Научная статья на тему 'Применение качественной опоры в обучении иностранному/неродному языку'

Применение качественной опоры в обучении иностранному/неродному языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
75
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / МОТОРИКА / ЖЕСТИКА / LEARNING A FOREIGN LANGUAGE / PRONUNCIATION SKILLS / LANGUAGE DEVELOPMENT / MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Анна Николаевна

Данная статья рассматривает возможность использования добавочных опор в обучении иностранному языку. Проведенное исследование позволяет утверждать, что существует закономерность в развитии движений кистей рук, прежде всего рабочей/правой руки, и артикуляционного аппарата, которая может быть использована для совершенствования произносительных навыков у школьников и студентов, а также для людей, имеющих логопедические проблемы или отклонения, связанные со слухом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Попова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение качественной опоры в обучении иностранному/неродному языку»

Применение качественной опоры в обучении иностранному/неродному языку

Попова А. Н.

Попова Анна Николаевна /Popova Anna Nikolaevna - студент, кафедра немецкого языка, отделение «Теория и методика преподавания иностранных языков», Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: данная статья рассматривает возможность использования добавочных опор в обучении иностранному языку. Проведенное исследование позволяет утверждать, что существует закономерность в развитии движений кистей рук, прежде всего рабочей/правой руки, и артикуляционного аппарата, которая может быть использована для совершенствования произносительных навыков у школьников и студентов, а также для людей, имеющих логопедические проблемы или отклонения, связанные со слухом. Abstract: this article examines the possibility of using high-quality support in the learning of a foreign language. Manufactured study suggests that there is a pattern in the development of the movement of hands and articulation apparatus, which can be used to improve pronunciation skills in pupils and students, as well as for people with speech therapy problems or hearing loss.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, произносительные навыки, развитие речи, моторика, жестика.

Keywords: learning a foreign language, pronunciation skills, language development, motor skills.

Обучение иностранному языку, как известно, требует значительных затрат усилий и времени. В процессе изучения неродного языка человек должен усвоить определенный фонетический и лексический минимум, а также правила связи языковых единиц - грамматику. Если лексические единицы усваиваются путем систематизации и построения ассоциативного ряда, то с фонетическими единицами языка все происходит значительно труднее.

Трудности в обучении произношению обусловлены физиологическими, лингвистическими и психологическими факторами. Человеческая речь - это бессознательная деятельность, которая регулируется процессами, протекающими в нашем головном мозге, при этом возникает вопрос о характере овладения бессознательными процессами порождения речи. Прежде всего, современное обучение произносительным навыкам строится на имитации звуковых единиц неродного языка, однако данный подход является крайне неточным, так как: во-первых, фонетические символы разных языков часто не совпадают и тем более не имеют общих закономерностей звукового ряда, во-вторых, человек слышит звуки другой речи, автоматически сравнивая их со звуками своего родного языка, и имитирует согласно «родному» фонетическому коду. Данное явление называется «фонологичностью слуха», впервые этот термин был введен Е. В. Поливановым [4]. И, наконец, если человек «сымитировал» какое-то слово неправильно и запомнил его, то его будет преследовать ошибка, и он будет, скорее всего, не понятым носителем языка. А что касается людей, у которых есть проблемы со слухом, или тех, у которых есть какие-то логопедические проблемы? Изучение иностранного языка для людей с недостатками практически невозможно?

Тут и возникает потребность в наличии опоры, которая была бы связана с артикуляционными возможностями, но в меньшей мере зависела бы от слуха. Такой опорой в изучении и обучении иностранного (неродного) языка может стать моторика (или жестика), особенности такой опоры мы рассмотрим подробнее.

Психологи установили, что 75 % информации ребенок получает посредством зрительных и тактильных ощущений. Складывается образ предмета, и только потом он соотносится со своим названием. Изучением данного процесса усвоения родного языка занималась Кольцова М. М. Она выдвинула теорию связи всех органов чувств и названия самого предмета, то есть его «словесное воплощение». Например, чтобы ребенок понял, что такое «стул», ему надо потрогать его, ощутить его текстуру, гладкость и твердость, измерить его высоту и ширину, так он получает основные сведения о данном предмете и, уже потом может связать сего образ с определенным словом [1]. Российский ученый И. М. Сеченов приводил известный пример с колокольчиком: маленький ребенок видит этот предмет — получает зрительный образ, трогает его — возникает осязательный образ, колокольчик издает звук — добавляется слуховой образ, и, наконец, взрослый говорит: «динь-динь». Сеченов подводил итог: из последовательного ряда рефлексов получается представление о предмете, знание в элементарной форме. Он рассматривал этот процесс как следствие слияния нескольких рефлексов [5].

Какую же роль здесь играет движение? Сеченов предполагал, что ко всем ощущениям ребенка добавляется еще и мышечное чувство: можно смотреть и не слушать, нюхать или трогать, не глядя, но все сопровождается движением! Действительно, глаза обращаются в сторону объекта наблюдения, обегают его контур, следят за его перемещением, а это все движения. Звуки тоже вызывают движение в сторону источника звука, происходит настройка мышц гортани на тональность действующих звуковых раздражений и т. д.

Ученые выяснили, что в головном мозге любое воздействие — зрительное, звуковое, осязательное — обязательно вызывает повышение возбудимости двигательной области головного мозга. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ, слияние (синтез) происходит, прежде всего, в двигательной области, двигательные компоненты всех полученных зрительных, слуховых и других ощущений связываются в первую очередь. Значит, когда ребенок трогает предмет и слышит, как он называется, происходит слияние образов, и он получает целостное представление о предмете.

Таким образом, мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единый образ.

Именно движение помогает ребенку усваивать родную речь. Существует теория, согласно которой в доисторические времена люди общались при помощи жестов, которые затем начали сопровождаться выкриками и возгласами. Прошли тысячелетия, пока появилась речь, но она долгое время была связана с жестами и мимикой людей. Самые движения пальцев рук постепенно развивались и усложнялись, возникали профессии, которые требовали тонкой и кропотливой работы. Вследствие этого происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие речи и моторики шло у человека параллельно. Таким же образом развивается и речь ребенка. Сначала происходит развитие моторики рук, когда же она достигает определённого уровня развития (ребенок может работать с мелкими деталями), начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук сопровождает первый этап в формировании речи.

Почему же не взять за опору - моторику (или жестику). Под моторикой понимают совокупность двигательной мышечной активности организма или отдельных органов, последовательность движений которой направлена на выполнение определенных задач. Моторику делят на мелкую и крупную, а также существует моторика определенных органов. Моторику можно использовать в качестве качественной основы для изучения иностранного языка, так как мышечная активность помогает контролировать артикуляцию [2]. Определенные движения пальцев рук у взрослых могут помочь не только в освоении неродного языка, но и улучшить образное восприятие речи.

Литература

1. КольцоваМ. М. Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия», 1973.

2. Величкова Л. В. Путь к языку. Данные речевого онтогенеза. Билингвизм. / Л. В. Величкова, О. В. Абакумова / под ред. проф. Л. В. Величковой; Воронеж. гос. ун-т. — Воронеж: издательскополиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. — 58 с.

3. Лобанов В. А. Фонологический слух и особенности восприятия слов неродного языка. Ивановская государственная медицинская академия.

4. Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. Под редакцией А. А. Леонтьева.

5. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. // Сеченов И. М. Избр. труды. М., 1947.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.