Научная статья на тему 'Применение карт памяти в процессе преподавания общей физики в техническом вузе'

Применение карт памяти в процессе преподавания общей физики в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТА ПАМЯТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИКИ / MEMORY MAP / THE TEACHING OF PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Тамара Алексеевна, Дроздова Илга Анатольевна

Рассматривается применение карт памяти в процессе преподавания физики в техническом вузе. Целью внедрения технологии карт памяти являются развитие логического мышления у студентов и оптимизация их самостоятельной работы. Приводится оценка результатов применения карт памяти в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of memory maps in teaching of general physicsin technical college

We consider the use of Memory Map in the process of teaching of physics at technical college. The aim of the new technology of Memory Map are the development of logical thinking in students and optimization of their selfpa-bots. We present the results of evaluating the effectiveness of the use of Memory Map in the learning process.

Текст научной работы на тему «Применение карт памяти в процессе преподавания общей физики в техническом вузе»

Методика преподавания физики

УДК 378.147 : 53

Т. А. АРОНОВА И. А. ДРОЗДОВА

Омский государственный университет путей сообщения

ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ ПАМЯТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматривается применение карт памяти в процессе преподавания физики в техническом вузе. Целью внедрения технологии карт памяти являются развитие логического мышления у студентов и оптимизация их самостоятельной работы. Приводится оценка результатов применения карт памяти в учебном процессе.

Ключевые слова: карта памяти, преподавание физики.

В настоящее время актуальными задачами, стоящих перед преподавателями общей физики в техническом вузе, являются, во-первых, развитие навыков логического мышления у студентов младших курсов; во-вторых, внедрение новых методик для оптимизации самостоятельной работы студентов, что обусловлено, с нашей точки зрения, следующими причинами:

1) сокращением количества часов аудиторных занятий в пользу часов, отведенных для самостоятельной работы студентов;

2) неумением большинства первокурсников работать с учебными материалами (учебниками, методическими пособиями и т.п.);

3) не развитыми навыками логического мышления, такими как: анализ, синтез, сравнение, установление связи и т.п.;

4) слабой подготовкой значительной доли первокурсников и связанной с этим их высокой загруженностью в процессе обучения;

5) необходимостью заложить основы самоорганизации и самовоспитания у первокурсников с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Из множества описанных в литературе методик, повышающих эффективность самостоятельной работы студентов, рассмотрим две:

— составление опорных конспектов [1 ];

— составление карт памяти (Mind Map) [2, 3].

Опорные конспекты являются линейными, т.е., как

правило, представляют собой либо краткие емкие записи с рисунками и схемами, выполненные самостоятельно, либо записи с выделенными ключевыми словами, продиктованные преподавателем.

Использование карт памяти в процессе преподавания в нашей стране не так широко распространено, как за рубежом. Карты памяти (Mind Map, интеллект-карты, ментальные карты) основаны на концепции радиантного мышления. В соответствии с этой концепцией, любая информация, поступающая в мозг, представляется в виде центрального объекта, с которым связано множество ассоциаций, которые, в свою

очередь, связаны с другими ассоциациями. Количество ассоциаций, уже использованных человеком, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом человека.

Mind Map, или карты памяти — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Карта памяти реализуется в виде диаграммы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

В настоящее время существует различное программное обеспечение для создания карт памяти, например, программа FreeMind, которая имеется в свободном доступе. FreeMind обладает полностью переведенным на русский язык интерфейсом.

Основное внимание в программе уделено построению радиальных карт для систематизации информации. FreeMind предлагает несколько режимов работы с картой. Основным является режим Mind Map, в котором и происходит создание и редактирование карты. По центру располагается главный элемент карты, задающий ее тему. Далее к нему добавляются дочерние узлы, из которых постепенно и вырастает готовая карта. При создании карты используются средства, недоступные в обычном бумажном варианте. К узлам карты можно привязывать изображения, текстовые документы, другие файлы, ссылки на интернет-страницы. Группу элементов можно связать облаком, которое будет отображаться в виде цветной рамки. Это позволяет логически объединить элементы, не находящиеся в прямой иерархической связи. В ходе работы над картой можно использовать многочисленные условные значки, применяемые в mind mapping. Их коллекция вынесена на специальную панель инструментов сбоку от рабочего листа карты.

При составлении карты памяти по определённой теме (или вопросу) студент сначала выделяет в конспекте лекции или параграфе учебника ключевые слова. Затем из этого набора выбирает основное и связанные с ним семь главных понятий. Между основным

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

Л

электромагнитное взаимодействие

инвариантность

>

свойства

направление

модуль

У

Кулона

электрическая постоянная /*

расстояние коэффициент в СИ

сохранения

- заряд

с

Г

единица измерения

прибутьі г

\ обозначение

вид

отрицательный

положительный

элементарный

точечный

заряженное тело

величина заряда

избыток электронов недостаток электронов

Рис. 1. Карта памяти по теме «Электрический заряд»

Рис. 2. Карта памяти по теме «Колебания»

и остальными понятиями устанавливаются связи, которые изображаются в виде линий или стрелок.

На рис. 1 представлена карта памяти по теме «Электрический заряд», на рис. 2 — по теме «Колебания», составленные с использованием программы «Free Mind».

На занятии по контролю самостоятельной работы студенты получают задание выделить основное понятие данной темы и связанные с ним главные понятия. Этот выбор происходит при коллективном обсуждении. Затем каждый составляет свою карту памяти. Наиболее удачные варианты обсуждаются группой и корректируются. При этом студенты вынуждены вникать в суть обсуждаемых вопросов. Созданные карты памяти студентам разрешается использовать при сдаче коллоквиума.

Преимуществами интеллект-карт являются, с нашей точки зрения:

1) формирование у студентов младших курсов навыков логического мышления: умение выделять главное, анализировать, сравнивать, находить связи;

2) неформальный, творческий подход к изучаемому материалу;

3) возможность каждого студента визуально представить собственное понимание содержания данной темы;

4) использование персонального компьютера.

Для оценки эффективности применения карт

памяти в процессе изучения физики мы сравнили результаты, показанные студентами 1 курса (экспериментальная группа из 25 человек) на двух теоретических коллоквиумах с результатами, показанными студентами контрольной группы (52 человека), не применявших карт памяти. Теоретические коллоквиумы проводились в виде тестов в открытой форме и оценивались по 15-балльной шкале. Среднее количество баллов, набранных студентами экспериментальной группы, оказалось на 12% выше среднего количества баллов, набранных студентами контрольной группы. Кроме того, студенты, самостоятельно подготовившие к коллоквиуму карты памяти,

набирали не менее 14 из максимально возможных 15 баллов. На основании полученных результатов мы пришли к следующим выводам:

1) наибольший эффект дает применение карт памяти студентами, имеющими высокий уровень мотивации к изучению физики;

2) новая методика работы с учебным материалом, связанная с применением FreeMind, приводит к повышению мотивации к изучению физики у более слабых студентов;

3) обучение студентов составлению карт памяти и применение Mind Map при подготовке к теоретическим коллоквиумам и экзаменам дает положительные результаты, так как при их использовании реализуется системный принцип запоминания информации;

4) применение технологии Mind Map позволяет формировать навыки логического мышления у первокурсников.

Библиографический список

1. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учителей / А. А. Гин / Гомель : Сож, 1999. — 72 с.

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. — Минск, 2003. — 183 с.

3. Мюллер, Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. — М. : Омега-Л, 2007. - 110 с.

АРОНОВА Тамара Алексеевна, кандидат физикоматематических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики и химии.

Адрес для переписки: e-mail: tamara.aronova@yandex.m ДРОЗДОВА Илга Анатольевна, кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры физики и химии.

Адрес для переписки: e-mail: drozdovailga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2010 г.

© Т. А. Аронова, И. А. Дроздова

УДК 378- 147: 004 9: 539 2 Л. Ф. КАЛИСТРАТОВА

Н. П. КАЛИСТРАТОВА В. К. ВОЛКОВА

Омский государственный технический университет

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРС «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ФИЗИКИ ТВЕРДОГО ТЕЛА»______________

Рассмотрено применение некоторых информационных технологий в процессе преподавания раздела «Специальные главы физики твёрдого тела» в курсе общей физики. Среди них создание мультимедийных лекций и учебных пособий, комплекс обычных и виртуальных лабораторных работ, тестовый контроль промежуточных знаний, электронный экзамен. Ключевые слова: мультимедийная лекция, тест, электронный экзамен, реферат, компьютер.

Всеобъемлющая компьютеризация общества, формирование единого информационного пространства, наблюдаемое в последнее десятилетие, неизбежным образом отразилось на индивидуальных качествах человека. Эти изменения затрагивают, прежде всего, поколение студенческого возраста и школьников. За последнее десятилетие заметно снизился уровень знаний абитуриентов по физике и математике. Это сразу отразилось на владении навыками умственной работы среди первокурсников. Традиционные методы построения учебного процесса и изложения материала стали малоэффективными. Альтернативой сложившейся ситуации является привлечение информационных технологий и инноваций во все направления образовательной деятельности [1, 2].

В настоящее время многие образовательные технологии используют в качестве основного инструмента персональный компьютер. На его основе создают мультимедийные лекции, виртуальные мультимедийные модели процессов, виртуальные лабораторные работы, электронные методические комплексы по отдельным дисциплинам, а также электронные экзамены.

Для повышения качества учебного процесса на кафедре физики нашего университета применяют различные формы современных информационных технологий, которые в значительной мере создают условия для обучения студентов как на аудиторных занятиях, так и для их самостоятельной работы. Эти формы отдельно касаются всех видов учебной

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.