственной деятельности;

- обеспечить индивидуальное изучение принципа работы автокомпенсационного устройства;

- обеспечить коллективное изучение принципа работы автокомпенсационного устройства;

- произвести многократное повторение алгоритма работы системы при подобных, но немного отличающихся условиях;

- повысить наглядность изучения принципа работы автокомпенсационного устройства.

Организация работы обучаемых с математической моделью автокомпенсатора начинается

с изучения и проработки теоретического материала, а затем выполняется непосредственная работа будущих специалистов с обучающей математической моделью.

Обучение принципам работы автокомпенсационных устройств может осуществляться двумя способами:

1. Самостоятельно (преподаватель наблюдает за процессом изучения материала и, в случае необходимости, оказывает помощь);

2. Преподаватель использует математическую модель в качестве помощника - наглядного средства обучения.

Работа учащихся с математической моделью автокомпенсатора включает следующие этапы:

- экспериментирование с исходными данными модели;

- анализ полученных промежуточных и конечных результатов.

Анализ обучающимися промежуточных и конечных результатов моделирования позволяет:

- найти оптимальные характеристики моделирования автокомпенсатора, а также учесть его поведение и свойства;

- обозначить область применения модели;

- проверить утверждения, изученные теоретическим методом.

Результаты вычислительного эксперимента выводятся в виде графиков или таблиц, что позволяет будущим специалистам РЛС наглядно понять сущность работы автокомпенсационных устройств.

Реализация автокомпенсационных устройств в РЛС кругового обзора различна, как с технической стороны, так и с программной. Автокомпенсаторы могут различаться количеством компенсационных каналов, их расположением, относительно основной антенны. Дополнительные антенны могут быть расположены отдельно от антенны основного канала стационарно или вращаться вместе с ней. Также существует множество алгоритмов вычисления вектора весового коэффициента. Каждое перечисленное различие в технической реализации, конечно же, будет отражаться на промежуточных и конечных результатах вычислительного эксперимента и важно для понимания принципов работы устройства автокомпенсации [8, 9].

На рисунке 1 изображён график сигнала на выходе антенны основного канала при выключенном автокомпенсаторе.

Рисунок 1 - Сигнал на выходе антенны основного канала при выключенном автокомпенсаторе

Принятый сигнал полностью подавляется помехой. Обучаемые могут изменять в исходных данных амплитуду полезного сигнала и интенсивность помехи и наблюдать на графике степень подавления полезного сигнала помехой.

Математическая модель позволяет поэкспериментировать с видом полезного сигнала (простой, сложный), а также его характеристиками, с видом модуляции. Тем самым закрепить ранее полученные знания в области радиолокации.

При моделировании автокомпенсационного устройства необходимо сформировать массив приема сигнала и помехи для каждой из антенн. Модель позволит вывести в виде графиков диаграммы направленности антенн для разных амплитудно-фазовых распределений, например с равномерным амплитудным распределением и (или) дискретным распределением, аппроксимированным функцией косинус квадрат на пьедестале (рисунок 2).

2

Рисунок 2 - Диаграмма направленности для основной антенны: красным - cos L на пьедестале,

синим - равномерное амплитудно-фазовое распределение для антенны основного канала, жёлтым - равномерное амплитудно-фазовое распределение для антенн дополнительных каналов

С помощью представленных графиков можно увидеть преимущество и недостатки применения каждого из амплитудно-фазового распределения, оценить ширину главного лепестка и уровень боковых лепестков.

На рисунке 2 обучаемые могут наблюдать, что главный лепесток ДН антенны, при распределении косинус квадрат на пьедестале, становится шире, что говорит о большей флуктуационной погрешности, но при этом снижается уровень боковых лепестков. На диаграмме направленности дополнительных каналов главный лепесток широкий и уровень боковых лепестков намного больше, чем в остальных случаях.

На рисунке 3 изображён график сигнала на выходе антенны основного канала при включенном автокомпенсаторе.

Рисунок 3 - Сигнал на выходе антенны основного канала при включенном автокомпенсаторе

По результатам пространственной обработки, представленным на рисунках 1 и 3, обучающиеся наглядно наблюдают результат прохождения принятого полезного сигнала через автокомпенсационное устройство. На рисунке 3 наблюдается компенсация АТТТП

Воздушная обстановка меняется быстро, поэтому способность автокомпенсационных устройств оперативно адаптироваться к помеховой обстановке очень важна. И в настоящее время изучение уже существующих алгоритмов компенсации АТТТП и разработка новых алгоритмов продолжается [10, 11]. Знание плюсов и минусов применения алгоритмов компенсации АТТТП позволит более грамотно применять будущим специалистам режим защиты от АШП.

Кратко рассмотрим различия алгоритмов формирования вектора весового коэффициента на примере алгоритма формирования вектора весового коэффициента через обратную корреляционную переобеляющую матрицу и алгоритма непосредственного формирования вектора весового коэффициента. Вычисление вектора весового коэффициента через обратную корреляционную переобеляющую матрицу теоретически должно происходить быстрее. В этом утверждении наглядно позволяют убедиться результаты математического моделирования. На рисунке 4 представлены графики сигналов для двух различных алгоритмов вычисления вектора весового коэффициента на втором и шестом шаге итерации.

У

II

ш М' V ■-'!*'<'¥ >|н>

б)

Рисунок 4 - Графики сигналов на выходе автокомпенсатора для двух алгоритмов нахождения вектора весового коэффициента: а) на втором шаге итерации, б) на шестом шаге итерации

Результат вычислительного эксперимента в виде графика демонстрирует наглядно эффективность работы алгоритмов.

Обучаемые с помощью графиков, выводимых на каждом шаге итерации, по отношению сигнал/шум смогут понять, насколько быстро происходит более успешное вычисление вектора весового коэффициента для различных алгоритмов по отношению сигнал/шум. И по результатам моделирования устройства автокомпенсации сравнить эффективность применения каждого из алгоритмов вычисления вектора весового коэффициента.

Для завершения пространственно-временной обработки сигнал проходит через согласованный фильтр. Пример результата прохождения полезного сигнала через согласованный фильтр будет выглядеть следующим образом (рисунок 5).

По рисунку 3 можно в полной мере оценить результат работы устройства автокомпенсации. По графику будущие специалисты могут наблюдать, что отношение сигнал/шум значительно увеличилось. Это говорит об успешном результате работы автокомпенсационной системы.

Представленные на рисунках 1-5 примеры графиков промежуточных и конечного результатов моделирования автокомпенсационного устройства демонстрируют, как именно математическая модель позволяет и помогает понять его принцип работы автокомпенсационного устройства.

Рисунок 5 - Сигнал на шестом шаге итерации на выходе автокомпенсатора после прохождения через

согласованный фильтр

Изменяя исходные данные в математической модели (амплитуду полезного и помехового сигнала, вид полезного сигнала, вид модуляции полезного сигнала, количество элементов антенной решётки, антенно-фазовое распределение антенн, количество дополнительных каналов устройства автокомпенсации и т.п.), обучаемые могут наблюдать изменения в промежуточных и конечных результатах математического моделирования.

Математическая модель автокомпенсатора помогает представить изменения и различия работы автокомпенсационных устройств в зависимости от их технической реализации в количественной форме, а также работу сложной системы ярко и наглядно, тем самым закрепить уже имеющиеся теоретические знания у будущих специалистов, а также позволяет непосредственно во время учебного процесса вносить изменения в исходные данные в зависимости от рассматриваемого автокомпенсационного устройства и также быстро получать результат его работы. Но нельзя забывать, что для успешного применения модели как средство обучения работа самой модели должна быть отлажена.

Выводы. Изменяя входные данные, а также различные алгоритмы, применяемые в устройствах автокомпенсации при обработке сигнала, и анализируя изменения промежуточных и конечных результатов математического моделирования, получаемых в количественной форме, будущие специалисты могут делать соответствующие выводы о принципе работы автокомпенсационных устройств, а также зависимостях между входными и выходными данными с помощью выводимых графиков. Математическая модель автокомпенсационного устройства позволяет:

- вывести графики различных сигналов, моделируемых в зависимости от конкретной РЛС;

- вывести графики различных помех, действующих на приёмные каналы РЛС;

- применить различные амплитудно-фазовые распределения антенн, а также вывести в виде графиков диаграммы направленности антенн для разных амплитудно-фазовых распределений;

- вывести график аддитивной смеси сигнала и различных помех и шумов, принятой каналами РЛС;

- применить различные алгоритмы вычисления вектора весового коэффициента и сравнить результаты работы автокомпенсационных устройств, выводимые в виде графиков, в короткие временные рамки;

- вывести график сигнала после фильтрации.

На примере рассматриваемых результатов математического моделирования автокомпенсационного устройства можно сделать вывод, что применение моделей различных сложных технических устройств - эффективное средство обучения, которое может применяться и преподавателями для наглядного представления принципов работы сложной технической системы в ходе занятия, и обучающимися самостоятельно при индивидуальном, групповом, а также дистанционном изучении материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ширман ЯД. Теория обнаружения полезного сигнала на фоне гауссовых шумов и произвольного числа мешающих сигналов со случайными амплитудами и начальными фазами // Радиотехника и электроника. 1959. Т. 4. № 12. С. 1176-1192.

2. Уидроу Б., Стирнз С. Адаптивная обработка сигналов. М.: Радио и связь, 1989. 440 с.

3. Монзинго Р.А., Миллер Т.У. Адаптивные антенные решетки: введение в теорию. М.: Радио и связь, 1986. 448 с.

4. Максимов М.В. Защита от радиопомех. М.: Советское радио, 1976. 496 с.

5. Ботова М.И., Вяхирева В.А. Основы теории радиолокационных систем и комплексов: учебное пособие / М.И. Ботов, В.А. Вяхирев. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. 530 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Созинов П.А. Актуальные задачи математического моделирования систем воздушно-космической обороны // Вестник Концерна ВКО «Алмаз - Антей». 2017. № 3. С. 17-26.

7. Калинина М.И., Соловьев Ю.В. Подход к проектированию и моделированию радиолокационных систем в интересах повышения эффективности подготовки специалистов // Известия ТулГУ. 2021. № 6. С. 13-19.

8. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Математическая модель двухканального автокомпенсатора РЛС с разнесённым положением компенсационных каналов В.А. Вяхирев, В.П. Каткова, АН. Кринталь. № 2022661902, заявл. 14.07.2022; опубл. 28.07.2022.

9. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Математическая модель четырехканального автокомпенсатора РЛС со стационарным положением компенсационных каналов В.А. Вяхирев, В.П. Лесоедова. № 2021661559 заявл. 01.07.2021; опубл. 13.07.2021.

10. Рябуха В.П., Семеняка А.В., Катюшин Е.А. Математические модели взаимнокоррелированных и некоррелированных гауссовых шумовых помех от внешних источников // Изв. вузов. Радиоэлектроника. 2021. Т. 64. № 3. C. 172-180.

11. Защита когерентно-импульсных РЛС от комбинированных помех. Цифровая адаптивная система последовательной защиты РЛС программного обзора от комбинированных помех на основе АРФ / В.П. Рябуха, А.В. Семяника, Е.А. Катюшин, Д.В. Атаманский // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника. 2022. Т. 65. № 2. С. 84-94.

REFERENCES

1. Shirman Ya.D. Teoriya obnaruzheniya poleznogo signala na fone gaussovyh shumov i proizvol'nogo chisla meshayuschih signalov so sluchajnymi amplitudami i nachal'nymi fazami // Radiotehnika i elektronika. 1959. T. 4. № 12. pp. 1176-1192.

2. Uidrou B., Stirnz S. Adaptivnaya obrabotka signalov. M.: Radio i svyaz', 1989. 440 p.

3. Monzingo R.A., Miller T.U. Adaptivnye antennye reshetki: vvedenie v teoriyu. M.: Radio i svyaz', 1986. 448 p.

4. Maksimov M.V. Zaschita ot radiopomeh. M.: Sovetskoe radio, 1976. 496 p.

5. Botova M.I., Vyahireva V.A. Osnovy teorii radiolokacionnyh sistem i kompleksov: uchebnoe posobie / M.I. Botov, V.A. Vyahirev. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2013. 530 p.

6. Sozinov P.A. Aktual'nye zadachi matematicheskogo modelirovaniya sistem vozdushno-kosmicheskoj oborony // Vestnik Koncerna VKO «Almaz - Antej». 2017. № 3. pp. 17-26.

7. Kalinina M.I., Solov'ev Yu.V. Podhod k proektirovaniyu i modelirovaniyu radiolokacionnyh sistem v interesah povysheniya 'effektivnosti podgotovki specialistov // Izvestiya TulGU. 2021. № 6. pp. 13-19.

8. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya EVM. Matematicheskaya model' dvuhkanal'nogo avtokompensatora RLS s raznesennym polozheniem kompensacionnyh kanalov V.A. Vyahirev, V.P. Katkova, A.N. Kintal'. № 2022661902, zayavl. 14.07.2022; opubl. 28.07.2022.

9. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya EVM. Matematicheskaya model' chetyrehkanal'nogo avtokompensatora RLS so stacionarnym polozheniem kompensacionnyh kanalov V.A. Vyahirev, V.P. Lesoedova. № 2021661559 zayavl. 01.07.2021; opubl. 13.07.2021.

10. Ryabuha V.P., Semenyaka A.V., Katyushin E.A. Matematicheskie modeli vzaimnokorrelirovannyh i nekorrelirovannyh gaussovyh shumovyh pomeh ot vneshnih istochnikov // Izv. vuzov. Radio'elektronika. 2021. T. 64. № 3. pp. 172-180.

11. Zaschita kogerentno-impul'snyh RLS ot kombinirovannyh pomeh. Cifrovaya adaptivnaya sistema posledovatel'noj zaschity RLS programmnogo obzora ot kombinirovannyh pomeh na osnove ARF / V.P. Ryabuha, A.V. Semyanika, E.A. Katyushin, D.V. Atamanskij // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij Rossii. Radioelektronika. 2022. T. 65. № 2. pp. 84-94.

© Каткова В.П., 2023

Каткова Вера Павловна, инженер, воинская часть 58133-5, Россия, 659300, Алтайский край, г. Бийск, [email protected].

UDK 37.022

GRNTI 14.85.35

APPLICATION OF AUTOCOMPENSATION DEVICES MATHEMATICAL MODELS

AS A MEANS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS OPERATING RADAR

STATIONS

V.P. KATKOVA

58133-5 military unit (Biysk)

In the article the possibility and advantages of using mathematical models of autocompensation devices for training of future specialists operating and developing radar stations are considered. Disadvantages in the process of assimilation and consolidation of knowledge when using other means of training are considered. Possibilities realized by mathematical models of autocompensation devices and possibilities in the application of mathematical models of autocompensation devices in the educational process are outlined. Intermediate and final results of computational experiment of mathematical models of autocompensation devices, on which the principles of operation of autocompensation devices and the differences in their technical realization, which are necessary for deep understanding of the principles of operation of autocompensation devices for future specialists operating and developing radar stations, are presented in the form of graphs.

Keywords: training tool, mathematical model, auto-compensator, active-noise interference suppression, compensation channels, weight coefficient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.