УДК 378.147 ББК 74.58
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ
| А.Б. Можаев
Аннотация. В статье рассмотрен образовательный аспект реализации «Стратегии развития информационного общества в РФ» на примере использования компьютерных технологий при экономической подготовке менеджеров. На основе анализа различных методов интерактивного обучения показаны преимущества деловой игры с использованием компьютерной техники. Дана характеристика ее используемых достоинств в процессе обучения. Изложена практика применения конкретной деловой игры, проблемы и трудности.
Ключевые слова: «Стратегия развития информационного общества в РФ», информационное общество, цифровая экономика, менеджмент, активное и интерактивное обучение, компьютерная технология, методы обучения, деловая игра.
130
THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE ECONOMIC TRAINING OF MANAGERS
A.B. Mozhaev
Abstract. The article deals with the educational aspect of the implementation of the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation using the example of the use of computer technologies in economic training of managers. Based on the analysis of various methods of interactive learning, the advantages of a business game using computer technology are shown. Characteristics of its advantage in the learning process are given. The practice of applying a particular business game, problems and difficulties are stated.
Keywords: Strategy of Information Society Development in the Russian Federation, information society, digital economy, management, active and interactive training, computer technology, teaching methods, business game.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы призвана создать условия для обеспечения национальных интересов, среди которых рельефно выделяются формирование цифровой экономики и развитие человеческого потенциала [1]. Это объясняется тем, что прогрессивное развитие общества возможно только на основе достижений технической и информационной революций, базируется на возрастании роли науки и знания. Этот процесс сопровождается превращением информации в решающий фактор жизнедеятельности общества.
В Стратегии прямо указано, что в целях формирования пространства знаний необходимо «использовать и развивать различные образовательные программы» [1, п. 26и), раздел III]. При этом важно подчеркнуть, что повышению и сохранению человеческого капитала способствует внедрение новых образовательных технологий. Среди них особое место должны занять компьютерные технологии, что является, по существу, ведущей составной частью цифровой революции в образовании. Данные технологии находят уже сегодня определенное применение в различных сферах обучения.
В первую очередь, это относится к методам активного обучения. На наш взгляд, активное обучение включает в себя также интерактивное обучение как наиболее актуальную, современную часть. В силу этого активное и интерактивное обучение имеют много общего. В то же время интерактивное обучение характеризуется широкой взаимосвязью обучающихся друг с другом и их активностью. К методам интерак-
тивного обучения относятся: тренинги, дискуссия, «мозговой атака», ролевые, деловые игры, групповая работа с иллюстративным материалом, аналитика видеофильмов, кейс-и проект-методы и т.д. Однако далеко не все они могут совмещаться с компьютерными технологиями.
Среди приведенных методов интерактивного обучения при экономической подготовке менеджеров нам представляется наиболее результативной — деловая игра. Во время игры обучающиеся вовлекаются в активный познавательный, творческий процесс. В этом случае синтезируются преимущества многих других методов активного обучения, и имеет место не просто суммирование результатов их использования, а достигается синер-гетический эффект в обучении. В деловой игре, как и при использовании метода проектов, закрепляются знания и приобретаются новые. Помимо этого, вырабатываются межпредметные компетенции: отрабатывается рефлексия, организационно-управленческие, исследовательско-анали-тические, навыки работать в команде 131 и др. [2] Как при использовании кейс-метода, обучающиеся приобретают навыки общения, ведения переговоров, внедрения предметных знаний в практику. Они учатся ответственному отношению к делу и поиску оптимального решения проблем.
Выработка управленческих решений при проведении игры, обычно сопровождается дискуссией. В ее ходе формируются, в первую очередь, коммуникативные навыки, которые проявляются в способах общения, постановки вопросов, аргументации своего мнения, в уважении к собеседнику, т.е. навыки социального общения и др.
Ролевые игры, как правило, встроены или очень часто сопровождают деловую игру. Они помогают их участникам приобрести новый опыт, освоить новые роли, сформировать не только коммуникативные компетенции.
Стимулирование исследовательской активности и творческих способностей обучающихся является важным условием успешной управленческой деятельности. Это обеспечивается наилучшим образом именно в ходе деловой игры, когда практически все обучающиеся вовлечены в процесс познания. Их совместная деятельность направлена на то, чтобы каждый вносил свой собственный вклад в освоение учебного материала, генерирование идей, на активный обмен знаниями и вариантами действий. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Все это выделяет деловую игру как одну из наиболее эффективных форм получения экономических знаний и уяснения реальностей экономической жизни.
В играх реализуются такие важнейшие элементы сценографии образовательного процесса, как упрощение, воплощение, перенос и идентификация. Успешное применение этого метода обучения зависит, прежде всего, от подготовки правильной основы для постановки «спектакля», то есть от составления сценария. Это условие находит свое широкое и полное подтверждение, в частности, при подготовке и проведении таких игр, как «Бизнес-Аксиома» [3, с. 68], «Корпорация» [4, с. 121] и др. Учебным деловым играм присущи все моменты сценографии: напряжение и спад, перевоплощение героев и неразде-
ленный успех, бурный всплеск эмоций зрителей, разочарование игроков и другие.
Следует отметить, что современное преподавание уже не должно являться сугубо предметным, а должно становиться вопросно-задачным, междисциплинарным. Проводниками такой философии являются именно деловые игры и, в первую очередь, компьютерные. В этом случае может решаться задача подготовки не только специалистов-менеджеров, а в целом — людей думающих, ищущих, умеющих жить и работать в мире, который перестает быть миром только специалистов, а становится миром людей, способных мыслить самостоятельно, независимо, сознание которых не подлежит манипулированию. Тогда и способ мышления этих людей будет основан на рациональном знании.
Применение компьютерных технологий способствует развитию интеллектуальной активности обучающихся, становлению новой культуры педагогического труда, обновлению целей, содержания, методов и организационных форм, более полно отражающих потребности современности. Практическое формирование общепрофессиональных качеств связано с поиском, сбором, хранением, анализом и синтезом, передачей и представлением информации, что предполагает наличие в учебном процессе в широком плане компьютерной техники и информационных технологий. Поэтому их применение уже на этапе формирования этих качеств, является оптимальным решением, так как дает возможность трансфера знаний, умений, навыков использования этих технологий из сферы образования в сферу практической реализации этих качеств.
Компьютерная техника является универсальным средством для проведения исследовательской работы. Она помогает организовать активный информационный обмен. Появление этого нового учебно-познавательного средства проявило неадекватность существующих традиционных форм обучения, их целей, содержания и способов организации. Это подтолкнуло к тому, что в настоящее время изменяется ориентация использования компьютерной техники в образовании. Ключевой фактор проектируемых образовательных технологий проявляется в переносе акцентов с машин на собственно субъект учебной деятельности.
Современная техника обеспечивает доступ к практически неограниченному объему информации и возможностям ее обработки, решает вопрос обеспечения активной формы фиксации продуктов деятельности, обладает особым коммуникативным свойством (интеракция, диалог). При этом необходимо предвидеть опасность разрыва между итоговым знанием и его предметно-практической основой. Противодействовать этому можно различными способами использования самих учебных средств. Основным направлением этой работы является комплексное использование различных информационно-технологических средств для создания предметной полифункциональной среды. Как показывает педагогический эксперимент, организация этой среды должна быть направлена не столько на взаимодействие обучаемого с компьютером, сколько на активное сотрудничество обучающихся друг с другом. Компьютер же обеспечивает естественное разделение ро-
лей в этом процессе. Функцией преподавателя в этом случае является контроль самого процесса решения учебных задач и, при необходимости, своевременное изменение условий совместной работы. Целью этих изменений является прорыв к новому уровню знания путем столкновения обучающихся с возникающими противоречиями.
Использование компьютерных технологий в целях профессионального самоопределения с точки зрения социальной организации педагогического процесса предъявляет им требования в плане культурных аспектов взаимоотношений между участниками дискуссий. Естественная культурная среда указанных технологий в этой сфере может быть охарактеризована как педагогика сотрудничества. Она позволяет углубить и развить межличностные контакты участников процесса профессиональной подготовки, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Предлагаемая модель использования информационной технологии закладывает именно среду сочетания педагогики сотрудничества с компьютерной технологией. В такой среде обучения главными задачами преподавателя становятся поддержка и направление развития личности обучающихся, расширяя при этом их интересы, склонности и способности, личные возможности, интеллектуальную активность и формируя основные общепрофессиональные компетенции.
Важную роль в реализации этих задач имеет тщательная подготовка педагога и определение его функций при проведении деловой игры. При этом следует заметить, что в процес-
133
134
се компьютерной деловой игры проявляются в большей или меньшей степени основные особенности типов преподавателя: «слушатель», «руководитель», «интерпретатор», «наставник». В практике применения данной формы занятий предлагается использовать аутентичный стиль преподавания, способствующий ответственному поведению группы (обучение без страха, взаимное доверие, дружелюбная поддержка).
В то же время, по-нашему мнению, решение задачи преподавателя по поддержке обучающихся и организации групповой практической работы, а также — передаче информации, требует не только его предметной и психологической подготовки, но и подготовки организационно-методической. Одним из направлений, способствующих реализации этой задачи при проведении компьютерной деловой игры для будущих менеджеров, является дополнительное использование и других методов обучения: ролевые игры и конкретные ситуации. Эта работа осуществляется с небольшими группами, широко используется раздаточный материал к занятиям. Тогда обогащается учебный комплекс в целом и повышается эффективность использования компьютерной деловой игры в учебном процессе. В ходе игры используется не только компьютерная техника, но и другие технические средства. Находят широкое применение и такие инструменты как тесты, анкеты, интервью.
На эффективность использования компьютерной деловой игры оказывает качество организационной работы: подготовка средств, выбор места проведения занятий и их структури-
рование (доклады, собеседования, презентации и т.д.). Кроме того, хорошему вступлению обучающихся в активную учебную работу способствует их знакомство с преподавателем, осведомленность о целях обучения и использования применяемой формы занятий до их начала, прозрачность поставленных задач и методов решения, четкая организация учебного процесса, наличие «правил игры» для общения друг с другом (правила ориентации на участника, барометр настроения, «вспышка»).
Особую важность при проведении занятий в форме деловой игры приобретает социальная компетентность преподавателя, которая позволяет выравнивать интересы обучающихся, перехватывать те нарушения среди обучающихся, которые могут причинить вред учебному процессу. При этом нельзя забывать, что преподаватель всегда вносит вместе с собой в связи обучающихся в группе и собственные нормы, ценности, представления и т.д.
Преподаватель выступает экспертом по предмету и источником знаний, берущим на себя лидерские функции. При этом, как показывает практика, более эффективным при проведении деловой игры является демократично-партнерский стиль поведения преподавателя, когда он обменивается мыслями с обучающимися, руководит ходом дискуссий, поддерживает мотивацию в учебной группе, хвалит, делает замечания и указывает на недостатки, объясняя «за что». В итоге — непринужденная творческая обстановка, активная работа обучающихся, серьезное отношение к делу и высокая эффективность проведения занятий. В то же время может
иметь место флуктуация во время занятий и авторитарный стиль поведения — небольшие лекции, доклады преподавателя и участников игры.
Таким образом, преподаватель является модератором игры, которая ориентирована, следуя современной терминологии, на формирование в учебном процессе субъект-субъектных отношений преподавателя и обучающегося. Успешная работа преподавателя как модератора — организатора коллективной работы порождает соревновательный дух, позволяющий получить синергетиче-ский эффект, когда результаты работы группы превышают простую сумму результатов ее отдельных членов. Применяемые в модерации средства и приемы помогают, кроме того, решать задачи развития учебной группы, формировать такие умения и развивать такие качества, которые необходимы обучающимся в профессиональной деятельности [5, с. 25].
Разработка модели использования информационной технологии на базе компьютерной деловой игры для подготовки кадров-менеджеров осуществлена с помощью учебного комплекса по курсу «Экономика предприятия». Он предусматривает раздельное цикловое преподавание теоретических знаний и проведение одной, меньшей части практических занятий в традиционной форме, а другой части — в форме деловой игры, обеспечивающих углубленное понимание и усвоение, (теоретической) части обучения.
Целью использования этого инструмента интерактивного обучения является подготовка студентов к пониманию деятельности предприятия со всеми внутрипроизводственными взаимосвязями и принятию управ-
ленческих решений, адекватных возникающим здесь проблемам.
Для достижения поставленной цели решались задачи изучения основных проблем функционирования и развития предприятия, овладения основами экономических знаний во всех областях предпринимательства; понимания участниками деловой игры взаимосвязи проблем производства. Наряду с этим вырабатывалось умение прогнозировать влияние частных решений на все рабочие сферы предприятия, на процесс согласования и координации действий; знание роли отдельных служб предприятия в общем производственном процессе; умение работать в группе. В результате формировались общепрофессиональные качества менеджера и умение увязывать теоретическое осмысление экономического аспекта с практическими действиями.
Содержание самого учебного комплекса включает в себя следующие взаимосвязанные разделы: общая характеристика деятельности предприятия, производство, сбыт, снабжение, бухгалтерский учет, персо- 135 нал, организация, инвестиции и финансирование.
Продолжительность деловой игры, как правило, дифференцируется в зависимости от различных внешних условий и ограничений. При этом углубленно рассматриваемые разделы и их комбинирование в учебном комплексе помогают студентам уяснить специализацию в управлении предприятием и определяют конкретные задачи и стратегию обучения.
Имеющийся опыт проведения компьтерной деловой игры при подготовке менеджеров в программах бакалавриата по дисциплине «Эко-
136
номика предприятия», МВА, Президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ свидетельствует о хорошем усвоении обучающимися в ходе игры проблем функционирования предприятия, а также приобретении готовности к принятию управленческих решений, адекватных возникающим проблемам. Применение деловой игры имело место в различных московских вузах, однако для подготовки указанных специалистов, в первую очередь, следует выделить Московский международный университет и РАН-ХиГС при Президенте РФ.
Используемая компьютерная деловая игра охватывает различные стороны деятельности предприятия и направлена на апробацию таких функций менеджера, как планирование, организация, мотивация и контроль. Поэтому уже на первом занятии обучающиеся образовывают несколько команд по 3-4 человека, представляющих менеджеров предприятий, которые знакомятся с производственным процессом и организацией производства, сбыта и снабжения, а также информируются о графике проведения и структуре построения деловой игры. Кроме того, обучающиеся получают исходные данные, необходимые для игры и принятия соответствующих управленческих решений: в частности — о стоимости единицы материалов и комплектующих, используемых в выпускаемой продукции, норме их расхода на единицу продукции, стоимости технологического оборудования, его производительности и норме амортизации, часовой ставке основного рабочего, расходах на найм
и увольнение одного рабочего, об объеме рабочего времени в неделю, трудоемкости изготовления единицы выпускаемой продукции на каждой производственной ступени, норме транспортно-заготовительных и общепроизводственных затрат, величине расходов на управленческий персонал, ставке налогов, норме резервной прибыли, транспортных расходах при реализации единицы изготовленной продукции.
На занятиях обучающиеся рассчитывают необходимые материальные и трудовые ресурсы для производства, исследуют влияние затрат на качество, рекламу и цены при планировании сбыта, составляют калькуляцию на выпуск продукции. Для исследования различных аспектов финансового состояния предприятия они получают результаты обработки своих управленческих решений, которая производится с помощью специального программного продукта, разработанного фирмой «ИЛТИС» (Германия). Обучающимся представляются результаты деятельности предприятий на рынке в виде отчетов, содержащих финансовую, маркетинговую и иную информацию. В первую очередь, это касается общих сведений о предприятии, баланса, расчета прибыли и убытков, ликвидности, покрытия затрат, специального расчета стоимости основных фондов, рыночной информации о конкурентах.
В ходе занятий рассматриваются многие вопросы. К ним могут быть отнесены выработка стратегического решения и построение схемы управления предприятием, культура предпринимательства, предпринимательская тайна и риск в деятельности
предпринимателя, формирование рынка и внедрение товара на рынок, ценообразование и дистрибутивная политика и другие.
По мере накопления и обработки результатов принятых решений обучающиеся проводят анализ финансового положения предприятия, эффективности производства, выбранной маркетинговой стратегии и другое. В ходе деловой игры моделировались форс-мажорные обстоятельства в процессе работы предприятий в рыночных условиях: забастовки, сокращение поставок комплектующих, изменение условий оплаты труда работников и так далее, о чем становилось известно из телеграмм, сообщений в газетах, по факсу. Это требовало новых подходов к принятию управленческих решений. На занятиях обучающиеся презентовали производимый и реализуемый товар, участвовали в конкурсах рекламного плаката и других, результаты которых учитывались при подведении итогов игры на различных ее этапах.
Общие итоги деловой игры подводились в виде специальной ролевой игры — собрания акционеров предприятия. Каждая группа менеджеров представляла итоги своей работы за отчетный период, а остальные обучающиеся и преподаватели выступали акционерами. Доклады, содоклады и ответы на вопросы менеджеры сопровождали диаграммами, рисунками и графиками, использовали при этом разнообразную технику.
Применение компьютерной деловой игры способствует целенаправленной работе по формированию модели современного специалиста, отвечающего требованиям нынешнего этапа развития общества, изменив-
шего свой облик, когда меняются представления о характере и качествах специалиста. Менеджер как представитель кадровой элиты общества — это уже не только собственно специалист, обладающий знаниями в какой-либо конкретной сфере, а человек, владеющий и умеющий добывать информацию. Современный менеджер должен не столько уметь отвечать на уже поставленные практикой вопросы, сколько быть способным искать, предвидеть, ставить эти вопросы и разрешать практические проблемы. Эффективное развитие этих способностей может быть осуществлено с помощью разнообразных методов интерактивного обучения и, в частности, деловых игр.
Надо отметить, что использование компьютерных деловых игр в учебном процессе не столь широко, как этого хотелось бы. Причины такого положения достаточно многочисленны и серьезны: носят как субъективный, так и объективный характер. Здесь следует выделить не только высокие трудозатраты, связанные с подготовкой и проведением деловых игр, вопросы их организации, значительную стоимость программного обеспечения, сложившиеся предпочтения к традиционным методам (лекции, семинары и пр.). Наряду с этим можно назвать отсутствие подходящих компьютерных деловых игр по ряду дисциплин, предпочтения в использовании другого метода активного обучения, недостаточность методического обеспечения и многие другие. Указанные трудности по-своему стимулируют педагогов к использованию других методов интерактивного обучения, в том числе деловых игр без применения компьютерной техники.
137
Наш опыт использования компьютерной деловой игры в учебном процессе и в курсе «Экономика предприятия» в частности, позволяет сделать вывод о большом потенциале развития компьютерных игр как одном из наиболее эффективных методов интерактивного обучения. Практика сочетания образовательных технологий с компьютерной техникой обеспечивает углубление и развитие человеческих контактов между всеми участниками процесса профессиональной подготовки, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, открывает особенно широкие возможности для формирования навыков и качеств специалиста современного уровня.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс]. — URL: http:// kremlm.ru/acts/bank/41919/page/1 (дата обращения: 8 мая 2018 г.).
|ПП 2. 6 интерактивных методов обучения [Электронный ресурс]. — URL: https:// educationmanagers.ru/spo/modernizaciya/6_ interaktivnyh_metodov_obucheniya/ (дата обращения: 5 июня 2018). 3. Учебно-методический альманах. Серия: Деловые игры. Вып. 2. Деловая игра «Бизнес-Аксиома» [Текст]. — М.: ГУУ, 2015. — 101с.
4. Тимохов, А.В. Компьютерная деловая игра «БИЗНЕС-КУРС: Максимум»: Учебное пособие [Текст] / А.В. Тимохов, Д.А. Тимохов. — М.: Изд-во Московского университета, 2011. — 426 с.
5. Сидельникова, Т.Т. Инновации в обучении социальным и гуманитарным дисциплинам: вопросы теории и практики на примере курса «Политология». — Казань: Центр инновационных технологий, 2009. — 352 с.
REFERENCES
1. 6 interaktivnyh metodov obucheniya [Electronic resource], available at: https://educa-tionmanagers.ru/spo/modernizaciya/6_inter-aktivnyh_metodov_obucheniya/ (accessed: 2018). (in Russian)
2. O strategii razvitiya informacionnogo ob-shchestva v Rossijskoj Federacii na 20172030 gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 9 maya 2017 g. № 203 [Electronic resource], available at: http://kremlin.ru/acts/ bank/41919/page/1 (accessed: 8 maya 2018 g.). (in Russian)
3. Sidelnikova T.T., Innovacii v obuchenii so-cialnym i gumanitarnym disciplinam: vo-prosy teorii i praktiki na primere kursa "Politologiya", Kazan, Centr innovacionnyh tekhnologij, 2009, 352 p. (in Russian)
4. Timohov A.V., Kompyuternaya delovaya igra "BIZNES-KURS: Maksimum", Ucheb-noe posobie, Moscow, Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2011, 426 p. (in Russian)
5. Uchebno-metodicheskij almanah. Seriya: Delovye igry, Vyp. 2. Delovaya igra "Biznes-Aksioma", Moscow, GUU, 2015, 101 p. (in Russian)
Можаев Александр Борисович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и
финансов, Московский международный университет, [email protected] Mozhaev A.B., PhD in Economics, Associate Professor, Economics and Finance Department, Moscow International University, [email protected]