Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КАСКАДНОЙ МОДЕЛИ И ГИБКИХ МЕТОДОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ КАСКАДНОЙ МОДЕЛИ И ГИБКИХ МЕТОДОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ / КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ / ГИБКИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Костриков Владимир Владимирович

При разработке современных программных продуктов применяются методологии разработки, каскадная модель и гибкие методологии являются одними из самых используемых. В данной статье представлены основные идеи данных методологий; указаны этапы разработки при применении каскадной модели; приведена статистика популярности поисковых запросов по тематике гибких методологий разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE CASCADE MODEL AND FLEXIBLE METHODOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF SOFTWARE PROD UCTS

When developing modern software products, development methodologies are used, the cascade model and flexible methodologies are among the most used. This article presents the main ideas of these methodologies; indicates the stages of development when using the cascade model; provides statistics on the popularity of search queries on the subject of flexible development methodologies.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КАСКАДНОЙ МОДЕЛИ И ГИБКИХ МЕТОДОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ»

УДК 004.413.2

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-9-171-173

ПРИМЕНЕНИЕ КАСКАДНОЙ МОДЕЛИ И ГИБКИХ МЕТОДОЛОГИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ

ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

В.В. Костриков

При разработке современных программных продуктов применяются методологии разработки, каскадная модель и гибкие методологии являются одними из самых используемых. В данной статье представлены основные идеи данных методологий; указаны этапы разработки при применении каскадной модели; приведена статистика популярности поисковых запросов по тематике гибких методологий разработки.

Ключевые слова: методологии разработки, каскадная модель, гибкие методологии разработки, планирование разработки, программное обеспечение.

Классическая каскадная модель продемонстрирована на рис. 1. В начале разработки определяются требования к программному продукту, после чего планируются способы реализации выделенных требований. Под реализацией понимается разработка отдельных компонентов, под воплощением - интеграция компонентов в единый продукт. После воплощения продукта производится выявление недостатков и ошибок, их устранение. Готовый продукт внедряется в систему; в дальнейшем производится его поддержка [1].

Рис. 1. Этапы каскадной модели

Концепция каскадной модели не подразумевает переход между этапами иначе как к следующему, при полном завершении текущего: возвращение к предыдущему этапу или переход через этап не допускается. Тем не менее, встречаются каскадные модели с переходом к предыдущему этапу и переходу через этап назад.

Часто применяются гибкие методологии разработки, которые в отличии от каскадной модели не требуют жесткого следования плану разработки [1].

Гибкие методологии разработки подразумевают итеративный подход к разработке программного продукта, что позволяет минимизировать риски благодаря большей адаптивности к изменениям. Гибкие методологии подразумевают участие заказчика, который может оценить проделанную работу в конце каждой итерации, планировать приоритеты разработки необходимого функционала и внести новые требования [3].

В основе гибких методологий лежит 12 принципов [3, 4]:

- В приоритете ранняя поставка заказчику программного обеспечения, разработанного в ходе каждой итерации;

- изменение требований допускается в том числе на финальном этапе разработки (для повышения конкурентоспособности программного продукта);

- частая поставка работающего программного обеспечения (от 1 до 3 недель);

- взаимодействие заказчика с командой разработчиков должно быть ежедневным;

- в проект должны быть вовлечены заинтересованные людей, которые должны быть обеспечены необходимыми для работы условиями;

- самый эффективный метод обмена информацией в команде — личная встреча;

- лучший показатель прогресса разработки — работающее программное обеспечение;

171

Известия ТулГУ. Технические науки. 2022. Вып. 9

- разработка должна строится таким образом, чтобы разработчики и заказчик могли постоянно улучшать программный продукт;

- постоянное внимание к техническому совершенству и хорошему проектированию увеличивают гибкость;

- простота — разработчики не должны делать лишней работы;

- лучшие требования, архитектура и проектные решения получаются у самоорганизующихся

команд;

- команда разработчиков регулярно анализирует проделанную работу и способы повышения своей эффективности; вносит изменения в рабочий процесс.

Также, можно выделить основные идеи гибких методологий [3]:

- люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов;

- работающий продукт важнее исчерпывающей документации;

- сотрудничество с заказчиком важнее согласования контракта;

- готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. К гибким методологиям относятся:

- Agile modeling,

- Agile Unified Process,

- Agile Data Method,

- DSDM,

- Essential Unified Process,

- Extreme programming,

- Feature driven development,

- Getting Real,

- OpenUP,

- Канбан,

- Scrum,

- Lean software development.

Динамика популярности поисковых запросов, представленная сервисом GoogleTrends [5] представлена на рис. 2.

ague ■ Кэнсэм * SCRUM ф Экстремальное п... ф Бережпкьая разр .

поисковый запрос тема теш тема тема

России ~ Последние 5 лет т Все категории » Веб-гкзиск ~

Рис. 2. Динамика популярности поисковых запросов по гибким методологиям разработки

Данные методологии могут пересекаться, совмещаться благодаря своей гибкости. Так, представление задач в виде карточек, размещенных на доске Канбан в колонках, обозначающих статус задачи часто встречается в других методологиях; спринты (итерации разработки) упоминаются в большинстве методологий.

Каскадная модель модель имеет следующий недостаток: разработанный на этапе проектирования план строг и не допускает изменений, актуализации. Гибкие методологии решают данную проблему, но при этом появляется новая: слабое планирование процесса разработки. Таким образом, данные методологии необходимо выбирать исходя из поставленной задачи.

Список литературы

1. Royce W. Managing the Development of Large Software Systems / ICSE, 1987. 11 с.

2. Гибкая методология разработки. [Электронный ресурс] URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Гибкая методология разработки (дата обращения: 01.06.2022).

3. What is Agile? [Электронный ресурс] URL: https://www.agilealliance.org/agile101 (дата обращения: 01.06.2022).

4. Основополагающие принципы Agile-манифеста. [Электронный ресурс] URL: http://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html (дата обращения: 01.06.2022).

172

5. GoogleTrends [Электронный ресурс] URL: https://trends.google.ru/trends (дата обращения: 01.06.2022).

Костриков Владимир Владимирович, бакалавр, старший оператор, era_1@mil.ru, Россия, Анапа, ФГАУ«ВИТ«ЭРА»

APPLICATION OF THE CASCADE MODEL AND FLEXIBLE METHODOLOGIES IN THE DEVELOPMENT

OF SOFTWARE PROD UCTS

V.V. Kostrikov

When developing modern software products, development methodologies are used, the cascade model and flexible methodologies are among the most used. This article presents the main ideas of these methodologies; indicates the stages of development when using the cascade model; provides statistics on the popularity of search queries on the subject of flexible development methodologies.

Key words: development methodologies, cascade model, flexible development methodologies, development planning, software.

Kostrikov Vladimir Vladimirovich, bachelor, senior operator, era_1@mil.ru, Russia, Anapa, FGAU «MIT «ERA»

УДК 004.03

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-9-173-177

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

И КЛАССИФИКАЦИЯ

А.Э. Наумов, В.Ю. Бровкин, В.Д. Шорин

В данной статье представлен обзор автоматизированных обучающих систем, рассмотрена история их развития и использование подходов при создании. Представлена общая классификация АОС, их обеспечение, преимущества и недостатки использования в современном обществе.

Ключевые слова: АОС, обучение, технологии, обучающие системы, классификация АОС.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) - программное, лингвистическое, методическое и организационное обеспечение на базе ЭВМ средствами познания, предназначенными для индивидуализации обучения (рис. 1). Использование автоматизированной обучающей системы позволяет передавать знания, умения и навыки деятельности с помощью специализированных технических средств и программного обеспечения, установленного на РС. Основу образовательного процесса, данных систем, составляет самостоятельное самообразование, с возможностью использования интерактивных комплексов обучения в свободной форме извлечения необходимых навыков или спланировать индивидуальное расписание занятий с инструктором [1].

История развития АОС. Всю продолжительность формирования АОС можно разделить на несколько этапов, показанных в таблице, которые возможно охарактеризовать, по сравнению с предыдущим, увеличением возможности руководства процесса обучения и облегчением процессов интегрирования с системой обучения.

Началом теории развития образовательного ресурса является 1954 год, с предложением Б. Скиннером концепции программного изучения.

Автоматизация программированного обучения началась с появлением обучающих и контролирующих девайсов разнообразного типа стартовало автоматизированное программное обучение, в которое были внедрены первоначальные средства контролирования, широко применявшиеся в 60-70-е годы (первый этап), но из-за недостаточных способностей имели низкую эффективность обучения (АОС-ВУЗ, АОС-СПОК и т.д.). Вместо жесткой линейной схемы Б. Скиннера, А. Краудер внедрил подход разветвления. Тем самым появляется обратная связь и адаптивность в процессе взаимодействия с АОС (свободного повторение изученного материала). На принципах теории управления Л.А. Растригиным строились АОС, обеспечивающие взаимодействие объекта управления и управляющего устройства, что повлекло к появлению запрограммированных учебников, и устройств, работающие с бланками тестирования, схематичными заданиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.