Научная статья на тему 'Применение логистического подхода к организации расширенной ответственности производителя'

Применение логистического подхода к организации расширенной ответственности производителя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РАСШИРЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ / ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ / LOGISTICS APPROACH / EXTENDED PRODUCER LIABILITY / WASTE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Букринская Эльвира Мансуровна

В статье рассматривается состояние сферы обращения с отходами в РФ. В частности, определяется состояние института расширенной ответственности производителя (РОП), ошибки, допущенные при внедрении этого инструмента. Осуществлена оценка новой концепции РОП с точки зрения логистического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Букринская Эльвира Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING A LOGISTICS APPROACH TO THE ORGANIZATION OF EXTENDED MANUFACTURER LIABILITY

The article deals with the state of waste management in the Russian Federation. In particular, the state of the extended manufacturer';s liability institution and the errors made during the implementation of this tool are determined. The assessment of the new concept from the point of view of the logistics approach was carried out.

Текст научной работы на тему «Применение логистического подхода к организации расширенной ответственности производителя»

i

Эльвира Мансуровна Букринская - кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассматривается состояние сферы обращения с отходами в РФ. В частности, определяется состояние института расширенной ответственности производителя (РОП), ошибки, допущенные при внедрении этого инструмента. Осуществлена оценка новой концепции РОП с точки зрения логистического подхода.

Ключевые слова. Логистический подход, расширенная ответственность производителя, обращение с отходами.

Abstract. The article deals with the state of waste management in the Russian Federation. In particular, the state of the extended manufacturer's liability institution and the errors made during the implementation of this tool are determined. The assessment of the new concept from the point of view of the logistics approach was carried out.

Keywords. Logistics approach, extended producer liability, waste management.

Применение логистического подхода к организации процесса производства или реализации продукции в современной экономике уже доказало свою действенность в достижении целей компании. Однако, повышать эффективность исключительно экономическими инструментами в настоящее время логистическим системам уже не удается. Влияние социального фактора на достижение синергетиче-ского эффекта становится настолько значимым, что бизнесу приходится учитывать его в построении цепей поставок в том числе.

ГРНТИ 06.71.02 © Букринская Э.М., 2020

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 921 755 91 08. Е-mail: bukrin@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 16.02.2020.

Bukrinskaya E.M.

APPLYING A LOGISTICS APPROACH TO THE ORGANIZATION OF EXTENDED MANUFACTURER LIABILITY

Введение

Материалы и методы

В статье использованы материалы, опубликованные в Отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качества управления» Счетной палаты РФ, исследования «Левада-центра» и организации Гринпис, а также исследования, проводимые отраслевыми специалистами. Результаты и их обсуждение

В России с 2019 года идет реализация крупномасштабной государственной программы по созданию системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Глобальные цели, заложенные в данной программе, входящей в национальный проект «Экология», на сегодняшний момент оказались настолько недостижимыми, что ни одна из них в полном объеме не реализована. Можно отметить лишь решение некоторых частных задач, как: создан единый оператор новой отрасли - публично-правовая компания «Российский экологический оператор», которой проведена инвентаризация инвестиционных объектов по созданию инфраструктуры ТКО с целью определения возможности оказания государственной поддержки; рассмотрено 316 проектов в 73 регионах России на сумму 173 млрд руб.; 12 субъектов Российской Федерации начали работы на 48 объектах, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде; по итогам 2019 года запланировано окончание работ по ликвидации 16 несанкционированных свалок в границах городов и 17 наиболее опасных объектов окружающей среде [1].

Вместе с тем, как показал анализ плана мероприятий по реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», не учтены необходимые мероприятия, направленные на решение задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. При отсутствии мероприятий по стимулированию и популяризации использования многооборотных товаров, тары, упаковки и сокращения использования одноразовых трудноперерабатываемых товаров и тары, ориентированных на предотвращение и сокращение образования отходов, которые являются необходимыми для реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами, существует вероятность недостижения цели по созданию эффективной системы обращения с ТКО.

Не предусмотрены меры и целевые показатели по стимулированию раздельного сбора отходов, в первую очередь пищевых, что препятствует эффективной работе предприятий по переработке отходов, являющихся для них сырьем. Кроме того, меры, направленные на создание мощностей по обработке и утилизации отходов в целях повышения доли утилизации образуемых отходов до 36% к 2024 году в отдельных регионах, недостаточны. В 7 из 10 субъектов Российской Федерации (Камчатский, Приморский и Алтайский края, Чукотский автономный округ, Республика Мордовия, Ленинградская и Московская области), остаточная емкость полигонов которых будет исчерпана в ближайшее время, критичная ситуация с местами захоронения отходов не изменится. Даже при достижении значений показателя «Доля твердых коммунальных отходов, направленная на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов», запланированных федеральным проектом для указанных регионов от 0 до 36%, тенденция их дальнейшего накапливания и захоронения сохранится.

Более того, возникающие в ходе проведения реформы в сфере обращения с отходами проблемы могут препятствовать решению указанной задачи. В 11 субъектах Российской Федерации не приступили к работе региональные операторы по обращению с ТКО, обеспечивающие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъектов Российской Федерации. Емкости имеющихся полигонов в 10 субъектах Российской Федерации будут исчерпаны с 2020 по 2024 гг. В связи с наличием в отдельных регионах дефицита мест для захоронения ТКО, законодательно разрешено до 2023 года размещать мусор на нелицензированных объектах.

Вместе с тем, Минприроды России не выполнено поручение заседания рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в части определения до 1 июня 2019 года мест расположения 20 пилотных объектов размещения ТКО (полигонов) в целях начала строительства (модернизации) комплексов по обработке и утилизации ТКО. Также по федеральному проекту отсутствует обоснование вклада мероприятий и достаточности планируемых результатов в достижение его показателей. Не представляется возможным оценить вклад,

а также необходимость и достаточность мероприятий для достижения результатов по вводу в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации и обработке, а также для достижения показателей по увеличению доли отходов, направляемых на обработку и утилизацию.

Таким образом, существует вероятность недостижения цели и целевых показателей по эффективному обращению с отходами производства и потребления при отсутствии обоснованности планируемых результатов и их достаточности для достижения цели и показателей; мероприятий, учитывающих приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами; готовности отдельных регионов к реализации реформы [1]. В нынешнем виде реформа не служит развитию отрасли переработки, стратегия развития которой была подписана в январе 2018 года. Хотя формально реформа призвана снизить экологическую нагрузку за счет отказа от захоронения отходов и перехода к вторичному использованию сырья, законодательно ни цели развития переработки, ни дальнейшее вовлечение вторсырья в промышленный оборот в ней не закреплены. По оценке сложившегося состояния, скорость появления и качество этой отрасли в первую очередь зависят от активности домохозяйств и бизнеса.

Касательно активности населения можно отметить следующее. Еще в середине 2016 года «Левада-центр» по заказу «Гринпис» провел опрос населения о необходимости и готовности жителей разделять отходы. Опрос опроверг все уверения государственных чиновников, особенно в регионах, о нежелании общественности заниматься этими процессами. Согласно опросу, 57% респондентов готовы раздельно собирать отходы, если им будут предоставлены контейнеры в шаговой доступности, а 6% уже собирают и сдают отходы в переработку, несмотря иногда на значительную территориальную удаленность таких пунктов [2].

Кроме того, в марте 2017 года «Гринпис» опубликовал исследование о доступности инфраструктуры раздельного сбора мусора в 160 российских городах с населением от 100 тыс. человек. Результаты исследования показали, что из 73,7 млн человек доступ к инфраструктуре раздельного сбора имеют 6,8 млн (9,2%) горожан [3]. Исходя из результатов исследования, можно сделать очевидные выводы: желание изменить систему со стороны только одного участника системы - населения - недостаточно для получения значимых результатов [5]. Некоторые шаги на государственном уровне по развитию отрасли по переработке все-таки предпринимаются, но пока это лишь единичные инициативы.

Вторичное использование

^---N

к к ( Финансирование отрасли п

Переработка у

4 > 4------

Производственное потребление

Производство упаковки

Производство товаров

Распределение

СБОР

Личное потребление

— РОП в РФ ---- РОП в Еропе

Рис. Рамки расширенной ответственности производителя

Для начала необходимо отметить внедрение с 2015 года института расширенной ответственности производителя (РОП). Однако его реализация на сегодняшний день показала свою полную несостоятельность: эффективность применяемой модели за 4 года существования показала всего 5-9% переработанных отходов использованных товаров и упаковки (ОИТ), в то время как европейская модель (которая была взята за основу) показывает эффективность равную 60%. В связи с этим, в декабре 2019 года были внесены предложения, разработанные Минприроды России. Новая концепция позволит заменить существующий порядок на более эффективные и прозрачные процессы утилизации отходов от использования товаров [4]. Рассмотрим подробнее нововведения с точки зрения реализации логистического подхода с использованием схемы, приведенной на рисунке.

Отмена нормативов утилизации как инструмента РОП (установление 100% нормативов) и разработка целевых показателей позволяет приблизить формирование адекватной системы сбалансированных показателей, поскольку дает возможность уровнять требования к коммерчески привлекательным на сегодняшний день отходам и тем видам, чей сбор и переработка в сложившихся экономических условиях невыгодны. Особенно это важно для системы обращения упаковочных отходов. Для этой группы отходов тоже предусмотрены изменения. Концепцией предусмотрен перенос ответственности за организацию РОП с производителей товаров в упаковке на производителей упаковки. Логичное решение, позволяющее создать настоящий замкнутый цикл обращения, поскольку потребителями вторичных ресурсов, изготовленных из отходов, будут производители упаковки. Кроме того, осуществлять контроль со стороны государства за исполнением обязательств по созданию системы обращения с отходами эффективнее за небольшим количеством производителей упаковки.

Контроль за исполнением стал ключевой задачей в принимаемой концепции. Эксперты отмечают полный провал государства в вопросах регулирования и контролирования материальных и финансовых потоков в сфере обращения и переработки. Для улучшения ситуации решено применить мораторий на самостоятельное выполнение РОП сроком на 5 лет. При этом, закон позволяет компаниям-производителям и компаниям-импортерам осуществлять РОП самостоятельно или с помощью государства путем оплаты экологического сбора. Самостоятельная реализация РОП может происходить следующими путями: выполнение импортерами и производителями товаров нормативов утилизации с использованием собственных мощностей; заключение договоров с предприятиями-переработчиками отходов через создания отраслевых ассоциаций; заключение договоров с предприятиями-переработчиками отходов напрямую.

Причина введения моратория на самый эффективный способ, если учитывать зарубежный опыт, состоит в тотальной фальсификации отчетности о выполнении РОП при самостоятельной его реализации, следствием чего является неэффективное использование средств экологического сбора. Финансирование развития системы глобального масштаба всегда выступает камнем преткновения в попытке соблюсти интересы всех участников. Изменения в направлениях движения финансовых потоков и пунктах их аккумулирования ведут либо к прозрачности обеспечения системы, либо к развитию теневых рынков. Предлагаемые изменения, на первый взгляд, повышают эффективность системы и упрощают использование модели РОП.

Для начала предлагается изменение оплаты утилизационного сбора путем оплаты по факту производства, а не по факту реализации. Таким образом, разрешается самый большой пробел в законодательстве: экологический сбор будет уплачиваться по аналогии с НДС. В результате полностью реализуется принцип любой модели расширенной ответственности производителя «загрязнитель платит». И как логичное следствие - передача функций административного оператора сбора Федеральной налоговой службе.

Выводы

Оценка некоторых рассмотренных нововведений с точки зрения логистического подхода показала следующее. Эффективность деятельности предприятий в рассматриваемой отрасли складывается из 4 основных составляющих: гарантированное обеспечение сырьем, наличие добавленной стоимости (рентабельность), гарантированный сбыт и компенсация затрат в случае ограниченной рентабельности. Таким образом можно сделать вывод, что обеспечение сырьем является ключевым пунктом существования и развития все сферы переработки. Однако реализация процесса силами только населе-

ния невозможна. Государство нашло единственный способ изменить ситуацию - возложить эти затраты на бизнес.

Таким образом РОП в РФ сегодня - это возврат к линейной экономике. Логистический подход же придерживается принципов циклической экономики, в которой эффективность мероприятий рассчитывается с помощью минимизации суммы затрат всех участников цепи поставок, базирующейся на поиске оптимального состояния на каждом этапе цепи поставок. Однако, внедрение моратория на самостоятельную реализацию ответственности с помощью отраслевых ассоциаций и самостоятельного заключения договоров с переработчиками на 5 лет, по сути, остановит оптимизацию этапа сбора отходов, обеспечивающего гарантированную загрузку производственным мощностей.

Причем речь идет в первую очередь об отходах личного потребления, сбор которых организационно и финансово сложнее и, как следствие, дороже. Отдельные предприятия, выстраивая собственную систему расширенной ответственности, финансово не смогут обеспечить полноценную систему сбора, а воспользоваться системой, которую создавали отраслевые ассоциации с 2015 года, нельзя будет в течение пяти лет. Возникает объективная необходимость создания управляющей подсистемы, в чьи задачи будет входить управление потоками в создаваемой отрасли. Подобным логистическим оператором в соответствии с вводимыми изменениями становится Российский экологический оператор - публично-правовая компания, созданная по решению Президента России в январе 2019 года.

Таким образом устраняется возможность незаконного получения производителями акта об утилизации ОИТ. Однако стимулировать развитие инфраструктуры сбора этот субъект не сможет ввиду отсутствия действенных инструментов. С учетом того обстоятельства, что на сегодняшний день финансирование отрасли за счет населения в десятки раз превышает платежи, поступающие от бизнеса (жители России платят 180 миллиардов рублей за вывоз и утилизацию отходов, коммерческие компании платят только 2,5 миллиарда в рамках расширенной ответственности производителя), новая концепция РОП не сможет кардинально изменить ситуацию, а только приостановит развитие, если не применять системный подход.

ЛИТЕРАТУРА

1. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качества управления». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.ach.gov.ru/activities/control/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1 %8Б%202020-01-15%20 [1 J.pdf (дата обращения 15.02.2020).

2. «Мусорная реформа» и раздельный сбор отходов: результаты мартовского опроса Левада-центра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.rU/2019/05/15/musornaya-reforma/#_ftn1 (дата обращения 15.02.2020).

3. «Гринпис России» рассортировал отходы на душу населения // Коммерсантъ. № 18. 01.02.2018. С. 5.

4. Концепция совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.solidwaste.ru/wp-content/uploads/2019/10/Kontseptsiya-sovershentstvovaniya-instituta-ROP.pdf (дата обращения 15.02.2020).

5. Мясникова Л.А., Букринская Э.М. Логистика взаимодействия участников системы обращения с отходами // Проблемы современной экономики. 2018. № 3 (67). С. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.