Научная статья на тему 'Применение компьютерных программных средств как средство обеспечения принципа наглядности'

Применение компьютерных программных средств как средство обеспечения принципа наглядности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODOLOGY / НАГЛЯДНОСТЬ / PRESENTATION / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / COMPUTER SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапарбоев Жамоладдин Юлдашевич /

Эта статья посвящается реализации принципа наглядности с применением компьютерных программных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных программных средств как средство обеспечения принципа наглядности»

систематизировать абстракцию, придавать ей форму, композицию, способность служить предметом выделения красоты науки.

Логика породила аксиоматический метод, который, подчеркивая стиль современной математики, порождает единство его частей.

Абстрагирование и логика послужили открытию неевклидовых геометрий, затем открытию великой теории, теории относительности, что приближает нас к познанию и красоте Вселенной.

Логика - это необходимый инструмент в познании красоты построений, чёткости аргументаций. Логичные доказательства помогают выработать у студентов необходимые для использования математического аппарата навыки, овладеть математическими методами, привить нужную для их грамотного применения математическую культуру.

Характерной чертой математических истин является их абсолютный и вечный характер, следовательно, они не меняются и не могут измениться с развитием наших знаний.

Так, за последние две тысячи лет наши представления об окружающем нас мире и об управляющих им закономерностях претерпели существенные изменения, например теорема Пифагора, осталась и останется всегда такой же, какой она была в Древней Греции.

В процессе своего исторического развития многие математические понятия и утверждения не сразу обретали и обретают свою логическую завершенность. В процессе развития одни и те же объекты, изучаемые в математике, воспринимаются под разным углом зрения, что приводит к раскрытию их новых свойств, наполнению новым содержанием. В свою очередь, это нередко существенно меняет наши представления об их значимости и важности.

Литература

1. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М., 1981. С. 10.

Применение компьютерных программных средств как средство обеспечения принципа наглядности Сапарбоев Ж. Ю.

Сапарбоев Жамоладдин Юлдашевич /Saparboev Jamoladdin Yuldashevich - старший

преподаватель,

кафедра методики преподавания математики, физико-математический факультет, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья посвящается реализации принципа наглядности с применением компьютерных программных средств.

Abstract: this article is dedicated to realization of principle of clarity with the use of computer programmatic facilities.

Ключевые слова: методика, наглядность, компьютер, компьютерные программные средства.

Keywords: methodology, presentation, computer, computer software.

Проблема реализации принципа наглядности в обучении математике может получить принципиально новое решение, если удастся найти такое методическое обеспечение деятельности ученика, которое позволит включать функции его визуального мышления для получения продуктивных результатов в процессе овладения математическими понятиями и способами деятельности.

Дидактически выверенное использование наглядных образов в обучении математике может превратить наглядность из вспомогательного, иллюстрирующего средства в ведущее, продуктивное методическое средство, способствующее математическому развитию учащихся.

Одним из основных методических средств повышения качества знаний и приоритетным направлением в образовании является применение новых информационных технологий. Использование компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить интерес к предмету и познавательную активность школьников, облегчить контроль знаний учащихся, заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию. Компьютер помогает организовать процесс обучения по индивидуальной программе, то есть учащийся может выбрать приемлемую для себя скорость подачи и усвоения материала, а это способствует его эффективному психологическому развитию и возникновению профессиональных интересов, повышает уровень самообразования и расширяет возможности для творчества. Обучение не должно сводиться к передаче и усвоению сформулированных учителем правил, формул, теорем. Это активный творческий поиск со стороны учителя и со стороны ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе передачи знаний научить учеников активным формам учения, приводящим к самостоятельному добыванию знаний. Задача ученика - освоить осознанно систему знаний, умение решать самостоятельно творческие задачи.

Проблема научности и доступности, сознательности и активности ставит перед учителем вопрос об отыскании на практике активных методов формирования и организации учебной познавательной деятельности. Один из путей решения этой проблемы - сделать обучение наглядным. Наглядность - принцип, восходящий к определенным фундаментальным отношениям, гносеологически связывающим человека и тот мир, в котором он живет, человека и людей, с которыми он общается. Как принцип, она нуждается в специальной инструментовке, позволяющей «обнаружиться» объективным законам, в соответствии с которыми процесс познания становится эффективным, применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и реализовать принцип дидактики как наглядность [2].

Принцип наглядности обучения - опора на реальные представления учеников. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения [1].

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязанию - путем осязания. Понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами. Современные компьютерные программы позволяют создавать тексты, различные виды графики, мультипликацию со звуковым сопровождением, видеоизображения. С их помощью можно моделировать исследуемые объекты и проводить эксперименты по изучению их свойств, имитировать процессы и явления и т.д.

Использование информационных технологий в обучении математике позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:

36

• прекрасной наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;

• автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

• технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию сознательного обучения;

Таким образом, можно увидеть, что использование компьютерных программных средств является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для осуществления принципа наглядности при обучении учащихся.

Литература

1. Денисов Д. Е., Казанский В. М. Дидактические принципы применения средств обучения. - К.: Вища шк., 1982. - 52 с.

2. Шахмаев Н. М. Технические средства обучения. - М.: Просвещение, 2009. - 125 с.

Игра как средство активизации интереса школьников к изучению

русского языка Горбунова Е. В.

Горбунова Елена Викторовна / Gorbunova Elena Viktorovna - учитель русского языка

и литературы, муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района, г. Волгоград

Аннотация: статья посвящена актуальному вопросу активизации интереса школьников к изучению русского языка. Игровые технологии, их элементы на уроках русского языка позволяют привлечь внимание учащихся к предмету, сделать процесс обучения более интересным для них.

Abstract: the article is devoted to the urgent problem of activating students' interest in learning the Russian language. Gaming technology and their elements allow teachers to attract the attention of students to the subject, making the learning process more interesting for them.

Ключевые слова: русский язык, интерес, игра, игровые технологии. Keywords: Russian language, training, interest, game, gaming technology.

Перед учителем и обществом в целом сегодня стоит большая проблема: у многих школьников снижен или вовсе отсутствует интерес к учению, для них учебный процесс сложен, скучен и бесперспективен. Одним из самых сложных и неинтересных предметов среди учеников считается русский язык. Это ведет к снижению грамотности, неумению выражать свои мысли в устной и письменной форме. Проблема заключается и в том, что русский язык - не просто предмет изучения, это еще и средство обучения другим предметам, т.е. знание русского языка является фундаментом общего образования и развития учащихся. А значит, перед учителем русского языка стоит задача научить не только грамотно писать, но и чувствовать слово, выделять главную и второстепенную информацию, осознавать закономерности языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.