Научная статья на тему 'Применение концепции управления цепями поставок в лизинговых операциях'

Применение концепции управления цепями поставок в лизинговых операциях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лизинговый процесс / управление цепями поставок / leasing process / management of supply chains

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов А. А.

Представлена концепция управления цепями поставок в операциях лизинга. Раскрыт потоковый характер лизинга, обусловленный содержанием сделки и участием многих хозяйствующих субъектов. Рассмотрена целесообразность постановки и решения задачи координации с применением логистического инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a concept of supply chains management in leasing operations and describes the flow-like character of leasing, determined by content of the operation and the participation of multiple economic subjects. The author discusses the application of logistic tools for the formulation and solution of coordination tasks.

Текст научной работы на тему «Применение концепции управления цепями поставок в лизинговых операциях»

нимаемые компанией решения, а компания рассматривает их в качестве возможных звеньев своих информационных маркетинговых каналов реального и информационно-коммуникационного взаимодействия в сети;

— маркетинг влияния является отражением реальной политики бизнеса. На сегодняшний день можно трансформировать информационное пространство, а результаты получить на уровне физического пространства;

— коммуникации последовательно строят схемы межсубъек-тных, межличностных ролевых отношений, действующих в различных функциональных департаментах и социальных системах и передают различные сообщения о технической, коммерческой или репутационной природе. Информация является одним из ключевых ресурсов компании и участвует непосредственно в процессе взаимодействия, являясь для него с одной стороны ресурсом, а с другой стороны результатом взаимодействия двух и более сторон;

— маркетинг влияния занимается природой влияния компании в сети: процессом его формирования и результативностью для компании и ее окружения;

— реализация процесса влияния происходит только на основе маркетинговых компетенций всей компании, благодаря которым идентифицируется сеть взаимодействий, разрабатывается и реализуется эффективная информационно-коммуникативная политика, оценивается динамическая эффективность сети;

— кумулятивное влияние формируется на основе локальных векторных влияний в каждом процессе взаимодействия. Норма влияния понимается как мера адекватности системы влияния фирмы.

Как бизнес-процесс маркетинг влияния призван улучшить информационный обмен в сети взаимодействия предприятия (снизить издержки и время на распространение и сбор необходимой информации), способствовать принятию обоснованных решений в соответствии с возможностями рынка, росту стоимости бизнеса и наращиваю влияния. Движение от простого к сложному, адекватная формулировка задач, контроль их выполнения и анализ результатов создают предпосылки для гармоничного развития потенциала предприятия через систему маркетинга влияния.

1 Татаренко В.Н., Мелентьева Н.И. Маркетинг влияния — теоретико-методологические основы: управление информацией и межсубъектные коммуникации. — СПб.: Изд-во «Борей Арт», 2008.

2 Meffert H., Burmann Ch., Kirchgeorg M. Marketing. Grundlagen marktorientierter Unternehmensfbhrung. Konzepte — Instrumente — Praxisbeispiele. 10.,

vollst. bberarb. u. erw. Aufl. — Wiesbaden.: Gabler Verlag, 2008.

3 Татаренко В.Н., Мелентьева Н.И. Маркетинг влияния — теоретико-методологические основы: управление информацией и межсубъектные коммуникации. — СПб.: Изд-во «Борей Арт», 2008. — С. 185.

4 Gummesson E. Total relationship marketing. Marketing management, relationship strategy, CRM and a new dominant logic for the value-creating network economy: 3rd and revised edition. — Oxford, UK: Butterworth-Heinemann, 2008.

5 Developing relationships in business networks / ed. by Hеkan Hеkansson and Ivan Snehota. — London, UK: Routledge 1995.

6 Measuring The Business Value Of Stakeholder Relationships. Part one / Svendsen A., Boutilier R., Abbott R., Wheeler D. / The centre for innovation in

management. — URL: cim.sfu.ca.

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЯХ

A.A. Ефремов,

соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, кандидат экономических наук [email protected]

Представлена концепция управления цепями поставок в операциях лизинга. Раскрыт потоковый характер лизинга, обусловленный содержанием сделки и участием многих хозяйствующих субъектов. Рассмотрена целесообразность постановки и решения задачи координации с применением логистического инструментария.

Ключевые слова: лизинговый процесс, управление цепями поставок

УДК 339.182.7; ББК 65.42

Каждая лизинговая операция представляет собой «...ограниченное во времени целенаправленное действие с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [1, с. 17]. Характерными признаками любого управляемого процесса являются:

— направленность на достижение конечных целей, определенных результатов;

— разделение процесса на отдельные этапы и координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ с детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам;

— выполнение этапов и отдельных работ в соответствии с логикой процесса и требованиями к качеству результата [2, с. 34-36].

Систематизация управляемых процессов дает основание утверждать, что их успешная реализация обеспечивается

адекватным управлением. Оно предполагает формирование пространственно-временной структуры процесса и определение:

— состава участников процесса;

— информационных, управляющих, технологических и иных связей между участниками;

-множества допустимых действий участников, отражающих институциональные, технологические и иные ограничения их индивидуальной и совместной деятельности;

— целевых функций участников, характеризующих их предпочтения и интересы и зависящих от действий всех участников процесса;

— порядка функционирования — последовательности получения информации и выбора действий участниками процесса, направленных на достижение поставленных целей;

— регламентов взаимодействия с внешней средой процесса;

— средств регулирование хода этапов и отдельных работ (оперативное управление, внесение корректив и т.п.) [4, с. 12-13].

Лизинговый процесс — от концептуальной идеи до практической реализации проекта, эксплуатации оборудования и окончания сделки — можно представить состоящим из трех основных

этапов (подпроцессов): подготовительного (I), организационного (II) и эксплуатационного (III), каждый из которых подразделяется на отдельные элементы и конкретные виды работ [3, с. 23-24]. Характеристики этапов и документальное сопровождение процедур приведены в таблице и на рис. 1.

Таблица

Этапы лизингового процесса

Этап Характеристика этапа Документы Участники

I Обоснование лизинговой сделки, подготовительная работа по заключению лизингового договора 1. Заявка на предоставление имущества в лизинг Лизингополучатель — лизингодателю

2. Заключение о платежеспособности лизингополучателя и эффективности лизингового проекта Лизингодатель

3. Заказ-наряд Лизингодатель - поставщику

4. Кредитный договор о предоставлении ссуды (при необходимости привлечения заемных средств для финансирования приобретения имущества) Лизингодатель + банк

II Юридическое оформление лизинговой сделки 1. Договор купли-продажи объекта лизинга Лизингодатель + поставщик

2. Акт приемки объекта лизинга в эксплуатацию Лизингополучатель + лизингодатель

3. Договор лизинга Лизингополучатель + лизингодатель

4. Договор на техническое обслуживание объекта лизинга Лизингополучатель + лизингодатель

5. Договор страхования Страховая компания + лизингодатель или лизингополучатель

III Отражение лизинговых операций в бухгалтерской отчетности, выплата лизинговых платежей, оформление отношений по дальнейшему использованию имущества 1. Акт сдачи-приемки объекта лизинга Лизингодатель + лизингополучатель

2. Договор продления финансовой аренды или договор купли-продажи (если это предусмотрено договором лизинга) Лизингодатель + лизингополучатель

Банк

а

Ё-

а

с

Е

12

Лизингодатель

к і к і і і к к і к

2 1 6 Г 1 7 т Л 8 Г 1 10 Г 11

Лизингополучатель

л

к

к

сз

С

§

3

и

о

ІЗ

&

н

О

4

3

5

7

1

9

Рис. 1. Структурная схема лизингового процесса

На рис. 1. подпроцессы лизингового процесса и отдельные процедуры имеют следующие цифровые обозначения:

1 — поступление заявки от лизингополучателя;

2 — подготовка заключения о платежеспособности лизингополучателя и целесообразности проведения лизинговой операции;

3 — направление поставщику заказ-наряда;

4 — получение банковского кредита для проведения лизинговой операции;

5 и 5а — заключение договора купли-продажи предмета лизинга и его приемка по качеству и комплектности;

6 — заключение лизингового соглашения;

7 — подписание акта приема-передачи и запуск объекта в эксплуатацию;

8 — заключение договора о техническом обслуживании предаваемого в лизинг имущества;

9 — заключение договора о страховании объекта лизинга;

10 — выплата лизинговых платежей;

11 — решение об объекте лизинга (возврат или приобретение);

12 — возврат кредита и выплата процентов.

Разделение целостного лизингового процесса на отдельные подпроцессы и, как следствие, декомпозиция задачи управления, вызывает проблему координации. Она состоит в создании механизма, обеспечивающего согласованность работы автономно функционирующих подсистем, и в разработке процедур принятия управленческих решений на отдельных этапах, обеспечивающих оптимальное развитие процесса в целом. Если все действия, связанные с реализацией лизинговой операции, рассматривать как звенья единого процесса и управлять ими с этой позиции, то возможно достичь существенного снижения издержек и увеличения результативности.

Действенным средством решения задачи управления целостным лизинговым процессом является применение логистического инструментария. Именно логистика дает основные направления планирования и влияет на формирование схем, создавая единый план движения товаров, информации, денежных средств.

Ключевой идеей современного этапа развития логистики становится стратегия формирования цепей поставок ресурсов и оптимальное управление такими цепями, которые интегрируют взаимодействующих субъектов хозяйствования. Эта стратегия получила название «управление цепями поставок» (Supply Chain Management — SCM). Понятие цепи поставок традиционно связывают с именем Дж. Форрестера [7]. Также принято считать, что термин «управление цепями поставок» был использован консалтинговой компанией «Артур Андерсен» (США) в начале 1980-х гг. [8], и под ним понимался метод снижения запасов товарно-материальных ценностей в связях «поставщик — потребитель». Потребность в небольших материальных запасах на двух и более взаимодействующих предприятиях послужи-

ла началом разработки новых методов и моделей управления запасами, которые теперь относят к логистике и управлению цепями поставок.

В настоящее время этот подход может рассматриваться как интегрированная логистика, функции которого выходят за рамки центральной компании цепи поставок, распространяясь на потребителей, поставщиков и всех контрагентов. Цепь поставок охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров, а также информационных потоков; в этом смысле она вполне адекватна схеме осуществления лизингового процесса.

Логистическая цепь представляет собой всю последовательность действий, реализация которых обеспечивает возможность сквозного управления потоками. Чтобы такая цепь работала эффективно, логистика решает сложную задачу синхронизации движения товаров и информации, опосредованного движением финансовых потоков в цепи управления поставками по лизингу. Это достигается путем рассмотрения цепи как целостной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Воропаев В.И. Управление проектами в России. — М.: Аланс, 1995. — 225 с.

2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. — М.: СИНТЕГ, 1999. — 128 с.

3. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг. — М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. — 336 с.

4. Лысаков А.В., Новиков Д.А. Договорные отношения в управлении проектами. — М.: ИПУ РАН, 2004. — 100 с.

5. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / Д. Уотерс; Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 с.

6. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Под общ. ред. В.С. Лукинского. — СПб.: Питер, 2004. — 316 с.

7. Forrester J.W. Industrial Dynamics: a major breakthrough for decision makers. — Harvard Business Review, 1958. — vol. 36. — № 4. — P. 37-66.

8. Oliver R.K. & Webber M.D. Supply-chain management: logistics catches up with strategy. — Logistics: The Strategic Issues, 1982. — London, Chapman Hall. — P. 63-75.

ВЫБОР СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Ю.Е. Леонов,

старший преподаватель кафедры финансов Дагестанского государственного университета (филиал в г. Кизляре), соискатель кафедры информационных систем в экономике Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

[email protected]

В статье рассматривается структура исходных данных для формирования системы управления товарами производственного назначения. Выделяются основные критерии, в рамках которых необходимо строить систему распределения. На основе выбранных структур сформирована постановка рассматриваемой задачи.

Ключевые слова: маркетинг, товары производственного назначения, каналы распределения продукции, математическое моделирование, стратегия поведении.

УДК 658.5.011; ББК 65.05

В рамках задачи распределения традиционно решаются вопросы выбора каналов, посредством которых продукция компании поступит к клиенту [1]. Эти каналы представляют собой организационные структуры, включающие собственные подсистемы распределения, торговых посредников различных видов и возможностей, которые в совокупности обеспечивают движение товара от производителя к потребителю в пространстве и времени. При этом в общепринятом их понимании указанные каналы должны выполнять следующие основные функции:

— формирование ассортимента. Осуществляется концентрация товаров, различающихся по качеству;

— сортировка и фасовка. Требуется выбрать оптимальный размер единицы продукта (производителю не всегда выгодно производить маленькие упаковки, потребителю — покупать большие);

— хранение. Обычно периоды продажи не сразу следуют за периодами производства;

— транспортировка. Производитель продукции обычно пространственно удален от большинства потребителей на значительные расстояния;

— информирование. Торговые субъекты напрямую контактируют с потребителями, поэтому являются важным источником

23 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.