Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА НОВОСТНЫХ РЕСУРСОВ В СМИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ НА УГЛУБЛЁННОМ УРОВНЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА НОВОСТНЫХ РЕСУРСОВ В СМИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ НА УГЛУБЛЁННОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контент-анализ / урок географии / публикация / новостной ресурс / СМИ / работа с текстом / углублённый уровень / шкала оценивания / система оценивания при выполнении контент-анализа текста / content analysis / geography lesson / publication / news resource / media / working with text / advanced level / grading scale / grading system when performing text content analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухина Наталия Николаевна

Актуальность исследования. С 2023 г. в обучении географии на углублённом уровне предусмотрены практические работы с применением контент-анализа новостных ресурсов в СМИ и публикаций. Отсутствие рекомендаций по использованию источников информации, критериев отбора новостных СМИ, примеров структуры заданий-вопросов к тексту затрудняет применение контент-анализа в образовательной деятельности. Цель определить и описать методические приёмы использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ в обучении географии на углублённом уровне. Методы исследования: системный анализ, проектирование, систематизация, обобщение, синтез. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Разработаны требования и критерии к отбору публикаций новостных СМИ для контент-анализа на уроке географии; представлены примеры публикаций новостных СМИ для использования на уроках географии в старшей школе; разработаны вопросы-задания к текстам новостных СМИ; представлены рекомендации по системе оценивания ответов обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрено и уточнено понятие «контент-анализ» в применении к методике преподавания географии. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные методические материалы могут быть применены учителями географии в обучении географии на углублённом уровне. Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов определена целесообразность использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ на уроках географии (углублённый уровень) с целью достижения планируемых результатов обучения. Выводы. Использование текстов, текстовых фрагментов в обучении географии готовит выпускника к выполнению заданий с развёрнутым ответом ГИА-11 по географии, развивает функциональную грамотность, критическое мышление, умение аргументировать и делать выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодухина Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CONTENT ANALYS IS OF NEWS RESOURCES IN THE MEDIA IN GEOGRAPHY TEACHING AT AN IN-DEPTH LEVEL

Abstract Relevance. Since 2023, practical work with the use of content analysis of news resources in the media and publications has been provided in geography education at an in-depth level. The lack of recommendations on the use of information sources, selection criteria for news media, examples of the structure of tasks-questions to the text makes it difficult to apply content analysis in educational activities. Aim. To identify and describe the methodological techniques for using content analysis of news resources in the media in teaching geography at an in-depth level. Methodology: system analysis, design, systematization, generalization, synthesis. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research consists in the fact that the requirements and criteria for the selection of news media publications for content analysis in geography lessons have been developed; examples of news media publications for the use in geography lessons in high school have been presented; task questions for news media texts have been developed; recommendations on the system for evaluating students' answers have been given. The theoretical significance of the study lies in the fact that the concept of “Content analysis” is considered in application to the methodology of teaching geography. The practical significance of the study lies in the fact that the proposed methodological materials can be applied by geography teachers in teaching geography at an in-depth level. Results. Based on the generalization of the results obtained, the expediency of using content analysis of news resources in the media in geography lessons (advanced level) in order to achieve the planned learning outcomes is determined. Conclusions. The use of texts and text excerpts in teaching geography prepares the graduate to complete tasks with a detailed answer in SFE-11 (State Final Examination) in geography, develops functional literacy, critical thinking, ability to argue and draw conclusions.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА НОВОСТНЫХ РЕСУРСОВ В СМИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ НА УГЛУБЛЁННОМ УРОВНЕ»

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

УДК 372.891

DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-84-92

применение контент-анализа новостных ресурсов в Сми в обучении географии на углублённом уровне

Солодухина Н. Н.

Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Актуальность исследования. С 2023 г. в обучении географии на углублённом уровне предусмотрены практические работы с применением контент-анализа новостных ресурсов в СМИ и публикаций. Отсутствие рекомендаций по использованию источников информации, критериев отбора новостных СМИ, примеров структуры заданий-вопросов к тексту затрудняет применение контент-анализа в образовательной деятельности.

Цель - определить и описать методические приёмы использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ в обучении географии на углублённом уровне. Методы исследования: системный анализ, проектирование, систематизация, обобщение, синтез. Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Разработаны требования и критерии к отбору публикаций новостных СМИ для контент-анализа на уроке географии; представлены примеры публикаций новостных СМИ для использования на уроках географии в старшей школе; разработаны вопросы-задания к текстам новостных СМИ; представлены рекомендации по системе оценивания ответов обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрено и уточнено понятие «контент-анализ» в применении к методике преподавания географии. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные методические материалы могут быть применены учителями географии в обучении географии на углублённом уровне.

Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов определена целесообразность использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ на уроках географии (углублённый уровень) с целью достижения планируемых результатов обучения. Выводы. Использование текстов, текстовых фрагментов в обучении географии готовит выпускника к выполнению заданий с развёрнутым ответом ГИА-11 по географии, развивает функциональную грамотность, критическое мышление, умение аргументировать и делать выводы. Ключевые слова: контент-анализ, урок географии, публикация, новостной ресурс, СМИ, работа с текстом, углублённый уровень, шкала оценивания, система оценивания при выполнении контент-анализа текста

application of content analysis of news resources in the media in geography teaching at an in-depth level

N. Solodukhina

State University of Education

ul. Very Voloshinoi, 24, Moscow region, 141014, Mytishchi, Russian Federation Abstract

Relevance. Since 2023, practical work with the use of content analysis of news resources in the media and publications has been provided in geography education at an in-depth level. The lack of recommen-

© CC BY Николаева О . О . , Федорова С . И Яковлева Е . А . , 2023 .

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

dations on the use of information sources, selection criteria for news media, examples of the structure of tasks-questions to the text makes it difficult to apply content analysis in educational activities. Aim. To identify and describe the methodological techniques for using content analysis of news resources in the media in teaching geography at an in-depth level. Methodology: system analysis, design, systematization, generalization, synthesis. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The scientific novelty of the research consists in the fact that the requirements and criteria for the selection of news media publications for content analysis in geography lessons have been developed; examples of news media publications for the use in geography lessons in high school have been presented; task questions for news media texts have been developed; recommendations on the system for evaluating students' answers have been given. The theoretical significance of the study lies in the fact that the concept of "Content analysis" is considered in application to the methodology of teaching geography. The practical significance of the study lies in the fact that the proposed methodological materials can be applied by geography teachers in teaching geography at an in-depth level. Results. Based on the generalization of the results obtained, the expediency of using content analysis of news resources in the media in geography lessons (advanced level) in order to achieve the planned learning outcomes is determined.

Conclusions. The use of texts and text excerpts in teaching geography prepares the graduate to complete tasks with a detailed answer in SFE-11 (State Final Examination) in geography, develops functional literacy, critical thinking, ability to argue and draw conclusions. Keywords: content analysis, geography lesson, publication, news resource, media, working with text, advanced level, grading scale, grading system when performing text content analysis

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральной рабочей программе по учебному предмету «География»1 (углублённый уровень) 2023 г. для 10 класса в разделе «География в современном мире» в теме «География как наука» предусмотрены практические работы с применением контент-анализа новостных ресурсов вСМИ и публикаций . Для педагогов образовательных организаций приме-

нение данного метода исследования становится затруднительным . Причина заключается в отсутствии рекомендаций по использованию источников информации, критериев отбора новостных СМИ, по структуре заданий, вопросов, системе оценивания при выполнении контент-анализа текста23456 [1].

В последние годы для учителей географии издано большое количество методи-

1 Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (углублённый уровень) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo. ru/rabochie-programmy (дата обращения: 28.09.2023).

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480) [Электронный ресурс]. URL: https://docs . edu .gov. ru/document/ bf0ceabdc94110049a583890956abbfa (дата обращения: 28.09.2023).

3 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08. 2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12.09. 2022 № 70034) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo. gov.ru/Document/View/0001202209120008 (дата обращения: 28.09.2023) .

4 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 05 2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 12.07. 2023 № 74228) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov. ru/document/0001202307130017 (дата обращения: 28 09 2023)

5 Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (базовый уровень) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy (дата обращения: 28.09.2023).

6 Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (углублённый уровень) [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo. ru/rabochie-programmy (дата обращения: 28.09.2023).

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

ческих материалов, где уделено внимание результатам обучения, использованию практико-ориентированного подхода в обучении географии, метапредметности, формированию функциональной грамотности. Например, в работе Э . М. Амбар-цумовой представлены метапредметные задания, которые демонстрируют межпредметный подход в изучении предмета1.

Л . В . Амвросьева предлагает методические рекомендации по использованию образовательных технологий в соответствии с ФГОС [2].

В . В . Барабанов, А. А. Жеребцов обращают внимание на особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательном процессе [4].

Е. А. Беловолова и Е . А. Таможняя определяют структуру технологических карт для урока географии В другой работе Е А Беловолова описывает условия формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии [5; 6].

В . В . Барабанов, С . Е . Дюкова рекомендуют использование современных подходов в обучении географии в условиях реализации ФГОС [3].

Сотрудники Института стратегии развития образования РАО под руководством А. Ю . Пентина предлагают систему формирования естественно-научной грамотности обучающихся в основной школе2.

1 Амбарцумова Э . М . и др . Сборник метапредмет-ных заданий: история, обществознание, география: 5-9 кл . ФГОС. Москва: Экзамен, 2018. 128 с .

2 Естественнонаучная грамотность . Естественно-на-

учная грамотность: методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся [Электронный ресурс] / А . Ю . Пентин, Е . А . Ники-шова, Г. Ю . Семенова, Г. С. Ковалева. URL: https:// edsoo. ru (дата обращения: 11.10. 2023) .

На сайтах институтов развития образования регионов россии, всероссийских конференций с международным участием размещено достаточное количество сборников с методическими материалами в помощь учителю географии3 [9].

В результате рассмотрения учебно-методической литературы, нормативных актов и документов в области образования, методических рекомендаций определена необходимость разработки методических материалов для проведения практических работ с применением контент-анализа новостных ресурсов в СМИ и публикаций, критериев отбора новостных СМИ, примеров структуры заданий-вопросов, оценочной шкалы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в определении и описании методических приёмов использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ в обучении географии на углублённом уровне

Поставленная цель позволила определить следующие задачи:

1. Разработать требования (критерии отбора) к новостным СМИ для контент-анализа на уроке географии

2 . Рассмотреть понятие «Контент-анализ» в применении к методике преподавания географии

3. Составить перечень «универсальных» и «уточняющих» вопросов к тексту 4 . Привести в качестве примера две публикации в СМИ с перечнем вопросов-заданий для контент-анализа текста на уроке географии

5. Разработать систему оценивания ответов обучающихся при выполнении заданий на контент-анализ текстов новостных СМИ

3 Методические рекомендации по организации обучения по общеобразовательной дисциплине «География» [Электронный ресурс]. URL: https://firpo. ru/netcat_files (дата обращения: 11.10. 2023) .

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

Методология и методы исследования

исследование опиралось на методологию системного, деятельностного, информационного и компетентностного подходов В исследовании применялись теоретические методы: системный анализ, проектирование, систематизация, обобщение, синтез.

Организация исследования и результаты работы

На первом этапе исследования были определены общие правила отбора содержания и критерии отбора новостных СМи, находящихся в свободном доступе в интернете, подходящие для контент-анализа на уроке географии (табл 1)

На втором этапе исследования было уточнено понятие «контент-анализ»

Понятие «контент-анализ» используется в литературе для обозначения

метода исследования для систематического анализа и интерпретации текстовых, графических или мультимедийных материалов, содержащихся в литературных источниках. Этот метод позволяет исследователям структурировать и кате-горизировать информацию, выявлять основные темы, понимать распространение определённых идей или тенденций [8; 10].

И . А . Пашинян в статье «Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения» отмечает, что «...Суть контент-анализа состоит в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму, в восхождении от текста к нетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всём её многообразии» [8]

На уроках географии метод контент-анализа может использоваться для анализа различных географических источ-

Таблица 1 / Table 1

Критерии отбора новостных СМИ для контент-анализа на уроке географии / Criteria for selecting news media for content analysis in a geography lesson

№ п/п Критерии отбора Рекомендации

1 Актуальность выберите новостные источники, которые предоставляют актуальную информацию о географических событиях и проблемах на момент проведения урока

2 Надёжность и достоверность отдайте предпочтение СМИ с хорошей репутацией и проверенными источниками информации, чтобы убедиться в достоверности представленных данных

3 Разнообразие источников используйте разные новостные СМИ для более полного представления о географическом, природном и социальном событии

4 Региональная специфика учитывайте региональную специфику новости Интерес школьников к информации может быть выше, если новость связана с регионом проживания

5 Информативность обратите внимание на наличие дополнительных источников информации: карт, диаграмм и графиков, которые могут визуализировать географическую информацию

6 Адаптация к школьному возрасту подбирайте материалы, соответствующие пониманию и интересам обучающихся

7 Этика и безопасность содержание должно быть этичным и безопасным для обучающихся . Избегайте материалов, где нарушается закон и есть нежелательный контент

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

ников информации, таких как карты, учебники, статьи, интернет-ресурсы, публикации в СМИ, географических журналах и газетах Анализ может включать в себя изучение содержания статьи, её темы, методов исследования, использованных автором, а также оценку достоверности представленной информации кроме того, ученики могут обсуждать различные точки зрения на одну и ту же тему, высказанные в разных публикациях, что поможет развить критическое мышление и умение анализировать ин-формацию1 [8].

Для работы с публикациями можно использовать «универсальные вопросы» и «уточняющие» с подсчётом часто встречающихся слов, словосочетаний

Примеры универсальных вопросов:

- Актуальна ли тема публикации?

- Какие географические объекты или явления обсуждаются в публикации?

- Какие методы исследования использовались автором?

- Какие данные и источники информации использовал автор?

- Какова точка зрения автора на обсуждаемую тему?

- Какие аргументы приводит автор в поддержку своей точки зрения?

- Существуют ли альтернативные точки зрения на обсуждаемую тему?

Подсчёт слов может использоваться для определения объёма текста, а также для выявления ключевых слов и фраз, которые могут быть важными для анализа Например, если в тексте много слов, связанных с конкретным географическим объектом, это может указывать, что этот объект является важным для автора, читателей, социальной ситуации . Уточняющие вопросы к тексту могут быть такими:

1 ТАСС. На Земле теперь живёт 8 млрд человек . как менялась численность населения планеты для обозначения метода [Электронный ресурс]. URL: https://tass . ru/info/16324923?ysclid=lmnjw9zb xv202150474 (дата обращения: 28.09.2023).

- Подсчитайте, сколько раз в тексте встречается слово «климат», «погода», «температура» и составьте список наиболее часто употребляемых словосочетаний, связанных с климатом .

- Подсчитайте, сколько раз в тексте упоминаются слова «нефть», «газ», «лес», «вода» и выявите наиболее часто употребляемые фразы, описывающие эти ресурсы

- Подсчитайте, сколько раз в тексте встречаются слова «население», «миграция», «рождаемость» и составьте список словосочетаний, описывающих демографическую ситуацию в данном регионе

На третьем этапе исследования был проведён анализ публикаций в СМИ

Для планирования практических работ с использованием контент-анализа на уроках географии в качестве примера рассмотрим две публикации в СМИ с перечнем вопросов

1. Публикация в СМИ (ТАСС) «На Земле теперь живёт 8 млрд человек Как менялась численность населения планеты» Цитата: «...Впервые в истории численность населения нашей планеты достигла 1 млрд человек в 1804 году. За последние 200 лет темпы роста этого показателя были беспрецедентными, вследствие чего число людей на Земле возросло в восемь раз»2

После внимательного изучения текста публикации следует создать перечень вопросов-заданий, которые проверяют осмысленное чтение, и заданий, где при выполнении требуются умения аналитического характера

Вопросы к тексту публикации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Какие факторы объясняют стремительный рост численности населения Земли в последние два столетия?

2 Редакция «Российской газеты» . Северный морской путь поможет развитию российской экономики [Электронный ресурс]. URL: https://rg. ru/2023/08/07/ severnyj-morskoj-putpomozhet-razvitiiu-rossijskoj-ekonomiki .html?ysclid=lmnn38vj52524977729 (дата обращения: 28 09 2023)

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

- Какие изменения в темпах прироста населения произошли после достижения пика в 1965-1970-х гг? Каковы причины этих изменений?

- Какой процесс описывает демографический переход, и в каких регионах мира он в настоящее время наиболее заметен?

- Какие прогнозы по численности населения Земли представлены в публикации? Какие факторы могут повлиять на дальнейший рост или снижение населения?

- Как изменяется продолжительность жизни населения мира, и какие регионы имеют самые высокие и самые низкие показатели продолжительности жизни?

- Каковы последствия увеличения продолжительности жизни для возрастной структуры населения?

- В каких регионах планеты наиболее высокая плотность населения, и какие страны имеют самые многочисленные населенные государства?

2. Публикация в СМИ (Спецпроект rg.ru Проекты России «Редакция «Российской газеты») «Северный морской путь поможет развитию российской экономики» . Цитата: «.Развитие Севморпути -один из наиболее масштабных современных проектов России . Он открывает новые возможности для транспортировки нефти, газа»1

Для проведения контент-анализа данного текста на уроке географии можно задать следующие вопросы:

- Какие изменения были внесены в программу субсидирования перевозок по Северному морскому пути (СМП) правительством РФ в конце июля?

1 Редакция «Российской газеты» . Северный морской путь поможет развитию российской экономики [Электронный ресурс]. URL: https://rg. ru/ 2023/08/07/severnyj-morskoj-put-pomozhet-raz-vitiiu-rossijskoj-ekonomiki. html?ysclid=lmnn 38vj52524977729 (дата обращения: 28.09.2023).

- Какие порты были добавлены в маршруты участников программы субсидирования СМП?

- Почему перевозка грузов по СМП стала более выгодной и востребованной для грузоотправителей?

- Какие возможности открывает развитие Севморпути для транспортировки полезных ископаемых?

- Какие планы и цели установлены в федеральном проекте «Развитие Северного морского пути»?

- Какие компании играют важную роль в развитии Севморпути и какие объёмы грузов им предстоит поставить?

- Какие грузы помимо углеводородов будут транспортироваться по Сев-морпути?

- Какие мероприятия предусмотрены в плане развития Северного морского пути до 2035 г. ?

- Какие перспективные грузы и маршруты будут развиваться для стимулирования перевозок по Севмор-пути?

- Почему важно развивать транспортировку несырьевых грузов по Сев-морпути?

- Какие международные перспективы могут быть связаны с транзитом через Севморпуть?

Создание системы оценивания ответов обучающихся при выполнении заданий на контент-анализ текстов новостных СМИ можно разбить на несколько этапов

Определение цели и критериев оценки. Например, определить уровень понимания и анализа новостных текстов обучающимися

Критерии оценки. Выберите критерии, которые отражают важные аспекты анализа, такие как точность, глубина анализа, структура, читательская грамотность

Разработка шкалы оценки: создайте шкалу, например, от 1 до 5 (10) баллов, где каждый балл будет соответствовать определённому уровню выполнения задания; определите, что означает каждый

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

балл на Вашей шкале в контексте задания по анализу новостных текстов

Создание образцов ответов. Подготовьте образцы ответов, которые будут иллюстрировать каждый уровень выполнения задания (понимание ожидаемых результатов)

Оценивание. При проведении оценки учитывайте каждый критерий из шкалы Обратная связь и корректировка. Предоставляйте учащимся обратную связь по результатам оценки и возможности для улучшения Регулярно пересматривайте систему оценивания и вносите корректировки, если это необходимо

Автоматизация. В зависимости от объёма работы, можно рассмотреть возможность автоматизации оценки с использованием инструментов для анализа текста

Помните, что система оценивания должна быть справедливой, объективной и прозрачной, чтобы обеспечить надёжные результаты оценивания

Использование данных инструментов позволяет оценить способность обучающихся анализировать и интерпретировать географические тексты, извлекать информацию и использовать её для формулировки выводов

Шкалы оценивания для заданий, связанных с географическими текстами, могут быть следующими:

Понимание содержания (макс. 10 баллов)

0-2 балла: Непонимание текста, неверное извлечение информации

3-5 баллов: Ограниченное понимание текста, некорректное извлечение информации

6-8 баллов: Хорошее понимание текста, правильное извлечение информации 9-10 баллов: Отличное понимание текста, полное и точное извлечение информации

Анализ и интерпретация (макс. 10 баллов)

0-2 балла: Отсутствие анализа и интерпретации, неверные выводы

3-5 баллов: Ограниченный анализ, недостаточные выводы

6-8 баллов: Хороший анализ и интерпретация, адекватные выводы

9-10 баллов: Выдающийся анализ и интерпретация, глубокие и продуманные выводы

Общее оценивание:

0-7 баллов: Неудовлетворительно .

8-12 баллов: Удовлетворительно .

13-16 баллов: Хорошо .

17-20 баллов: Отлично .

Подобного рода шкалирование позволит оценивать понимание, анализ и грамотность обучающихся при выполнении географических заданий с использованием текстов Каждый из критериев даёт определённое количество баллов, а общее количество баллов определяет общую оценку работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование текстов, текстовых фрагментов в обучении географии готовит выпускника к выполнению заданий Государственной итоговой аттестации, развивает функциональную грамотность и нацеливает на достижение планируемых результатов при изучении предмета на углублённом уровне

Преимущество использования контент-анализа на уроках географии в школе заключается в следующем:

- развиваются аналитические навыки, умения делать выводы, выделять главное;

- формируется и развивается функциональная грамотность; обозначается связь с реальностью: география изучается на основе реальных данных, и контент-анализ позволяет ученикам ближе познакомиться с реальными событиями и явлениями

- поддерживаются межпредметные связи: контент-анализ может помочь ученикам видеть связь между географией и другими предметами, такими как история, экономика, экология

- проводится подготовка к исследовательской работе: метод анализа данных

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

может быть полезным при подготовке учащихся к выполнению исследовательских проектов123

Важно, чтобы учителя географии внедряли контент-анализ на уроке грамотно, с учётом уровня подготовки и потребно-

стей своих учеников, чтобы он действительно приносил пользу и оптимизировал учебную деятельность

Дата поступления в редакцию 02.10.2023

литература

1. Амбарцумова Э . М. , Барабанов В . В . , Дюкова С. Е . География (углублённый уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования: методическое пособие для учителя . Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. 110 с .

2 . Амвросьева Л . В . Методические рекомендации по преподаванию общеобразовательных пред-

метов. География // Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС: сборник методических рекомендаций . Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2017 . С. 192-209.

3 Барабанов В В География реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя . Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2022. 82 с .

4. Барабанов В . В . , Жеребцов А . А . Особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательном процессе // Педагогические измерения . 2020. № 2 . С 51-59 .

5 . Беловолова Е . А . , Таможняя Е. А . География: Технологические карты: 9 класс: методическое по-

собие. Москва: Вентана-Граф, 2019. 207 с.

6 . Беловолова Е . А . География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: ме-

тодическое пособие. Москва: Вентана-Граф, 2015. 222 с.

7 . Греханкина Л . Ф . , Солодухина Н . Н . Теория и методика обучения географии в школе: на при-

мере Московской области: учебное пособие . Москва: Перо, 2022. 294 с .

8 . Пашинян И . А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Науч-

ная периодика: проблемы и решения . 2012 . № 9 . С. 13-18 .

9 . Саидмуратова Ф . А. Возможности использования нетрадиционных методов обучения в пре-

подавании географии // Мировая наука 2020 № 6 (39) С 344-346

10 . Солодухина Н . Н . Выполнение заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по географии с приведе-

нием аргументов // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии, экологии и географии в школе и ВУЗе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва: Московский государственный педагогический университет, 2022 С 198-203

references

1. Ambarcumova E. M. , Barabanov V. V. , Dyukova S . E. Geografiya (uglublyonnyj uroven'). Realizaciya trebovanij FGOS srednego obshchego obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya uchitelya [Geography (advanced level). Implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard for secondary general education: a methodological manual for teachers]. Moscow, Institute for Educational Development Strategy Publ. , 2023. 110 p . 2 . Amvroseva L. V. [Methodological recommendations for teaching general education subjects . Geography]. In: Izmenenie tekhnologij i soderzhaniya obucheniya v sootvetstvii s FGOS: sbornik metodicheskih rekomendacij [Changing technologies and content of education in accordance with the Federal State Educational Standard: a collection of methodological recommendations]. Kaliningrad, Publishing house of the Kaliningrad Regional Institute for Educational Development, 2017, pp . 192-209.

1 Институт географии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www. igras .ru/node/l?page=l (дата обращения: 28.09.2023) .

2 Русское географическое общество [Электронный ресурс]. URL: https://www. rgo. ru/ru (дата обращения: 28 09 2023)

3 Сайт географического факультета МГУ им . М .В . Ломоносова [Электронный ресурс]. URL: http://www. geogr. msu. ru (дата обращения: 28.09.2023).

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

3 . Barabanov V. V. Geografiya. Realizaciya trebovanij FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya uchitelya [Geography. Implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard for basic general education: a methodological manual for teachers]. Moscow, Institute for Education Development Strategy RAO Publ. , 2022. 82 p . 4. Barabanov V. V. , Zherebtsov A . A . [Developing assignments in geography to assess functional literacy in the educational process]. In: Pedagogicheskie izmereniya [Educational measurements], 2020, no . 2, pp. 51-59 .

5 . Belovolova E. A. , Tamozhnyaya E. A. Geografiya: Tekhnologicheskie karty: 9 klass: metodicheskoe poso-

bie [Geography: Technological maps: 9th grade: methodological guide]. Moscow, Ventana-Graf Publ . , 2019.207 p .

6 . Belovolova E. A . Geografiya: formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij: 5-9 klassy: metodicheskoe

posobie [Geography: the formation of universal educational actions: grades 5-9: methodological manual]. Moscow, Ventana-Graf Publ. , 2015. 222 p.

7 . Grekhankina L . F. , Soloduhina N . N . Teoriya i metodika obucheniya geografii v shkole: na primere

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moskovskoj oblasti: uchebnoe posobie [Theory and methodology of teaching geography at school: the example of the Moscow region: textbook]. Moskva, Pero Publ. , 2022. 294 p .

8 . Pashinyan I . A . [Content analysis as a method of research: advantages and limitations]. In: Nauchnaya

periodika:problemy i resheniya [Scientific periodicals: problems and solutions], 2012, no. 9, pp. 13-18 .

9 . Saidmuratova F. A . [The opportunities of non-traditional teaching methods implementation in geog-

raphy teaching]. In: Mirovaya nauka [World Science], 2020, no . 6 (39), pp . 344-346.

10 . Soloduhina N . N . [Completing Unified State Exam assignments with a detailed answer in geography

with arguments]. In: Aktualnye problemy metodiki prepodavaniya biologii, himii, ekologii i geografii v shkole i VUZe: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Current problems of methods of teaching biology, chemistry, ecology and geography at school and university: collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation]. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ . , 2022, pp. 198-203.

информация об авторе

Солодухина Наталия Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой непрерывного образования Государственного университета просвещения; e-mail: nn . soloduhina@guppros. ru

information about the author

Natalia N. Solodukhina - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , Head of the Department of Continuing Education at the State University of Education; e-mail: nn . soloduhina@guppros. ru

правильная ссылка на статью

Солодухина Н . Н . Применение контент-анализа новостных ресурсов в СМИ в обучении географии на углублённом уровне // Московский педагогический журнал. 2023. № 4. С. 84-92. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-84-92

for citation

Solodukhina N . N . Application of content analysis of news resources in the media in geography teaching at an in-depth level . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 4, рр . 84-92. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-84-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.