Научная статья на тему 'Применение комплексного подхода к управлению системой ресурсосбережения автотранспортных средств'

Применение комплексного подхода к управлению системой ресурсосбережения автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / СПЕЦТЕХНИКА / КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ / ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / НОРМАТИВНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА / ЗИМНИЕ НАДБАВКИ / SYSTEM / RESOURCE SAVING / VEHICLES / SPECIAL EQUIPMENT / CLIMATE CONDITIONS / ROAD CONDITIONS / FUEL AND LUBRICANTS / ARCTIC ZONE / STANDARD FUEL CONSUMPTION / WINTER ALLOWANCES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Козлов А.В.

Статья посвящена одной из актуальных тем управление системой ресурсосбережения автотранспортных средств в Арктической зоне Российской Федерации. В ходе проведенного исследования поставлены и решены задачи по разработке производственной программы эксплуатации автотранспортной техники с учетом многоуровневой транспортной стратегии по ресурсосбережению транспортных средств. Расчет нормируемого расхода топлива и смазочных материалов представлен в исследовании на примере МАЗ-53352, ГАЗ-САЗ-2500, автопоезда МАЗ-53352. Многокритериальная количественная и качественная оценка грузоперевозок осуществлялась в процессе исследования отклонений от нормы расхода топлива и масла грузового автомобиля, седельного тягача, автомобиля-самосвала, автомобиля-фургона. Выявлены закономерности превышения норм расхода масла на примере грузовых автомобилей МАЗ-53352 и ГАЗ-САЗ-2500. Проведение технико-экономических мероприятий, направленных на повышение топливной экономичности автотранспортных средств осуществлялось с учетом специфики транспортного процесса по расходу горюче-смазочных материалов. Для расчета смазочных материалов рекомендуется использовать следующие показатели: расход моторного масла, расход трансмиссионного масла, расход пластичных смазочных материалов. Определение производственной программы осуществлялось в нашем исследовании с учетом: методик сбережения топлива при эксплуатации автомобилей; многокритериальной количественной и качественной оценки грузоперевозок. Многокритериальная количественная и качественная оценка грузоперевозок осуществлялось в процессе исследования отклонений от нормы расхода топлива грузового автомобиля ЗИЛ 431410, седельного тягача МАЗ-5429, автомобиля-самосвала МАЗ-5551, автомобиля-самосвала КамАЗ-5511, автомобиля-фургона ГЗСА-37021. Выявлены закономерности превышения норм расхода масла на примере грузовых автомобилей: ЗИЛ 431410, МАЗ 5429, МАЗ 5551, КамАЗ 5511, ГЗСА-37021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AN INTEGRATED APPROACH TO MANAGING THE RESOURCE-SAVING SYSTEM OF MOTOR VEHICLES

The article is devoted to one of the topical issues-management of the resource-saving system of motor vehicles in the Arctic zone of the Russian Federation. In the course of the research, tasks were set and solved to develop a production program for the operation of motor vehicles, taking into account a multi-level transport strategy for resource-saving vehicles. Calculation of the normalized consumption of fuel and lubricants is presented in the study on the example of MAZ-53352, GAZ-SAZ-2500, MAZ-53352 road train. Multi-criteria quantitative and qualitative assessment of cargo transportation was carried out in the process of studying deviations from the norm of fuel and oil consumption of a truck, a tractor, a dump truck, a dump truck, a van. The regularities of exceeding the oil consumption standards on the example of MAZ-53352 and GAZ-SAZ-2500 trucks were revealed. Technical and economic measures aimed at improving the fuel efficiency of vehicles were carried out taking into account the specifics of the transport process for the consumption of fuel and lubricants. To calculate lubricants, we recommend using the following indicators: engine oil consumption, transmission oil consumption, and plastic lubricants consumption. The definition of the production program was carried out in our study taking into account: methods of saving fuel when using cars; multi-criteria quantitative and qualitative assessment of cargo transportation. Multi-criteria quantitative and qualitative assessment of cargo transportation was carried out in the process of studying deviations from the fuel consumption rate of the ZIL 431410 truck, the MAZ-5429 tractor, the MAZ-5551 dump truck, the KAMAZ-5511 dump truck, and the GZSA-37021 van. The regularities of exceeding the oil consumption standards on the example of trucks are revealed: ZIL 431410, MAZ 5429, MAZ 5551, KAMAZ 5511, GZSA-37021.

Текст научной работы на тему «Применение комплексного подхода к управлению системой ресурсосбережения автотранспортных средств»

УДК: 656.135

ББК: 39.3

Козлов А.В.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Kozlov A. V.

APPLICATION OF AN INTEGRATED APPROACH TO MANAGING THE RESOURCE-SAVING SYSTEM OF MOTOR VEHICLES

Ключевые слова: система, ресурсосбережение, автотранспортные средства, спецтехника, климатические условия, дорожные условия, горюче-смазочные материалы, Арктическая зона, нормативный расход топлива, зимние надбавки.

Keywords: system, resource saving, vehicles, special equipment, climate conditions, road conditions, fuel and lubricants, Arctic zone, standard fuel consumption, winter allowances.

Аннотация , статья посвящена одной из актуальных тем - управление системой ресурсосбережения автотранспортных средств в Арктической зоне Российской Федерации. В ходе проведенного исследования поставлены и решены задачи по разработке производственной программы эксплуатации автотранспортной техники с учетом многоуровневой транспортной стратегии по ресурсосбережению транспортных средств.

Расчет нормируемого расхода топлива и смазочных материалов представлен в исследовании на примере МАЗ-53352, ГАЗ-САЗ-2500, автопоезда МАЗ-53352. Многокритериальная количественная и качественная оценка грузоперевозок осуществлялась в процессе исследования отклонений от нормы расхода топлива и масла грузового автомобиля, седельного тягача, автомобиля-самосвала, автомобиля-фургона. Выявлены закономерности превышения норм расхода масла на примере грузовых автомобилей МАЗ-53352 и ГАЗ-САЗ-2500.

Проведение технико-экономических мероприятий, направленных на повышение топливной экономичности автотранспортных средств осуществлялось с учетом специфики транспортного процесса по расходу горюче-смазочных материалов.

Для расчета смазочных материалов рекомендуется использовать следующие показатели: расход моторного масла, расход трансмиссионного масла, расход пластичных смазочных материалов.

Определение производственной программы осуществлялось в нашем исследовании с учетом: методик сбережения топлива при эксплуатации автомобилей; многокритериальной количественной и качественной оценки грузоперевозок.

Многокритериальная количественная и качественная оценка грузоперевозок осуществлялось в процессе исследования отклонений от нормы расхода топлива грузового автомобиля ЗИЛ 431410, седельного тягача МАЗ-5429, автомобиля-самосвала МАЗ-5551, автомобиля-самосвала КамАЗ-5511, автомобиля-фургона ГЗСА-37021. Выявлены закономерности превышения норм расхода масла на примере грузовых автомобилей: ЗИЛ 431410, МАЗ 5429, МАЗ 5551, КамАЗ 5511, ГЗСА-37021.

Abstract: the article is devoted to one of the topical issues-management of the resource-saving system of motor vehicles in the Arctic zone of the Russian Federation. In the course of the research, tasks were set and solved to develop a production program for the operation of motor vehicles, taking into account a multi-level transport strategy for resource-saving vehicles.

Calculation of the normalized consumption of fuel and lubricants is presented in the study on the example of MAZ-53352, GAZ-SAZ-2500, MAZ-53352 road train. Multi-criteria quantitative and qualitative assessment of cargo transportation was carried out in the process of studying deviations from the norm of fuel and oil consumption of a truck, a tractor, a dump truck, a dump truck, a van. The regularities of exceeding the oil consumption standards on the example of MAZ-53352 and

GAZ-SAZ-2500 trucks were revealed.

Technical and economic measures aimed at improving the fuel efficiency of vehicles were carried out taking into account the specifics of the transport process for the consumption of fuel and lubricants.

To calculate lubricants, we recommend using the following indicators: engine oil consumption, transmission oil consumption, and plastic lubricants consumption.

The definition of the production program was carried out in our study taking into account: methods of saving fuel when using cars; multi-criteria quantitative and qualitative assessment of cargo transportation.

Multi-criteria quantitative and qualitative assessment of cargo transportation was carried out in the process of studying deviations from the fuel consumption rate of the ZIL 431410 truck, the MAZ-5429 tractor, the MAZ-5551 dump truck, the KAMAZ-5511 dump truck, and the GZSA-37021 van. The regularities of exceeding the oil consumption standards on the example of trucks are revealed: ZIL 431410, MAZ 5429, MAZ 5551, KAMAZ 5511, GZSA-37021.

Актуальность проблемы исследования обусловлена одним из основных направлений современной технической политики -управление системой ресурсосбережения автотранспортными средствами при безусловном обеспечении высокими потребительскими свойствами1.

Если рассматривать систему ресурсосбережения автотранспортной техники в Арктической зоне Российской Федерации, то существует ряд факторов связанных со спецификацией климатических и дорожных условий, обусловленных низкими температурами, снежными метелями2. Все это диктует дополнительные требования к управлению системой ресурсосбережения автотранспортной техники в Арктической зоне при разработке многоуровневой транспортной стратегии по ресурсосбережению транспортных средств.

В ходе проведенного исследования поставлены и решены задачи по разработке производственной программы эксплуатации автотранспортной техники с учетом многоуровневой транспортной стратегии по ресурсосбережению транспортных средств.

Проведение технико-экономических мероприятий, направленных на повышение

1 Тамер О.С., Воробьева Т.И. Многокритериальная оценка грузоперевозок в ООО "СЕВЕРСТРОЙ" // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2016. Т. 2. № 3. С. 170-175.

2 Тамер О.С. Определение производственной про-

граммы и плана эксплуатации грузовых автомобилей ООО «Производственно-коммерческая корпорация «Северная объединенная компания». // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018.Т.2. № 3 . С. 210216.

топливной экономичности автотранспортных средств, осуществлялось с учетом специфики транспортного процесса по расходу горюче-смазочных материалов.

Рассмотрим расчет для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, где нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле3

QH =0,01-( №ап ^>(1+0,01^).

Масса порожнего прицепа - 4 тонны. QH =0,01-( Hsan • S + 1+0,0№,

где =1,3/100 т-км (дизтопливо).

Норма расхода топлива на пробег автопоезда

QH= 24 +1,3-4=29,2 л/100 км.

Определяем объём транспортной работы:

W=16,3 -34=554,2 т-км.

Итого:

QH =0,01^(29,2 • 68 + 1,3- 554,2)^(1+0, 01-(15-43/68 +(-15) -25/68+10))=27- 1,25=33,8 л.

Расчет нормируемого расхода смазочных материалов для автопоезда МАЗ-53352.

Для расчета смазочных материалов рекомендуется использовать следующие

показатели:

1,7 л. расход моторного масла: 33,8 • 0,05 =

расход трансмиссионного масла: 33,8

■ 0,01 = = 0,34 л.

- расход пластичных смазочных

материалов: 33,8 -0,015= 0.51 л.

Применяем согласно рекомендациям

3 Виноградов, В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Учебное пособие / В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева, В.Н. Редин. - Москва: Наука, 2014. - 272 а

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 1, том 2, 2020 по данной марке грузового бортового авто- поезда МАЗ-53352.

Таблица 1 - Определение производственной программы и плана эксплуатации грузовых автомобилей МАЗ-53352 и ГАЗ-САЗ-2500

Наименование показателя Услов. Марка В целом по

обозначен. АТП

МАЗ-53352 ГАЗ-САЗ- 2500

Среднесписочн. кол-во автомобилей, шт. ■А СП 3 5 8

Автомобиле-дни пребывания в АТП (ин-

вент.): АДиД

- одного автомобиля 365 365 365

- группы автомобилей 1095 1825 2920

Коэф-т выпуска автомобилей на линию '■- - вп 0,65 0,71 -

Автомобили-дни в эксплуатации: - одного автомобиля АД? 237,3 259,15 496,45

- группы автомобилей л/1? 711,8 1295,75 2007,55

Грузопод-сть номин, т: Ч'ном

- одного автомобиля 16,3 3 19,3

- группы автомобилей Ч ном 48,9 15 63,9

Коэф-т использов. грузоподъемности У 0,71 0,75 -

Грузоп-сть факт., т: -одного автомобиля 4Д 11,57 2,25 13,82

-группы автомобилей я1 34,72 11,25 45,97

Среднесут. пробег, км: -одного автом. г&Д с с [сс 300 350 650

-группы автом. 900 1750 2650

Общий годов. пробег, км: геД

-одного автом. год 71190 90702,5 161892,5

-группы автом. ^год 213570 453512,5 667082,5

Коэф-т использования пробега в 0,36 0,6 -

Год. пробег с грузом, км: -одного автом. 1&д ьгр 25623 54421,5 80044,5

-группы автом. ьгр 76869 272107,5 348976,5

Средн. расст. перевоз, км I 100 110 210

Кол-во ездок с грузом за год: ед

-одного автом. "е.г. 257 495 752

-группы автом. 769 2474 3243

Груз-т, тыс. т-км: Р 1 ед

-одного автом. 296458,11 122448,375 418906,485

-группы автом. 889374,33 612241,875 1501616,21

Объем перевоз., тыс.т: -одного автом. дед О1 2964,58 1113,17 4077,75

-группы автом. 8893,74 5565,84 14459,58

Превышение норм расхода топлива рассматривалось в нашем исследовании на примере расхода топлива для бортового автомобиля ЗИЛ-4314101.

Исследуем отклонения расхода топлива грузового автомобиля ЗИЛ 431410 от нормы2.

1 Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

2 Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Нина Борисовна Кириченко. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.

Таблица 2 - Отклонения расхода топлива от нормы

№п/п Расход Отклонения от нормы Ч Частоты п1

1 29,75 -1,25 -99 6

2 29,80 -1,20 -97 12

3 29,80 -1,20 -95 9

4 29,85 -1,15 -93 3

5 29,85 -1,15 -91 5

6 29,90 -1,10 -89 16

7 29,90 -1,10 -87 4

8 29,95 -1,05 -85 9

9 29,95 -1,05 -83 5

10 30,00 -1,00 -81 24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 30,00 -1,00 -79 16

12 30,05 -0,95 -77 22

13 30,05 -0,95 -75 30

14 30,10 -0,90 -73 20

15 30,10 -0,90 -71 24

16 30,15 -0,85 -69 2

17 30,15 -0,85 -67 32

18 30,20 -0,80 -65 40

19 30,20 -0,80 -63 30

20 30,25 -0,75 -61 22

21 30,25 -0,75 -59 15

22 30,30 -0,70 -57 32

23 30,30 -0,70 -55 60

24 30,35 -0,65 -53 8

25 30,35 -0,65 -51 9

26 30,40 -0,60 -49 12

27 30,40 -0,60 -47 56

28 30,45 -0,55 -45 24

29 30,45 -0,55 -43 2

30 30,50 -0,50 -41 34

31 30,50 -0,50 -39 42

32 30,55 -0,45 -37 25

33 30,55 -0,45 -35 3

34 30,60 -0,40 -33 9

35 30,60 -0,40 -31 34

36 30,65 -0,35 -29 41

37 30,65 -0,35 -27 12

38 30,70 -0,30 -25 24

39 30,70 -0,30 -23 60

40 30,75 -0,25 -21 70

41 30,75 -0,25 -19 80

42 30,80 -0,20 -17 66

43 30,80 -0,20 -15 56

44 30,85 -0,15 -13 13

45 30,85 -0,15 -11 8

46 30,90 -0,10 -9 26

47 30,90 -0,10 -7 24

48 30,95 -0,05 -5 48

49 30,95 -0,05 -3 29

50 31,00 0,00 -1 18

Таблица 3 - Характеристики группированного распределения

* х1 п1 *. х1 *п1 х\ - X - .Г;2 - .V ;2*п - .V ;3*п - V ;4*п

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 -99 6 -594 -106,44 11328,56 67971,35 -7234578,113 770017384,2

2 -97 12 -1164 -104,44 10906,82 130881,8 -13668730,78 1427503464

3 -95 9 -855 -102,44 10493,07 94437,65 -9673787,107 990941152

4 -93 3 -279 -100,44 10087,33 30261,99 -3039384,081 305262667,1

5 -91 5 -455 -98,44 9689,59 48447,93 -4769006,383 469440480,6

6 -89 16 -1424 -96,44 9299,84 148797,5 -14349391,73 1383793633

7 -87 4 -348 -94,44 8918,10 35672,41 -3368748,585 318130130,1

8 -85 9 -765 -92,44 8544,36 76899,23 -7108233,896 657054574,5

9 -83 5 -415 -90,44 8178,62 40893,08 -3698194,215 334448781,8

10 -81 24 -1944 -88,44 7820,87 187701 -16599465,04 1467985307

11 -79 16 -1264 -86,44 7471,13 119538,1 -10332357,87 893084583,3

12 -77 22 -1694 -84,44 7129,39 156846,5 -13243445,91 1118219623

13 -75 30 -2250 -82,44 6795,64 203869,3 -16806111,55 1385423566

14 -73 20 -1460 -80,44 6469,90 129398 -10408221,58 837192586,5

15 -71 24 -1704 -78,44 6152,16 147651,8 -11581173,52 908377449,5

16 -69 2 -138 -76,44 5842,42 11684,83 -893138,342 68267654,19

17 -67 32 -2144 -74,44 5540,67 177301,5 -13197564,87 982369976,7

18 -65 40 -2600 -72,44 5246,93 209877,2 -15202603,61 1101211231

19 -63 30 -1890 -70,44 4961,19 148835,6 -10483342,05 738401533,4

20 -61 22 -1342 -68,44 4683,45 103035,8 -7051326,403 482562456,9

21 -59 15 -885 -66,44 4413,70 66205,53 -4398410,923 292211507,7

22 -57 32 -1824 -64,44 4151,96 132862,7 -8561101,12 551640541,7

23 -55 60 -3300 -62,44 3898,22 233893 -14603272,92 911765563,9

24 -53 8 -424 -60,44 3652,47 29219,79 -1765918,486 106724519,5

25 -51 9 -459 -58,44 3414,73 30732,58 -1795879,766 104943490,9

26 -49 12 -588 -56,44 3184,99 38219,86 -2156964,463 121729798,9

27 -47 56 -2632 -54,44 2963,25 165941,7 -9033154,911 491726109

28 -45 24 -1080 -52,44 2749,50 65988,06 -3460130,247 181434350,9

29 -43 2 -86 -50,44 2543,76 5087,52 -256592,6127 12941427,98

30 -41 34 -1394 -48,44 2346,02 79764,58 -3863453,179 187129058,4

31 -39 42 -1638 -46,44 2156,27 90563,52 -4205380,291 195279776,7

32 -37 25 -925 -44,44 1974,53 49363,29 -2193492,132 97469357,87

33 -35 3 -105 -42,44 1800,79 5402,366 -229253,1755 9728518,932

34 -33 9 -297 -40,44 1635,05 14715,41 -595027,9967 24060373,45

35 -31 34 -1054 -38,44 1477,30 50228,3 -1930559,962 74202423,13

36 -29 41 -1189 -36,44 1327,56 54429,97 -1983194,011 72259061,62

37 -27 12 -324 -34,44 1185,82 14229,81 -490013,4325 16873955,46

38 -25 24 -600 -32,44 1052,07 25249,79 -818994,638 26564664,21

39 -23 60 -1380 -30,44 926,33 55579,91 -1691613,435 51485438,68

40 -21 70 -1470 -28,44 808,59 56601,23 -1609495,63 45767134,56

41 -19 80 -1520 -26,44 698,85 55907,7 -1477959,118 39070883,56

42 -17 66 -1122 -24,44 597,10 39408,83 -962982,242 23531144,98

43 -15 56 -840 -22,44 503,36 28188,2 -632421,8813 14188827,47

44 -13 13 -169 -20,44 417,62 5429,032 -110946,0628 2267260,434

45 -11 8 -88 -18,44 339,88 2719 -50126,67173 924120,2719

46 -9 26 -234 -16,44 270,13 7023,438 -115435,1173 1897256,933

47 -7 24 -168 -14,44 208,39 5001,346 -72197,93358 1042227,695

48 -5 48 -240 -12,44 154,65 7423,038 -92310,6748 1147947,84

49 -3 29 -87 -10,44 108,90 3158,211 -32958,1427 343941,2831

50 -1 18 -18 -8,44 71,16 1280,899 -10805,27572 91150,06217

Сред

нее

зна-

чение 7,44 3035,03 -616,87 15876014,48

Получены характеристики группированного распределения х*, 771.3, {Б2У,т1

Подсчитаем оценки истинных характеристик непрерывного распределения с учетом поправки Шеппарда1

(5*)2 = 3035^03 8=55,09^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т4 = т;-^(52ГЬ2+^Ь4

240

Ша = 15876010,69

А =

ш3

V = - = 7,41

х

В качестве параметров нормального закона распределения можно принять:

а и 5 = 55,09

Определение производственной программы осуществлялось в нашем исследовании с учетом: методик сбережения топлива при эксплуатации автомобилей2; многокритериальной количественной и качественной оценки грузоперевозок в процессе исследования отклонений от нормы расхода топлива грузового автомобиля ЗИЛ 431410 , седельного тягача МАЗ-54294, автомобиля-самосвала МАЗ-5551, автомобиля-самосвала КамАЗ-5511, автомобиля-фургона ГЗСА-37021. Выявлены закономерности превышения норм расхода масла на примере грузовых автомобилей: ЗИЛ 431410, МАЗ 5429, МАЗ 5551, КамАЗ 5511,

ГЗСА-37021

5

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев, С.И., Безносов, В.Г., Беднарский, В.В. Эксплуатационные материалы для автомобилей и транспорта: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 384 с.

2. Васильева, Л.С., Панов, Ю.В., Хазиев, А.А. Топлива, смазочные материалы и специальные жидкости: Показатели качества. Классификация. Ассортимент. Лабораторные работы: учебное пособие. - М.: Наука-Пресс, 2005. - 120 с.

3. Виноградов, В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: учебное пособие / В.М. Виноградов, И.В. Бухтеева, В.Н. Редин. - М.: Наука, 2014. - 272 с.

4. Гнатченко, И.И., Бородин, В.А., Репников, В.Р. Автомобильные масла, смазки, присадки: справочник автомобилиста. - СПб.: М., 2000.

5. Кириченко, Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Нина Борисовна Кириченко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005.

Гнатченко И.И., Бородин В.А., Репников В.Р. Автомобильные масла, смазки, присадки. Справочник автомобилиста. СПб, — М., 2000.

Ананьев С.И., Безносов В.Г., Беднарский В.В. Эксплуатационные материалы для автомобилей и транспорта: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс,

2006. - 384 с.

3 Васильева Л.С., Панов Ю.В., Хазиев А.А. Топлива, смазочные материалы и специальные жидкости: Показатели качества. Классификация. Ассортимент. Лабораторные работы: Учебное пособие. - М.: Наука-Пресс, 2005. - 120 с.

4 Кузнецов, А.В. Топливо и смазочные материалы: Учеб. для вузов / А.В. Кузнецов. - М.: Колос,

2007. - 199 с.

5 Колесниченко, В.В. Экономия топливо-смазочных материалов при эксплуатации строительных машин / В.В. Колесниченко. - М.:ВШ, 1987. -302 с.

6. Колесниченко, В.В. Экономия топливо-смазочных материалов при эксплуатации строительных машин / В.В. Колесниченко. - М.:ВШ, 1987. - 302 с.

7. Кузнецов, А.В. Топливо и смазочные материалы: учеб. для вузов / А.В. Кузнецов. -М.: Колос, 2007. - 199 с.

8. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

9. Тамер, О.С., Воробьева, Т.И. Многокритериальная оценка грузоперевозок в ООО "СЕВЕРСТРОЙ"// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. -Т. 2. № 3. - С. 170-175.

10. Тамер, О.С. Определение производственной программы и плана эксплуатации грузовых автомобилей ООО «Производственно-коммерческая корпорация «Северная объединенная компания» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. -Т.2. № 3 . - С. 210-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.