Научная статья на тему 'Применение компьютерных технологий в логопедической практике'

Применение компьютерных технологий в логопедической практике Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1394
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерные программы / логопедия / нарушения речи / computer programs / speech therapy / speech disorders

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — М Э. Чибрикова, Н Ю. Гомзякова

Работа посвящена проблеме применения компьютерных технологий в логопедической практике, анализу вариативности компьютерных программ и особенностей их использования в работе с детьми, направленной на преодоление речевых нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — М Э. Чибрикова, Н Ю. Гомзякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC PRACTICE

The work is devoted to the problem of the use of computer technology in speech therapy practice, analysis of the variability of computer programs and the features of their use in working with children, aimed at overcoming speech disorders.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных технологий в логопедической практике»

УДК 376.3

М.Э. Чибрикова, Н.Ю. Гомзякова Московский государственный областной университет, Москва

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация. Работа посвящена проблеме применения компьютерных технологий в логопедической практике, анализу вариативности компьютерных программ и особенностей их использования в работе с детьми, направленной на преодоление речевых нарушений.

Ключевые слова: компьютерные программы, логопедия, нарушения речи.

M.E. Chibrikova, N.Yu. Gomzyakova Moscow State Regional University, Moscow

APPLICATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN LOGOPEDIC PRACTICE

Abstract. The work is devoted to the problem of the use of computer technology in speech therapy practice, analysis of the variability of computer programs and the features of their use in working with children, aimed at overcoming speech disorders.

Key words: computer programs, speech therapy, speech disorders.

Тенденции развития компьютерных технологий на сегодняшний день в значительной степени упрощают нам жизнь. В специальной педагогике в настоящее время разработан методологический подход к использованию информационных технологий (IT) в процессе обучения детей с отклонениями в развитии (О.И. Кукушкина, 2005).

В связи с модернизацией технических средств, расширяются возможности использования передовых компьютерных технологий и в логопедической практике (Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева, Ю.Б. Зеленская, Л.Р. Лизунова, А.В. Лопатина, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская и др.). Широкое распространение получают различные авторские разработки (О.А. Безрукова, О.Е. Грибова, Р.Л. Лизунова и др.), которые способствуют выявлению и коррекции речевых нарушений. В логопедической практике такие технологии все чаще применяются в работе с детьми, но необходимо помнить и соблюдать основные правила проведения занятий за компьютером.

В настоящее время на рынке компьютерной продукции представлено более двадцати отечественных разработок для логопедических занятий. Рассмотрим конкретные примеры имеющихся программ. Одной из таких является «Мерсибо» (https://mersibo.ru/front-specialist, автор -

Екатерина Александровна Суслова), которая активно применяется при логопедической диагностике, когда дети при помощи учителя-логопеда в игровой форме проверяют свой фонематический слух, словарный запас, звукопроизношение, а также состояние неречевых функций. Такая работа достаточно продуктивна и интересна для ребенка, поскольку он занимается в интерактивном режиме и материал всегда новый и разнообразный [2].

Программа диагностики речи О.А. Безруковой характерна тем, что позволяет оценить уровень сформированности речеязыковой компетенции детей 4-, 5- и 6-летнего возраста. Ребенок выполняет тестовые задания, которые сводятся в таблицу и выдают результат диагностического обследования.

Большую популярность имеет программа, разработанная авторским коллективом З.А. Репина и Л.Р. Лизунова «Игры для Тигры», которая может использоваться в диагностике для консультирования специалистами родителей, в домашних условиях самими родителями. Данная программа хорошо применяется в работе с детьми, страдающими дислалией, ринолалией и другими речевыми расстройствами. Программа имеет более 50 упражнений и разделена на 4 блока:

- «Звукопроизношение»;

- «Просодика»;

- «Фонематика»;

- «Лексика» [3].

Практическое применение данных IT-техно-логий в настоящее время используется в дошкольных и школьных учреждениях, а также в различных логопунктах.

Московский научно-практический центр детской психоневрологии применяет технологии дополнительной реальности в работе логопеда и других специалистов с детьми, а также различные современные программы для улучшения качества реабилитации и адаптации детей, имеющих речевые нарушения как вторичный дефект.

Вариативность применения рассматриваемых программ разнообразна. В них используются игровые элементы, интерактивность обучения, дифференцированный подход и создание психолого-педагогических условий развития положительных мотиваций у детей, поэтому они увлекательны и легки в применении.

Изучая структуру данных программ и их мно-гокомпонентность, мы видим, что такая форма работы может представлять интерес для специалистов и для детей, способствовать эффективности достижению поставленных целей. Однако, в процессе такой работы необходимо соблюдать определенные правила безопасности как детей, так и логопеда. Изучением нормативов работы за компьютером занимались такие исследователи как А.А. Баранов, Л.В. Макарова, Е.И. Петрова и др., которые в своих научных работах рассматривали положительное и отрицательное влияние компьютера на функциональное состояние детского организма.

Установлены следующие требования к нормативам работы за компьютером для детей дошкольного возраста. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут (при этом, желательно, не каждый день). Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день, а с 9-11 лет - не более часа-полутора [1].

Помимо регламента времени нельзя забывать и о правильной организации рабочего места, а также родительском контроле во время проведения занятий в домашних условиях. Первостепенной задачей является установление правильного освещения, стол должен подходить ребенку по росту, ноги стоять на полу или на подставке под прямым углом. Монитор должен находиться перед ребенком на расстоянии 70 сантиметров от его глаз. Очень хорошо приучить ребенка к выполнению специальной гимнастики для глаз, которая поможет укрепить глазные мышцы, улучшить остроту зрения и снизить напряжение.

Таким образом, проанализировав литературу по проблеме использования компьютерных технологий в логопедии и изучив практический опыт применения рассмотренных программ, можно сделать вывод о целесообразности таких форм работы с детьми. На сегодняшний день многие IT-технологии помогают найти индивидуально-дифференцированный подход к ребенку. В целом, можно отметить рациональность применения специальных программ в логопедической практике, которые облегчают процесс работы специалиста, но при условиях соблюдения норм работы за компьютером и не заменяя традиционных форм взаимодействия.

Список литературы

1 Жукова Р. С. Дети и компьютер: вред и польза умной машины /Р. С. Жукова. - Текст : электронный. - URL: http:// ourboys.ru/computer (Дата обращения: 13.04.2018).

2 Кислякова М. А. Обзор компьютерных программ для логопеда /М. А. Кислякова, А. Быцай, Е. Боштовенко // Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - Том 7. - № 4. - С. 499 - 503.

3 Репина З. А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» /З. А. Репина, Л. Р. Лизунова //Вопросы гуманитарных наук. - 2004.-- № 5. - С. 285-287.

References

1 Zhukova R. S. Deti i kompyuter: vred i polza umnoy mashiny / R. S. Zhukova. - Tekst : elektronnyy. - URL: http:// ourboys.ru/computer (Data obrashcheniya: 13.04.2018).

2 Kislyakova M. A. Obzor kompyuternykh programm dlya logopeda /M. A. Kislyakova, A. Bytsay, E. Boshtovenko // Uchenyye zametki TOGU. - 2016. - Tom 7. - № 4. - S. 499-503.

3 Repina Z. A. Novyye informatsionnyye tekhnologii: spetsializirovannaya kompyuternaya logopedicheskaya programma «Igry dlya Tigry» /Z. A. Repina, L. R. Lizunova // Voprosy gumanitarnykh nauk. - 2004. - № 5. - S. 285-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.