Как видно из приведенных в таблице данных, между показателями портального кровотока в основной группе и группе клинического сравнения имелись достоверные различия за счет изменения диаметра воротной вены и линейной скорости кровотока.
Данные изучения портопеченочной гемодинамики в зависимости от степени тяжести ПН представлены в таблице 2.
Таблица 2
Зависимость показателей портопеченочной гемодинамики от степени тяжести ПН
Группы больных Показатели гемодинамики
Печеночная артерия Воротная вена
О (мм) V теап (см/с) V уоі. (мл/мин) О (мм) V теап (см/с) V vol (мл/мин)
Легкая степень ПН 4,9** (4,7-5,0) 26,1* (23,0-29,2) 286* (270,0-303) 13,5* (11,1-15,9) 18,2* (15,1-22,4) 1120* (887-1234)
Средняя степень ПН ,4) 00 со сч (4, 22,2*** (20,1-31,1) 248,0 (202-286,0) 12,3 *** (11,5-12,4) 10,5** (9-12) 712** (600-846,2)
Тяжелая ПН 5,4*** (5,0-5,6) 29,9 (21,3-38,0) 405,6*** (297,0-443,0) 10,0 (9,0-10,6) 9,4 (8,8-10,0) 483*** (394,0-610,6)
Примечание: * - достоверные различия между группами с легкой и тяжелой степенью ПН; ** - между группами с легкой и средней степенью ПН; *** - между группами со средней и тяжелой степенью ПН.
Из таблицы видно, что с увеличением тяжести ПН отмечалось снижение как линейной, так и объемной скоростей кровотока по стволу портальной вены. Имелись достоверные различия в скоростных параметрах кровотока и диаметре сосудов между группой с легкой и тяжелой степенью ПН (ри = 0,01).
ВЫВОДЫ:
1. Печеночная недостаточность при остром панкреатите наблюдается у 84,4 % больных. В фазе отечного панкреатита она отмечена у 4,8 % больных, а при панкреонекрозе — у 95,2 %.
2. Основными патофизиологическими механизмами развития печеночной недостаточности при остром панкреатите являются рано возникающие расстройства микроциркуляции, которые проявляются снижением основных показателей портопеченочной гемодинамики и редукцией общего печеночного кровотока, что приводит к выраженной гипоксии печеночной ткани.
А.Н. Плеханов, А.И. Товаршинов
ПРИМЕНЕНИЕ ЛАЗЕРНОЙ БИОСТИМУЛИРУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ДЛИТЕЛЬНО НЕЗАЖИВАЮЩИХ ТРОФИЧЕСКИХ ЯЗВ
Бурятский государственный университет (Улан-Удэ)
Цель: оценить отдаленные результаты применения лазерного излучения (ЛИ) на активность репа-ративных процессов трофических язв, обусловленных хронической венозной недостаточностью (ХВН).
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Нами наблюдалось 46 больных с трофическими язвами на фоне ХВН различной степени выраженности (основная группа). Все они составили группу резистентных к лекарственным препаратам больных. Комплексное лечение включало наряду с ЛИ базисную терапию: механическое очищение язвы от некротизированных тканей, применение протеолитических ферментов и химических антисептиков, мазевые повязки. Средний возраст — 63,3 ± 4,2 года, давность заболевания — 11,9 ± 3,1 года, длительность язвенного анамнеза — 5,1 ± 1,0, длительность существования язвы — 2,4 ± 0,3 месяца.
Группу клинического сравнения составили 32 пациента, которым применяли стандартную базисную терапию. Эффективность лечения оценивали по следующим показателям: срок очищения язвенной поверхности от некротизированных тканей и развития грануляционной ткани, время эпителиза-ции язвы, размеры язвы и длительность госпитального периода.
Местное воздействие инфракрасного лазерного излучения осуществляли с помощью импульсного лазерного аппарата «Узор». Продолжительность одного сеанса контактного воздействия на язву — 256 секунд, курс лечения — 16 — 22 сеанса ежедневно.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Применение биостимулирующей лазерной терапии способствовало сокращению сроков очищения язвенной поверхности от некротизированных тканей, развитию грануляций, уменьшению разме-
ров и заживлению язвы более выраженное в основной группе больных. Так в основной группе средние сроки очищения язвенной поверхности составили 5,61 ± 0,24 суток, в группе клинического сравнения
— 12,67 ±1,4 (р = 0,04), грануляции в основной группе развивались на 7,18 ± 0,8 сутки, в группе клинического сравнения на 14,67 ± 2,3 сутки (р = 0,004), полное заживление язвы в основной группе происходило на 25,7 ± 2,89 сутки, тогда как в группе клинического сравнения на 32,8 ± 4,01 сутки (р = 0,05). До лечения в язвах у всех больных обнаруживали антибиотикорезистентные штаммы золотистого и белого стафилококка, нередко сочетающиеся с синегнойной палочкой и протеем в количестве более 107 в 1 г. ткани язвы. К концу лечения у больных основной группы в заживающих язвах и на поверхности новообразованного эпителия рост патогенной микрофлоры отсутствовал.
Применение лазеротерапии в комплексном лечении трофических язв нижних конечностей повышает ее эффективность, что особенно важно у больных, имеющих противопоказания к хирургическому лечению. До поступления в стационар больные в течение 4 — 9 лет безуспешно применяли различные мази и антисептические средства.
ВЫВОДЫ
Комплексное лечение трофических язв нижних конечностей, на фоне хронической венозной недостаточности, включая и биостимулирующую лазеротерапию, сокращает сроки очищения язвенной поверхности и заживления язвы, оказывает антибактериальное, репаративное и иммуномодулирующее воздействие на течение язвенного процесса.
А.П. Поздеев, Н.Г. Чигвария
ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ КОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
ФГУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера Росмедтехнологий» (город)
Истинные доброкачественные опухоли костей относятся к редким заболеваниям скелета в детском возрасте. Вариабельность их течения и отсутствие чётких диагностических критериев создают трудности при распознавании патологического процесса, являются причиной запоздалой диагностики, а также тактических ошибок при планировании и выполнении оперативного вмешательства.
Цель исследования: разработка критериев диагностики доброкачественных опухолей скелета у детей и тактики их хирургического лечения с учётом варианта поражения кости.
ЗАДАЧИ:
— выделение основных клинических и рентген-радиологических критериев диагностики доброкачественных опухолей скелета у детей;
— выработка дифференцированной хирургической тактики при доброкачественных опухолях костей с учётом локализации и степени выраженности деструктивного процесса.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Изучены результаты обследования и хирургического лечения 78 детей с доброкачественными опухолями скелета, находившихся на лечении в отделении костной патологии ФГУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера Росмедтехнологий» с 1980 по 2007 годы. Возраст пациентов — от 3 до 18 лет. В анализируемую группу вошло 44 пациента с остеоид-остеомой, 12 — с хондробластомой, 9 — с остеомой, 8 — с хондромой (в том числе, 2 случая юкстакортикальной хондромы), 2 — с остеобластомой, 2 — с гигантоклеточной опухолью, 1 — с хондромиксоидной фибромой. Использовались клинический, рентгенологический, компьютерно-томографический, радионуклидный методы исследования, магнитно-резонансная томография. Окончательная верификация костного процесса основывалась на результатах гистологического исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для остеоид-остеом наиболее характерны ночные боли, гипотрофия мягких тканей, контрактуры, реактивный синовит, асимметрично расположенный локально утолщенный участок склерозирован-ной кости с очагом просветления диаметром до 1,5 см, регионарная гиперваскуляризация (в среднем 155 %) и гиперфиксация (в среднем 270 %) радиофармпрепарата. При остеобластомах симптомокомп-лекс соответствовал таковому при остеоид-остеоме, при этом очаг деструкции превышал в диаметре 1,5 см, отмечались более выраженные локальная гиперемия (в среднем 170 %) и гиперфиксация (в среднем 500 %) радиофармпрепарата. Наиболее типичными проявлениями остеом являлись слабовыражен-ные боли, наличие экстракортикально расположенных напластований склерозированной костной тка-