<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / PEDAGOGICAL sciences
47
УДК 800:37
Ростомян Л.А.
Ассистент кафедры иностранных языков ИРТС МИРЭА - Российский технологический университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11461 ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ
ЯЗЫКОВ В ВУЗАХ.
Rostomyan L.A.
Assistant, Chair of Foreign Languages, Institute of Radio Engineering and Telecommunication System
RTU MIREA
THE USE OF COMMUNICATIVE APPROACH IN STUDYING FOREIGN LANGUAGES AT
UNIVERSITIES.
Аннотация
Данная статья рассматривает актуальный вопрос выявления наиболее эффективной методики обучения иностранным языкам в вузах. На сегодняшний день изучение иностранных языков играет чрезвычайно важную роль. Люди во всем мире стремятся свободно владеть двумя и более языками. Это обусловлено тем, что изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции, формирует способность использовать его в качестве инструмента взаимодействия и общения людей, что на сегодняшний день играет важную роль для построения успешной карьеры, поэтому задача ВУЗа - обеспечить определенный уровень владения иностранным языком среди студентов. Для достижения этой цели, в данной статье рассматривается коммуникативная методика преподавания иностранных языков, её особенности, преимущества и недостатки, а также рекомендации, которых необходимо придерживаться при построении урока для того, чтобы обучение было более эффективным.
Abstract
The article covers the burning issue of the most effective method for learning foreign languages at universities. Nowadays, learning foreign languages is of great importance. People all over the world aim to speak two or more foreign languages. It is closely connected with the fact that learning foreign languages can develop communicative competence and form the ability to use the language for communication. These skills are important for life in general and for a successful career in particular. Thus, the goal of universities is to provide students with a certain level of a foreign language. The answer to question "how to achieve this goal" is thoroughly covered in this article. It touches upon the communicative approach, its features, advantages, disadvantages and proposes some recommendations that will make the lesson more efficient.
Ключевые слова: изучение иностранного языка, коммуникативная компетенции, коммуникативная методика, погружение в языковую среду, языковой барьер.
Key words: Learning foreign languages, communicative competence, communicative approach, language immersion, language barrier.
Обучение иностранным языкам играет важную роль в образовательном процессе и в связи с этим в данной статье преследуется следующая цель: выявить наиболее эффективную формулу преподавания иностранных языков в вузах, в частности неязыковых, которая бы поспособствовала овладению студентами иностранного языка на высоком уровне. Основные задачи, которые необходимо выделить, это:
• определить причины, по которым коммуникативный метод является наиболее подходящим для обучения иностранным языкам;
• выделить преимущества и недостатки коммуникативного метода;
• выявить трудности при изучении иностранного языка в неязыковых вузах;
• разобрать пути решения выявленных трудностей.
Несомненно, успех обучения зависит в большей степени от методики работы преподавателя иностранного языка в контексте решения конкрет-
ных образовательных задач. В современном обществе бытует мнение о том, что грамматика, в частности грамматика английского языка, очень сложная: многочисленные времена, артикли и предлоги усложняют процесс обучения, и к сожалению, как только студенты сталкиваются с трудностями изучения грамматики, они зачастую теряют интерес к языку, ссылаясь на то, что «не получается». В таком случае на помощь приходит коммуникативный метод обучения, который предполагает простой принцип изучения грамматических конструкций. Преподаватель поясняет ту или иную грамматическую тему, и студенты начинают отрабатывать ее на практике, доводя навык использования до автоматизма. Исключается необходимость зубрить теорию, как это принято было делать раньше. То же самое происходит и с новым лексическим материалом. Студенты не учат новые слова наизусть, они их запоминают путем многократного использования. Например, преподаватель объясняет второй тип условных придаточных предложений и предлагает поговорить о мечтах. Студенты, составив 5-10
РЕБЛОООЮЛЬ 8С1ЕМСЕ8 / <<Ш1ШМУМ~^©УГМа1>#611Ш,2©2©
48_
однотипных предложений, запомнят эту конструкцию и поймут основные принципы ее использования. Таким образом, в рамках коммуникативной методики обучения иностранным языкам, грамматика и лексика фактически не являются основным объектом изучения, а используются как вспомогательный материал и учатся автоматически [1].
Коммуникативная методика предусматривает максимальное погружение в языковую среду и избавление от языкового барьера. Основная цель, которую преследует преподаватель при обучении иностранным языкам в рамках коммуникативной методики - это научить студентов сначала свободно говорить на иностранном языке, а потом начать думать на нем. Несомненно, преподавание в рамках данного метода имеет свои недостатки, наряду с огромным количеством преимуществ. Среди преимуществ можно выделить следующие:
1. студенты начинают строить предложения и думать на иностранном языке;
2. на занятиях студенты погружаются в языковую среду;
3. у студентов появляется возможность побороть языковой барьер и не стесняться выражать свои мысли на иностранном языке;
4. студенты начинают выражать свое мнение, используя синонимы, стараясь перефразировать предложение таким образом, чтобы их словарного запаса было достаточно для передачи информации;
5. в рамках коммуникативной методики приветствуется использование ролевых игр, что в свою очередь влечет за собой больший интерес и вовлеченность со стороны студентов в процесс обучения;
6. студенты часто отрабатывают новый материал в группах или парах, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков;
7. усвоение лексического и грамматического материала происходит быстрее и легче при его многократном использовании на практике, а не путем заучивания;
8. дискуссии - это важная часть коммуникативной методики, которая развивает общение на иностранном языке в реальных речевых ситуациях;
9. использование только иностранного языка на уроках: ограничение в использовании родного языка приводит к способности объяснить свою точку зрения даже в рамках ограниченного словарного запаса.
Основным недостатком является то, что студенту, не владеющему базовыми знаниями, довольно сложно вникать в процесс обучения, который построен полностью на иностранном языке, поэтому обучение таких студентов должно проходить поэтапно и постепенно от простого к сложному. На первых занятиях необходимо использовать родной язык и в дальнейшем, по мере привыкания, постепенно переходить на иностранный.
Важно отметить, что в профильном языковом ВУЗе возможности использования коммуникативной методики при обучении иностранным языкам в значительной степени выше, чем в неязыковых ВУЗах. Это связано с тем, что в неязыковых учебных заведениях возникает ряд трудностей при изучении
иностранного языка, которые обусловлены следующими факторами:
1. акцент преподавания делается в основном на дисциплины, связанные с будущей профессией студентов, к которым иностранный язык не относится. Следовательно, при изучении иностранного языка у большинства студентов уровень мотивации относительно ниже;
2. в неязыковых учебных заведениях в одной группе учатся студенты с разным уровнем владения иностранного языка, отсюда вытекают две проблемы: студенты, которым скучно на занятии, потому что они этот материал уже знают, и студенты, которым неинтересно, потому что для них это слишком сложно, и они ничего не понимают;
3. количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка в неязыковом вузе ограничено и значительно меньше, чем количество часов, выделяемых на изучение иностранного языка в языковых вузах, что не позволяет овладеть языком на должном уровне [2].
Следовательно, для достижения хороших результатов среди студентов неязыковых вузов преподавателю следует определить пути решения вышеуказанных трудностей. В первую очередь необходимо вызвать мотивацию у студентов. Коммуникативный подход основан на том, что успех обучения языку связан непосредственно с его употреблением. Когда студенты участвуют в реальной коммуникации, используют свои знания для того, чтобы выразить свое мнение или отстоять свою точку зрения, как результат, у студентов возникает большой интерес к изучению языка. Следующая проблема - это студенты с разным уровнем владения языка в одной группе. Это самая распространенная проблема в неязыковых вузах, которую можно решить благодаря делению на подгруппы: сильная и слабая. Благодаря этому, преподаватель сможет подобрать соответствующие материалы для занятий с каждой подгруппой, и быть уверенным, что никому не будет скучно. И наконец, последняя проблема может быть решена посредствам использования коммуникативной методики в работе с аутентичными текстами, с помощью которых студенты не только изучают язык, но и получают дополнительные лингвокультурологические знания при условии, что в предложенных материалах содержится интересующая их информация [3].
Существует ряд рекомендаций, которых необходимо придерживаться во время занятий для того, чтобы процесс обучения был более эффективным. К ним относятся:
1. частое повторение материала для успешного усвоения и закрепления лексических и грамматических единиц;
2. объяснение нового материала, сопровождаемое непосредственно его использованием на практике;
3. приоритетное использование коммуникативных заданий, которые обеспечивают овладение языком как средством общения;
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES
4. организация групповой работы на уроках иностранного языка, при которой студенты, разделившись на группы, смогут вступать в дискуссии и не только развивать навыки устной речи, но и умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
В заключении необходимо отметить, что коммуникативный метод является, бесспорно, самым эффективным способом изучения иностранных языков на сегодняшний день. Благодаря этому методу студенты имеют возможность овладеть иностранным языком на достойном уровне, избежав
49_
многих трудностей в изучении языка. При этом занятия, построенные по коммуникативной методике, никогда не наскучат студентам, что является очень важным аргументом.
Список литературы
1. https://revolution.allbest.ru/lan-guages/00647212_0.html
2. http://www.samaraenglish.ru/kommunikativn у] -podhod-k-izucheniju/
3. https://www.start2talk.ru/poleznye_stati/com municative method.html