ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ 1Л.Н.Музаффарова, 2Д.И.Камалова
1 Старший преподаватель кафедры Математика, НавГПИ 2Профессор кафедры Физики и астрономии, НавГПИ https://doi.org/10.5281/zenodo.10990725
Актуальность: каждый преподаватель должен иметь свой интересный инструмент познания, который станет интересен и ученикам, а также способствует им быть активными участниками учебного процесса.
Цель: Освоение методических основ кейс - технологии.
Задачи:
✓ Отработка алгоритма применения кейс - технологии;
✓ Формирование умения использовать полученные навыки для решения актуальных педагогических проблем.
Кейс - технология:
Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Непосредственная цель метода - совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Этапы кейс метода:
1. Представление конкретных жизненных ситуаций;
2. Осмысление ситуаций, не имеющих однозначного решения;
3. Актуализация комплекса знаний для решения проблемы;
4. Выработка моделей действий для разрешения ситуаций.
Работа ученика с кейсом:
1 -этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2-этап — выделение основной проблемы (проблем);
3-этап — анализ принятия того или иного решения;
4-этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя:
✓ создание кейса или использование уже имеющегося;
✓ распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
✓ знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
✓ организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
✓ работа с кейсом;
✓ организация презентации решений в малых группах;
✓ организация общей дискуссии;
✓ обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
✓ оценивание учащихся преподавателем. Источники кейсов:
✓ Реальная жизнь;
✓ Средства массовой информации;
✓ Анализ научных статей, монографий; Художественная и публицистическая литература;
✓ Интернет.
Кейс по теме «Давление»
Проблема. Может ли современное общество развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление?
Примерные значения давлений встречающихся в технике и быту
«Медицина»
Проблема: Может ли современная медицина развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?
Вопросы к кейсу:
«Техника»
Проблема: Может ли шр
современная техника Р
развиваться вне связи с таким К
физическим явлением, как ^ ДАВЛЕНИЕ?
Вопросы к кейсу:
1. По каким дорогам могут передвигаться танки?
2. Пройдёт ли танк, если нашил выдерживает Р= 15000 Па?
3. Применяется ли способ передвижения настила в природе, в технике?
4. Можно ли исключить такой способ преодоления препятствия и в будущем обойтись без него ?
1. Почему человек в условиях высокогорья чувствует недомогание?
2. Какие отклонения в самочувствии часто ощущают люди в условиях высокогорья? Как с точки зрения медицины и физических процессов можно объяснить причины ухудшения самочувствия?
3. Действие, каких медицинских приборов обусловлено воздействием давления на организм человека ?
4. Можно ли исключить использование приборов в медицинской практике?
«Служба спасения»
Проблема: Может ли современная служба спасения развиваться вне связи с таким физическим явлением, как ДАВЛЕНИЕ?
Вопросы к кейсу.
1. Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление на лед?
2. Пройдёт ли человек, если лед выдерживает Р= 15000 Па?
3. Применяется ли такой способ спасения тонущего человека в настоящее время?
4. Можно ли исключить такой способ спасения и е будущем обойтись без него?
Рефлексия
Всесторонне изучив данную проблему, пришли к выводу, что современное общество не может развиваться вне связи с таким физическим явлением как давление.
Вывод. Преимущества кейс-технологий:
✓ использование принципов проблемного обучения — получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует знания и понимания терминов, умения ими оперировать, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать своё мнение;
✓ получение навыков работы в команде;
✓ выработка навыков простейших обобщений;
✓ выработка навыков вести презентации, пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии,
сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя
тренинг и имея на руках учебные ситуации.
REFERENCES
1. А.А.Ахмедов, Д.И.Камолова. "Индивидуальный педагогический подход к выполнению лабораторных работ по оптике". "Педагогика и современность". Москва. №1(15). 2015. -С.81-88.
2. Д.И.Камалова, Н.Ф.Буранова, У.Б.Саидова. "Астрономический кружок - путь к повышению уровня знаний учащихся". "Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы" научный журнал. Январь. 2015. №1(10).
3. Д.И.Камалова, Г.Турлибаева. "Современные инновационные методы в подготовке будущего учителя". "Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы" научный журнал. Таганрог. 2016. №2(17).
4. D.I.Kamalova, Sh.M.Mansurova, M.E.Omonboyeva. "Technique of laboratory works in physics using information technologies". "Science and education". July. 2020. Volume 1. Issue 4. pp. 145-148.
5. D.I.Kamalova, M.A.Quvvatova, G.V.Mardonova. "Современные методы преподавания и проведения лабораторных занятий в педагогических вузах". International scientific-online conference "Innovation in the modern education system". Washington, USA. Part 12. November 25. 2021. pp. 207-211.
6. D.I.Kamalova, Y.O'.Mardanova. "The role of pedagogical competencies in improving technical knowledge of students in the higher education system". International scientific-online conference "Innovation in the modern education system". Washington, USA. Part 12. November 25. 2021. pp. 434-437.
7. Л.Н.Музаффарова, Д.И.Камалова. "Связь математики с естественными науками". "Science and education". April. 2021. Volume 2. Issue 4. pp. 593-603.
8. D.I.Kamalova, Y.O'.Mardanova. "Nutzung pädagogischer kompetenzen beim entwicklung technischen wissens von studierenden im e-learning-umfeld". "Berlin Studies" transnational journal of science and humanities. Germany. Volume 1. Issue 1.5. November. 2021. pp. 405411.
9. D.I.Kamalova, S.O.Hamidova, M.N.Kubayev. "Methodology of teaching physics with innovative methods". "Innovative society: Problems, analysis and development prospects" International conference. Germany. February 7. 2022. pp. 168-169.
10. D.I.Kamalova, S.O.Hamidova, O.D.O'rinova, M.E.Omonboyeva. "Elektron o'quv adabiyotlarini ishlab chiqish jarayonlari". "Science and innovation" International scientific journal. Volume 1. Issue 8. November. 2022. pp. 318-321.
11. D.I.Kamalova, I.R.Kamolov, M.E.Omonboyeva. "Methodology of application of innovative educational technologies to the process of physics and astronomy education". "International Journal of Early Childhood Special Education". (INT-JECSE). DOI:10.9756/INTJECSE/V14I6.267 ISSN: 1308-5581 Volume. 14. Issue. 06. 2022. pp. 2144-2146. Web of Science.
12. D.I.Kamalova, M.E.Omonboyeva. "Ta'lim jarayonida innovatsion pedagogik texnologiyalarning asosiy prinsip va qoidalari". "Science and innovation" International scientific journal. Volume 1. Issue 8. December. 2022. pp. 1989-1992.
13. D.I.Kamalova, O.D.O'rinova, S.O.Hamidova. "Fizika fanini o'qitishda axborot-kommunikatsion texnologiyalarning o'rni va ahamiyati". "Science and innovation" International scientific journal. Volume 1. Issue 8. December. 2022. pp. 1745-1747.
14. D.I.Kamalova, M.E.Omonboyeva. "O'quv jarayonida axborot kommunikatsion texnologiyalardan foydalanishning ahamiyati". "Science and innovation" International scientific journal. Volume 1. Issue 8. December. 2022. pp. 1974-1977.
15. D.I.Kamalova, S.O.Hamidova, N.Q.Ibragimova. "PISA - advantages of the international program". "Science and education" scientific journal. April. 2022. Volume 3. Issue 4. pp. 1051-1054.
16. D.I.Kamalova, S.N.Abdisalomova. "Zamonaviy innovatsion ta'lim". "Journal of universal science research" International scientific journal. Volume 1. Issue 1. 2023. pp. 187-189.
17. D.I.Kamalova, S.N.Abdisalomova. "Zamonaviy axborot texnologiyalari". Conference on universal science research 2023. Volume 1. №1. 2023. pp. 76-79.
18. D.I.Kamalova, O.D.O'rinova, S.O.Hamidova. "Mustaqil ta'limni tashkil etish va unga qo'yiladigan talablar". "Journal of universal science research". Volume 1. Issue 1. 17 january. 2023. pp. 182-186.
19. D.I.Kamalova, A.N.Umarova. "Professional ta'lim tizimini rivojlantirish zarurati va fan-ta'lim-ishlab chiqarish integratsiyasini ta'minlash asosida raqobatbardosh kadrlar tayyorlash imkoniyatlari". "Новости образования: Исследование в XXI веке". №17(100). Россия. Январь. 2024. Часть 1. 10-11 стр.
20. D.I.Kamalova, M.E.Omonboyeva. "Ta'lim tizimida kreativlik potensialining tarkibiy asoslari va ustuvor tamoyillari". "Journal of science-innovative research in Uzbekistan". Volume 2. Issue 2. February. 2024. pp. 23-28.