ПРИМЕНЕНИЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
1 2 Малышева М.А. , Иванова Л.Н.
1Малышева Маргарита Александровна - студент, юридический факультет;
2Иванова Лидия Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Приволжский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье рассматриваются правовые положения воспитания несовершеннолетних, которые осуждены к наказанию и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества с целью профилактики повторных противоправных деяний. Исследуются формы и методы профилактической работы, осуществляемой уголовно-исполнительными инспекциями.
Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, правовое воспитание несовершеннолетних, меры уголовно-правового характера, наказание без изоляции от общества, профилактика криминализации, уголовно-исполнительная комиссия.
APPLICATION OF CRIMINAL LAW MEASURES TO MINORS THAT ARE NOT RELATED TO ISOLATION FROM SOCIETY Malysheva MA.1, Ivanova L.N.2
1Malysheva Margarita Aleksandrovna - Student, FACULTY OF LAW;
2Ivanova Lidiya Nikolaevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF HUMANITIES AND SOCIO-ECONOMIC DISCIPLINES,
VOLGA BRANCH
FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, NIZHNY NO VGOROD
Abstract: the article examines the legal provisions of the upbringing of minors who are sentenced to punishment and measures of a criminal nature without isolation from society in order to prevent repeated illegal acts. The forms and methods of preventive work carried out by penal enforcement inspections are investigated.
Keywords: juvenile delinquency, legal education of minors, criminal law measures, punishment without isolation from society, prevention of criminalization, penal enforcement commission.
УДК 343.1
Преступность несовершеннолетних требует к себе особое внимание, потому как ее состояние определят перспективы существования правого порядка в нашей стране. Не всегда в отношении несовершеннолетних преступников происходит защита их законных прав и интересов. Снижению детской преступности могут способствовать превентивные меры борьбы с данным социальным явлением.
Преступность несовершеннолетних имеет национальные особенности, что отражается в историю формирования института привлечения к ответственности, в настоящее время задачи развития правового государства требуют внедрения новых инструментов ее предупреждения [5, с. 42]. Нормы международного права содержат рекомендации применения альтернативных мер наказания к несовершеннолетним преступникам, которые не ограничивают их от общества [8, с. 78-87]. России, как любой другой стране, необходимо применять к несовершеннолетним весь диапазон существующих мер, альтернативных лишению свободы и разрабатывать новые альтернативные меры с учетом требований безопасности общества (п. 17 Пекинских правил). Правила определяют помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение, как крайнюю меру наказания (п. 19) [3]. В исследованиях отмечается значение Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних, в частности, утверждается, что «участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность» [1, с. 23].
Применение мер наказания без изоляции от общества к несовершеннолетним преступникам осуществляется специализированными (ювенальными) судами, которые рассматривают их уголовные дела, уделяя внимание воспитательному воздействию судебного процесса на несовершеннолетнего [2].
Другим направлением профилактики преступлений несовершеннолетних является работа сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Специфика превентивной работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с осужденными несовершеннолетнего возраста определяется такими основополагающими началами
их деятельности, как законность; главенство прав и свобод человека и гражданина; гуманность в отношении подростков, преступивших закон; приоритет цели исправления при исполнении наказания; приучение несовершеннолетних осужденных к активной трудовой деятельности; личностный подход, т. е. видение в каждом осужденном личности, ее положительных качеств; привлечение к работе с подростками религиозных организаций и объединений, благотворительных фондов, родителей или других родственников [9, с. 3177].
В 2020 году уголовно-исполнительной комиссией на территории Нижнего Новгорода было проведено 170 заседаний (в 2019 году - 147), на которых рассмотрено 2648 материалов в отношении 2654 лиц. Из них: 1208 в отношении несовершеннолетних (в 2019 году - на 1297 лиц), 1406 - в отношении родителей (в 2019 году -1397), 40 - в отношении иных лиц (на 55 лиц).
Рассмотрены материалы по делам несовершеннолетних в 2020 году: 1112 дела по административным правонарушениям, 264 определения об отказе в возбуждении дела об административной ответственности, 36 материалов об общественно опасных деяниях, 6 сообщений из общеобразовательных организаций, 2 материала суда и 2 перевода в вечернюю школу [6].
Из общего количества рассмотренных комиссиями материалов 2075 (79%) - дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 1549 человек, из них 421 несовершеннолетний, 1101 родитель (законный представитель), 27 - иные лица. Рассмотрено 8 случаев по информации образовательных организаций, 6 - материалов, поступивших из суда, 2 материала по вопросам перевода подростков в вечернюю школу [6].
Комиссия рассмотрела материалы в отношении несовершеннолетних - 1399 дел, в отношении родителей -1396 дел и в отношении иных лиц - 55 дел. Значимая часть вопросов, рассматриваемых комиссиями, связана с организацией и проведением индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. По данным комиссии было поставлено на учет 247 семей, снято с учета 57 семей, 132 подростка поставлено на учет, 106 подростка снято с учета.
В целом сотрудниками данных подразделений в пределах их профессиональных обязанностей проводится превентивно-воспитательная работа с подростками по прекращению ими преступных деяний, а также деятельность по их трудоустройству. Так, осужденный несовершеннолетний в воспитательных целях может быть трудоустроен грузчиком, помощником по хозяйству, сборщиком или сортировщиком мусора и т. п. с тем, чтобы он мог заниматься исправительными работами на благо общества.
Предупредительная работа сотрудников уголовно-исполнительных инспекций начинается с исследования личностных качеств несовершеннолетнего, его морально-нравственных и ценностных ориентиров для определения пути его возможного исправления. Особую роль в общении с подростком играет наличие у сотрудников специальных знаний в области психологии и опыт работы с несовершеннолетними, что способствует выстраиванию коммуникативного контакта и в ряде случаев доверительных отношений с осужденным.
Изучение непосредственного социального окружения подростка, специфики отношений в семье и коллективе, где он учится или работает, позволяет не только составить «социальный портрет» осужденного, но и дает возможность оказывать помощь в разрешении конфликтов и споров, предупреждая его возможную криминализацию в будущем [7, с. 5829].
Реализуя превентивную деятельность с несовершеннолетними, в том числе направленную на закрепление позитивных черт личности, воспитания культуры поведения и общения, способствующую выработке способностей к преодолению деструктивных желаний и потребностей, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций должны исходить из специфики социально-психологических особенностей несовершеннолетних, и того обстоятельства, что большинство преступлений, совершаемых подростками, имеют корыстную направленность. При совершении несовершеннолетним преступления в организованной преступности или группе лиц для превентивной работы значение имеет актуальная информация о других участниках совместной преступной деятельности (местонахождение, наличие связей с осужденным и т. п.).
Среди форм и методов профилактической работы с подростками можно назвать их морально-нравственное воспитание и культурно-эстетическое просвещение. «Житейская мораль» несовершеннолетнего, имеющего девиантное (в том числе преступное) прошлое, нуждается в коррекции и перевоспитании. Поэтому объяснение подростку основных категорий и норм морали, существующей в обществе, будет способствовать формированию правильных этических стереотипов поведения и социально позитивных моральных убеждений. Культурно-эстетическое просвещение даст основу несовершеннолетним, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, для постижения духовных ценностей и культурного достояния нашего общества.
Методами превентивной работы с несовершеннолетними, преступившими закон, являются также правовое просвещение и воспитание. Знания о действующем праве и его историческом становлении не только ложатся в основу правового сознания подростка, но получают реализацию в его поведении, эталоном которого должно быть законопослушание. Развитие правосознания подростка способствует восприятию и принятию норм действующего права, осознанию неотвратимости наказания в случае совершения преступления.
Правовое просвещение проводится в двух формах: индивидуальной и групповой. Индивидуально - с подростками, уже преступившими уголовный закон, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций проводят беседы (собеседования), в ходе которых формируется готовность к неукоснительному выполнению требований закона. Групповая форма работы предполагает выступления (беседы, лекции) по правовым вопросам в трудовых (учебных) коллективах, где они работают или обучаются. Правовое просвещение возможно также через
средства массовой информации и Интернет, а также путем размещения информации правового характера в помещениях уголовно-исполнительных инспекций.
Пропаганда спорта и физической культуры в ходе воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, также может быть рассмотрена как один из способов профилактической деятельности. Сегодня заниматься собственным физическим совершенствованием становится модно. В то же время посещение спортивных секций сопряжено со значительными материальными затратами, поэтому далеко не все несовершеннолетние могут это себе позволить. Открытие бесплатных секций для таких подростков могло бы способствовать их дополнительной занятости и уменьшению свободного времени, в которое несовершеннолетний предоставлен сам себе и может попасть под влияние старших лиц, в том числе с активными криминальными интересами.
К числу профилактических форм работы с несовершеннолетними также относятся мероприятия по предотвращению такой формы девиантного поведения, как наркомания. С этой целью сотрудники уголовно-исполнительных инспекций проводят беседы с подростками либо приглашают работников медицинских учреждений. Подросток должен получить полную информацию о негативном влиянии на организм человека употребления наркотических средств, алкогольных напитков, табакокурения и их аналогов.
Уголовно-исполнительные инспекции реализуют деятельностный подход к исполнению таких видов наказаний, как обязательные и исправительные работы. Приучение несовершеннолетних осужденных к труду предполагает бережное отношения к его результатам, умение работать в коллективе и укрепление трудовой дисциплины. Вырабатывается психоэмоциональная готовность к выполнению трудовых обязанностей, прививаются первичные трудовые навыки, уважение к чужому труду. При исполнении этих видов наказания в рамках профилактической работы сотрудники уголовно-исполнительных инспекций учитывают уровень образованности подростка, наличие (или отсутствие) желания совершенствовать полученные знания, опыт и навыки. Важно закладывать желание к приобретению тех специальностей, которые во взрослой жизни могут стать основой для самостоятельной трудовой деятельности после отбытия наказания в виде обязательных и исправительных работ.
Характеризуя профилактическую роль такого наказания как ограничение свободы, следует отметить, что его назначение несовершеннолетним способствует пресечению преступных контактов, исключает возможность передачи преступного опыта в условиях пенитенциария. Подростки в большей степени, чем взрослые, подвержены влиянию непосредственного окружения, в том числе (и в первую очередь) негативному, они легче поддаются воздействию лиц с криминальным опытом. Так, по данным мониторинга криминальной ситуации в России с 2017 г. растут абсолютные показатели числа несовершеннолетних, совершивших преступления в составе организованных групп или преступных сообществ; в 2018 г. прирост составил 17,3 % [4, с. 88]. Данный вид уголовного наказания, с одной стороны, препятствует вовлечению подростков в активную преступную деятельность, а с другой, не предполагает столь строгую изоляцию от общества, как, к примеру, при лишении свободы, что позволяет сохранить социально значимые связи подростка с родителями и другими родственниками.
В заключение отметим, что состояние преступности несовершеннолетних выступает значимым индикатором благополучия (неблагополучия) общества и государства, поэтому своевременная профилактическая работа с подростками, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, может дать ростки для их законопослушного поведения в будущем. Рассмотренные формы и методы превентивной деятельности в отношении несовершеннолетних преступников могут быть реализованы как в комплексе, так и с учетом индивидуального подхода к конкретному подростку, исходя из его интересов, тех его качеств личности, которые остались сохранными, не подверглись нравственной и социальной деформации.
Список литературы / References
1. Ильичёв И.Е., Лазарева С.А. Защита детства в нормах международного права // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, 2019. № 1. С. 9-25.
2. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года // Официальный сайт Правительства РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 16.07.2021).
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты 29. 11. 1985Резолюцией 40/33Генеральной Ассамблеи ООН // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. un. org/ru/documents/decl conv/conventions/beijing rules/ (дата обращения 16.07.2021).
4. Мониторинг криминальной ситуации в 2018 году и основные направления профилактической деятельности в Российской Федерации на 2019 год: аналитический обзор / М.В. Гончарова [и др. ]. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2019. 88 с.
5. Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право, 2006. № 5. С. 41-43.
6. Отчет уголовно-исполнительной комиссии по делам несовершеннолетних за 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //52. мвд. рф/gumvd/otchetkomissii/ (дата обращения 30.07.2021).
7. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства РФ, 11.11.2013. № 45. Ст. 5829.
8. Рогова Е.В., Гайдай М.К. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних // Вестник ВосточноСибирского института МВД России, 2019. № 4. С. 78-87.
9. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.