Научная статья на тему 'Применение контролирующих и обучающих программ с вариантными ответами при приеме вступительных экзаменов по русскому языку и литературе у абитуриентов, поступающих на медицинский факультет'

Применение контролирующих и обучающих программ с вариантными ответами при приеме вступительных экзаменов по русскому языку и литературе у абитуриентов, поступающих на медицинский факультет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
261
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шимкевич Т. Л., Проценко В. Д., Фролов В. А.

Обсуждены проблемы сдачи тестового вступительного экзамена по русскому языку и литературе для абитуриентов медицинского факультета. Разработаны принципы и технические средства проведения компьютерного теста, обеспечивающие адекватность оценки знаний абитуриентов, поступающих на медицинский факультет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the computer programs with the alternative answers at entrance examinations at the entrants to Medical Faculty

The problems of delivery of test entrance examination on Russian and literature for the entrants of Medical Faculty are discussed. The principles and means of realisation of the computer test that providing adequacy of a rating of knowledge of the entrants to Medical Faculty are developed.

Текст научной работы на тему «Применение контролирующих и обучающих программ с вариантными ответами при приеме вступительных экзаменов по русскому языку и литературе у абитуриентов, поступающих на медицинский факультет»

ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ВАРИАНТНЫМИ ОТВЕТАМИ ПРИ ПРИЕМЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ У АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ НА МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ РУДН

Т.Л. ШИМКЕВИЧ, В.Д. ПРОЦЕНКО, В.А. ФРОЛОВ

Медико-биологическая школа «Медик» и кафедра медицинской информатики. Кафедра внутренних болезней . РУДН. Москва. 117198, ул. Миклухо-Маклая, д.8 Медицинский факультет

Обсуждены проблемы сдачи тестового вступительного экзамена по русскому языку и литературе для абитуриентов медицинского факультета. Разработаны принципы и технические средства проведения компьютерного теста, обеспечивающие адекватность оценки знаний абитуриентов, поступающих на медицинский факультет.

Согласно соответствующим нормативным документам, вступительный экзамен по русскому языку и литературе является обязательным при поступлении на любую специальность. Касательно медицины, это имеет особое значение, поскольку, во-первых, труд врача связан с составлением такого медицински и юридически важного документа, как история болезни, подразумевающего в числе прочего и грамотность пишущего ее врача. Кроме того, врач, как представитель слоя общества, относящегося к категории интеллигенции, должен быть достаточно грамотным человеком и в ряде гуманитарных наук, в том числе (и в первую очередь) в вопросах литературы.

До сих пор традиционным экзаменом по русскому языку и литературе при поступлении в ВУЗ было сочинение, что абсолютно логично при соблюдении применяемых к данному виду работ основных правил, среди которых основным является знание литературных произведений. К сожалению, огромное количество абитуриентов механически заучивают содержание сборников, вроде «140 серебряных сочинений», «250 золотых сочинений», «Энциклопедия литературных героев» и др., что приводит к полному незнанию текстов произведений, не говоря уже о неумении самостоятельно мыслить.

Эта ситуация требует перехода на иные формы контроля, которые позволили бы объективно оценить не только грамотность, но и «начитанность» абитуриентов и их способность к аналитическому разбору и самостоятельной оценке литературных произведений. При этом особое внимание следует уделить компьютерному тестированию, которое позволяет объективизировать контроль знаний, исключив из него «человеческий фактор».

Однако традиционная форма тестов с выбором одного правильного ответа из нескольких предполагаемых может использоваться лишь тогда, когда сам вопрос в принципе имеет единственно правильный ответ. Учебные тесты, как форма проверки знаний и психофизиологических умений и навыков, как известно, уже несколько десятилетий применяются в американской системе образования. В России они стали использоваться относительно недавно. Надо сказать, что классическая художественная литература (как русская, так и зарубежная) во многих случаях в принципе не допускает такого рода однозначно шаблонных трактовок. Таким образом, требуется изменение традиционной формы тестов.

Предлагается система учебно-проверочных таблиц, сама форма составления которых учитывает и даже предполагает возможность нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Это дает возможность абитуриенту привести обоснование собственной или разделяемой им лично точки зрения. При этом автоматически выявляются и способности абитуриента к логическому мышлению. Таблицы составлены таким образом, что этот многозначный ответ дает возможность оценить знание испытуемым тестов литературных произведений (по школьной программе) и умение испытуемого логически мыслить, используя знание этих текстов. По существу, ответы на такие табличные вопросы

являются компромиссом между традиционными тестами и традиционными сочинениями по литературе. Следует заметить, что имеются тесты для контроля знаний с несколькими ответами по различным предметам. Например, в учебном пособии (К.В. Пашканг и др., 1995) предлагаются вопросы, предполагающие выбор испытуемым двух и даже трех ответов из четырех возможных по физической и экономической географии. Не один год такого рода тесты используются в практике вступительных экзаменов на гуманитарные факультеты МГУ. В данном случае мы сделали попытку использовать такого рода контроль при проведении в 2001 году региональной олимпиады и вступительных экзаменов по русскому языку и литературе на медицинском факультете.

Олимпиадный экзамен проводился в два тура. Первый - являлся отборочным и оценивался по системе «зачет - не зачет». На этом этапе проводилось письменное тестирование, то есть участники получали по десять вопросов, на которые они должны были ответить не по принципу «да - нет», а дать обоснованный ответ, причем вопросы рассчитаны и на знание текста произведений. При оценке ответов учитывалась правильность и полнота ответов, а также и грамотность испытуемого. Вопросы формировались из базы данных, включающей 120 вопросов. Оценка осуществлялась по десятибалльной шкале.

На втором туре олимпиады проводилось компьютерное тестирование, предусмотренное и для вступительных экзаменов в июле. База данных включает 1000 вопросов (400 по русскому языку и 600 по литературе, причем 200 вопросов по литературе связаны с первой половиной, 200 - со второй половиной девятнадцатого века и 200 - с литературой двадцатого века).

В базу данных по литературе первой половины девятнадцатого века касаются творчества A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других писателей и поэтов этого периода. Вопросы по литературным произведениям, относящимся ко второй половине девятнадцатого века, связаны с произведениями А.Н.Островского, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и др. Вопросы по литературе двадцатого века относятся к творчеству М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.А.Шолохова, М.А.Булгакова и др. Все вопросы и объем произведений, по которым задаются вопросы, находятся в точном соответствии со школьной программой по литературе. Кроме того, база данных содержит 50 вопросов на понимание литературных терминов. Отличительной особенностью базы данных по литературе является то, что все вопросы базируются на знании испытуемым текстов произведений.

Оценка правильности ответов может быть двух типов. Согласно первому из них, испытуемый выбирает из некоторого количества (от 4-х до 6-ти) ответов номер того, который он считает правильным и вводит этот номер в компьютер. При правильном ответе он получает 2 балла, при неправильном - 0 баллов. При втором типе задание может содержать два и более правильных ответов. В том случае, если испытуемый вводит все правильные ответы, он получает 2 балла; при частичном введении правильных ответов, - 1 балл; в том случае, если он не вводит правильных ответов, или, наряду с правильными, вводит хотя бы один неправильный, он получает 0 баллов. Максимальное число баллов (200) принимается за 100%, и в конце экзамена испытуемый имеет возможность увидеть свой рейтинг (в %).

В качестве примеров приводим два задания по первому туру олимпиады (письменное тестирование, при котором принцип подбора вопросов по литературе идентичен таковому при компьютерном тестировании).

Вариант 1.

1.Какова роль последней реплики в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”?

2. Каков жанр произведения A.C. Пушкина “ Капитанская дочка” и кто является главным героем?

3. В чем заключается размышления автора о судьбах поколения? (сравнить стихотворения М.Ю. Лермонтова «Монолог» и «Дума»)

4. Каково значение описания уличных сцен в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”? Перечислить сцены; одну из них проанализировать.

5. В чем различие в описании двух войн в романе Л.Н. Толстого “ Война и мир”?

6. Что и как высмеивает Н.А. Некрасов в сатирических произведениях?

(на примере 2-3 стихотворений).

7. В чем выражается символика комедии А.П. Чехова “ Вишневый сад”?

8. В чем заключается роль Сатина в пьесе М.Горького “ На дне”?

9. В чем заключается значение и своеобразие поэмы “Реквием” А.Ахматовой?

10. В чем своеобразие раскрытия темы Родины в лирике С. Есенина? (по 2 - 3 произведениям).

Вариант 2

1. В чем смысл названия комедии А.С.Грибоедова “ Горе от ума”?

2. В чем заключается смысл стихотворения A.C. Пушкина “Анчар”?

3. В чем заключается своеобразие романа М.Ю. Лермонтова “ Герой нашего времени”?

4. Как изображается русская женщина в творчестве H.A. Некрасова? (по стихотворениям “ В дороге”, “Тройка”, “Орина мать солдатская”).

5. Где в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” идет речь о подвиге?

6. Какова роль Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”?

7. Что общего имеют и чем отличаются повести А.П. Чехова “Цветы запоздалые” и “Ионыч”?

8. О чем рассуждает A.A. Блок в стихотворении “Россия”? Дать анализ этого произведения).

9. Какова проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

10. Доказать, что “людей неинтересных в мире нет” (по 2 - 3 произведениям 2-й половины 20 века).

Что касается оценки знаний испытуемых по русскому языку, то в первом туре это осуществляется по анализу письменных ответов с точки зрения их грамотности и умения выразить мысль.

При компьютерном тестировании испытуемый (второй тур олимпиады и вступительные экзамены на медицинский факультет РУДН) получает 100 вопросов по следующим разделам: 40 вопросов на основные правила русского языка (грамматика, синтаксис, пунктуация и др.) и отвечает на них согласно общепринятой методике (вставка недостающих знаков препинания, суффиксов, префиксов, окончаний и др.) и по 20 вопросов из области русской литературы первой половины XIX века, второй . половины XIX века и XX века.

Ниже приводится несколько примеров таких вопросов.

Вопрос 1.

В каком жанре написаны стихотворения A.C.Пушкина, из которых приводятся ниже следующие строки:

А. - «От радости в постели запрыгало дитя. Неужто в самом деле, неужто не шутя?»; Б. - «Погасло дневное светило...»; В. - «Мой первый друг, мой друг бесценный!»; Г. - «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

1 - Элегия, 2 - Дружеское послание; 3 - Ода; 4 - Рождественская песенка.

Вопрос 2.

Какие высказывания о Чацком принадлежат ИГончарову:

А - «Он вечный обличитель лжи»; Б - Он появляется «при каждой смене одного века другим»; В - «Чацкий - совсем не умный человек»; Г - «.. .в < > комедии 25 глупцов на

одного здравомыслящего человека»; Д - «Это просто крикун, фразер, идеальный шут»; Е - Он «застрельщик и всегда жертва».

Вопрос 3.

В чем выразилось мировоззрение Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»?

А - евангельские мотивы; Б - фатализм; В - роль народных масс в истории; Г - идея героизма во время войны 1812 года; Д - восхищение высшим обществом.

Вопрос 4.

Какую роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» играет Соня Мармеладова?

А - идеал автора; Б - павшая женщина, осуждаемая автором; В - двойник сестры Раскольникова; Г - носительница евангелистской любви и смирения, жертвенности.

Вопрос 5.

Главным объектом дореволюционной сатиры В.В.Маяковскогоявляется:

А - город; Б - мещанство; В - пошлость; Г - первая мировая война.

Вопрос 6.

Значение «Реквиема» А.Ахматовой?

А -трагедия человека в годы тоталитарного режима; Б - дневниковые записи времен репрессий, В - восхищение подвигом павших; Г - жизнеописание личного горя А.Ахматовой.

Вопрос 7.

Выберите только правильно написанные словосочетания:

А - быстрый пловец; Б - плавник рыбы; В - синхронное плавание; Г - плавучий грунт; Д - жук-плавунец.

Вопрос 8.

Вставьте согласные буквы «3» или «С»:

А - .. .давить; Б - ...десь; В - .. .делать; Г - .. .гибать.

! - «3», 2 - «С».

Вопрос 9.

В каких словах (в) пишется раздельно?

А - (в)виду обстоятельств; (в)следствие болезни; В - (в)третьих; Г - (в)течение дня; Д - иметь (в)виду; Е - увеличить (в)трое.

Вопрос 10.

Выберите предложения с правильно расставленными знаками препинания:

А - Шумели деревья и над ними, по небу, мчались клочки туч.; Б - Лунный свет, да ночь, да река, да мы в ней.; В - Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.

Технические средства проведения компьютерного теста обеспечивают полную изоляцию абитуриента и преподавателя. При соблюдении правил регистрации абитуриент не может войти в систему под чужим именем выполнить одно и то же задание дважды или получить повторный вариант задания. Система не требует специальной подготовки абитуриента в информатике и проста в обращении. Перед началом тестирования преподаватель проводит краткий инструктаж о положении за компьютером, порядке обраще-

ния с ручным манипулятором «мышь», структуре вопросов и ответов, правилах ввода ответов в поля экранной формы. Сетевое исполнение и работа в замкнутом сегменте локальной сети не позволяют передать справочную информацию во внешний мир и получить консультацию у кого-либо. Работа с тестом строго индивидуальна, требует сосредоточенности, внимания при осознании задания и выборе правильных ответов. Использование заранее подготовленных материалов абитуриентом невозможно, т.к. на выполнение всего теста отводится выверенное заранее определенное время, по истечении которого тест прерывается и программа рассчитывает оценку по выполненным заданиям. В среднем на один вопрос отводится 45 секунд. Распределение вопросов по сложности равномерно. Подбор тестовых заданий из базы производится автоматически по заданным заранее квотам для каждой темы. Оценка выставляется сразу же по окончании выполнения тестового задания. Все результаты тестовых опросов сохраняются в электронной форме и могут быть получены в виде твердой копии.

Литература

1. Пашкапг К.В. и др. Тесты и вопросы по географии. - М.: Просвещение, 1995.

APPLICATION OF THE COMPUTER PROGRAMS WITH THE ALTERNATIVE ANSWERS AT ENTRANCE EXAMINATIONS AT THE ENTRANTS TO MEDICAL FACULTY OF RPFU.

G.L SHIMKEVITCH, V.D. PROCENKO, V.A. FROLOV

Medical biological school "Medic", department of medical computer science and department of

internal medicine RPFU. Moscow. 117198. Miklucho-Maklay str. 8. Medical faculty.

The problems of delivery of test entrance examination on Russian and literature for the entrants of medical faculty are discussed. The principles and means of realisation of the computer test that providing adequacy of a rating of knowledge of the entrants to medical faculty are developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.