Научная статья на тему 'Применение логистических стандартов в производстве уникального оборудования для аэрокосмической отрасли'

Применение логистических стандартов в производстве уникального оборудования для аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Тод Н. А.

Рассматривается вопрос использования тянущих логистических стандартов для решения проблемы оптимизации запасов на предприятиях, производящих уникальное оборудование для аэрокосмической отрасли. Проблема заключается в больших нерациональных объемах закупок, которые неизбежно приводят к существенным дополнительным затратам на содержание запасов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF LOGISTICAL STANDARDS IN MANUFACTURE OF THE UNIQUE EQUIPMENT FOR SPACE BRANCH

In the article use of pulling logistical standards for the decision of stocks optimization problem at the enterprises making the unique equipment for aerospace branch is considered. The problem consists in the big irrational volumes of purchases which inevitably lead to essential additional costs on storage of stocks.

Текст научной работы на тему «Применение логистических стандартов в производстве уникального оборудования для аэрокосмической отрасли»

Решетневские Чтения

рые могут быть начаты в 2009-2010 учебном году.

Востребованность таких специалистов подтверждается фактическими примерами, приведенными в современных средствах массовой информации:

1. Модель космической логистики, предложенная учеными Массачусетсского технологического института, предполагает наличие «перевалочных пунктов» на Земле, Луне, Марсе и на стационарных орбитах вокруг них, а также определенных точек в пространстве, где гравитация одного космического тела компенсирует гравитацию другого.

2. Наведение высокоточного оружия, определение местоположения объектов, вся логистика его перемещения и эксплуатации очень важны для сверхдорогих систем космического оружия. США очень боятся, что эффективность их вооруженных сил может снизиться из-за невнимания к логистике.

3. Организация хранилищ и планирование размещения грузов на космическом корабле -чрезвычайно сложная задача. Для того чтобы повысить эффективность логистических процессов, Европейское космическое агентство приняло ре-

шение использовать ЭБ-технологии компании ParallelGraphics, на основе которых был создан новый продукт - ATV IntraVehicular Configuration Tool (ATV ICT).

4. В середине февраля 2009 г. в Государственном университете управления (г. Москва) состоялся научный семинар, посвященный проблемам развития современных наукоемких технологий, «Логистика и коммерциализация инновационных процессов нано- и космических технологий».

5. Транспортная логистика. В ОАО «РЖД» внесены технические предписания сообразно внедрению спутниковых технологий на железнодорожном транспорте. Теснее всего сейчас космические технологии употребляются для контроля передвижения, а также организации работы восстановительных поездов, при производстве ремонтных путевых работ.

6. По словам главы ведомства Андрея Фурсен-ко, власти Баварии (Германия) намерены развивать сотрудничество с Россией в области космических технологий через министерство образования и науки РФ. Стороны обсудили проблемы международного уровня, в частности, управление движением, логистику, глобальное наблюдение из космоса, экологический мониторинг.

V. F. Lukinykh

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

TRAINING OF SPECIALISTS IN LOGISTICS FOR THE SPACE BRANCH

Nowadays the orientation of logistics only towards the production processes of the space engineering enterprises does not meet the requirements of civil needs on the Earth. The educational and research activity in all functional spheres of logistics: supply, distribution, service, transportation, warehousing and communications for the space branch maintenance are to be developed.

© Лукиных В. Ф., 2009

УДК 658.7

Н. А. Тод

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ В ПРОИЗВОДСТВЕ УНИКАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассматривается вопрос использования тянущих логистических стандартов для решения проблемы оптимизации запасов на предприятиях, производящих уникальное оборудование для аэрокосмической отрасли. Проблема заключается в больших нерациональных объемах закупок, которые неизбежно приводят к существенным дополнительным затратам на содержание запасов.

Производство уникального оборудования для аэрокосмической отрасли имеет свою специфику: процесс производства четко регламентирован; за-

казчик точно устанавливает дату, к которой должен быть произведен готовый продукт; дальнейший процесс производства после получения зака-

Логистика в аэрокосмической отрасли

за проходит по стандартной технологической схеме. Таким образом, можно сказать, что производственная система такого вида продукта имеет тянущий характер. Это значит, что выполнение определенных операций на предыдущем этапе производства происходит только после поступления запроса с последующего этапа.

В настоящее время процесс снабжения производства уникального оборудования для аэрокосмической отрасли характеризуется множеством проблем. Одной из самых серьезных являются большие издержки на содержание запасов. Для производства уникального оборудования необходимы уникальные материальные ресурсы и комплектующие [1]. Выбор потенциальных поставщиков невелик, особенно если учесть, что отечественные производители оборудования для аэрокосмической отрасли должны закупать материальные ресурсы только у отечественных поставщиков. К сожалению, практика показывает, что они не готовы работать в гибком оперативном режиме, когда поставщик может обеспечить заказчику поступление любого количества ресурса к любой дате. Поэтому отдел снабжения вынужден закупать большое количество этих материальных ресурсов, так как он обязан обеспечить их наличие для непрерывного производственного процесса. Это неизбежно приводит к необоснованным дополнительным затратам на содержание запаса. Причем обычно закупки происходят намного раньше даты непосредственного использования ресурса в производственном процессе, что также связано с неспособностью поставщиков работать в режиме реального времени и зачастую с их ненадежностью.

Одним из возможных путей решения проблемы оптимизации запасов является использование тянущих логистических стандартов (технологий) в цепи поставок от рынка сырья до конечного потребителя. Базовыми логистическими стандартами тянущего вида, которые могут быть использованы для решения указанной проблемы, являются Just-in-Time (JIT) - точно в срок и Demand-driven Techniques (DDT) - логистика, ориентированная на спрос. На базе этих стандартов создано несколько базовых модулей. Например, на базе DDT созданы Quick Response (QR) - метод быстрого реагирования, Continuous Replenishment (CR) - непрерывное пополнение запасов, Automatic Replenishment (AR) - автоматическое пополнение запасов [2]. Все эти методы нацелены на максимальное сокращение времени реакции логистической системы на изменение спроса, а также на сокращение запасов во всех звеньях це-

пи поставок. Эти методы позволяют осуществлять эффективное управление запасами на основе непрерывного мониторинга потребностей каждого этапа логистического цикла и мониторинга состояния запасов на каждом этапе. Также они позволяют сократить длительность логистического цикла благодаря быстрой реакции предшествующего этапа технологической цепочки на запросы последующего этапа.

Безусловно, внедрение любой из указанных логистических технологий требует компьютеризации и автоматизации процесса движения материального потока по всей цепи поставок. Для этого необходимо современное высокопроизводительное оборудование (для быстрой передачи данных), соответствующее программное обеспечение, создание баз данных, использование Интернета и —еЬ-технологий и др. Это потребует значительных затрат, однако по оценкам специалистов экономия, полученная за счет существенного сокращения запасов, сможет покрыть эти единовременные затраты. В итоге, внедрение логистических технологий позволит всем участникам цепи поставок (поставщикам, производителям и потребителю в лице государства) получить существенные выгоды.

Практическая реализация логистических технологий в цепи поставок производителя аэрокосмического оборудования возможна при условии принятия государственной программы по обеспечению процесса производства оборудования для аэрокосмической отрасли, которая должна регламентировать отношения между поставщиками, производителями и потребителями с учетом выбранного логистического стандарта. На наш взгляд, это является обязательным условием, так как, к сожалению, отечественные поставщики и производители пока не готовы нарушить уже привычную схему взаимоотношений, понять целесообразность создания интегрированных цепей поставок и внедрения в них современных логистических стандартов, оценить выгоды, которые они при этом получат, и самостоятельно перейти к их внедрению.

Библиографический список

1. Лайсонс, К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / К. Лайсонс. М. : Инфра-М, 2005.

2. Сергеев, В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / В. И. Сергеев. М. : Инфра-М, 2004.

N. A. Tod

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.