Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода к обучению летного состава'

Применение компетентностного подхода к обучению летного состава Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ЛЕТНЫЙ СОСТАВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеев Николай Николаевич

Статья посвящена анализу особенностей компетентностного подхода при обучении летного состава и рекомендациям по его применению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCY-BASED EDUCATION OF PILOT

This article is devoted to analysis of the competency-based education of pilot and the recommendations about its application.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода к обучению летного состава»

УДК 629.735.45

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ЛЕТНОГО СОСТАВА

Н.Н. АВДЕЕВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Никитиным И.В.

Статья посвящена анализу особенностей компетентностного подхода при обучении летного состава и рекомендациям по его применению.

Ключевые слова: компетентностный подход к обучению, летный состав, профессиональное образование.

Особенности компетентностного подхода

В настоящее время при разработке нормативных требований в сфере образования выдвигается компетентность, под которой понимаются интегрированные характеристики качества подготовки специалиста.

В соответствии с компетентностным подходом принятая в России «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» представляет собой как «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также учитывает опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Компетентностный подход позволяет устранить противоречия, связанные с предлагаемой действующими образовательными стандартами жесткой дисциплинарной моделью обучения. Содержание подготовки выстраивается из большого набора дисциплин, каждая из которых преподается, исходя из собственной логики.

Качество подготовки определяется как производное от числа прослушанных учебных часов по отдельным дисциплинам, хотя очевидно, что качество профессионального образования нельзя сводить лишь к сумме уровней качества обучения различным предметам, так как оно определяется степенью приобщения к целостной сфере будущей профессиональной деятельности.

Понятия «компетенция» и «компетентность» имеют междисциплинарную, интегративную (надпредметную) сущность.

Под компетентностью понимается актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека. Это понятие шире понятия знание, или умение, или навык. Оно включает их в себя.

Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Если в этом контексте представить состав компетентности, то он будет включать следующие компоненты:

- готовность к проявлению компетентности (т. е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъективных сил;

- владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

- опыт проявления компетентности в разнообразных, стандартных и нестандартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный);

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Необходимо разграничивать понятия: «компетенции» как некоторой программы, образа, сценария и «компетентности» как реализации личностью этого когнитивного потенциала, т.е. проявления личностного качества.

Компетентностный подход как новая парадигма результативно-целевого подхода к образованию приводит к принципиально иной системе образовательного процесса, а точнее к сдвигам во всей системе образовательного процесса. Поскольку цель задается по-новому, то и система выстраивается иначе.

При проектировании образовательного процесса с позиций компетентностного подхода необходимо освоить методы описания целей - результатов.

Цель задает соответствующие структуру и содержание, виды учебной и профессиональной деятельности, показатели и оценочные средства этой деятельности. Понятно, что с позиций компетентностного подхода необходима модульная организация процесса обучения.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебная составляющая и технология овладения ею.

Содержание модуля соотносится с компетенцией. Для каждого модуля формулируется четкая и измеряемая задача. При этом необходимо сохранить и учебные дисциплины, которые играют роль методологической базы. Использование технологического подхода к организации образовательного процесса вынуждает преподавателей изменять способы работы с учебной информацией, требует четкого структурирования информации, ее дозирования с учетом возможностей обучающихся, выбора разнообразных и адекватных способов представления учебного материала.

В литературе можно встретить определения профессиональных, общих (ключевых, базовых, универсальных), академических и других компетенций.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название «ключевых».

Ключевые компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Ключевые компетенции обеспечивают универсальность специалиста и поэтому не могут быть чрезмерно специализированными.

С другой стороны, выделяют профессиональные (специальные) компетенции, которые определяют готовность и способность специалиста действовать в соответствии с требованием дел, методически организовывать и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.

Эти компетенции выражают профессиональный профиль специалиста.

Рекомендации ИКАО по применению компетентностного подхода

В документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО) реализация компетентностного подхода продемонстрирована на примере разработки принципиально новой программы подготовки пилотов в составе многочленного экипажа - \Multi-Crew Pilot License (MPL).

Толчком к разработке этой программы послужили результаты проведенных в 2000 году исследований, на основе которых был сделан вывод, что стандарты ИКАО не соответствуют новым технологиям в области подготовки персонала и авиационной техники.

Поэтому в октябре 2002 года было принято решение разработать совершенно новый метод подготовки пилотов. В результате была разработана, по мнению экспертов, комплексная программа первоначального обучения, которая позволяет из кандидата в пилоты с нулевым налетом подготовить второго пилота, способного после обучения немедленно приступить к работе в составе многочисленного экипажа на самолетах нового поколения с электронной индикацией. При этом сроки подготовки пилота и затраты на нее по сравнению с традиционными програм-

мами подготовки должны быть меньше. По прогнозам ИКАО новая программа должна стать стандартом первоначального обучения вторых пилотов.

Разработка программы MPL является первым, начиная с 1944 года, фундаментальным пересмотром методологии подготовки пилотов гражданской авиации. До сегодняшнего дня уровень подготовки пилотов оценивался главным образом только опытом летной работы. Сомнения в том, что общее количество часов налета у пилотов характеризует уровень их квалификации и профессионализма, возникли более 20 лет назад, когда была разработана программа подготовки пилотов «Спектр».

Основными особенностями программы MPL является перенос основной части практической подготовки на тренажеры, уделение большего внимания подготовке пилота для работы в составе экипажа современного самолета с электронной индикацией.

Широкому внедрению программы MPL препятствует отсутствие законодательной базы во многих государствах. За этим, кроме обычных бюрократических преград стоят сомнения в возможности создания в ближайшее время соответствующей материально-технической базы в первую очередь тренажеров, позволяющих обеспечить необходимое качество подготовки при сокращении объема учебных полетов и срока обучения.

Эта проблема особенно остро стоит перед российскими летными учебными заведениями, располагающими в основном устаревшим парком тренажеров и учебных воздушных судов. Однако Федеральные авиационные правила (ФАП) «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» предусматривают подготовку пилотов по программе MPL.

Следует отметить, что при всей своей радикальности, рекомендации по разработке программы MPL основываются на имеющемся опыте подготовки операторов эргатических систем.

В первую очередь сохранена этапность подготовки пилотов, о необходимости которой свидетельствует опыт подготовки различных категорий операторов. Но в отличие от традиционной трехэтапной системы подготовки (теоретическая, тренажерная и летная подготовка) в рамках компетентносного подхода определены четыре этапа с соответствующими уровнями компетенции:

- основные навыки пилотирования;

- уровень 1 (базовый);

- уровень 2 (промежуточный);

- уровень 3 (продвинутый).

Детальные рекомендации по применению компетентностного подхода для разработки программы MPL изложены в документе ИКАО «Подготовка персонала». В документе в общем виде излагаются принципы и процедуры, подлежащие использованию при разработке и применении компетентностного подхода к обучению летного состава, а также детализируются четыре уровня компетенции и технические средства подготовки и обучения (ТСПО), необходимые для их освоения (табл. 1).

Применяемые в табл. 1 сокращения:

ПВП - правила визуальных полетов;

ППП - правила полетов по приборам;

CRM - управление ресурсами;

LOFN - программа тренажерной подготовки, ориентированная на выполнение полета в реальном времени.

Таблица 1

Уровни компетенции и ТСПО, необходимые для освоения программы подготовки летного состава с использованием компетентностного подхода

Уровни компетенции Виды подготовки Средства тренажерной и летной подготовки (минимальные требования)

Основные навыки пилотирования (Core Flying Skills) Базовая подготовка на самолете, управляемом одним пилотом - CRM; - полеты по маршруту по ПВП; - самостоятельный полет; - полеты по основным приборам; - основы полета; - процедуры в кабине Самолет с одним или несколькими двигателями. БТБ, тип I

Базовый (Basic) Начало выполнения полетов в составе многочленного экипажа и полетов по приборам - CRM; - полеты по маршруту по ШШ; - вывод самолета из нежелательного состояния; - ночные полеты; - полеты по ППП Самолет с одним или несколькими двигателями БТБ, тип II

Промежуточный (Intermediate) Выполнение полетов в составе многочленного экипажа на самолете с газотурбинными двигателями - CRM; - LOFT; - особые процедуры; - обычные процедуры; - многочленный экипаж; - полеты по ППП БТБ, тип III

Продвинутый (Advanced) Квалификационные отметки о типе, ориентированные на условия деятельности авиакомпании - CRM; - отработка посадки; - всепогодные полеты; - LOFT; - особые процедуры; - обычные процедуры Многодвигательный самолет с газотурбинными двигателями и многочисленным экипажем БТБ, тип IV

Возвращаясь к отечественному опыту подготовки операторов эргатических систем, можно отметить, что программа МРЬ основывается на следующих принципах:

1. Особое внимание уделяется определению целей обучения, обеспечивающих требуемый уровень профессиональной подготовки (1111) для действий как в нормальных, так и в особых ситуациях.

2. С учетом многоэтапности процесса подготовки необходимо обеспечить перенос компетенций, полученных на предыдущем этапе, на следующий этап с учетом того, что эти процессы имеют динамический, а не статический характер, а их эффективность зависит от степени усвоения предыдущей задачи.

3. Подготовка пилотов должна осуществляться с учетом перспектив развития авиационной техники (АТ), что обеспечивается на основе использования современных учебных воздушных судов (ВС) и тренажеров со «стеклянной кабиной».

4. Индивидуальное обучение с самого начала должно иметь целью подготовку пилота к работе в составе экипажа, поэтому с самого первого этапа в программе присутствует дисциплина CRM.

5. Содержание обучения должно обеспечивать формирование знаний о процессах, характеризующих как машинный, так и «человеческий» компоненты системы.

6. Обеспечение необходимого уровня мотивации обучающихся.

7. Организация непрерывного контроля результатов обучения, основанного как на оценке по нормативным показателям, так и по результатам контроля алгоритма работы обучающегося.

8. Разделение сложной деятельности на отдельные действия или группы действий, не допуская при этом дробления профессиональной деятельности на отдельные, не имеющие самостоятельной цели операции.

9. Применение мультимедийных средств обучения, что повышает эффективность усвоения материала.

Изучение документов ИКАО на английском и русском языках приводит к необходимости уточнения используемой терминологии. В издании на русском языке уже упоминавшегося документа ИКАО «Подготовка персонала» термин «competency-based training and assessment» переводится как «квалификационная система подготовки и оценки» и определяется как «система подготовки и оценки, для которой характерны ориентация на результаты. В документе особое внимание уделяется стандартам эффективности выполнения операций, а также разработке учебного курса на основе установленных стандартов эффективности».

При этом под квалификацией понимается сочетание навыков, знаний и отношения к делу (the skills, knowledge and attitudes), необходимых для выполнения той или иной задачи в соответствии с установленными стандартами.

Следует отметить, что в других публикациях ИКАО на русском языке термины «the skills, knowledge and attitudes» переводятся как «уровень навыков, знаний и профессиональной осведомленности», из чего можно сделать вывод, что терминология в этой области подготовки авиационного персонала находится в стадии формирования.

В то же время в отечественных научных публикациях используется термин «компетент-ностный подход», на основе которого в настоящее время ведется разработка федеральных государственных стандартов третьего поколения.

Термин «competency-based» как перевод с английского языка «competency-based education» используется и при изучении вопросов подготовки авиационного персонала, где отмечается сложившаяся тенденция перехода в профессиональном образовании от квалификационного подхода к компетентностному.

И в заключении обсуждения терминологических проблем необходимо отметить, что в Дополнении В к Приложению 1 к Конвенции о международной гражданской авиации «Выдача свидетельств авиационному персоналу», определяются уровни компетенции для обладателей свидетельства пилота многочленного экипажа самолета.

Представляется, что при проведении научных исследований проблем подготовки летного состава целесообразно использовать принятые в научной литературе термины «компетентност-ный подход», «компетенция» и «компетентность».

ЛИТЕРАТУРА

1. Doc. 9868. Подготовка персонала. Правила аэронавигационного обслуживания. - Монреаль: ИКАО, 2006.

2. Приложение 1 к Конвенции о международной гражданской авиации. Выдача свидетельств авиационному персоналу - Изд. 10-е. - Монреаль: ИКАО, 2006.

3. Сборник вопросов для проверки знаний членов экипажей самолетов Ил-86, Ил-76, Ту-154, Ту-134, Як-42. - М.: Министерство транспорта РФ; Департамент воздушного транспорта, 1992.

4. Синицкий А. Самолет в учебном классе // Авиатранспортное обозрение. - 2005.

5. Человеческий фактор. Сборник материалов № 5. Эксплуатационные последствия автоматизации в оборудованных передовой техникой кабинах экипажа: Циркуляр ИКАО 234-AN/142.

6. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей: учеб. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.

7. Airbus-320A Flight Crew Training Manual.

8. Boeing-777: Training Manual.

THE COMPETENCY-BASED EDUCATION OF PILOT

Avdeev N.N.

This article is devoted to analysis of the competency-based education of pilot and the recommendations about its application.

Key words: the competency-based education, the flight structure, profession education.

Сведения об авторе

Авдеев Николай Николаевич, 1947 г.р., окончил МИИГА (1976), пилот-инженер, соискатель кафедры аэродинамики, конструкции и прочности ЛА МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - летная эксплуатация и безопасность полетов воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.