Применение коротких телефонных номеров в сетях фиксированной и подвижной связи
В статье рассматриваются вопросы применения коротких телефонных номеров в сетях фиксированной и подвижной связи. Короткие телефонные номера - это специальные телефонные номера, длина которых меньше, чем длина номеров, набираемых абонентом для установления обычного местного вызова. Короткие номера используются для идентификации платных и бесплатных услуг федерального и местного значения, которые действуют на ограниченной территории или в рамках сетей нескольких операторов. Современные условия применения коротких номеров характеризуются наличием конкуренции среди провайдеров услуг, изменением схемы построения местной сети фиксированной связи, а также появлением альтернативных способов доступа к услугам.
В статье дается описание коротких номеров, их классификация. Показано, как для целей маршрутизации короткие номера преобразуются в обычные телефонные номера. Показана взаимосвязь между возможностями абонентских терминалов, типом услуг и потребностью в коротких номерах.
Представленная информация основана на анализе действующей практики использования коротких номеров в разных странах и в России и может быть полезна при назначении коротких номеров для местных сетей фиксиро-ванной связи при переходе с номеров вида "0Х(Х)" на номера "1 UVх1х2" для смены префиксов "8, 8-10" на "0" и "00".
Ключевые слова: короткий номер, национальный номер, маршрутизация, преобразование номера, альтернатив-ные способыы, пользовательский терминал.
Каледин В.В.,
зам. директора по науке ФГУП ЦНИИС, kaledin@zniis.iv
Козадаева ЛА,
ведущий научный сотрудник ФГУП ЦНИИС, kozadaeva@zniis.v
Введение
Короткие телефонные номера используются для вызова экстренных служб, платных и бесплатных справочных служб и услуг с повышенной потребительской ценностью (VAS - value added services), которые действуют на ограниченной территории или в рамках сетей одного или нескольких операторов. Современные условия применения коротких номеров характеризуются наличием конкуренции среди провайдеров услуг, сложившейся практикой использования обычных местных номеров, как отдельных, так и серийных, наличием специальных национальных номеров с кодами доступа к услугам (КДУ=800 и др.), разными абонентскими терминалами, а также появлением альтернативных способов предоставления услуг, реализуемых сетью Интернет.
Особенностью установления вызовов по коротким номерам является то, что при маршрутизации вызовов возникает необходимость преобразования их в обычные телефонные номера (местные или национальные), т.к. уже нецелесообразно обеспечивать специальные выделенные линии ко всем местам предоставления службы/услуги, как это было ранее. Различия в возможностях абонентских терминалов сетей фиксированной и подвижной связи формируют разную потребность в коротких номерах. На сетях подвижной связи она значительно выше, чем на сетях фиксированной связи. Ограниченные возможности абонентских терминалов сетей фиксированной связи, наличие альтернативных доступов к
услугам, ставят вопрос о нецелесообразности использования большого количества коротких номеров на местных сетях фиксированной связи. Кроме того, в связи с демонополизацией рынка местной связи услуги некоторых ранее централизованных служб (ремонт телефонов, ремонт таксофонов и др.), в настоящее время предоставляются каждым оператором своим абонентам самостоятельно и не по коротким номерам, а по обычным номерам телефонов, часто с помощью тонального режима в одном пакете с другими услугами.
Описание коротких номеров
Короткие телефонные номера - это специальные телефонные номера, длина которых меньше, чем длина номеров, набираемых абонентом для установления обычного местного вызова [1 ]. Короткие номера используются для идентификации служб/услуг федерального и местного значения, вызов которых осуществляется по местной связи. Считается, что длина короткого номера может составлять 3-5 цифр и только в исключительных случаях - 6 цифр.
На длину номера влияет статус услуги и действует ли она в условиях конкуренции. Эти факторы определили следующий подход к формированию длины короткого номера:
- чем услуга социально важнее и чаще вызывается, тем номер короче, чтобы абоненту было проще его запомнить и быстрее набрать;
- если номер назначается для идентификации конкурентных услуг, то номер будет более длинным, поскольку для обеспечения механизма конкуренции он должен состоять из кода доступа к услуге и номера оператора;
- гармонизированные европейские номера имеют разную длину, т.к. в распоряжении СЕРТ имеется диапазон всего в 10 трехзначных номеров в диапазоне “1IX”, из которого назначаются номера длиной в 3-6 цифр: “112, 118Х(Х(Х)), 116Х(Х(Х))”.
По своему использованию короткие номера делятся на следующие три типа [3]:
Тип А - используется для вызова социальнозначимых служб и услуг федерального значения. В первую очередь для вызова экстренных служб, которые действуют на всей территории страны. К этому же типу относятся и гармонизированные европейские номера “11Х( Х(Х(Х))Г;
Тип В - используется для вызова платных VAS услуг, которые представляют интерес для населения в конкретном муниципальном образовании (город, поселок, др.) или для абонентов операторов нескольких сетей;
Тип С - используется для вызова услуг, которые действуют внутри сети одного оператора, так называемые внутрисетевые номера.
Регулятор определяет диапазоны номеров для каждого типа. Следует отметить, что конкретные номера типа А всегда назначаются регулятором, т.к. такие номера однозначно ассоциируется с конкретной службой/услугой федерального значения. Эти номера обязательно должны быть доступны для абонентов сетей фиксированной и подвижной связи по всей стране. Номера типа А обычно имеют длину в 3 цифры, легко запоминаются абонентом и таких номеров обычно немного, не более 10.
Назначение конкретных номеров типа В и определение формата каждого номера происходит на основе саморегулирования между операторами и провайдерами услуг в конкретном регионе. Эти номера имеют длину в 4-6 цифр и для обеспечения конкуренции между провайдерами услуг могут состоять из двух частей; кода доступа к услуге и номера провайдера, предоставляющего эту службу/услугу. Например, номера “13524, 13525” могут означать вызов такси (код доступа “135”), предоставляемый двумя разными фирмами, идентифицируемыми значениями “24” и “25”. Следует также отметить, что такой же формат, состоящий из кода доступа и кода оператора, имеет номер “118Х(Х(Х))”, назначенный СЕРТ для вызова справочной службы.
Номера типа С, их значения, формат и длина определяются самим оператором связи и действуют такие номера только внутри сети одного оператора, т.е. одни и те же номера могут в разных сетях использоваться для разных целей.
Маршрутизация вызовов по коротким номерам
Особенностью коротких номеров является то, что для маршрутизации вызова по ним необходимо их преобразовать в обычные телефонные номера. Короткие номера, также как и национальные номера формата “КДУ ххххххх”, являются негеографическими номерами, требующими для целей маршрутизации преобразования в номер Е.164. Если номера с кодами доступа к услуге (КДУ) пересчитываются на интеллектуальных платформах, то короткие номера пересчитываются по специальным таблицам в обычные телефонные номера на исходящих АТС. В сетях подвижной связи пересчет происходит на ЦКП. Это означает, что каждый провайдер, получивший короткий номер для предоставления своей услуги, должен согласовать со всеми операторами местной связи или с операторами сетей подвижной связи маршрутизацию вызова в точку предоставления услуги. Для этого он должен поставить в соответствие коротко-
му номеру конкретный национальный или местный номер и сообщить эту информацию всем операторам связи, через сети которых будет устанавливаться вызов. Эта процедура, которая у операторов называется “прописка номера по сети”, является трудоемкой и длительной, что затрудняет использование коротких номеров.
В сетях подвижной связи такой пересчет был введен раньше, чем в сетях фиксированной связи. В первую очередь это было сделано для доступа к экстренным службам. В ЦКП были записаны таблицы, по которым в зависимости от местоположения абонента, набранные номера экстренных служб пересчитывались в обычные номера местной сети или национальные номера и уже по этим новым номерам устанавливались вызовы. Такой же подход использовали в дальнейшем и для доступа к услугам VAS.
В местной сети фиксированной связи необходимость пересчета была вызвана изменением схемы построения сети местной связи по мере ее цифровизации. Ранее, в условиях аналоговой сети, небольшого числа услуг/служб и их довольно стабильного месторасположения, вызовы по коротким номерам “0Х(Х)” направлялись от местных АТС к узлу спецслужб УСС, от которого уже по выделенным линиям передавались к конкретной службе. В настоящее время подключение по выделенным линиям остается только для экстренных служб. Разнообразные платные службы/услуги, местоположение провайдеров которых может меняться, подключаются через центры обработки вызовов по многоканальным или же просто по отдельным номерам через стандартные узлы связи.
Следует отметить, что абоненты сетей фиксированной и подвижной связи имеют разный набор VAS услуг, которые можно получать по коротким номерам, что обусловлено различиями в возможностях абонентских терминалов. Из-за технических ограничений терминала абоненты сетей фиксированной связи могут иметь только голосовые услуги, в то время как абоненты сетей подвижной связи, которые все чаще используют смартфоны, могут получать очень большой набор услуг (мультисервесный контент). Они могут получать развлекательные услуги (картинки, музыку, игры), принимать интерактивное участие в викторинах, лотереях, иметь доступ в Интернет, принимать электронную почту и т.д. С развитием конкуренции появляется все больше платных VAS услуг и, соответственно, коротких номеров нужно больше. В сетях фиксированной связи контент имеет больше справочно-информационный характер, для доступа к которому есть альтернативы коротким номерам.
Короткие номера для VAS услуг, т.е. номера типа В, используются в сетях фиксированной и подвижной связи, но перекрестного их использования нет. Отсутствие взаимного использования услугами дает возможность операторам и провайдерам сетей подвижной связи формировать достаточно свободно ресурс коротких номеров типа В, исключая только те номера, которые заняты в сетях фиксированной связи.
Различие между использованием коротких номеров для VAS услуг на сетях фиксированной и подвижной связи
Альтернативы коротким номерам
Альтернативы коротким номерам актуальны для абонентов сетей фиксированной связи, на которых действуют давно сложившиеся традиции доступа к услугам/службам местных сетей. В настоящее время для доступа к услугам на местной сети фиксированной связи альтернативой коротким номерам являются:
- обычные номера местной сети;
- национальные номера с кодами КДУ платных и бесплатных услуг;
- сайты сети Интернет.
Услуги по местным номерам. В настоящее время при предоставлении услуг по номерам местной сети провайдеры услуг часто используют режим тонального набора, который реализован в современных абонентских терминалах. Тональный режим дает возможность провайдеру иметь только один номер для предоставления абоненту нескольких услуг. Абонент после набора номера доступа к провайдеру получает указание автоинформатора о переводе терминала в тональный режим и далее, для получения нужной услуги, он следует подсказкам автоинформатора о нажатии той или иной клавиши на терминале или же голосом отвечает на вопросы автоинформатора. Такую возможность обеспечивают все операторы, действующие по предоплаченным картам, а также оператор “МГТС”, предоставляя своим абонентам только один номер “495 636 0 636” для получения разнообразных справок о счетах, тарифах, о ремонте телефонных линий и др. Таким образом, тональный режим повышает эффективность использования одного телефонного номера.
Услуги по национальным номерам. Во многих странах услуги на местной сети предоставляются по национальным номерам с кодами услуг КДУ [3]. Этот механизм начал работать с середины 90-х годов прошлого века, когда возникла необходимость предоставления услуг не только в рамках ограниченной территории, но и повсеместно внутри одной страны, а также между двумя или более странами. Поскольку реализация услуги не была связана с конкретным географическим местом, то номера, по которым предоставлялась услуга, стали называть: “негеографические номера”. В национальных планах нумерации были определены форматы и специальные диапазоны для негеографических номеров, которые назначались услугам, предоставляемым на территории всей страны (национальные услуги). В некоторых странах длина номера услуги совпадает с традиционной длиной номера (в Англии — всегда 10 цифр), а в других странах превышает длину национального номера (в Голландии -11 цифр для услуги и 10 цифр для национального номера).
Услуги, которые можно предоставлять в двух и более странах стали называть “Глобальные услуги”. Для их действия на международном уровне был введен новый формат международного номера “Кс Ыгл” с использованием специальных кодов стран “Кс” для Глобальных услуг, что привело к увеличению длины международного номера с 12 до 15 знаков. В настоящее время определены всего четыре Глобальных услуги, для которых назначены следующие четыре кода стран:
Кс = 800 - International Freephone Service - Международная услуга Бесплатного вызова;
Кс = 808 - International Shared Cost Service (ISCS) -Международная услуга с разделением стоимости;
Кс = 878 - Universal Personal Telecommunication Service (UPT) - Услуга универсальной персональной связи;
Кс = 979 - International Premium Rate Service (IPRS) -Международная услуга за дополнительную оплату.
Из приведенного списка видно, что две из четырех Глобальных услуг ориентированы на разные формы оплаты услуги. Большинство стран применили на национальном уровне принцип разделения услуг на платные и бесплатные. Различие между услугами делается по кодам КДУ, причем каждый код платной услуги соответствует определенному тарифу, а не содержимому услуги. Например, в Англии коды 0844, 0845, 0870, 090, 091 предназначены для платных услуг с тарифами от 5 пенсов до 1,5 фунтов за минуту соответственно. Такой подход позволяет абоненту сразу определить стоимость услуги. В РФ принят другой подход, код КДУ назначается конкретной услуге, а тариф услуги абонент узнает от автоинформатора в процессе установления вызова к услуге. Следует отметить, что только код КДУ=800 для бесплатной услуги “Freephone” является одинаковым во всех странах. Для платных услуг совпадений нет, т.к. в каждой стране назначены различные коды и используются различные форматы номеров услуг.
Сайты сети Интернет в настоящее время являются очень серьезной альтернативой не только коротким номерам, но и местным, и национальным номерам, т.к., “кликнув мышкой”, можно получить доступ к услуге и ее реализацию не только по телефонному номеру, но и по адресу электронной почты. В РФ на сайтах для доступа к услугам обычно используются номера местных телефонов, а не короткие или национальные - с кодами КДУ. Предпочтения к местным номерам можно объяснить, по-видимому, тем, что до активного внедрения сети Интернет для доступа к услугам операторы малого и среднего бизнеса больше использовали номера местных сетей, чем номера с кодами КДУ. Это было проще и дешевле, т.к. с точки зрения маршрутизации и взаиморасчетов не требовало согласования со всеми операторами.
В сетях подвижной связи доступ к услугам через сеть Интернет так же является альтернативой коротким номерам.
Зарубежный опыт
В разных странах существуют разные подходы к использованию коротких номеров, как в количественном отношении, так и по составу служб, которым они назначаются [3]. В одних сгранах используется всего несколько коротких номеров, а в других странах несколько десятков. Общим для всех стран является то, что короткие номера всегда используются для вызова экстренных служб и справочных служб. Прочие службы/услуги, которые действуют в конкурентной среде, предоставляются обычно по стандартным национальным негеографическим номерам, в которых используются коды услуг КДУ, обозначающие является ли услуга платной или бесплатной.
Опыт США. В настоящее время в США выделено всего 10 коротких трехзначных номеров вида «N11», из которых 8 номеров назначены наиболее важным службам, а два номера используются как префиксы:
011 - международный префикс;
101 - префикс выбора оператора междугородной, международной связи;
211 - информация для населения и социальные службы; 311- несрочный вызов полиции, введен в дополнение к номеру 911;
411 - местная телефонная справочная служба (все чаще телефонные компании обеспечивают полную национальную справочную службу);
511 - трафик на дорогах, туристическая информация и др.; 611 — ремонт и обслуживание телефонных линий;
711 - для людей с ограниченными физическими возможностями;
811 - вызов коммунальных служб (водоснабжение, электросети и др.);
911 - вызов службы спасения (полиция, пожарные, скорая помощь).
Всем остальным платным и бесплатным службам/услугам назначаются номера в формате стандартного 10-значного национального номера с кодами платных или бесплатных услуг. Все вышеперечисленные номера обязательны для применения в сетях фиксированной и подвижной связи.
Особо следует отметить доступ к услугам справочной службы, которая в США называется “directory assistance”. Эта служба предоставляет абонентам информацию о телефонах и адресах абонентов сети общего пользования. По короткому номеру “411” можно получить информацию об абонентах местных сетей, а по 10-значному национальному номеру “ABC 555 1212”, где ABC-код нужного города, о номерах телефонов и адресах абонентов этого города. В настоящее время операторы местных справочных служб расширяют свои функции и предоставляют информацию о номерах телефонов абонентов других городов, а также, по желанию абонента, устанавливают соединения по нужному номеру.
Европейский опыт. В настоящее время в европейских странах с целью гармонизации (согласования) национальных планов нумерации установлено, что короткие номера должны начинаться на “1”, а диапазон номеров “11X” определен в странах СЕРТ для единых номеров, назначаемых нескольким социально-значимым службам. Помимо номера службы спасения “112” и кода доступа “118”, образующего диапазон номеров “118Х(Х(Х))” для вызова справочных служб (directory enquiry service - каталог справочных служб), рекомендуются еще номера “116000, 116111, 116123”, которые предназначены для помощи детям и взрослым, попавшим в сложные жизненные ситуации.
Все страны определяют диапазоны для номеров типа А, В и С. Длина номеров составляет 3-6 цифр. Коротких номеров назначено немного и используются они для экстренных и справочных служб. Практически все страны сохранили ранее назначенные номера экстренных служб и обеспечили их параллельное действие с единым номером вызова экстренных служб “112”.
Во всех странах используются 5-6-значные номера “118ХХ(Х)”, которые обеспечивают положение статьи 5 Директивы ЕС [5] о развитии справочных служб в условиях конкуренции и о создании значительных телефонных каталогов справочных служб. В настоящее время спектр справочных услуг значительно расширился, т.к. провайдеры предоставляют не только справки о номере телефона и адресе абонента, но и специализируются еще по интересам пользователей. Кроме того, также как в США, провайдеры предлагают сразу установить соединение по нужному номеру и даже послать SMS.
В Англии, например, короткие номера, помимо экстренных (112 и 999) и справочных служб (назначено более 500 номеров 118ХХХ), используются еще для управления услугой “Идентификация вызывающей линии (Calling Line Identification - CLI)”.
На сети фиксированной связи для доступа к местным VAS услугам используются национальные номера с кодами КДУ, а не короткие номера. Номера с КДУ имеют широкую шкалу тарифов, которая обеспечивает абоненту ясное понимание стоимости вызова. Номера с кодами КДУ являются универсальными и одинаково доступными для абонентов сетей фиксированной и подвижной связи.
В настоящее время в РФ для коротких номеров используется диапазон цифры “0” и номера вида “0Х(Х)”, а в перспективе будет использоваться диапазон цифры “1” и номера вида “IUVxiXi”. На местных сетях фиксированной связи используется не много коротких номеров и состав услуг, который по ним предоставляегся, везде разный. Обязательными являются номера экстренных служб “01-04”. Кроме этого, в Москве, например, используются следующие номера: служба времени “100”, “06” - прием телеграмм по телефону, справочная служба междугородной телефонной связи “07”, справочная бесплатная “09” и платная “009”. Услуги типа VAS предоставляются по местным номерам или по номерам в кодах КДУ.
В настоящее время меняется схема построения справочных служб, действующих по номерам “09, 009”, в направлении создания служб, содержащих полную национальную базу данных абонентов или имеющих возможности доступа к нужной информации [4].
По номеру “09” оператор бесплатно предоставляет абонентам информацию об организациях, обеспечивающих жизнедеятельность города и социальную защиту населения. Также в службе “09” имеются данные о ряде организаций, предоставляющих услуги в различных областях. Это медицинские услуги, ветеринария, ремонт бытовой техники, экстренная помощь по вскрытию замков, доставка продуктов питания и мн. др.
По номеру “009” абонент может узнать телефоны физических и юридических лиц не только своего города, но и по всей России. Информация предоставляется абонентам сетей фиксированной и подвижной связи, пользователям интернета, индивидуальным и корпоративным клиентам. По этому номеру оператор предоставляет справочный сервис нового поколения, который заключается в том, что абонент получает доступ к базе данных и самым разнообразным возможностям: от заказа пиццы,
Практика использования коротких номеров в РФ
железнодорожных и авиабилетов до телефонных консультаций с юристами и покупки пуристических путевок.
Опыт российских операторов соответствует международному опыту в части создания полной национальной базы данных, о котором говорилось выше, однако операторы пока не предоставляют услугу установления вызова по найденному номеру.
Следует отметить, что новый подход операторов к созданию полной национальной базы данных и предоставлению нужных справок по коротким номерам “09, 009” или в перспективе по номерам “118 Хі(Хт)” дает возможность отказаться от планов набора по междугородным номерам “Пн ABC 118хх” [2].
На сетях подвижной связи действует много коротких номеров. Разделение их на типы А. В и С и назначение номеров внутри типов уже сложилось путем саморегулирования. К номерам типа А относится номер “112”, номера типа В в основном четырехзначные и их число составляет несколько десятков у каждого провайдера, а номера типа С бывают 3-х и 4х- значные. Закрытый план набора номера по которому абонент всегда набирает национальный номер с префиксом Пн, т.е. “Пн DEFx і X2X3X4X5X6X7” дает операторам возможность использовать для коротких номеров практически все цифры и создать большой ресурс коротких Зх — 5-значных номеров в диапазоне “0хх(х(х)) - 9хх(х(х))”.
Данные предложения касаются назначения коротких номеров “IUVX1X2” для местных сетей фиксированной связи. В таблице 7 документа [2] представлено планируемое распределение номеров для доступа к специальным службам сетей местной телефонной связи, к службам информационно-справочной системы операторов местной телефонной связи, к услугам передачи данных и к телематическим услугам связи. В таблице показано распределение всего диапазона цифры 1, т.е. номеров “ 100199” и их производных “1 UVX|X2”. Определены три диапазона трехзначных номеров, один - четырехзначный и шесть пятизначных номеров. Назначение номеров определено следующим образом:
• трехзначные номера - для служб федерального значения, для гармонизированных европейских служб, для номеров социального назначения;
• четырехзначные номера - для информационносправочных и аварийных служб (справки по медицине, погоде, заказ такси, службы водоканала, электросети и тд.);
• пятизначные номера — для платных информационно-справочных и заказных служб (заказ билетов на все виды транспорта) для доступа к передаче данных.
Анализируя состав служб не федерального значения, следует отметить, что много номеров назначено службам, у которых нет повсеместного распространения (аварийная служба водоканала), или которые уже давно действуют по местным номерам (диспетчерская служба администрации муниципального образования), или по номерам в кодах КДУ (заказ/справка ж/д билетов -8 800 775 0000). Представленное назначение номеров приведет к замене ныне действующих номеров на короткие, для маршрутизации по которым все равно потребуются местные номера, необходимости согласова-
ния между операторами, смене справочников, информированию абонентов и т.д.
Учитывая сложившуюся практику использования местных номеров и номеров с кодами КДУ, а также европейский опыт, возможно, рассмотреть следующий подход к использованию коротких номеров на местных сетях фиксированной связи:
• сократить список служб, для которых целесообразно назначать короткие номера и не переводить службы, которые работают по местным номерам на короткие номера;
• разделить короткие номера “ I иV” на три типа: А, В и С, т.е. на номера федерапьного значения (тип А), номера для служб/услуг местного значения (тип В) и внут-рисетевые номера (тип С).
• для типа А выделить 20 номеров в диапазоне “ 100-119”, из которого назначаются номера экстренных служб и номера служб социального назначения. Номера в диапазоне “100-109” - в основном трехзначные, а в диапазоне “110-119” могут быть 3-6 знаков.
• для типа В выделить 10 номеров в диапазоне 120-129 и формировать из них 5-6-значные номера (120хх(х)-129хх(х)), что создаст ресурс 100-1000 номеров, для служб/услуг в рамках некоторой территории;
• для типа С выделить 10 номеров в диапазоне 130-139 и формировать из них 5-6-значные номера (130хх(х)-139хх(х)), что создаст ресурс от 100-1000 внутрисетевых номеров;
• остальные номера 140-199 оставить в резерве и при необходимости выделить из них номера, используемые для доступа к услугам связи по передаче данных и к телематическим услугам связи;
• номера “118ХХ(Х)” следует считать номерами типа В и из этого диапазона назначать номера разным справочным службам. Исключение могут составить справочные службы, которые работают по номерам “09” и “009”. Поскольку эти два номера приняты повсеместно, то им можно назначить номера “11809” и “118009” и считать их номерами типа А;
• целесообразно отказаться от планов набора по междугородным номерам “Пн АВС 118хх”, для доступа к справочным служб других зон нумерации, т.к. в настоящее время операторы справочных служб, используя новые технологии, уже создают базы данных национального масштаба и предоставляют абонентам информацию о номерах телефонов абонентов других зон нумерации.
Заключение
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1) Короткие номера используются для бесплатного вызова служб высокой социальной значимости и платных служб/услуг информационно-справочного и развлекательного характера. В местных сетях фиксированной связи потребность в коротких номерах значительно ниже, чем в сетях подвижной связи, что обусловлено разными возможностями абонентских терминалов и, как следствие, разным набором предоставляемых услуг. В сетях фиксированной связи по коротким номерам можно предоставлять только голосовые услуги, а в сетях подвижной связи - мультисервисные - с различным контентом.
Предложения по использованию коротких номеров в РФ
2) При распределении номеров “ШУх^” на местных сетях фиксированной связи целесообразно: пересмотреть и сократить список служб, которым следует назначать короткие номера, определить диапазоны номеров для типов А, В и С и однозначно назначать только номера типа А. Номера типа В можно назначать по запросу операторов или провайдеров услуг в соответствии с реальными потребностями в каждом конкретном регионе, а не предписывать всем заранее. Номера типа С каждый оператор назначает самостоятельно.
3) В настоящее время меняются схемы организации справочных служб в направлении создания баз данных национального масштаба, что дает возможность отказаться от использования плана набора по междугородному номеру для доступа к справочным служб других зон нумерации.
4) На сетях подвижной связи РФ на основе реализации принципов саморегулирования уже произошлораз-деление коротких номеров на типы: А, В и С и иного регулирования не требуется. Для доступа к VAS услугам альтернативой коротким номерам является сеть Интернет.
Литература
1. Рекомендация Е.164 МСЭ-Т Международный план нумерации на сети связи общего пользования, 2010.
2. Российская система и план нумерации (Приложение к Приказу № 142 от 17.11.2006).
3. http://www.itu.int (Стандартизация ->Международные ресурсы нумерации ->Нацнональные Планы нумерации).
4. http://www.mgts.ru.
5. Directive 2002/22/ЕС Universal Service Directive.
The use of short telephone numbers in the fixed and mobile networks
Kaledin V.V., CNIIS, Deputy director for research, kaledin@zniis.ru,
Kozadaeva LA, CNIIS, leading research fellow, kozadaeva@zniis.ru.
Abstract: The article discusses the use of short numbers in the fixed and mobile networks. Short telephone numbers - these are special telephone numbers, length less than the length of numbers dialed call to establish a regular local call. Short numbers are used lor identification of free and paid servces of the federal and local importance, which operate in a limited area or within the networks of several operators.
Current conditions for the use of short numbers are characterized by competition among service providers, changes in the scheme of constructing the local fixed network, and also the appearance of alternative ways of access to servces.
The article describes short numbers, their classification. It is shown both for routing short codes are converted to ordinary telephone numbers. The relationship between the capabilities of user terminals, the type of servces and the need for short numbers presented. In mobile networks the need for numbers is much higher than in the fixed-line networks.
The information presented in this paper is based on an analysis of current practices in the use of short numbers in different countries and in Russia and may be useful when assigning short numbers
for local fixed network during the transition from the numbers of the form "0x(x)" on the numbers of "1UV x1x2" to change the prefix "8, 8-10" to "0" and "00". Keywords: short number, national number, routing, translation number, alternative ways, user terminal.