Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПАКОВОК'

ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПАКОВОК Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО УПАКОВКИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПАКОВКИ / СУВЕНИРНАЯ КАРТОННАЯ УПАКОВКА / ФЛЕКСОГРАФСКАЯ ПЕЧАТЬ / ОТДЕЛКА УПАКОВОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Комаров Денис Викторович

В статье рассмотрен предложенный метод оценки качества упаковочной продукции на примере сувенирных картонных упаковок, основанной на квалиметрическом анализе с применением экспертного метода с помощью которого была проведена оценка качества печати, оценка декоративной отделки и оценка качества конструкции упаковки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Комаров Денис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE QUALIMETRIC METHOD TO ASSESS THE QUALITY OF PACKAGES

The article considers the proposed method for assessing the quality of packaging products using the example of souvenir cardboard packages, based on qualimetric analysis using an expert method, with the help of which an assessment of the quality of printing, an assessment of decorative decoration and an assessment of the quality of the design of the package were carried out.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПАКОВОК»

Alekseeva Elena Arkadievna, senior lecturer, olgakameneva@gmail.com, Russia, St. Petersburg, Saint-Petersburg State Forest Technical University,

Sokolova Viktoria Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, sokolova_vika@in-box.ru, Russia, St. Petersburg, Military Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny,

Miranovich Aleksey Valerievich, candidate of technical sciences, docent, first vice-rector, miron23k@tut.by, Republic of Belarus, Minsk, Belarusian State Agrarian Technical University

УДК 655.3.062

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-274-279

ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ

КАЧЕСТВА УПАКОВОК

Д.В. Комаров

В статье рассмотрен предложенный метод оценки качества упаковочной продукции на примере сувенирных картонных упаковок, основанной на квалиметрическом анализе с применением экспертного метода с помощью которого была проведена оценка качества печати, оценка декоративной отделки и оценка качества конструкции упаковки.

Ключевые слова: качество упаковки, оценка качества упаковки, сувенирная картонная упаковка, флексографская печать, отделка упаковочной продукции.

Качество функциональных и эстетических свойств полиграфической и упаковочной продукции способствует повышению спроса и удовлетворению потребительских потребностей.

Современный рынок диктует новые критерии успеха компаний, к которым относится не столько наращивание объемов производства, сколько эффективность технологий продвижения товара. При перенасыщении рынка важнейшим критерием выбора товара является внешний вид упаковки [1]. В связи с этим производители стремятся улучшить качество упаковки выпускаемой продукции и разнообразить традиционные виды упаковочных материалов различными видами отделки.

В последние годы все большее распространение получают методики оценки качества, основанные на квалиметрическом анализе. Квалиметрия позволяет не просто получать данных о качестве продукта или услуги, но и контролировать уровень этого качества в динамике, проводить планирование качественных показателей и выбирать наиболее оптимальный вариант производства продукции или оказания услуги. Еще одним бесспорным преимуществом квалиметри-ческого метода является возможность контролировать качество продукции на разных этапах производственного цикла. В основе получения самых точных результатов лежит грамотный выбор оцениваемых параметров, наиболее походящих под поставленную задачу [2, 3].

Проведение оценки качества обуславливается необходимостью совершенствования объекта, улучшения его основных характеристик и повышения полезного эффекта при использовании объекта.

В качестве примера рассмотрим применение данного метода для проведения оценки качества сувенирной картонной упаковки. Эта методика позволяет одновременно рассматривать оцениваемый объект и как упаковку, к которой предъявляются требования по сохранению товара и как декоративный объект, призванный привлекать внимание потребителей. При этом будут учитываться разные параметры в одной системе оценивания за счет использования безразмерных показателей качества и коэффициентов весомости.

Для получения максимально достоверного результата очень важно правильно выбрать оцениваемые параметры, которые войдут в состав комплексного показателя качества. Так как основной функцией сувенирной упаковки является декоративная, в первую очередь внимание будет уделяться качеству печати и декоративной отделке. Условно разобьем тестируемые параметры на три категории: оценка качества печати, оценка декоративной отделки и оценка качества конструкции упаковки.

Основные требования к картонным упаковкам и методы оценки качества уже разработаны и регламентированы [4], поэтому при исследовании будем опираться на них. Однако не существует единого стандарта оценки качества флексографской печати и послепечатной отделки сувенирной продукции, поэтому выберем наиболее значимые параметры, методику оценки их качества и определим эталонные значения.

Определение эталонного значения каждого показателя и его коэффициента весомости является неотъемлемой частью проведения комплексной оценки качества, так как оценка каждого отдельного показателя происходит при сравнении его реального значения с установленным эталоном, а использования коэффициентов весомости позволяет обеспечить связь разных показателей между собой и с самим комплексным показателем.

Для определения коэффициентов весомости свойств в рамках проводимого исследования целесообразно использовать экспертный метод, актуальность использования которого обуславливается не только тем, что эксперты позволяют наиболее точно определить важность каждого оцениваемого критерия, так как являются специалистами в своих областях, но и тем, что они одновременно являются субъектами рынка сувенирной упаковки, для привлечения внимания которых и используется декоративная функция упаковки. Таким образом, выражаемое экспертами субъективное мнение позволит получить более точные результаты, так как одновременно включает в себя и профессиональную и личную субъективную оценку [5].

Оценку качества флексографской печати целесообразно проводить по ее основным дефектам, которые можно распределить в одну из четырех основных групп: проблемы растаскивания, неприводки, искажения цветопередачи и потерь контраста [6]. Необходимо также оценить качество воспроизведения и считывания штрих-кодов, а также общее качество печати - отсутствие брака.

Оценку отделочных процессов проводить необходимо по следующим показателям. Так, оценка качества лакирования проводится в соответствии с техническими требованиями, соответствующими используемому типу лака, из которых самыми распространенными тестируемыми параметрами являются: оценка качества адгезии лаковой пленки, оценка уровня глянца, оценка стойкостей лакового покрытия к царапанью, истиранию и химическим агентам (вода, масло, спирт), а также проводится оценка способности лаковой пленки к скольжению. При оценке качества тиснения фольгой оцениваются такие параметры как косина, укрывистость оттиска фольгой, четкость или резкость тиснения, разрешающая способность, точность приводки, адгезия к поверхности запечатываемого материала, стойкость к отмарыванию и истиранию, а также к реактивам и растворителям.

Оценка потребительских свойств сувенирной картонной упаковки должна осуществляться по следующим параметрам: линии сгиба - визуальная оценка и оценка прочности, фиксация замков, оценка прочности крышки и ручки. После проведения тестирования проводится оценка возникновения разрывов или других дефектов на поверхности упаковки [4].

Разработка комплексной методики оценки сувенирных картонных упаковок позволяет использовать упрощенную методику квалиметрического подхода оценки качества. Для сравнения между собой разных показателей в одной системе оценивания будут использоваться безразмерные показатели качества, а для определения их взаимосвязи между собой и с комплексным показателем - безразмерные коэффициенты весомости.

Для определения коэффициентов весомости каждого из тестируемых параметров экспертам требуется оценить их значимость по шкале от 1 до 10, где наименьшее значение присваивается самому малозначимому параметру, а наибольшее - самому важному. Степень согласованности экспертов оценивалась при помощи коэффициента вариации, расчеты выполнялись в программе MS Excel. Для расчета коэффициентов весомости проводим расчет суммы баллов, набранных одним оцениваемым параметром, и вычисляем долю, занимаемую им в общей сумме баллов всех оцениваемых параметров. Сумма коэффициентов весомости равна единице.

На следующем этапе проводится определение эталонных значений тестируемых параметров.

Растискивание при флексопечати наиболее явно проявляется на 30% поле, поэтому именно оно измеряется в расчетах с помощью денситометра. Так как для флексопечати стандартный показатель максимальной оптической плотности плашки 100% равен 1,7, то оптическая плотность 30% плашки соответственно составляет 0,51. Принимаем эти значения за эталонные и рассчитываем эталонное приращение относительной площади, получаем AS30 = 40,5 . Чтобы

результат считался удовлетворительным, рассчитанное значение не должно превышать эталонное. Если растаскивание удовлетворительное, то параметр входит в состав комплексного показателя качества со значением 1, если нет - со значением ноль.

В качестве эталонного значения для неприводки возьмем стандарты флексографской печати. Для флексопечати неприводка считается удовлетворительной, если ее значение не превышает 150 мкм.

В качестве эталонного значения искажения цветопередачи принимаем результат расчета цветового различия подписного листа АЕ = 1,87. При расчете комплексного показателя качества искажение цветопередачи определяется отношением рассчитанного значения для оцениваемого образца с эталонным значением.

За эталон потери констрастности принимаем максимально допустимое значение разниц оптических плотностей стандарта флексопечати: В = 0,09. Если полученное значение потери контраста превышает установленное стандартом значение, то показателю присваивается значение 0, если не превышает - 1.

Считываемость штрих-кода проверяется верификатором и оценивается визуально на предмет точности воспроизведения линий и отсутствия посторонних объектов в свободной зоне штрих-кода. Если устройство смогло считать штрих-код, показатель считается удовлетворительным и ему присваивается значение 1, в противном случае - 0.

Исследуемый оттиск при оценке качества печати (отсутствии брака) оценивается визуально на предмет обнаружения на нем внешних признаков брака по следующим параметрам: полошение (вертикальное или горизонтальное), наличие царапин, неравномерность цветового тона, растяжение растровых точек, марашки. Если в процессе оценки обнаруживается хотя бы один из перечисленных видов брака, показателю присваивается значение 0, если брака не обнаружено - значение 1.

Оценка качества лакирования проводится по показателю уровня глянца, адгезии лаковой пленки, стойкости к истиранию и равномерности нанесения. Оценка уровня глянца проводится при помощи глянцеметра, за эталонное значение принимается значение глянца подписного листа 88,5. По согласованию с заказчиком прописаны допустимые отклонения в 10%. В качестве удовлетворительных значений принимаем диапазон от 80 до 96, соответствующих глянцевому покрытию. Качество адгезии считается удовлетворительным, если при тестировании лакового слоя липкой лентой на ленте не остается следов лака, и не удовлетворительным, если частицы лака присутствуют на липкой ленте или на поверхности наблюдаются небольшие разрывы. Оценка равномерности лакового покрытия оценивается визуально. Если никаких нарушений не выявлено, показатель считается удовлетворителным. При оценке стойкости к истиранию лаковое покрытие тестируется истиранием белой бумагой. Выполняется 20 циклов истирания, после чего проводится визуальная оценка лакового покрытия. Для удовлетворительного результата на нем не должно быть крупных царапин, отставания частичек лака и следов загрязнений. Если результаты всех тестирований оказались удовлетворительными, показатель «качество лакового покрытия» получает значение 0,5, если не все тестирования были пройдены успешно, значение снижается в зависимости от количества не пройденных испытаний (все параметры принимаются равновесными).

Оценка качества тиснения фольгой проводится по укрывистости фольги и четкости тиснения по внешнему виду запечатываемых поверхностей и наличию (отсутствию) размытостей и неровностей по краям. Использование балльной оценки не требуется, так как нет необходимости тиснения тонких линий и тиснение само по себе не является ключевым видом отделки. При визуальной оценке качества тиснения мы считаем укрывистость фольги удовлетворительной, если слой фольги полностью покрывает оттиск плашки. При отсутствии признаков размытостей, выступов, неровных краев считается удовлетворительной четкость тиснения.

Аналогично оценки адгезии лакового покрытия, закрепление фольги оценивается при помощи липкой ленты. Если после трехкратного отрыва липкой ленты на оттиске не появилось каких-либо изменений, адгезия считается удовлетворительной.

Прочность фольги к истиранию проводится при помощи бумаги. По запечатанной фольгой поверхности проводится 30 циклов истирания, если после проведения тестирования не обнаружено переноса частиц фольги на незапечатанные участки оттиска, прочность фольги к истиранию считается удовлетворительной.

Анализ результатов проведенной оценки качества тиснения аналогичен оценке качества лакового покрытия. При получении удовлетворительных значений по всем параметрам показатель качества тиснения получает значение 0,5. Таким образом, при качественном выполнении лакирования и тиснения фольгой показателю «качество отделки» будет присвоено значение 1.

Оценка потребительских свойств проводится по пяти основным параметрам, выбранным для тестируемого вида упаковки. Параметры принимаются равновесными в рамках проводимой оценки. Допустимое отклонение линий сгиба, оцениваемое при помощи угольника, не должно превышать 1 мм на 100 мм длины. Прочность линий сгиба после трехкратного сгибания и разгибания считается удовлетворительной, если на материале не появилось разрывов и заломов. Качество замков оценивается по точности вхождения язычков в прорези и надежности их закрепления. Прочность крышки оценивается по отсутствию разрывов и деформаций после цикла открываний. Надежность ручек определяется тестированием нагрузкой, после чего оценивается наличие дефектов или разрывов.

Расчет комплексного показателя качества проводится по упрощенной формуле расчета комплексного показателя без учета коэффициента эффективности:

КСУ = kS x AS + kH x H + kE x

АЕо,

- + kD x D + keG x ВС + kP x P + kF x F + kСР x СР,

где AS — показатель растаскивания; Н — показатель неприводки; AE - значение цветопередачи, AD — показатель контрастности оттиска; BC - показатель считываемости штрих-кода (barcode); P - показатель общего качества печати (print); F — показатель общего качества отделочных процессов (finishing); CP - показатель качества потребительских свойств (consumer properties); ks, kH, kE, kD, kBC, kP, kF, КСР - коэффициенты весомости показателей растискивания, неприводки, цветопередачи, контрастности оттиска, считываемости штрих-кода, общего качества печати, качества отделочных процессов, качества потребительских свойств.

Для нашего исследования проведем оценку пяти сувенирных упаковок по разработанной методике. Оценив каждый из показателей, был получен комплексный показатель качества, результаты вычисления которого представлены на рис. 1.

с

I *

0,75

2 3 4

Рис. 1. Результаты комплексной оценки качества различных видов сувенирных

картонных упаковок

По графику видно, кто комплексный показатель качества двух последних видов упаковок ниже остальных. Поэтому необходимо подробнее изучить результаты измерений, чтобы выявить причины отклонений и устранить их.

Анализируя результаты измерений показателей, вошедших в состав комплексного показателя качества, выявлено, что четвертая упаковка имеет не удовлетворительные результаты тиснения фольгой в виде проблем с укрывистостью и при испытаниях на истирание обнаружены многочисленные дефекты на поверхности материала. Эти дефекты связаны с некорректно подобранной температурой тиснения. Если провести дополнительные исследования, проанализировав влияние на показатели нескольких значений температуры: 80, 95 и 110°С, и рассчитать комплексный показатель, то получим следующие результаты (рис. 2). По графикам видно, что при температуре пресса 80°С недостаточно нагретая фольга не обеспечивает качественное тиснение так как адгезионный слой не приобрел достаточную клейкость. Этот фактор отразился сразу на укрывистости фольги, на ее стойкости к истиранию и на самой оценке адгезии. Во втором и третьем случае показатель значительно выше и комплексный показатель качества практически идентичен. Однако нельзя делать однозначных выводов о возможности использования максимально допустимой температуры тиснения в любых отделочных процессах сувенирной упаковки, так как использование другого типа лака или другого оборудования может привести к негативным последствиям. Поэтому при тиснении лучше использовать среднее значение температуры, позволяющее с большей степенью вероятностью получить требуемый результат.

z

и _

£ -

л К :

I

X

Рис. 2. Результаты комплексной оценки качества сувенирных упаковок после различных температурных режимов тиснения

Анализируя также результаты измерений показателей, вошедших в состав комплексного показателя качества, выявлено, что пятая упаковка отличается низкими показателями растаскивания и искажения цветопередачи. Возникновение одновременно этих проблем может указывать на нарушение установленных параметров вязкости краски, так как слишком низкая вязкость краски провоцирует сильное растискивание, вызванное быстрым растеканием чернил. В качестве эксперимента целесообразно провести тестовую печать оттиска при повышенной вязкости краски и сравнить результаты. Повышение вязкости краски приведет к еще большим нарушениям цветопередачи, чем ее понижение. Резкое снижение растискивания обусловливается тем, что по мере увеличения вязкости площадь и длина окружности точек уменьшаются, их форма приближается к круглой. У густой краски скорость истечения ниже, поэтому точки становятся меньше и круглее - даже на больших процентах не сливаются и не размазываются [7].

Результаты комплексной оценки качества сувенирных упаковок при разных значениях вязкости краски приведены на рис. 3. По графикам видно, что проблемы с вязкостью краски приводят к максимальному снижению комплексного показателя качества, причем высокое значение вязкости отражается на его значении сильнее, чем низкое. В тоже время более высокая вязкость требуется для запечатывания проблемного высокопористого картона, но с точки зрения физиче-

скнх явлений при переносах краски более целесообразны низкие значения вязкости.

]

| 0,95 \ 0,У | 0,85

I 0,8

1 0,75 i 0,7 I 0,65 0,6

Стандартная Пониженная Повышенная

пяптсость пяпкость пячкоетт,

Рис. 3. Результаты комплексной оценки качества сувенирных упаковок при разных значениях вязкости краски

Таким образом, разработанная методика оценки качества сувенирной упаковки позволяет выявлять скрытые проблемы и совершенствовать технологию производства, повышая качество продукции и эффективность технологий ее продвижения на рынке.

Список литературы

1. Исследование влияния упаковки товаров на качество и информированность покупателей, пути совершенствования. [Электронный ресурс] URL: https://lektsia.com/9x82d6.html (дата обращения: 25.07.2022).

2. Оглезнева Л.А. Квалиметрия: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. 215 с.

3. Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. 256 с.

4. ГОСТ 33781-2016. Упаковка потребительская из картона, бумаги и комбинированных материалов. [Электронный ресурс] URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/63536 (дата обращения: 25.07.2022).

5. Экспертные методы оценки качества продукции. [Электронный ресурс] URL: https://megaobuchalka.ru/2/16724.html (дата обращения: 25.07.2022).

6. Манаков В.П., Чеботарева И.Б., Чеботарев Р.И., Муравьева А.В. Разработка и апробации методики комплексной оценки уровня качества флексопечати экструзионной упаковки // Траектория науки. 2016. Т. 2. № 4 (9). С. 18.

7. Растискивание растровых точек: возможные причины и пути корректировки. [Электронный ресурс] URL: https://www.orgprint.com/wiki/ofsetnaja-pechat/rastiskivanie-rastrovyh-tochek (дата обращения: 28.07.2022).

Комаров Денис Викторович, магистрант, komarovd075@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

USE OF THE QUALIMETRIC METHOD TO ASSESS THE QUALITY OF PACKAGES

D.V. Komarov

The article considers the proposed method for assessing the quality of packaging products using the example of souvenir cardboard packages, based on qualimetric analysis using an expert method, with the help of which an assessment of the quality of printing, an assessment of decorative decoration and an assessment of the quality of the design of the package were carried out.

Key words: quality ofpackaging, quality assessment ofpackaging, souvenir cardboard packaging, flexographic printing, finishing of packaging products.

Komarov Denis Viktorovich, masters, komarovd075@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

УДК 629.113

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-7-279-282

РАЗРАБОТКА КОРПОРАТИВНОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЙ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский, О.В. Пантюхин

В статье представлены результаты разработки корпоративной методики развития персонала при реализации комплексной программы улучшений в машиностроительном производстве.

Ключевые слова: машиностроительное предприятие, конкурентоспособность, качество, развитие персонала.

Целью разработки корпоративной методики развития персонала являются: повышение заинтересованности персонала в постановке личных целей и планов, направленных на достижение общих целей предприятия, и постоянное улучшение деятельности; усиление ответственности за выполнение задач, связанных с постоянным улучшением и повышением результативности; планирование карьерного продвижения. Корпоративный инструмент устанавливает порядок проведения ежегодного индивидуального собеседования руководителя с сотрудником предприятия [1 - 3].

Ежегодное собеседование (ЕС) является основным моментом в общении сотрудника с руководителем и проводится для всех сотрудников один раз в год. Для содержательного диалога необходимо тщательно подготовить и запланировать ЕС (рис. 1).

279

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.