Научная статья на тему 'Применение логистического подхода при разработке модели оптимизации затрат по управлению запасами заготовительного производства'

Применение логистического подхода при разработке модели оптимизации затрат по управлению запасами заготовительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЫТ / ЗАТРАТЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / РИТМИЧНОСТЬ / ЗАПАСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / SALES / COSTS / LOGISTICS SYSTEMS / RHYTHM / OVER PASSES / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чачина Е. Б., Коровкина Н. И.

Рассмотрены вопросы применения логистических принципов к работе предприятия. Представлена математическая модель оптимизации затрат по управлению запасами. Даны рекомендации по использованию данной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чачина Е. Б., Коровкина Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION LOGISTICS APPROACH IN DESIGNING THE COST OPTIMIZATION INVENTORY MANAGEMENT BLANK PRODUCTION

The paper deals with the application of the principles of logistics to work those businesses. The mathematical model to optimize the cost of inventory management. The recommendations for the use of the model.

Текст научной работы на тему «Применение логистического подхода при разработке модели оптимизации затрат по управлению запасами заготовительного производства»

Чачина Елена Борисовна, канд. экон. наук, доц., (4872) 33-25-00, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Городничев Сергей Владимирович, канд. Техн. наук, доц., (4872) 26-02-45, go-rodnichev_SV@mail.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)

PROCESSES MORE EFFICIENT EXECUTION OF ORDERS E.B. Chachina, S.V. Gorodnichev

Amelioration efficiency of taking-over management decisions in organization on basis of the system of operative planning, account and regulation of production, which permit ensure streamlining operating the process of realization the orders booked.

Key words: the orders booked, the system of operative planning, batch quantity, operational labor coefficient, standard labor coefficient.

Chachina Elena Borisovna, candidate of economical science, docent, (4872) 33-25-00, Russia, Tula, Tula State University

Gorodnichev Sergey Vladimirovich, candidate of technical science, docent, (4872) 2602-45, gorodnichev_SV@mail.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch)

УДК 658.512

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ РАЗРАБОТКЕ

МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ ПО УПРАВЛЕНИЮ

ЗАПАСАМИ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Е.Б. Чачина, Н.И. Коровкина

Рассмотрены вопросы применения логистических принципов к работе предприятия. Представлена математическая модель оптимизации затрат по управлению запасами. Даны рекомендации по использованию данной модели.

Ключевые слова: сбыт; затраты; логистические системы; ритмичность; запасы; управление.

В соответствии с логистическим подходом предприятие можно определить как совокупность трех сфер деятельности: сбыт, производство, снабжение.

Главная сфера действия предприятия - это сбыт готовой продукции, который первым и сильнее всего ощущает воздействие рыночных потреб-

ностей. Эти воздействия сбыт передает основному производству и закупочной службе.

Основной задачей производства является выравнивание структуры производственной программы предприятия с минимальными временными и финансовыми затратами.

А концепция закупочной логистики предприятия заключается в следующем:

- максимальное повышение уровня удовлетворения потребностей производства связано с наличием на предприятии запасов. Запасы служат для того, чтобы ослабить непосредственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемым оптимальными по размеру партиями, а также производить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера. В связи с этим большое значение для производственной и логистической системы приобретает складское хозяйство, которое способствует сохранению качества продукции, материалов, сырья; повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта, снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; улучшению использования территорий предприятия и т. д.;

- в то же время необходимо свести к минимуму складские помещения и вложения в запасы, что позволит избежать неоправданных расходов.

В связи с этим противоречием возникает необходимость в разработке или применении той или иной системы управления запасами. Наиболее известными из них являются: система с постоянным размером заказа (повторный заказ постоянной величины подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня - точки заказа; эта система основана на выборе размера партии, минимизирующего общие издержки управления запасами), система с постоянным уровнем запаса (через постоянные промежутки времени проводится проверка состояния запасов и, если после предыдущей проверки было реализовано какое-то их количество, то подается заказ), система с двумя уровнями (по существу, это система с постоянным уровнем запаса, для которой установлен нижний предел заказа), системы управления запасами на основе применения карточек «Канбан» (сводятся к отказу от производства продукции крупными партиями и созданию непрерывно-поточного многопредметного производства, в котором «перемешиваются» изделия разных моделей; при этом снабжение участков осуществляется - с помощью карточек заказа «Канбан» - столь малыми партиями, что приближается к поштучному), система с непрерывным пополнением запасов (реализует концепцию «производства с нулевым запасом») и др. Выбор системы управления запасами зависит от конкретных обстоятельств.

Цех машиностроительного предприятия с точки зрения логистического подхода представляет собой невидимое на первый взгляд, упорядо-

ченное движение материальных потоков в тесном взаимодействии с информационными. Внутрицеховым материальным потоком при этом считают передвижение материальных ресурсов от одного рабочего места к другому с учетом последовательности технологической обработки деталей внутри цеха. Различают также входной и выходной материальные потоки, которые представляют собой соответственно сырье, материалы, полуфабрикаты и изделия, законченные обработкой в данном цехе.

Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках предприятия, создает дополнительные нагрузки на производство.

Таким образом, на предприятии должна быть создана система, каждый уровень которой реагировал бы на изменения рыночных потребностей, при этом величина запасов должна быть оптимальной.

В сегодняшних условиях нестабильного и сократившегося производства довольно частым является большой избыток складских площадей, затраты на содержание которых повышают себестоимость продукции предприятия.

Поэтому одной из задач планирования и организации рациональной работы на предприятии является обоснование оптимальных размеров складских помещений и решение связанных с этим проблем минимизации затрат по транспортировке сырья и материалов на склады.

Нами был проведен анализ работы конкретного машиностроительного предприятия серийного типа, выпускающего разнообразную продукцию, а именно заготовительное производство, являющееся одним из исходных звеньев его(предприятия) производственной деятельности.

Заготовительный цех осуществляет для цехов основного производства централизованные поставки заготовок, помимо этого в нем осуществляется работа еще и по изготовлению готовой продукции. Заготовительное производство оснащено разнообразным оборудованием, позволяющим производить многочисленные операции: холодная резка металла на заготовки, обработка давлением (прессовка, штамповка), вытяжка, обработка на токарных, фрезерных, строгальных, сверлильных станках и др.

По предварительной заявке планового бюро отдел снабжения организует поставку материалов (в основном листового и трубопроката) на центральный склад металла на предприятии, поступающих затем в основном на склад заготовительного производства.

В результате анализа были выявлены недостатки работы складского хозяйства данного цеха, для устранения которых нами была разработана модель оптимизации затрат по управлению запасами подсклада заготовительного производства.

При построении идеальной математической модели управления запасами необходимо учитывать огромное количество факторов: внутрицеховое перемещение грузов, изменения в технологическом процессе, веро-

ятность перебоев в снабжении центрального склада материалами и связанные с этим потери, возможность и целесообразность изменения расстановки оборудования (в случае изменения размеров подсклада). Кроме того, необходимо согласование работы заготовительного производства с работой всего предприятия, тщательный анализ внешней среды (в случае работы по прямым связям). В итоге должны быть сведены воедино все факторы, определены все резервы, недостатки, выгоды и потери в результате тех или иных действий. Таким образом, необходимо осуществление глубоких исследований, основанных на применении системного подхода, размеры которых выходят далеко за рамки данной работы. Именно поэтому разработанная модель является частным вариантом решения, абстрагированным от ряда факторов, которые бы намного усложнили работу, но не изменили бы общего принципа.

Центральным моментом в модели является формула определения оптимальной частоты у op поставок материалов на подсклад, определяемая путем нахождения точки минимума функции совокупных затрат S^ (у) по управлению запасами цехового подсклада (1).

S3. (Y) = Z(Y) + f тр.з. (Y) ^ min (1)

Функция затрат на содержание запасов на складе Z( у )определяется по формуле (2):

Z . Zi •QД •(Д - N +N y) + Z ,2,

Z( Y)=—icoy—+Z2’ (2)

Функция транспортных затрат fmv3(. Y) определяется по формуле (3):

V Д •oa^L Y + k 2 •QД •(Д - N + N •Y) fmPЗ■(Y ) = ----------------------------------------’ (3)

При выводе формул (2) и (3) используется промежуточная формула площади склада (4):

Q Д •( Д - N + N • y)

х=¥ж— ------------------------------------а, (4)

Д • craY

где Qд - величина потребности производства в материалах на период Д, тонн; N - норма запаса материалов, который должен постоянно храниться на складе (выражена в соответствующих Д единицах); Zi - удельные складские затраты на единицу площади для периодаД руб.; Z2 - постоянные затраты по содержанию и обслуживанию склада в течение периода Д, руб.; а

- коэффициент, учитывающий полезное использование площади склада; с

- удельная нагрузка на пол склада, тонн/м2; ki - постоянные транспортные затраты за одну перевозку груза, руб./раз; k2 - коэффициент пропорциональности транспортных затрат длине склада, руб./м; i - ширина склада, м.

Для нахождения оптимального значения частоты поставок материалов на склад необходимо продифференцировать функцию суммарных за-

трат по переменной у:

й83 (у) (у) ф (у)

+ —р-------------------------------------, (5)

dy dy dy

dZ(у) •Од •(N - Д)

d (у) Д^ а • а •у2

(6)

df к •ОД ^

= к. +----^----- (7)

dy Д • а а • Ь’

„ ^Лг)

Для нахождения критического значения у приравняем ——— нулю:

dS3(y) ^ •Од •(N - Д) ^ к •Од ^ п _

------- =---------------2— + к. +-------------------------= 0 (8)

dy Д • а а •у Д • а а • Ь ’

откуда оптимальная частота завоза будет равна

У

zl •ЬО Д •( Д - N)

Д (9)

к1 • Д • а а • Ь + к 2 •О Д ^N

(в данной точке мы имеем минимум функции суммарных затрат, исходя из знака второй производной:

d2 5 з (У) _ + £4^ с! 2 5 з (У) _ 2 zl ^ д '(Д - N) > 0,

dy dy dy dy Д^ а • а • у3

т. к. Д> N, Zl > 0, Од > 0, Д> 0, а> 0, а> 0, у > 0.

В модели действует ряд ограничений:

1. Частота завоза у > 0 ( по определению) (10)

Оп -(Д - N)

у = 0 при 0 = 0; О _------д------, (11)

где 0 - величина потребности производства в материалах на период Д за вычетом минимального запаса, тонн.

2. По грузоподъемности

ОД •(Д - N)

^ ДДГ , (12)

шт

где ГШт - грузоподъемность подъемно-транспортного средства (если их имеется несколько, выбирается с наименьшей грузоподъемностью);

3. По площади

О Д •( Д - N)

У^-------Д--------------- (13)

7 Хис^Д^ аа-Од ^ , ( )

где Хис - исходная площадь склада.

Это условие принимается, если размеры склада увеличивать нельзя;

4. По времени транспортировки груза

Д • С

^ (14)

тр.шт

где С - продолжительность рабочей смены, час.; ^mp.min - минимальные из

возможных временных затрат на транспортировку груза из центрального склада на цеховой подсклад с учетом времени погрузочно-разгрузочных работ, час.

Модель работает следующим образом: по формуле (9) определяется оптимальная частота поставок, затем проверяется выполнение ограничивающих условий . Если ограничения (10), (12), (13), (14) выполняются, оптимальная частота поставок будет находиться в границах данных условий, если какое-либо из ограничений нарушается, частота поставок принимается равной ближайшему значению из области допустимых.

Данная модель позволяет рассчитать оптимальную частоту поставок материалов на склад, по которой в дальнейшем можно судить о его необходимой площади и затратах на управление запасами.

Список литературы

1. Бокк Л. Управление логистикой. СПб: Нива. 2006.

2. Леншин И.А. Основы логистики. М. 2010.

3. Леншин И.А., Юрченко А.В. Практикум по логистике М: Машиностроение, 2006. 274 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: «Экономика», 2009. 397 с.

Чачина Елена Борисовна, канд. экон. наук, доц., 89605961027, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Коровкина Наталья Ивановна, канд. техн. наук, доц., 89056237515, Россия, Тула, Тульский государственный университет

APPLICATION LOGISTICS APPROACH IN DESIGNING THE COST OPTIMIZATION INVENTORY MANAGEMENT BLANK PRODUCTION

Chachina E.B., Korovkina N.I.

The paper deals with the application of the principles of logistics to work those businesses. The mathematical model to optimize the cost of inventory management. The recommendations for the use of the model.

Keywords: sales, costs, logistics systems, rhythm, over-passes, the management.

Chachina Elena Borisovna, candidate of economical science, docent, 89605961027, Russia, Tula, Tula State University

Korovkina Natalia Ivanovna, candidate of technical science, docent, 89056237515, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.