ПРИМЕНЕНИЕ КОЭНЗИМА Q10 В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ
АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ
Перепонов Ю. П.
Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва.
Резюме
Увеличение частоты встречаемости артериальной гипертонии (АГ) диктует необходимость наращивания усилий в лечении и профилактике данного заболевания. Применение фармакологических средств является основным способом лечения данного заболевания.
Наиболее современным и эффективным способом применения лекарственной терапии при АГ является комбинированная медикаментозная терапия, что подтверждается результатами многочисленных клинических исследований.
Наряду с применением чисто гипотензивных лекарственных средств признано целесообразным назначать препараты, улучшающие основные функции организма. Особый интерес вызывает использование в клинической практике убихинона — коэнзима Q (Кудесан), обладающего способностью оптимизировать электронно-транспортную функцию цепи цитохромов в дыхательной цепи, улучшая энергобаланс ткани, а также сочетающего в себе антиоксидантные свойства. Ряд исследований подтверждает наличие гипотензивного эффекта препарата. Кроме того, препарат практически не обладает неблагоприятными побочными эффектами.
Проведенные исследования позволяют рекомендовать применение препарата коэнзима Q (Кудесан) в клинической практике лечения артериальной гипертонии.
Ключевые слова: артериальная гипертония, комбинированная медикаментозная терапия, коэнзим Q (Кудесан).
Артериальная гипертония (АГ) является не только наиболее распространенным заболеванием в мире, но и основной причиной тяжелых и жизнеугрожаю-щих состояний, каковыми являются ишемическая болезнь сердца (ИБС), нарушения мозгового кровообращения и многие другие.
Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что в последние годы имеет место омоложение заболевания. Так, в России у 40% мужчин и женщин старше 18 лет отмечаются повышенные показатели артериального давления (АД). В то же время число больных АГ пока преобладает в старших возрастных группах. Хотя отмечено, что среди молодых людей распространенность АГ ниже, однако чем раньше она развивается, тем в большей степени она сокращает продолжительность жизни [1].
Нормализация АД является не только обязательным условием для увеличения продолжительности и улучшения качества жизни, но и серьезной проблемой современной терапии.
Основой современной терапии АГ является медикаментозная терапия, базирующаяся на применении групп препаратов с различными механизмами действия, вызывающими не только снижение АД, но и обладающими возможностями нормализации функций ряда органов (сердце, почки, эндотелиаль-ная система и др.) [2—4].
Особого внимания специалистов и пациентов заслуживает принятие определения нового целевого уровня АД для пациентов с ИБС — 130/80 мм рт.ст. [3]. Еще недавно больные с АГ на фоне ИБС должны
были поддерживать цифры АД на уровне менее 140/90 мм рт.ст., а при сопутствующем сахарном диабете и почечной недостаточности — менее 130/80 мм рт.ст. Данные последних лет позволяют утверждать, что дальнейшее снижение цифр АД оказывает положительное влияние на прогноз заболевания [2].
Разумеется, что достижение таких результатов требует повышения эффективности применяемых лекарственных средств. Однако эффективность проведения монотерапии гипотензивными препаратами составляет не более чем 30—40% у пациентов с мягкой и умеренной формами АГ. С другой стороны, данные, полученные при проведении крупных исследований (ALLHAT, INVEST, ASCOT), демонстрируют высокую долю пациентов (не менее 50%), нуждающихся в комбинации двух и более гипотензивных препаратов для достижения целевого уровня АД независимо от класса применяемого препарата [4—6].
Назначение комбинированной гипотензивной терапии позволяет повысить эффективность терапии, снизить риск побочных эффектов гипотензивных средств, уменьшить частоту приема и количество посещений врача и имеет целый ряд других достоинств [3].
Как было отмечено ранее, современные препараты, применяемые для лечения АГ, оказывают не только гипотензивный эффект, но и обладают возможностями воздействия на целые системы и органы. Более того, с целью коррекции сопутствующих нарушений, возникающих в течение болезни, врачам приходится назначать препараты, не оказывающие непосредст-
венный гипотензивный эффект. С другой стороны, существуют отдельные группы препаратов, обладающих определенным гипотензивным эффектом, хотя их основное назначение — оказывать определенное «общее» воздействие.
Особый интерес вызывает использование в клинической практике убихинона — коэнзима Q (Кудесан), обладающего, наряду с антиоксидантны-ми свойствами, способностью оптимизировать электронно-транспортную функцию цитохромов в дыхательной цепи, улучшая энергобаланс в ишемизиро-ванной ткани [7].
Коэнзим Q (^Q) — составная часть мембран митохондрий и обязательный компонент терминальной дыхательной электронно-транспортной цепи митохондрий. Основная функция коэнзима Q — участие в процессе образования энергии в форме молекул АТФ, которое происходит с поглощением кислорода. Вторая функция коэнзима Q — антиок-сидантная. Как антиоксидант коэнзим Q уникален. В отличие от других антиоксидантов убихинон регенерируется ферментной системой организма [7, 8].
С возрастом содержание коэнзима Q в тканях падает. При этом снижается их энергообеспеченность и антиоксидантная защита. Коэнзим Q в крови препятствует окислению липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и отложению холестерина на стенках сосудов, предотвращая и замедляя развитие атеросклероза.
Коэнзим Q - эндогенно образуемый субстрат, действующий как переносчик электронов в транспортной цепи митохондрий. Для предупреждения окислительного и нитратного стресса в клетке необходимо поддержание его оптимального уровня. Особенно это важно при артериальной гипертонии и сахарном диабете, поскольку указанные выше механизмы повреждения стенки сосудов наблюдаются чаще всего именно при этих заболеваниях.
К настоящему времени накоплен экспериментальный и клинический опыт применения ^Q при АГ. Burke B.E. et al. (2001) изучали гипотензивное действие КоQ10 при изолированной систолической гипертонии у 83 больных в рандомизированном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании. Больные основной группы получали 120 мг/сутки КоQ10 внутрь в течение 12 недель. По окончании исследования обнаружено снижение уровня систолического АД на 17,8+7,3 мм рт.ст. Переносимость лечения была вполне удовлетворительной, ортостатиче-ской гипотензии не наблюдалось [8].
Singh R.B. et al. (1999) установили, что лечение больных с АГ ^Q в течение 8 недель по 120 мг/день достоверно снижает систолическое и диастоличе-ское АД, уровни инсулина натощак и через 2 часа после сахарной нагрузки, триглицеридов, липидных пероксидаз, малонового диальдегида и диеновых
коньюгатов, а также повышает уровни ХС ЛПВП, витаминов А, С, Е и бета-каротина (все значения достоверны). В контрольной группе аналогичных больных, получавших комплекс витаминов В, установлено только увеличение в крови уровней витамина С и бета-каротина. Авторы полагают, что механизм снижения АД у гипертоников включает в себя не только предотвращение окислительного стресса, но и улучшение инсулинового ответа на гипергликемию [9-13].
Hodgson J.M. et al. (2002) изучали эффективность ^Q^ у 74 больных сахарным диабетом (СД) типа 2 с дислипидемией и артериальной гипертонией. Исследование было двойным слепым, рандомизированным, двухкомпонентным. Больные были рандо-мизированы в 4 группы и получали: 1) ^Q по 200 мг/день, 2) фенофибрат по 200 мг/день, 3) сочетание этих средств, 4) плацебо. Лечение длилось 12 недель. Фенофибрат не оказал влияния на содержание гликозилированного гемоглобина, уровень артериального давления. У больных, получавших ^Q, достоверно снизилось систолическое (на 6,1+7,3 мм рт.ст.; р=0,02) и диастолическое (на 2,9+1,4 мм рт.ст.; p<0,048) АД, в 3 раза возросло содержание в крови КоQ10 (p<0,001) и достоверно уменьшилась концентрация гликозилированного гемоглобина (на 0,37%+0,17%; p<0,0345) [14].
Таким образом, было установлено, что КоQ10 способен контролировать у больных с СД типа 2 (а фактически с метаболическим синдромом) как артериальное давление, так и уровень гликемии (о чем судили по достоверному снижению гликозилированного гемоглобина) [12].
Rosenfeld F. et al. (2007) поддерживают правомочность утверждения о гипотензивном действии ^Q на основании метаанализа 8 исследований, посвященных этому вопросу. Проведенный ими анализ показал, что систолическое АД в этих исследованиях в среднем снизилось на 16 мм рт.ст., а диастолическое — на 10 мм рт.ст. С учетом отсутствия у ^Q побочных эффектов авторы полагают, что этот препарат может служить альтернативой гипотензивным лекарственным средствам или может быть использован для усиления их гипотензивного эффекта [15—18].
Согласно данным Langsjoen P. et al. (1994), лечение 109 пациентов с систолической АГ КоQ10 в составе комбинированной фармакотерапии приводило к снижению АД 159/94 мм рт.ст. до 147/85 мм рт.ст. У 51% больных, находившихся на лечении ^Q, оказалось возможным прекратить прием одного или двух из применявшихся ранее антигипертензивных лекарственных средств. Авторы полагают, что анти-гипертензивный эффект КоQ10 на самом деле был несколько выше, чем предполагалось на основе снижения среднего уровня АД [19—24].
Особого внимания заслуживают работы, в которых лечение больных АГ проводилось под контролем концентрации КоQ10 в плазме крови. Дозировка препарата подбиралась индивидуально таким образом, чтобы достигнуть уровня концентрации в крови 2,0 мкг/мл. Повышение концентрации КоQ10 в плазме крови сопровождалось улучшением функционального статуса больных АГ и снижением потребности в гипотензивной терапии. Более того, было отмечено существенное уменьшение толщины стенки левого желудочка и улучшение диастолической функции миокарда [25, 27—33].
Необходимо также отметить один момент, повышающий интерес к препарату, — прежде всего, отмечаемое практически всеми авторами отсутствие побочных явлений у препарата на протяжении длительного применения во всех возрастных группах.
Одним из препаратов коэнзима Q является Кудесан, созданный по технологии микрокапсу-лирования, содержащий солюбилизированную форму коэнзима Q Биодоступность солюбили-
зированной формы коэнзима Q в 2,6 раза больше биодоступности жирорастворимой формы Q [13-26].
Оптимальной дозировкой препарата при лечении артериальной гипертонии и ряда других заболеваний и синдромов является 2 мг на 1 кг веса больного в сутки, хотя при начальных проявлениях заболевания можно назначать и более низкие дозировки (1 мг на 1 кг).
Считается, что ожидаемые эффекты лечения появляются через 1 месяц от начала применения препарата; максимум эффекта наблюдается через 6 месяцев. При прекращении приема препарата достигнутый эффект исчезает через месяц или чуть более, что подсказывает необходимость проведения повторных курсов [7].
Таким образом, учитывая антигипертензивную активность и хорошую переносимость КоQ10, данный препарат можно рекомендовать для лечения АГ как в качестве альтернативной терапии, так и в комбинации с другими антигипертензивными средствами.
Литература
1. Ольбинская Л. И., Андрущишина Т. Б. Рациональная фармакотерапия артериальных гипертензий // РМЖ 2001, Т. 9, № 15, с 615-621.
2. Kannel W. В., Dawler T. R., Mac Gee D. L. Perspectives on systolic hypertension: the Framingham Study // Circulation. -1985. — Vol.61. —P.1179—1182.
3. Guidelines Subcommitee. 1999 World Health Organization — International Society of Hypertension guidelines for the management of hypertension // J. Hypertens. 1999; 17: 151 — 183.
4. Strocchi E., Bossini A., Ranieri G. et al. Efficacy and tolerability of enalapril (20 mg)/hydrochlorothiazide (12.5 mg) combination therapy in essential hypertension // Clin. Ther., 1991; 13 (6): 737— 746.
5. Tatti P., Pahor M., Byington R. P. et al. Outcome results of the Fosinopril Versus Amlodipine Cardiovascular Events Randomized Trial (FACET) in patients with hypertension and NIDDM // Diabetes Care, 1998; 21 (4): 597—603.
6. ALLHAT Officers and Coordinators for the ALLHAT Collaborative Research Group Major outcomes in high—risk hypertensive patients randomized to angiotensin—converting enzyme inhibitor or calcium channel blocker vs diuretic: The Antihypertensive and Lipid— Lowering Treatment to Prevent Heart Attack Trial (ALLHAT)// JAMA, 2002; 288 (23): 2981—2997.
7. Аронов Д. М. Применение коэнзима Q в кардиологической практике // РМЖ, 2004; том 12, № 15 (215), стр. 905—909.
8. Burke BE, Neuenschwander R, Olson RD. Randomized, doubleblind, placebo-controlled trial of coenzyme Q in isolated systolic hypertension // South Med. J., 2001, 91 (11), 1112—1117.
9. Singh RB, Shinde SN, Chopra RK, et al. Effect of coenzyme Q10 on experimental atherosclerosis and chemical composition and quality of atheroma in rabbits // Atherosclerosis, 2000, 148 (2), 275—282.
10. Singh RB, Niaz MA. "Serum concentration of lipoprotein (a) decreases on treatment with hydrsoluble coenzyme Q10 in patients with coronary artery disease: discovery of a new role // Int. J. Cardiol., 1999, 68 (1), 23—29.
11. Singh RB, Neki NS et al. Effect of coenzyme Q on risk of atherosclerosis in patients with recent myocardial infarction // Mol. Cll.Biochem., 2003, 264 (1—2), 75—82.
12. Singh RB, Niaz MA, Rastogi SS et al. Effect ofhydrosoluble coenzyme
13. Choy RJ, Deng YM et al. Coenzyme Q (10) supplementation inhibits aortic lipid oxidation but fails to attenuate intimal thickening in balloon-injured New Zealand white rabbits // Free. Radic. Biol. Med., 2003, 1, 35 (3), 300-309.
14. Hodgson JM, Watts GF et al. Coenzyme Q improves blood pressure and glycaemic control: a controlled trial in subjects with type 2 diabetes // Eur.Clin.Nutr., 2002, 56 (11), 1137-1142.
15. Rosenfeldt F, Hilton D, Pepe S, Krum H. Systematic review of effect of coenzyme Q in phtysical exercise, hypertension and heart failure // Biofactors, 2(003, 18 (1-4), 91-100.
16. Rosenfeldt FL, Pepe S et al. Coenzyme Q improves the tolerance of the senescent myocardium to aerobic and ischemic stress: studies in rats and in human atrial tissue // Biofactors, 1999, 9 (2-4), 291-299.
17. Rosenfeldt FL, Pepe S, Linnane A et al. The effects of ageing on the response to cardiac surgery: protective strategies for the ageing myocardium // Biogerontology, 2002, 3 (1-2), 37-40.
18. Rosenfeldt FL, Pepe S, Linnane A, Nagley P et al. Coenzyme Q10 protect the aging heart against stress: studies in rats, human tissues, and patients // Ann. N. N. Acad.Sci., 2002, 959, 355-359.
19. Crestanello JA, Doliba NM et al. Effect of coenzyme Q10 supplementation on mitochondrial function after myocardial ischemia reperfusion // J. Surg.Res., 2002, 102 (2), 221-228.
20. Langsjoen PH, Langsjoen PH, Folkers K. Isolated diastolic dysfunction of the myocardium and its response to coenzyme Q10 treatment // Clin.Investig., 1993, 71, 140-144.
21. Langsjoen PH, Folkers K et al. Pronounced increase of survival of patients with cardiomyopathy when treated with coenzyme Q10 and conventional therapy // Int.Tissue React., 1990, 12 (3), 163-168.
22. Langsjoen PH, Langsjoen A, Willis R, Folkers K. Treatment of hypertrophic cardiomyopathy with coenzyme Q10 // Mol. Aspects Med., 1997, 18, 145-151.
23. Heart Protection study Collaborative Group. MRC/BHF Heart Protection Study of antioxidant vitamin supplementation in 20536 high-risk individuals: a randomized placebo-controlled trial // Lancet, 2002, 360, 23-33.
24. Langsjoen P, Langsjoen P, Willis R, et al. Treatment of essential hypertension with coenzyme Q // Mol Aspects Med. 1994;15 Suppl: S265-72. 10
Q on blood pressures and insulin resistance in hypertensive patients 25. Hodgson JM, Watts GF et al. Coenzyme Q improves blood pressure
with coronary artery disease // J. Hum.Hypertens., l999, l3 (3), 203-208.
and glycaemic control: a controlled trial in subjects with type 2 diabetes // Eur. Clin. Nutr., 2002, 56 (11), 1137-1142.
gi
26. Ishii N, Senoo-Matsuda N, Miyake K et al. Coenzyme Q can 30. Kwong LK, Kamzalov S, Rebrin I. et al. Effects of coenzyme prolong C. elegans lifespan by lowering oxidative stress//Mech. Q administration on its tissue concentrations, mitochondrial oxidant Ageing.Dev., 2004, 125 (1), 41—46. generation, and oxidative stress in the rat//Free Radic.Biol.Med., 2002,
27. Judy WV, Stogsdill WW, Folkers K. Myocardial preservation by 33 (5), 627—638.
therapy with coenzyme Q during heart surgery//Clin.Investig, 31. Lenaz G, D'Aurelio M, Merlo PichM etal. Mitochondrialbioenergeticsin
1993, 71 (8), 155—161. aging//Biochim.Biophys. Acta, 2000, 1459 (2—3), 397—404.
28. Kishimoto C, Tomioka N, Nakayama Y. et al. Anti-oxidant 32. Mortinsen SA. Overview of coenzyme Q as adjunctive therapy in effects of coenzyme Q on experimental viral myocarditis in chronic heart failure. Rationale, design and end-points of"Q-symbio" — mice//J. Cardiovasc.Pharmacol., 2003, 42 (5), 588—592. a multinational trial//Biofactors, 2003, 18, 79—89.
29. Kuklinski B, Weissenbacher E, Fahnrich A. Coenzyme Q and 33. Tang PH, Miles MV, DeGrauw et al. AHPLC analysis ofreduced and antioxidants in acute myocardial infarction//Mol. Aspects Med., oxidised coenzyme Q in human plasma//Clin Chem 2001;47:256—
1994, 15, 143—147. 265.
Abstract
Increasing incidence of arterial hypertension (AH) justifies the need for more effective AH treatment and prevention. Pharmaceutical therapy remains the basis of AH management.
The most modern and effective variant of pharmaceutical AH management is combination treatment, as confirmed by the data from multiple clinical trials.
Antihypertensive agents could be combined with metabolic medications, in particular, ubiquinone — coenzyme Q (Kudesan). This agent optimises electron transport in the cytochrome chain, improves tissue energy balance, and demonstrates antioxidant activity. Moreover, several studies have shown antihypertensive effects of this medication. In addition, coenzyme Q is virtually free from adverse effects.
The available evidence supports the clinical use of coenzyme Q (Kudesan) for AH treatment.
Key words: Arterial hypertension, combination pharmaceutical therapy, coenzyme Q (Kudesan).
Поступила 26/10 —2011
© Перепонов Ю.П., 2011 E-mail: pereponov1@yandex.ru
[Перепонов Ю.П. — д.м.н., профессор кафедры терапии №2 МГМСУ].