Применение Курантила при хронических цереброваскулярных заболеваниях
М.М. Танашян, М.А. Домашенко
Хронические цереброваскулярные заболевания (ЦВЗ) являются важной медико-социальной проблемой, причем за последние десятилетия отмечается увеличение числа лиц, страдающих теми или иными проявлениями данных форм сосудистой патологии головного мозга [5]. В России хронические ЦВЗ больше известны под названием дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ), предложенным в конце 50-х годов XX столетия Г.А. Максудовым и Е.В. Шмидтом [3]. ДЭ - это медленно прогрессирующее многоочаговое и диффузное поражение головного мозга, проявляющееся комплексом неврологических и нейро-психологических расстройств и обусловленное хронической сосудистой мозговой недостаточностью и/или повторными эпизодами острых нарушений мозгового кровообращения [1-3]. Патоморфологической основой ДЭ являются множественные зоны ишемического поражения головного мозга (подкорковых отделов, полушарной коры и др.), нередко сопровождающиеся вторичной атрофией, на фоне соответствующих изменений церебральных сосудов.
Этиопатогенетическими факторами, приводящими к развитию ДЭ, являются артериальная гипертония, атеросклероз с окклюзирующим поражением магистральных артерий головы, нарушения системного крово-
обращения (вследствие, главным образом, артериальной гипотонии, сердечной аритмии), а также поражение экстра- и интракраниальных сосудов неатеросклеротической этиологии (при системных заболеваниях, ангиопатиях и т.д.). Немаловажное значение в развитии и течении ДЭ имеют реологические и биохимические характеристики крови (нарушения микроциркуляции, повышение функциональной активности тромбоцитов, вязкости крови, изменения липидного обмена и т.д.), являющиеся в значительной мере отражением основного заболевания [1, 3, 7, 10].
Множественный характер поражения мозга с преимущественным вовлечением глубинных отделов при ДЭ определяет доминирующую роль когнитивных нарушений, сложные нарушения двигательного контроля, тенденцию к сочетанию различных синдромов [7, 8, 10]. Выраженность когнитивных нарушений при хроническом сосудистом поражении головного мозга варьирует от минимальных расстройств до деменции и определяется целым рядом до конца не изученных факторов. Клиническая картина ДЭ весьма полиморфна, и в структуре заболевания можно выделить ряд основных синдромов - цефалгический, вестибулярно-атактический, пирамидный, амиостатический, псевдо-бульбарный, пароксизмальный, психопатологический.
Принципы лечения хронической цереброваскулярной патологии включают [1, 3, 10]:
• воздействие на основное заболевание, на фоне которого развивается ДЭ (атеросклероз, артериальная гипертония, васкулиты и др.);
• устранение неврологических и психопатологических синдромов;
• улучшение церебральной циркуляции и метаболических процессов.
Особое место в комплексном лечении ДЭ занимают гемангиокорректор-ные препараты. Это, в первую очередь, лекарственные средства с механизмом тромбоцитарной антиагрегации (антиагреганты). Препятствуя повышенной активации и склеиванию тромбоцитов, т.е. процессам, являющимся ключевыми в патогенетическом каскаде большинства ЦВЗ, тромбоцитарные антиагреганты улучшают микроциркуляцию, а следовательно, и мозговую перфузию в целом. Препараты этой группы широко используются не только в лечении ЦВЗ, но и в профилактике повторных ишемических нарушений мозгового кровообращения, составляющих ядро патогенеза ДЭ [4].
Существующие в настоящее время препараты, реализующие тромбоци-тарную антиагрегацию, обладают разными механизмами действия: к ним относятся ингибиторы циклооксигеназы, антагонисты аденозиновых рецепторов, ингибиторы фосфодиэстеразы и др. Одним из хорошо зарекомендовавших себя в ангионеврологии антиагре-гантов является дипиридамол, однако многие аспекты его действия остаются недостаточно изученными. Снижение агрегационных свойств тромбоцитов под действием дипиридамола связано с подавлением тромбоцитарной фосфодиэстеразы и ингибированием аде-нозиндезаминазы, что приводит к повышению содержания внутриклеточного цАМФ в тромбоцитах [4, 6]. Являясь конкурентным антагонистом аденози-на, дипиридамол препятствует его захвату форменными элементами крови
ГУ НИИ неврологии РАМН.
Маринэ Мовсесовна Танашян -
докт. мед. наук, ученый секретарь ГУ НИИ неврологии РАМН, ведущий науч. сотр. отделения острых нарушений мозгового кровообращения. Максим Алексеевич Домашенко - аспирант.
(прежде всего эритроцитами), что приводит к увеличению плазменной концентрации аденозина и стимулирует активность тромбоцитарной аденилат-циклазы. Подавляя фосфодиэстеразу цАМФ и цГМФ, дипиридамол способствует накоплению указанных циклических нуклеотидов, что усиливает сосудорасширяющий эффект оксида азота и простациклина. Не менее важным свойством дипиридамола является воздействие на эритроциты: дипиридамол способствует увеличению их деформируемости, что, в свою очередь, приводит к улучшению микроциркуляции [9]. Очень важны эффекты дипиридамола не только на клетки крови, но и на сосудистую стенку: у данного соединения отмечены антиоксидантный эффект и подавление пролиферации гладкомышечных клеток сосудистой стенки, что способствует торможению развития атеросклеротических бляшек. Многовалентность действия дипиридамола позволила рассматривать его не только в качестве антиагреганта, но и в более широком смысле - в качестве препарата, стабилизирующего метаболические характеристики тромбоцитов; именно поэтому воздействие дипиридамола способствует адаптации тромбоцитов к различным условиям [4].
Существенными преимуществами дипиридамола над тромбоцитарными антиагрегантами других групп (главным образом, аспирином) являются следующие факторы [4]:
• у дипиридамола отсутствует повреждающее действие на слизистые оболочки;
• антиагрегантное действие дипиридамола не сопровождается подавлением активности циклооксигена-зы и уменьшением синтеза простациклина;
• для дипиридамола возможно управление антитромботическим эффектом путем подбора оптимальных доз препарата.
Таким образом, дипиридамол обладает мультимодальным действием как на клетки крови, так и на сосудистую стенку, что и обусловило широкое применение этого препарата в ангионеврологии.
Одним из наиболее крупных международных двойных слепых плацебо-контролируемых исследований по изучению эффективности дипиридамола является исследование ESPS 2 (European Stroke Prevention Study 2). На 6602 пациентах, перенесших инсульт или транзиторные ишемические атаки, был показан практически сходный процент снижения риска повторного ишемического нарушения мозгового кровообращения под действием пролонгированной формы дипиридамола (400 мг в сутки) и ацетилсалициловой кислоты (50 мг в сутки) -16 и 18% соответственно, что оказалось достоверно выше по сравнению с плацебо.
В последующем был проведен ряд других клинических исследований эффективности дипиридамола; в настоящее время проводится крупномасштабное двойное слепое плацебоконт-ролируемое исследование PRoFESS (Prevention Regimen for Effectively Avoiding Second Strokes) для определения возможностей вторичной профилактики инсульта при одновременном применении аспирина и клопидогреля или аспирина и дипиридамола [4].
Учитывая положительный опыт применения препарата в отношении профилактики ишемических нарушений мозгового кровообращения, целью настоящего исследования явилось изучение дозозависимых эффектов Курантила® (Berlin-Chemie), действующим веществом которого является дипиридамол, на тромбоцитарно-со-судистый гемостаз у больных с хроническими ЦВЗ.
Нами наблюдалось 32 больных с различными стадиями ДЭ в возрасте от 51 до 72 лет (средний возраст
56,1 года). У всех пациентов в схему обследования помимо неврологического и общеклинического осмотра, ЭКГ, ультразвуковой допплерографии, рентгеновской КТ и/или МРТ головного мозга входило изучение показателей тромбоцитарно-сосудистого гемостаза. Изучены следующие показатели, характеризующие состояние крови в микро- и макроциркуляторном звеньях: агрегационные свойства тромбоци-
тов под влиянием АДФ и адреналина (АДФ-АТ и Адр-АТ соответственно), вязкость крови (ВК) на различных скоростях сдвига (210 и 10 с-1). С целью определения антиагрегантных возможностей эндотелия сосудистой стенки была проведена функциональная “ман-жеточная проба”. Суть ее заключается в изучении показателей гемостаза на фоне кратковременной (3-5 мин) ишемии сосудов плеча манжетой сфигмо-манометра. Для проведения сравнения показателей гемореологии и гемостаза были привлечены данные обследования группы здоровых лиц (62 мужчин, средний возраст 57,3 года).
Обследованные больные были разделены на две группы методом случайной выборки. В схему лечения больных первой группы (группы А) наряду с гипотензивными и нейротро-фическими препаратами был включен Курантил в дозе 25 мг 3 раза в сутки (17 человек), больным второй группы (группы В) Курантил назначался в дозе 75 мг 3 раза в сутки (15 человек). Длительность терапии Курантилом в обеих группах составила 2 мес. Пациенты в исследуемых группах были сопоставимы по полу (группа А: женщины -58,8%, мужчины - 41,2%; группа В: женщины - 53,3%, мужчины - 46,7%) и по возрасту (средний возраст в группе А составил 54,8 года, в группе В -
58,2 года). Распределение больных по стадиям ДЭ в исследуемых группах было также сопоставимо (рис. 1).
Основным сосудистым процессом, приведшим к развитию цереброваскулярной симптоматики у больных в обеих группах, был атеросклероз (5 больных), артериальная гипертония (16 больных) и их сочетание (11 больных) (рис. 2).
Существенной разницы в выраженности сопутствующей соматической патологии у больных обеих групп выявлено не было (табл. 1).
Неврологические синдромы среди обследованных больных были представлены в виде:
• цефалгического синдрома - у 71,8% больных;
• вестибулярно-атактического синдрома -у 56,3%;
Группа А
Группа Б
Ц ДЭ 1 степени Ц ДЭ 2 степени Ц ДЭ 3 степени Рис. 1. Стадии ДЭ у больных в исследуемых группах.
□ Атеросклероз
□ Артериальная гипертония
О Сочетание артериальной
гипертонии и атеросклероза
Рис. 2. Основной сосудистый процесс у обследованных бол ьных с ДЭ.
• пирамидного синдрома - у 37,5%;
• психопатологического синдрома - у
21,9%;
• псевдобульбарного синдрома - у 18,8% больных.
Представленность неврологических нарушений внутри исследуемых групп была практически одинаковой (табл. 2).
Курантил в обеих назначавшихся дозировках одинаково хорошо переносился пациентами. В течение всего двухмесячного курса лечения не было отмечено случаев непереносимости и побочных эффектов.
Проведение повторного клиникоинструментального обследования спустя 2 мес лечения Курантилом выявило положительную динамику неврологической симптоматики, выраженную в виде существенного уменьшения выраженности цефалгическо-го и психопатологического синдромов (табл. 2). Уменьшение выраженности головных болей на фоне лечения сопровождалось одновременным отчетливым улучшением общего фона настроения.
Для изучения взаимосвязи между клиническим улучшением у
обследованных больных и состоянием гемореологии и гемостаза параметры тромбоцитарно-сосудистого гемостаза оценивались до лечения и спустя 2 мес после назначения Куран-тила. Данные исследования представлены в табл. 3.
Как видно из табл. 3, у всех обследованных больных до лечения отмечались повышенные показатели агрегации тромбоцитов под влиянием различных индукторов агрегации (адреналин, АДФ). На фоне 2-месячного курса лечения Курантилом (как в дозе 25 мг 3 раза в сутки, так и в дозе 75 мг 3 раза в сутки) происходило отчетливое снижение изначально повышенных показателей агрегации тромбоцитов. Таким образом, нами подтвержден антиагрегантный эффект Курантила у лиц с ЦВЗ. Несмотря на отмеченный эффект, конечные показатели агрегации тромбоцитов превышали аналогичные показатели в группе здоровых лиц. Этот факт может свидетельствовать о необходимости более длительного курса лечения Курантилом для оптимизации функционального состояния тромбоцитов у обследованной категории больных.
При рассмотрении дозозависимого влияния препарата следует отметить одинаковую эффективность разных доз Курантила (25 и 75 мг 3 раза в сутки) в отношении снижения показателей агрегации. Однако при более детальном анализе анамнеза больных было отмечено, что у лиц с большей продолжительностью сосудистого
Таблица 1. Сопутствующая соматическая патология у обследованных больных
Заболевание Группа А Группа В
абс. % абс. %
ИБС 5 29,4 5 33,3
Мерцательная аритмия 3 17,6 2 13,3
Остеохондроз позвоночника 7 41,2 5 33,3
Пролапс митрального клапана 2 11,8 1 6,7
Сахарный диабет 2 11,8 2 13,3
Ожирение 3 17,6 2 13,3
Хронический гастродуоденит 3 17,6 1 6,7
Желчнокаменная болезнь 2 11,8 1 6,7
Мочекаменная болезнь 3 17,6 2 13,3
Хронический пиелонефрит 3 17,6 3 20
Хронический бронхит 3 17,6 3 30
Заболевания щитовидной железы 3 17,6 2 13,3
Заболевания вен нижних конечностей 2 11,8 2 13,3
Таблица 2. Неврологическая симптоматика у обследованных больных с ДЭ до и после лечения
Группа А Группа В
Синдром до ле- после до ле- после
чения лечения чения лечения
Цефалгический 12(70,6%) 7(41,2%) 11 (73,3%) 6 (40%)
Вестибулярно- 10(58,8%) 9 (52,9%) 8 (53,3%) 8 (53,3%)
атактический
Пирамидный 7(41,2%) 7(41,2%) 5 (33,3%) 4 (26,7%)
Психопатологический 4 (23,5%) 1 (5,9%) 3 (20%) 0
Псевдобульбарный 4 (23,5%) 4 (23,5%) 2(13,3%) 2(13,3%)
Таблица 3. Показатели тромбоцитарного гемостаза у обследованных больных до и после лечения Курантилом
Показатель Группа А Группа В Норма
ДО лечения после лечения ДО лечения после лечения
Адр-АТ % АДФ-АТ, % ВК (210 с-1), сПз ВК (10 с 1), сПз 66 [52; 91] 56,9 [44; 74] 3,77 [3,2; 4,2] 6,27 [5,4; 7,7] 52,3 [35; 72]* 50,7 [26; 73] 3,92 [3,3; 4,8] 6,74 [5,6; 8,5] 52,6 [44; 78] 51,1 [40; 67] 3,81 [3,0; 4,4] 6,42 [4,3; 8,3] 47,9 [21; 65]* 48,6 [28; 62] 3,79 [3,1; 4,8] 6,27 [4,2; 8,3] 40 [37; 43] 43 [40; 46] 3,6 [±6,2] 6,5 [±8,3]
* р < 0,05.
процесса и повторными острыми эпизодами ЦВЗ дозировка Курантил 75 мг 3 раза в сутки более эффективно снижает агрегационную активность тромбоцитов.
Несмотря на подтвержденный антиагрегантный эффект Курантила, нами не было выявлено изменений вязкостных характеристик крови на различных скоростях сдвига, характеризующих кровоток в макро- и микро-циркуляторном русле. При проведении ультразвуковой допплерографии были отмечены позитивные сдвиги в улучшении линейной скорости кровотока по истечении двухмесячного курса лечения у 60% больных из группы А. В то же время в группе В изменений линейной скорости кровотока спустя 2 мес от начала лечения Курантилом отмечено не было. Данная тенденция свидетельствует о целесообразности более длительного курса лечения Курантилом в дозировке 75 мг 3 раза в сутки у больных с хроническими ЦВЗ.
Учитывая важный вклад состояния атромбогенной активности сосудистой стенки в реализацию клинических проявлений ЦВЗ, мы также изучали динамику одной из ее составляющих -антиагрегационной активности (АА) сосудистой стенки. Оценка АА на фоне лечения Курантилом производилась
до и после “манжеточной пробы” по формуле
АТ до мп — АТ||10,Л,:
АА =------------------х 100%,
АТдо МП
где АТ - агрегация тромбоцитов, МП -“манжеточная проба”.
В группе больных, получавших Курантил в дозе 25 мг 3 раза в сутки, не происходило значимых изменений ан-тиагрегационных свойств сосудистой стенки. Напротив, у больных, получавших Курантил в дозе 75 мг 3 раза в сутки, отмечено статистически значимое (р <0,05) увеличение антиагрегацион-ного потенциала сосудистой стенки на фоне лечения (табл. 4).
Как видно из табл. 4, до лечения Курантилом антиагрегационный потенциал сосудистой стенки у обследованных больных был крайне низким в обеих группах. На фоне лечения Курантилом в дозе 75 мг 3 раза в сутки происходит увеличение этого звена атромбогенности сосудистой стенки, что свидетельствует об ангиопротек-торной функции Курантила в данной дозировке. Полученные данные еще раз подтверждают целесообразность более длительного курса лечения Курантилом в дозировке 225 мг в сутки у больных с хроническими ЦВЗ.
Проведенное исследование подтвердило благоприятное клиническое действие Курантила у больных с хро-ническими ЦВЗ, опосредованное в том числе и значительным улучшением состо-
яния тромбоцитарно-сосудистого гемостаза.
Выводы
1. Показано благоприятное действие Курантила на основные клинические проявления хронических ЦВЗ.
2. Подтверждено антиагрегантное действие различных дозировок Курантила (75 мг в сутки и 225 мг в сутки) у лиц с хроническими цереброваскулярными заболеваниями.
3. Курантил в дозе 225 мг в сутки более эффективен по своей антиагрегационной активности по сравнению с дозировкой 75 мг в сутки у пациентов с большей длительностью сосудистого процесса и повторными нарушениями мозгового кровообращения.
4. Отмечено улучшение антиагрегационной активности сосудистой стенки на фоне лечения Курантилом в дозировке 225 мг в сутки.
5. При хронической цереброваскулярной патологии может быть рекомендован длительный курс лечения Курантилом (более 2 мес).
Список литературы
1. Бурцев Е.М. //Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1998. Вып. 1. С. 3.
2. Дамулин И.В. // Неврол. журн. 2004. № 3.С. 4.
3. Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. // Consilium Medicum. 2003. № 12. С. 15.
4. Суслина З.А., Танашян М.М. Антитром-ботическая терапия в ангионеврологии. М., 2004.
5. Яхно Н.Н. Актуальные вопросы нейрогериатрии // Достижения в нейрогериатрии / Под ред. Яхно Н.Н., Дамулина И.В. М., 1995. С. 9.
6. Eisert W.G. Dipiridamole // Platelets / Ed. by Michelson A.D. Cambridge (USA), 2002. P. 215.
7. Erkinjuntti T. Clinical criteria for vascular dementia: The NINDS-AIREN criteria // Vascular Dementia. Etiological, Pathogenetic, Clinical and Treatment Aspects / Ed. by Carlson L.A. etal. Basel, 1994. P. 61.
8. Hershey L.A., Olszewski W.A. Ischemic vascular dementia // Handbook of Demented Illnesses / Ed. by Morris J.C. N.Y., 1994. P. 335.
9. Nakamura T. et al. // Cerebrovasc. Dis. 2002. V. 14. P. 234.
10. Ross G.W., Cummings J.L. Vascular dementias // Cognitive Disorders: Pathophysiology and Treatment / Ed. by Thai L.J., etal. N.Y., 1992. P. 271. 4
Таблица 4. Антиагрегационная активность сосудистой стенки у обследованных больных до и после лечения Курантилом
Показатель Группа А Группа В
до лечения после лечения до лечения после лечения
АА (индуктор - адреналин), % АА (индуктор - АДФ), % 6,45 1,12 8,03 1,33 6,08 0,16 23,75* 10,69*
* р < 0,05.