Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОСНОВНЫХ АГРЕГАТАХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОСНОВНЫХ АГРЕГАТАХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиты / жидкостные ракетные двигатели / космическая техника / силовая рама / разнонаправленность осей / composites / liquid rocket engines / space technology / power frame / multidirectional axes

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — И.А. Батранюк, Д.В. Шемет, Ю.Ю. Степанищев, А.А. Зуев

Приведены некоторые данные по использованию композитов в наиболее ответственных деталях и узлах двигателей. Рассмотрены достоинства и недостатки углерод-углеродных композиционных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — И.А. Батранюк, Д.В. Шемет, Ю.Ю. Степанищев, А.А. Зуев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPOSITE MATERIALS IN THE MAIN UNITS OF LIQUID ROCKET ENGINES

Some data on the use of composites in the most critical parts and components of engines are given. The advantages and disadvantages of carbon-carbon composite materials are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОСНОВНЫХ АГРЕГАТАХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ»

Секция «Двигатели и энергетические установки летательных и космических аппаратов»

УДК 620.22

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОСНОВНЫХ АГРЕГАТАХ

ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

*

И. А. Батранюк , Д. В. Шемет, Ю.Ю. Степанищев Научный руководитель - А. А. Зуев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. Газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ira.batranvuk@mail.ru

Приведены некоторые данные по использованию композитов в наиболее ответственных деталях и узлах двигателей. Рассмотрены достоинства и недостатки углерод-углеродных композиционных материалов.

Ключевые слова: композиты, жидкостные ракетные двигатели, космическая техника, силовая рама, разнонаправленность осей.

APPLICATION OF COMPOSITE MATERIALS IN THE MAIN UNITS OF LIQUID ROCKET ENGINES

I. A. Batranyuk*, D. V. Shemet, Y. Y. Stepanishchev Scientific supervisor - А. А. Zuev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ira.batranyuk@mail.ru

Some data on the use of composites in the most critical parts and components of engines are given. The advantages and disadvantages of carbon-carbon composite materials are considered.

Keywords: composites, liquid rocket engines, space technology, power frame, multidirectional axes.

Материалы на основе стекла и керамики стали основой для применения композиционных материалов (КМ) в авиационной и космической техники. В конструкциях современных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) все чаще применяются различные виды композиционных материалов — композитов. Из них изготавливают силовые рамы и бандажи (металлические и полимерные композиты), баки и трубопроводы топливной системы (полимерные композиты), сопловые неохлаждаемые раструбы и насадки, камеры сгорания двигателей малой тяги (углерод-углеродные и карбид-углеродные композиты). В данной работе приведены некоторые данные по использованию композитов в наиболее ответственных деталях и узлах двигателей.

Одной из главных задач проектирования ракетно-космической техники является уменьшение массы конструкции при улучшении ее жесткостных, прочностных, механических и других характеристик. Силовая рама жидкостного ракетного двигателя — одна из таких частей двигателя, благодаря которой можно заметно уменьшить его массу. Она представляет собой ферменную конструкцию, состоящую из труб, соединенных с помощью фитингов. Рама двигателя необходима для закрепления на ней составляющих частей ЖРД (агрегатов подачи окислителя и топлива, агрегатов автоматики и регулирования, донной защиты камер, трубопроводов, рулевых машин и др.) и передачи силы тяги от двигателя к силовому шпангоуту ракеты носителя. Обычно такие конструкции в жидкостных ракетных

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1

двигателях делают из металлов. Для уменьшения массы конструкции, авторами статьи [1], были использованы материалы из углепластика на основе углеродной ленты ЛуП-0,1 и связующего ЭНФБ [2], так как они обладают наибольшей жесткостью и прочностью, имея при этом небольшой вес. В результате работы приведены достоинства и недостатки применения полимерных композиционных материалов. Основные достоинства: снижение массы конструкции с одновременным улучшением прочностных и жесткостных характеристик; возможность заранее спроектировать свойства материала. Недостатки: разнонаправленность осей ферменной конструкции (их расположение в разных плоскостях); сложности, связанные с проведением расчетов фитинговых соединений; трудности при формовании изделий из углепластика, имеющих сложную форму. Таким образом, авторы статьи [1] сделали вывод о необходимости дополнительных исследований для устранения главной проблемы - разнонаправленности осей.

В настоящее время технологии производства позволяют применять углерод-углеродные композиционные материалы (УУКМ) при создании сопел с высокой степенью расширения. Так как повышение степени расширения газов в сопле считается одним из широко используемых способов увеличения удельного импульса при снижении общей массы двигателя в сочетании с обеспечением оптимального теплового режима конструкции ЖРД [3]. Достоинствами УУКМ являются низкая плотность и высокие механические свойства. Стоит учитывать, что при нормальной температуре прочность материала соплового насадка из УУКМ меньше, чем в рабочем диапазоне температур (900...2500°С). Особенностью УУКМ является повышенная хрупкость материала из-за низких значений деформаций.

Иногда сложности возникают при создании узлов двигателя из УУКМ 3Б-структуры. Технология его изготовления, заключается в плетении армирующего каркаса (преформы) 3D-структуры из углеволокна и уплотнении каркаса. До сих пор проводятся работы по разработке материала с похожими свойствами, но с применением других наполнителей и армирующих структур [4].

Таким образом, для создания основных агрегатов ЖРД необходимо использовать современные материалы, способные выдерживать требуемые нагрузки при эксплуатации. Например, высокие температуры, давление и вибрации. Главным достоинством применения композиционных материалов является снижение веса изделия (ракеты), что помогает сократить расход топлива и увеличить надежность.

Библиографические ссылки

1.Токарева М.И., Ширяев М.И. Проблемы применения композиционных материалов при разработке ферменных конструкций двигательных установок // 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-primeneniya-kompozitsionnyh-materialov-pri-razrabotke-fermennyh-konstruktsiy-dvigatelnyh-ustanovok (дата обращения 0.2.04.2022).

2.[Электронный ресурс]. URL: http://old.admoblkaluga.ru/New/SCIENCE/ Technologia/int/dep_4/svyazu.htm#:~:text=Связующее%20марки%20энфб.%20Эпоксидное%20 связующее,работающих%20при%20температуре%20до%20150°C (дата обращения 0.2.04.2022).

3.Шнякин В.Н., Коваленко А.Н. Особенности отработки ЖРД с сопловым насадком из углерод-углеродного композиционного материала // 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otrabotki-zhrd-s-soplovym-nasadkom-iz-uglerod-uglerodnogo-kompozitsionnogo-materiala (дата обращения 0.2.04.2022).

4. Потапов А. М. Композиты: перспективы использования в ракетно-космической технике// 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.com/41469343-Kompozity-perspektivy-ispolzovaniya-v-raketno-kosmicheskoy-tehnike.html (дата обращения 0.2.04.2022).

© Батранюк И.А., Шемет Д.В., Степанищев Ю.Ю., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.