Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА'

ПРИМЕНЕНИЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
преступность несовершеннолетних / правовое воспитание несовершеннолетних / меры уголовно-правового характера / наказание без изоляции от общества / профилактика криминализации / уголовно-исполни¬тельная комиссия. / juvenile delinquency / legal education of minors / criminal law measures / punishment without isolation from society / prevention of criminalization / penal enforcement commission.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малышева Маргарита Александровна, Иванова Лидия Николаевна

в статье рассматриваются правовые положения воспитания несовершеннолетних, которые осуждены к наказанию и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества с целью профилактики повторных противоправных деяний. Исследуются формы и методы профилактической работы, осуществляемой уголовно-исполнительными инспекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малышева Маргарита Александровна, Иванова Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CRIMINAL LAW MEASURES TO MINORS THAT ARE NOT RELATED TO ISOLATION FROM SOCIETY

the article examines the legal provisions of the upbringing of minors who are sentenced to punishment and measures of a criminal nature without isolation from society in order to prevent repeated illegal acts. The forms and methods of preventive work carried out by penal enforcement inspections are investigated.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА»

ПРИМЕНЕНИЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

1 2 Малышева М.А. , Иванова Л.Н.

1Малышева Маргарита Александровна - студент, юридический факультет;

2Иванова Лидия Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Приволжский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье рассматриваются правовые положения воспитания несовершеннолетних, которые осуждены к наказанию и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества с целью профилактики повторных противоправных деяний. Исследуются формы и методы профилактической работы, осуществляемой уголовно-исполнительными инспекциями.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, правовое воспитание несовершеннолетних, меры уголовно-правового характера, наказание без изоляции от общества, профилактика криминализации, уголовно-исполнительная комиссия.

APPLICATION OF CRIMINAL LAW MEASURES TO MINORS THAT ARE NOT RELATED TO ISOLATION FROM SOCIETY Malysheva MA.1, Ivanova L.N.2

1Malysheva Margarita Aleksandrovna - Student, FACULTY OF LAW;

2Ivanova Lidiya Nikolaevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF HUMANITIES AND SOCIO-ECONOMIC DISCIPLINES,

VOLGA BRANCH

FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE, NIZHNY NO VGOROD

Abstract: the article examines the legal provisions of the upbringing of minors who are sentenced to punishment and measures of a criminal nature without isolation from society in order to prevent repeated illegal acts. The forms and methods of preventive work carried out by penal enforcement inspections are investigated.

Keywords: juvenile delinquency, legal education of minors, criminal law measures, punishment without isolation from society, prevention of criminalization, penal enforcement commission.

УДК 343.1

Преступность несовершеннолетних требует к себе особое внимание, потому как ее состояние определят перспективы существования правого порядка в нашей стране. Не всегда в отношении несовершеннолетних преступников происходит защита их законных прав и интересов. Снижению детской преступности могут способствовать превентивные меры борьбы с данным социальным явлением.

Преступность несовершеннолетних имеет национальные особенности, что отражается в историю формирования института привлечения к ответственности, в настоящее время задачи развития правового государства требуют внедрения новых инструментов ее предупреждения [5, с. 42]. Нормы международного права содержат рекомендации применения альтернативных мер наказания к несовершеннолетним преступникам, которые не ограничивают их от общества [8, с. 78-87]. России, как любой другой стране, необходимо применять к несовершеннолетним весь диапазон существующих мер, альтернативных лишению свободы и разрабатывать новые альтернативные меры с учетом требований безопасности общества (п. 17 Пекинских правил). Правила определяют помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение, как крайнюю меру наказания (п. 19) [3]. В исследованиях отмечается значение Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних, в частности, утверждается, что «участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность» [1, с. 23].

Применение мер наказания без изоляции от общества к несовершеннолетним преступникам осуществляется специализированными (ювенальными) судами, которые рассматривают их уголовные дела, уделяя внимание воспитательному воздействию судебного процесса на несовершеннолетнего [2].

Другим направлением профилактики преступлений несовершеннолетних является работа сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Специфика превентивной работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с осужденными несовершеннолетнего возраста определяется такими основополагающими началами

их деятельности, как законность; главенство прав и свобод человека и гражданина; гуманность в отношении подростков, преступивших закон; приоритет цели исправления при исполнении наказания; приучение несовершеннолетних осужденных к активной трудовой деятельности; личностный подход, т. е. видение в каждом осужденном личности, ее положительных качеств; привлечение к работе с подростками религиозных организаций и объединений, благотворительных фондов, родителей или других родственников [9, с. 3177].

В 2020 году уголовно-исполнительной комиссией на территории Нижнего Новгорода было проведено 170 заседаний (в 2019 году - 147), на которых рассмотрено 2648 материалов в отношении 2654 лиц. Из них: 1208 в отношении несовершеннолетних (в 2019 году - на 1297 лиц), 1406 - в отношении родителей (в 2019 году -1397), 40 - в отношении иных лиц (на 55 лиц).

Рассмотрены материалы по делам несовершеннолетних в 2020 году: 1112 дела по административным правонарушениям, 264 определения об отказе в возбуждении дела об административной ответственности, 36 материалов об общественно опасных деяниях, 6 сообщений из общеобразовательных организаций, 2 материала суда и 2 перевода в вечернюю школу [6].

Из общего количества рассмотренных комиссиями материалов 2075 (79%) - дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 1549 человек, из них 421 несовершеннолетний, 1101 родитель (законный представитель), 27 - иные лица. Рассмотрено 8 случаев по информации образовательных организаций, 6 - материалов, поступивших из суда, 2 материала по вопросам перевода подростков в вечернюю школу [6].

Комиссия рассмотрела материалы в отношении несовершеннолетних - 1399 дел, в отношении родителей -1396 дел и в отношении иных лиц - 55 дел. Значимая часть вопросов, рассматриваемых комиссиями, связана с организацией и проведением индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. По данным комиссии было поставлено на учет 247 семей, снято с учета 57 семей, 132 подростка поставлено на учет, 106 подростка снято с учета.

В целом сотрудниками данных подразделений в пределах их профессиональных обязанностей проводится превентивно-воспитательная работа с подростками по прекращению ими преступных деяний, а также деятельность по их трудоустройству. Так, осужденный несовершеннолетний в воспитательных целях может быть трудоустроен грузчиком, помощником по хозяйству, сборщиком или сортировщиком мусора и т. п. с тем, чтобы он мог заниматься исправительными работами на благо общества.

Предупредительная работа сотрудников уголовно-исполнительных инспекций начинается с исследования личностных качеств несовершеннолетнего, его морально-нравственных и ценностных ориентиров для определения пути его возможного исправления. Особую роль в общении с подростком играет наличие у сотрудников специальных знаний в области психологии и опыт работы с несовершеннолетними, что способствует выстраиванию коммуникативного контакта и в ряде случаев доверительных отношений с осужденным.

Изучение непосредственного социального окружения подростка, специфики отношений в семье и коллективе, где он учится или работает, позволяет не только составить «социальный портрет» осужденного, но и дает возможность оказывать помощь в разрешении конфликтов и споров, предупреждая его возможную криминализацию в будущем [7, с. 5829].

Реализуя превентивную деятельность с несовершеннолетними, в том числе направленную на закрепление позитивных черт личности, воспитания культуры поведения и общения, способствующую выработке способностей к преодолению деструктивных желаний и потребностей, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций должны исходить из специфики социально-психологических особенностей несовершеннолетних, и того обстоятельства, что большинство преступлений, совершаемых подростками, имеют корыстную направленность. При совершении несовершеннолетним преступления в организованной преступности или группе лиц для превентивной работы значение имеет актуальная информация о других участниках совместной преступной деятельности (местонахождение, наличие связей с осужденным и т. п.).

Среди форм и методов профилактической работы с подростками можно назвать их морально-нравственное воспитание и культурно-эстетическое просвещение. «Житейская мораль» несовершеннолетнего, имеющего девиантное (в том числе преступное) прошлое, нуждается в коррекции и перевоспитании. Поэтому объяснение подростку основных категорий и норм морали, существующей в обществе, будет способствовать формированию правильных этических стереотипов поведения и социально позитивных моральных убеждений. Культурно-эстетическое просвещение даст основу несовершеннолетним, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, для постижения духовных ценностей и культурного достояния нашего общества.

Методами превентивной работы с несовершеннолетними, преступившими закон, являются также правовое просвещение и воспитание. Знания о действующем праве и его историческом становлении не только ложатся в основу правового сознания подростка, но получают реализацию в его поведении, эталоном которого должно быть законопослушание. Развитие правосознания подростка способствует восприятию и принятию норм действующего права, осознанию неотвратимости наказания в случае совершения преступления.

Правовое просвещение проводится в двух формах: индивидуальной и групповой. Индивидуально - с подростками, уже преступившими уголовный закон, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций проводят беседы (собеседования), в ходе которых формируется готовность к неукоснительному выполнению требований закона. Групповая форма работы предполагает выступления (беседы, лекции) по правовым вопросам в трудовых (учебных) коллективах, где они работают или обучаются. Правовое просвещение возможно также через

средства массовой информации и Интернет, а также путем размещения информации правового характера в помещениях уголовно-исполнительных инспекций.

Пропаганда спорта и физической культуры в ходе воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям без изоляции от общества, также может быть рассмотрена как один из способов профилактической деятельности. Сегодня заниматься собственным физическим совершенствованием становится модно. В то же время посещение спортивных секций сопряжено со значительными материальными затратами, поэтому далеко не все несовершеннолетние могут это себе позволить. Открытие бесплатных секций для таких подростков могло бы способствовать их дополнительной занятости и уменьшению свободного времени, в которое несовершеннолетний предоставлен сам себе и может попасть под влияние старших лиц, в том числе с активными криминальными интересами.

К числу профилактических форм работы с несовершеннолетними также относятся мероприятия по предотвращению такой формы девиантного поведения, как наркомания. С этой целью сотрудники уголовно-исполнительных инспекций проводят беседы с подростками либо приглашают работников медицинских учреждений. Подросток должен получить полную информацию о негативном влиянии на организм человека употребления наркотических средств, алкогольных напитков, табакокурения и их аналогов.

Уголовно-исполнительные инспекции реализуют деятельностный подход к исполнению таких видов наказаний, как обязательные и исправительные работы. Приучение несовершеннолетних осужденных к труду предполагает бережное отношения к его результатам, умение работать в коллективе и укрепление трудовой дисциплины. Вырабатывается психоэмоциональная готовность к выполнению трудовых обязанностей, прививаются первичные трудовые навыки, уважение к чужому труду. При исполнении этих видов наказания в рамках профилактической работы сотрудники уголовно-исполнительных инспекций учитывают уровень образованности подростка, наличие (или отсутствие) желания совершенствовать полученные знания, опыт и навыки. Важно закладывать желание к приобретению тех специальностей, которые во взрослой жизни могут стать основой для самостоятельной трудовой деятельности после отбытия наказания в виде обязательных и исправительных работ.

Характеризуя профилактическую роль такого наказания как ограничение свободы, следует отметить, что его назначение несовершеннолетним способствует пресечению преступных контактов, исключает возможность передачи преступного опыта в условиях пенитенциария. Подростки в большей степени, чем взрослые, подвержены влиянию непосредственного окружения, в том числе (и в первую очередь) негативному, они легче поддаются воздействию лиц с криминальным опытом. Так, по данным мониторинга криминальной ситуации в России с 2017 г. растут абсолютные показатели числа несовершеннолетних, совершивших преступления в составе организованных групп или преступных сообществ; в 2018 г. прирост составил 17,3 % [4, с. 88]. Данный вид уголовного наказания, с одной стороны, препятствует вовлечению подростков в активную преступную деятельность, а с другой, не предполагает столь строгую изоляцию от общества, как, к примеру, при лишении свободы, что позволяет сохранить социально значимые связи подростка с родителями и другими родственниками.

В заключение отметим, что состояние преступности несовершеннолетних выступает значимым индикатором благополучия (неблагополучия) общества и государства, поэтому своевременная профилактическая работа с подростками, осужденными к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, может дать ростки для их законопослушного поведения в будущем. Рассмотренные формы и методы превентивной деятельности в отношении несовершеннолетних преступников могут быть реализованы как в комплексе, так и с учетом индивидуального подхода к конкретному подростку, исходя из его интересов, тех его качеств личности, которые остались сохранными, не подверглись нравственной и социальной деформации.

Список литературы / References

1. Ильичёв И.Е., Лазарева С.А. Защита детства в нормах международного права // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, 2019. № 1. С. 9-25.

2. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года // Официальный сайт Правительства РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 16.07.2021).

3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты 29. 11. 1985Резолюцией 40/33Генеральной Ассамблеи ООН // Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. un. org/ru/documents/decl conv/conventions/beijing rules/ (дата обращения 16.07.2021).

4. Мониторинг криминальной ситуации в 2018 году и основные направления профилактической деятельности в Российской Федерации на 2019 год: аналитический обзор / М.В. Гончарова [и др. ]. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2019. 88 с.

5. Нигматуллин Р.В. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и проблемы координации международного сотрудничества по борьбе с преступностью // Международное публичное и частное право, 2006. № 5. С. 41-43.

6. Отчет уголовно-исполнительной комиссии по делам несовершеннолетних за 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //52. мвд. рф/gumvd/otchetkomissii/ (дата обращения 30.07.2021).

7. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Собрание законодательства РФ, 11.11.2013. № 45. Ст. 5829.

8. Рогова Е.В., Гайдай М.К. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних // Вестник ВосточноСибирского института МВД России, 2019. № 4. С. 78-87.

9. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.